Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 19:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 179.96 Кб (Скачать файл)

Двухпартийная система – это наличие 2-х сильных политических партий, каждая из которых имеет возможность победить на выборах и сформировать своё правительство. Наиболее ярким примером двухпартийной системы является существование в США демократической и республиканской партий. Также это Великобритания, Канада, Австралия.

Многопартийная система – в государстве существует 3 и более партий. Эта система наиболее типична для парламентской формы правления, и в силу того, что ни одна из партий не способна завоевать поддержку большинства избирателей, они участвуют в создании коалиционного правительства. В настоящее время  большинство западных стран практикует многопартийность в различном объёме: от 12 партий в Нидерландах, до 4 в странах Скандинавии, или 3 партий в Бельгии, ФРГ, Австрии. Промежуточную ситуацию можно наблюдать в таких странах, как Италия, или Франция. В этих странах обычно формируются коалиционные правительства.

Вопрос 24.

Становление партийной системы в Республике Беларусь

Формально начало белорусской многопартийности было положено в 1991 году, когда был зарегистрирован целый ряд политических партий. Среди них были такие организации, как Объединенная демократическая партия Беларуси, Белорусская Социал-демократическая Грамада, которые в своих программных документах открыто заявили о неприятии коммунистической идеи и стремлении влиять на власть и добиваться власти. Заметим также, что в том же 1991 году был зарегистрирован и Белорусский народный фронт, который к тому времени уже имел почти двухлетний опыт политической деятельности (учредительный съезд БНФ состоялся в 1989 году). С этого момента процесс появления новых политических партий приобрел необходимую динамику. Так, в 1994 году было зарегистрировано уже 17 партий, в 1995 - 29, в 1998 - 41.

Становление политических партий в Беларуси имело свои особенности. Их возникновение в большей мере было обусловлено внешними факторами и импульсами. Разумеется, мы говорим о внешнем влиянии с известной долей условности, поскольку имеем в виду не только проникновение западных ценностей и стандартов политической жизни, но и те политические процессы, которые имели место в соседних республиках тогда еще единого государства. Прежде всего, мы имеем в виду становление национальных фронтов (с обязательной в то время добавкой "в поддержку перестройки") в Прибалтике и выход в публичную политику российской (преимущественно столичной) либеральной интеллигенции.

В целом процесс партогенеза в Беларуси происходил по традиционной схеме: от аристократических группировок к политическим клубам. Говоря об аристократии, мы, разумеется, не имеем в виду группы людей, объединенных общим благородным происхождением. Речь идет о политической аристократии, которая включает в себя людей с сознательной гражданской позицией и обостренным чувством ответственности за судьбу своей страны. Именно они стояли у истоков политических перемен.

Осуществление первых программных разработок, обретение опыта политической и (для некоторых партий) парламентской деятельности способствовали превращению партий в политические клубы, которые становились более или менее заметными субъектами политических процессов. Так, в Верховном Совете XII созыва Белорусский народный фронт сумел создать свою фракцию, которая насчитывала 37 человек. При этом ее влияние на парламентскую деятельность было вполне ощутимым.

Важным событием в становлении белорусской многопартийности можно считать и принятие в 1994 году Закона "О политических партиях", в котором было дано определение политической партии, изложен порядок регистрации, зафиксирована минимально необходимая для регистрации численность, а также территориальный принцип организации. Кроме того, ст.5 закона декларировала, что "государство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий".

Определенный толчок к развитию политические партии получили в 1995 году в связи с выборами в Верховный Совет XIII созыва.

С 1996 года, ставшего драматическим рубежом в новейшей политической истории Беларуси, начался и новый этап в деятельности белорусских политических партий. При этом последние несколько лет можно назвать самыми сложными в их развитии. Официальные власти, которые никогда не стремились к налаживанию эффективной коммуникации с другими политическими субъектами, стали относиться к оппозиционным политическим партиям как антигосударственным образованиям, трактуя их стремление к участию во власти как своего рода подрывную и едва ли не противозаконную деятельность. Сегодня оппозиционные политические партии существуют не благодаря государству, а скорее вопреки его действиям. Достаточно сказать, что после перерегистрации политических партий и общественных объединений, проведенной в 1999 году, в Беларуси осталось 17 политических партий (в начале 1999 года их было 27).На  данный момент в нашей Республике всего 15 партий.

Общественные объединения и движения

Общественные объединения являются формированиями граждан на основе их свободного и сознательного волеизъявления и общности интересов, их разновидностями являются общественные организации и общественные объединения.Общественные объединения - объединения, созданные с целью реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, интересов человека, которые способствуют развитию творческой активности и самостоятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами.

Право на объединение является неотъемлемой частью прав человека и гражданина. Оно провозглашено Всеобщей декларацией прав человека. Конституции демократических государств гарантируют свободу создания общественных объединений, деятельность которых должна основываться на демократических принципах, отвечать требованиям открытости и гласности. Полномочия общественных объединений не могут быть основанием для ограничения конституционных прав и свобод их участников.

 В большинстве стран мира  общественные объединения для  осуществления своих целей и  задач, предусмотренных уставами, пользуются  правами:

  1. Участвовать в формировании государственной власти и управления;
  2. Реализовывать законодательную инициативу;
  3. Участвовать в выработке решений органов государственной власти и управления;
  4. Представлять и защищать интересы своих членов (участников) в государственных и общественных органах.

 

 Государство создает равные  возможности для деятельности  всех общественных объединений. Не подлежат легализации объединения, целью которых является изменение  конституционного строя путем  насилия, подрыв безопасности государства  деятельностью в пользу иностранных  государств, пропаганда войны, насилия  или жестокости, фашизма и неофашизма, разжигание национальной и религиозной  вражды, создание незаконных военизированных  формирований.

На основе законодательное определенных прав и ограничений общественные объединения выполняют ряд функций. Правда, однозначного взгляда о них еще не выработано, однако чаще всего называют оппозиционной, защитную, воспитательную, кадровую функции.Оппозиционная функция, ее роль заключается в предотвращении чрезмерной централизации и усилении власти государства, содействии прогрессивному развитию гражданского общества. Для достижения цели общественные объединения прибегают к различным средствам: поддержки или несогласия с государственными решениями, выдвижение альтернативных программ, апелляции к общественному мнению, контроля и т.п., благодаря чему управления «сверху» дополняется самоуправлением общественности «снизу».

Общественные объединения в Республике Беларусь

В Беларуси зарегистрировано более 2,2 тыс. общественных объединений, свыше 30 тыс. их организационных структур, а также 16 союзов общественных объединений, действующих во всех регионах республики. Общественные объединения зачастую берут на себя заботу о ветеранах, экологии, памятниках истории и культуры, инвалидах, больных детях, многодетных семьях, иных категориях граждан, нуждающихся в поддержке. Эту работу члены общественных объединений осуществляют на добровольных началах и, как правило, без какой-либо оплаты их труда. Примерно четвертая часть общественных объединений Беларуси занимается социальной защитой и реабилитацией различных слоев населения. Спортивную направленность развивают 19,35% общественных объединений Беларуси. 17,44% и 17,19% соответственно относят свою деятельность к образовательному и благотворительному направлениям. По информации Министерства юстиции Республики Беларусь более половины общественных объединений имеют просветительную и культурно-спортивную направленность.

Если общественные объединения хотят «выжить» в изменяющихся социально-экономических условиях, они должны сами уметь «зарабатывать» деньги. Гражданский Кодекс Республики Беларусь предусматривает условия производственно-хозяйственной деятельности общественных объединений, прибыль от которой направлена на выполнения уставных целей задач общественного объединения.

Специфической особенностью общественного сектора всех постсоветских стран, в том числе Беларуси, является установка общественных объединений не на партнерские взаимоотношения, а на единичный выигрыш отдельного общественного объединения. Конкурентная борьба между общественными объединениями идет не столько за людей, за территории влияния, сколько за идеи.

Современный этап развития Беларуси, полный сложностей и противоречий, ставит задачи научного анализа социальных структур, институтов и процессов, которые способствуют решению политических, социально-экономических и иных проблем.

 

 

Вопрос 25.

Выборы как политический институт, их функции и правовые основы. Избирательный процесс и его основные стадии.

Политические выборы- способ формирования высших и местных органов гос власти и управления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии м действующей избирательной системой.

Выборы являются  каналом, посредством которого выявляется воля народа, способом смены политической элиты, средством политической социализации личности.

Выборы:

  1. Предоставляют возможность  занять ответственный гос пост
  2. Граждане получают шанс повлиять на формирование высших органов в стране.

 

Функции выборов:

  1. Смена власти мирным путем
  2. Легитимация политической системы
  3. Коммуникация граждан с властью
  4. Политическая социализация граждан
  5. Рекрутированные политической элиты

 

Принципы выборов:

  1. Всеобщность ( право на участие в выборах как в качестве участника, так и в качестве избирателя)
  2. Равенство ( каждый избиратель в одинаковой степени влияет на выборы; равенство возможностей в предвыборной борьбе)
  3. Непосредственность  ( избирают без посредников)
  4. Состязательность (конкурирующие политические партии, движения)
  5. Тайное голосование ( нет влияния на избирателя)
  6. Общественный контроль за выборами (наблюдатели при подсчете голосов)
  7. Периодичность  ( недопущение отмены или перенесения срока выборов)

Избирательный процесс – многообразие событий, которое инициируется и создаётся людьми в преддверье и во время выборов в гос органы.

 

Стадии избирательного процесса:

 

1) назначение выборов;

 

2) формирование избирательных  комиссий;

 

3) предоставление сведений  об избирателях, составление и  уточнение списков избирателей;

 

4) образование избирательных  округов и избирательных участков;

 

5) выдвижение и регистрация  кандидатов (списков кандидатов), избирательных  инициатив;

 

6) проведение предвыборной  агитации и финансирование ее  мероприятий;

 

7) проведение голосования, определение его итогов и результатов  выборов;

 

8) регистрация избранных  депутатов, выборных должностных  лиц, опубликование итогов голосования  и результатов выборов.

 

Структура:

Политические ценности( сущностные элементы политики, процессов и норм политической жизни)

Избирательные кампании (совокупность методов, средств, действий, предпринимаемых политическими партиями  для достижения предвыборных целей)

Политические права

совокупность юридических норм, регулирующих участие в выборах)

Избирательные технологии( совокупность способов воздействия  на людей с целью повлиять на их решение)

Избирательная система

Политический маркетинг

Исторические традиции выборов

Электоральная культура( совокупность ориентаций, которые определяют позиции граждан в избирательном процессе)

 

 

 

 

 

 

Вопрос 26.

 Современные  избирательные системы и их  разновидности. Избирательная система  Республики Беларусь

 

Избирательная система- система общественных  отношений, связанные с выборами органов публичной власти; порядок организации и проведения выборов, закреплённый в юридических нормах, способы определения результатов и распределения  депутатских мандатов.

 

Типы избирательных систем:

  1. Мажоритарная
  2. Пропорциональная
  3. Смешанная

Мажоритарная:

  • Относительного большинства( кандидату нужно собрать больше всех голосов) Англия, Канада
  • Абсолютного большинства (более 50 % голосов) Австралия, Беларусь, Франция
  • Квалифицированного большинства (¾ голосов избирателей) Чили

 

Достоинство  с-мы:

Универсальность: можно и для гос органов и для Президента. Учитывает личные достоинства кандидата. Сильная оппозиция.

Недостаток:

Сужает возможности небольших партий провести своих представителей ко власти.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"