Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 19:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 179.96 Кб (Скачать файл)

Функции политической культуры:

1. Познавательная (формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, повышение политической образованности);

2.Интегративная (достижение согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединение усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3.Коммуникативная (связь между участниками политического процесса, а также передача элементов политической культуры от поколения к поколению и накапливание политического опыта);

4.Регулятивная (закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей, целей и норм поведения);

5.Воспитательная (формирование гражданина, личности как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).

 

 

Вопрос 18 .

Государство, его происхождение, признаки(элементы) и функции. Национальное государство, или нация-государство.

Государство — особый институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общих групп, классов.

Основные теории происхождения государства:

1.Теологическая теория (представитель:Фома Аквинский, XIIIв.). Государство – результат «божественного промысла», оно вечно, как и сам Бог, государь наделялся церковью правом повелевать людьми и призван реализовывать волю Божью на земле, народ должен беспрекословно подчиняться воле государя, но лишь до сих пор, пока его веления не противоречат божественному закону.

2. Патриархальная теория (представитель:Роберт Фильмер, XVII в.). Процесс создания государства шёл по патриархальному типу, т.е. по пути разрастания семьи и трансформации отцовской власти во власть монарха.

3. Договорная теория (представители:Томас Гоббс, Джон Локк, XVII в.). Государству предшествует естественное состояние, характеризующееся соперничеством и борьбой между людьми. Для прекращения конфликтов люди заключают общественный договор – всеобщее соглашение о соблюдении общей пользы. В силу этого договора они отказываются от части своих естественных прав в пользу суверена  - государства. На основе таких «перенесенных прав» формируется государственное законодательство. Государство имеет право использовать меры принуждения ради достижения общего блага, предусмотренного условиями общественного договора.

4. Теория насилия (представитель:Людвиг Лумпович, XIX в.). Общественные явления уподобляются биологическим, а борьба за существование представляет собой главный фактор общественной жизни, основной стимул исторического развития. Государство возникло в результате завоевания одного народа другим. Оно обусловлено необходимостью применения насилия не только в ходе завоевания, но и после – для поддержания безопасности. Господствующий в государстве слой является потомком народа-завоевателя.

5. Классовая теория (представитель:Карл Маркс, XIXв.). В основе общества лежат производственные отношения, которые определяют надстройку общества – его политические и культурные институты (включая государство). Любое общество, в котором, существует частная собственность, делится на два класса – эксплуататоров и эксплуатируемых. Государство представляет интересы эксплуататорского класса, который владеет основными средствами производства. Поэтому оно является прежде всего аппаратом насилия, подавления эксплуатируемых масс.

6. Инцестная теория (представитель:Клод Леви-Стросс, XX в.). Исходным социальным фактором в выделении человека из мира природы явилось введение запрета на инцест(кровосмешения). Поддержание этого запрета требовало наличия особой группы людей, которые бы контролировали его соблюдение и в случае необходимости применяли санкцию. В дальнейшем их функциональные обязанности расширились до управления обществом.

Элементы государства:

1.Территория -область, занимаемая государственным союзом, т. е. то пространство суши, воды и воздуха, на котором государство осуществляет свое господство.

2. Население - совокупность людей, живущих в пределах государственной территории и объединенных подчинением государственной власти.

3. Публичная  власть — это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя.

4. Суверенитет– независимость государства во внешней политике и верховенство власти внутри страны.

Функции государства:

Внутренние функции:

1.экономическая, которая  сводится к формированию и  исполнению бюджета, определению  стратегии экономического развития  общества, обеспечению равных условий  для функционирования различных  форм собственности, стимулированию  предпринимательской деятельности  и т.п.;

2.социальная, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т.д.;

3. правоохранительная, которая  направлена на укрепление правопорядка  и законности в государстве;

4. культурно-просветительная, призванная обеспечить культурный  и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия  в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями  культуры.

Внешние функции:

1. экономическое сотрудничество  с другими странами;

2. оборона страны от  нападения извне, охрана государственных  границ;

3. участие в межгосударственных  мероприятиях по урегулированию  международных и внутригосударственных  конфликтов;

4. борьба за мир и  мирное существование;

5. научно-техническое и  культурное сотрудничество с  другими странами;

6. взаимодействие с другими  странами по защите окружающей  среды и созданию необходимых  условий для экологического выживания  мирового сообщества.

Национальное государство - характеристика конституционно-правового статуса государства, означающая, что оно является формой самоопределения конкретной нации (в этно-культурном смысле слова), выражает прежде всего волю именно этой нации.

Система национальных государств начала складываться после Вестфальского мира (1648), подведшего итоги Тридцатилетней войны и Реформации и закрепившего в международных договорах международно-правовые положения нового мироустройства в Европе: верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории.Появление национальных государств ознаменовало конец политического господства папства, фактический распад Священной Римской империи и выход на арену новой социально-политической силы — буржуазии. Буржуазные революции и последовавшее распространение национализма в XIX веке способствовали повышению эффективности национальных государств и росту их экономической мощи.

Политико-философское обоснование концепции национальных государств было дано в трудах Ж. Бодена («Книга шести государств»), сформулировавшего понятие «суверенитет», Н. Макиавелли («Государь»), разработавшего категорию «государственный интерес» и Г. Гроция («О праве войны и мира»), заложившего основы корпуса международного права; а также в сочинениях Т. Гоббса и Б. Спинозы.

Вестфальская система национальных государств подвергается критике в двух аспектах: «во-первых, права человека и права нации на самоопределение противопоставляются принципам государственного суверенитета и территориальной целостности. Во-вторых, национальные государства упрекают в неспособности обеспечить эффективное управление в условиях глобализации.»

 

Вопрос 19.

Понятие формы гос-ва.  Форма правления и ее виды. Форма гос. устройства и ее разновидности. Особенности формы правления и формы гос. устройства РБ.

Форма государства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.

Форма государственного правленияпредставляет собой систему формирования взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти.

Монархия (лат. monarchia от др.-греч.μοναρχία — «единовластие»: μόνος — «одиночный, единый» и ἀρχή — «управление, власть») — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.: Абсолютная:Теократическая (Халифат);Ограниченная: Сословно-представительная;Конституционная:Дуалистическая;Парламентарная;

Республика (лат.respublica, «дело народа») такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом. Парламентская;Президентская;Смешанная;

Форма государственного устройства - структура государства и взаимосвязь его высших и центральных органов с органами составных частей государства (например, штатов, республик, административных областей, департаментов, округов).

Унитарное государство (фр.unitarism от лат.unitas — единство)предполагает существование слитного государства, подразделяющегося лишь на административно-территориальные единицы, не включающего в себя никаких государственных образований. В нем господствуют единые конституционные принципы, существует одна система центральных органов власти, как правило, функционирует единая валютная система, одна армия и т.д.:Централизованное;Децентрализованное;Национальное; Простое; Сложное. Симметричное; Асимметричное. 

Федерация (фр.federation, от позднелат. foederatio — объединение, союз)сложное государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединялись в общее государство для решения общих долгосрочных задач:Территориальная (административная);Национальная;Централизованная;Конституционная;Договорная;

Конфедерация (лат.confoederatio — союз, объединение)- это союз государств, образующийся на основе договора. Традиционно конфедерация рассматривается наряду с формами государственного устройства, хотя государством этот союз не является.

 

Форма государственного правления РБ.

Формой гос. правления в РБ является Президентская Республика. Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.Характеризуется еще  внепарламентским методом избрания президента (либо населением — Беларусь, либо коллегией выборщиков — США),и в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой.

 

Форма государственного устройства РБ.

РБ- простое унитарное государство, т.е. в составе нет автономных образований и состоит только из административных единиц (столица и 6 областей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 20

Теория разделения властей и ее реализации в системе органов государственной власти и управления.

Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.Как политико-правовая идея принцип разделения властей предполагает, что само их наличие в праве и практическая реализация являются основой для построения и функционирования современного государства.

Принципы предусматривают необходимость построения такого механизма осуществления власти, в котором ветви будут взаимно сдерживать друг друга за счет законодательно распределенных полномочий взаимоконтроля и уравновешивать путем четкого установления для каждой ветви предмета своего ведения.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы.

Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой[1] публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Судебная власть-представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"