Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 19:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 179.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Вопрос 30.

Причины динамизма и пути изменения политических систем. Понятие политического развития и политической модернизации.

30.1. Причины динамизма и пути изменения политических систем

Объективной основой динамизма политической системы является существование в ней множества социальных субъектов с несовпадающими и даже противоположными интересами. Существуют три исходные позиции социальных субъектов в их воздействии на политическую систему. Одних она не устраивает полностью, другие хотят ее видоизменить, третьи – полностью заменить. По сути это консервативное, реформистское и революционное воздействие. Консервативная позиция принимает социально-политическую действительность полностью. Это, как правило, позиция правящей группы, господствующих сил. Зачастую консервативная позиция принимается и широкими социальными слоями. Реформистская позиция состоит в стремлении к изменениям, но не затрагивающим основ существующего социально-политического строя. Правящие слои соглашаются на реформы в целях ослабления напряженности, сохранения своего господства. Революционная позиция предполагает коренные, качественные преобразования общественного строя, полную замену политической системы. Преобладание одной их этих позиций открывает и соответствующую перспективу развертывания политического процесса. Важным средством изменения социально-политических систем являются реформы и контрреформы, революции и контрреволюции. Реформа означает изменения каких-либо сторон социальной жизни при сохранении ее основ. Классическим примером политики реформ является «новый курс» президента США Ф. Рузвельта в период 1933–1938 гг. В политологии принято различать такие разновидности реформ, как модификация, трансформация и модернизация. Политическая модификация придает системе новые свойства в рамках базовых принципов ее организации. Политическая трансформация – это изменение системы в целом, но с сохранением ее генетических оснований. Политическая модернизация – это последовательный поэтапный переход от одной стадии социально-политического развития к другой. Контрреформы – это частичный или полный отказ от нововведений, осуществленных в ходе реформ. В основе контрреформ лежит стремление элиты вернуть утраченное в результате вынужденных уступок. Но причиной их может быть и социальная напряженность, углубление социальных противоречий. Революция (лат. revolutio – поворот, переворот) в общенаучном понимании означает глубокое качественное изменение. Социальная революция – это резкий, скачкообразный переход от одной общественно-политической системы к другой. Появляется новая правящая группа. Причины социальных революций довольно разнообразны: это и стремление людей к равенству; и подавление так называемых базовых инстинктов большинства населения – потребностей в пище, жилище, одежде, самовыражении, свободе, творческой работе и др.; и вырождение правящего класса, не допускающего продвижения талантливых людей из нижних сословий к управлению обществом. Марксистская традиция видит главную причину революций в противоречии между развитием производительных сил и консервативностью существующих производственных отношений, в социальной напряженности. Ошибочно предполагать, что революции являются результатом заговора одиночек или меньшинства. Революции проходят через ряд этапов: вызревание; взрыв; победа и консолидация сил; институционализация новой власти. В результате первого этапа складывается революционная ситуация. Итогом революционного взрыва может быть или победа, или поражение восставших. Опыт последнего времени показывает, что переход государственной власти возможен и без применения насилия. Это так называемые «бархатные» революции. Этап консолидации самый сложный, так как связан с реализацией задач революции, овладением управлением. Период институционализации связан с созданием новых социально-политических, экономических и других структур. Отстраненные от власти силы редко смиряются с утратой своего положения. Это ведет к контрреволюционным выступлениям. Они осуществляются в форме вооруженных выступлений, гражданских войн, мятежей, заговоров и т.п.

30.2. Понятие  «политическое развитие». Основные условия политического развития

Понятие политическое развитие было введено в западной политологии во 2 половине XX века для отражения динамики политической жизни, обозначения процессов ее изменения, а также для определения уровня политического развития общества. Политическое развитие – это возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы взаимодействия правительства и народа. В политологии термином «политическое развитие» нередко принято обозначать переход от традиционной политической системы к современной. Одним из основных условий успешного эволюционного политического развития является своевременное выделение по преимуществу кратковременных задач в проведении реформ и преобразований, нацеленных на реальное, а не декларативное продвижение общества вперед. В противоположность этому проекты, сориентированные на длительную историческую перспективу, не могут учесть динамизм текущих изменений и при последовательном их вопло­щении превращаются в фактор, усиливающий сопротивление реформам и ведущий к обвальному, неконтролируемому развитию событий. В результате государство, как считал Э. Бёрк, не только лишается средств проведения реформ, но и прекращает свое существование.

30.2. Сущность модернизации как процесса. Теория модернизации.

  Модернизация- это переход общества от традиционного аграрного состояния к современному – индустриальному, а затем и к постиндустриальному. Теория модернизации представляет собой одно из направлений теории общественно-исторического развития, которые сложились в Новое время. Основы теории модернизации связаны с социологией развития, заложенной работами Ф.Тенниса, М. Вебера, Т. Парсонса, в которых выделяются два типа обществ: традиционное и современное. Модернизация- это комплексный процесс, преобразующий все сферы общественной жизни: 1) в соц. сфере - усиление соц. мобильности,  разделение сфер частной и общественной жизни и т.д.; 2) в экономике - индустриализация, применение технологий, формирование рыночной экономики и т. д.; 3) в духовной сфере – развитие современного образования, идеологический плюрализм, развитие современных средств информации, отделение светских ценностей от религиозных и т. д.; 4) в политической области -  образование наций и централизованного государства, становление и развитие гражданского  общества и правового государства. Теоретические  проблемы политической организации изучались С.Хантингтоном, Г.Алмондом, Д.Эптером, Р.Далем. Различают первичную и вторичную типы модернизации. Первичная охватывает эпоху промышленной революции, провозглашения равных прав (США, Канада). Вторичная – отражённая, «догоняющая». Происходила на основе социокультурных контактов с уже существующими центрами индустриальной культуры (Россия, Бразилия, Турция).

30.3. Политическая модернизация: её особенности и противоречия.

Политическая модернизация понимается как изменение политической системы : возрастающее участие в политике различных групп населения ( с помощью политических партий и групп интересов); формирование новых политических институтов (разделения властей, системы выборов, многопартийности). Политическая модернизация означает демократизацию политических институтов общества и политического сознания. В полит. сфере модернизация- это переход от традиционной полит. системы к современной, которая соответствует современным реалиям и требованиям человечества в 20 и 21 веке. Этот переход связывают с демократизацией полит. системы.С.Хантингтон выделил 3 волны демократизации . 1-ая зародилась в нач. 19 в. в США и длилась до окончания Первой мировой войны. 2-ая – возникает после Второй мировой войны до сер. 1960-х гг. 3-я, современная волна  начинается с 1974 г ., когда в Португалии пала диктатура Салазара. Затем эта волна распространилась на др. страны. В современной политологии выделяют 2 подхода к оценке характера и перспектив демократический преобразований: либеральный и консервативный. Представители 1-ого направления (Г.Алмонд, Р.Даль) в качестве основного критерия выдвигают степень вовлечённости населения в систему представительной демократии. Характер демократизации зависит от степени открытости элит. Отрицательное отношение к авторитаризму – существенная черта этого направления. Представители 2-ого направления (С.Хантингтон, Дж. Нельсон, Х.Линц) видят источник модернизации в конфликте между мобилизованностью населения( его включ. в полит. жизнь) и институционализацией ( наличием необходимых структур и механизмов для артикулирования и агрегирования их интересов). Авторитарный режим, контролирующий порядок, может обеспечить переход к рынку и национальное единство.

 

Вопрос 31.

Государственная политика, её виды, уровни, направления и средства. Основные направления государственной политики РБ на современном этапе.                                                                                   «Политика» в переводе с греческого -- это искусство управления государством, ведения государственных дел, содержание деятельности органов власти. Это определенное направление и способы деятельности государственной власти внутри страны и в отношениях с другими государствами. В определении понятия политика находит выражение сущность государства. В этом случае политика представляет собой совокупность целей и задач, решаемых государством с помощью необходимых для этого средств. Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение затрагивает интересы социальных групп, трудовых коллективов.                                                                                                                                                                         Политическая система общества кроме государственной власти включает партии, движения, профсоюзные объединения, церковь и другие организации. Каждая из этих общественных организаций преследует определенные цели и стремится расширить свое влияние на общественное сознание людей. Если государственная политика отражает интересы только отдельных слоев, то ее главной целью становится удержание власти. В этом случае политика главенствует над экономикой и является неэффективной. В демократическом правовом государстве основой формирования внутренней и внешней политики является воля народа, выраженная на референдумах, выборах представительной и исполнительной властей, в акциях протеста или одобрения и других формах.                                                                                                                Важную роль в разработке и обосновании внутренней и внешней политики играет национальная идея, которая представляет собой систему политических, правовых, нравственных, этических, философских, региональных и других взглядов и идей в данном обществе.                                                                    Государственная политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Политика внутренняя -- это проводимый курс, основные направления политической деятельности внутри страны. Внешняя политика -- это курс государства и его деятельность во внешних (международных) делах.                                                Основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь определяет ее Президент. Эти направления основываются и вытекают из Конституции Республики Беларусь, законов и сложившихся социально-экономических условий развития народного хозяйства. Президент Республики Беларусь обращается к Национальному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и основных политических целях и задачах государства на очередной год. В соответствии с посланием Президента Национальное собрание определяет необходимую правовую базу для реализации основных направлений внутренней и внешней политики, а правительство разрабатывает конкретные мероприятия и воплощает их в жизнь.                                                                                                                                                                     Социальная политика представляет собой систему политических целей, решений и действий власти, направленных на обеспечение оптимального в данных условиях развития и функционирования социальных общностей (социальных групп, наций, народностей), а также граждан республики.                                          Денежно-кредитная и валютная политика. В условиях перехода к рыночной экономике необходимость оптимального сочетания изменений курса белорусского рубля и денежной массы становится основой денежно-кредитной и валютной политики.                                                                                                               Бюджетно-налоговая политика. Важнейшими вопросами государственной политики налогообложения являются долговременность и стабильной действия налоговой системы; ее устойчивость к возможным воздействиям экономической и политической конъюнктуры; усиление ее направленности на стимулирование производства и реализацию продукции.                                                                                                        Ценовая политика базируется на гибком использовании элементов свободного формирования цен и их частичного государственного регулирования, включая регулирование деятельности монополий.                                                                                     Основными направлениями внешнеэкономической политики являются государственная поддержка экспорта и импортных поставок для проведения структурной перестройки экономики; защита интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры.      Аграрная политика. Важнейшей задачей является определение оптимального соотношения между государственной поддержкой программ реформ и программами стабилизации сельского хозяйства.                                                                                                                                    Информационная политика находит свое воплощение в системе мероприятий, направленных на развитие процессов сбора, преобразования, передачи и использования всех видов информации. Региональная политика. Ее целями являются укрепление единства и целостности государства, преодоление существенных различий между регионами по уровню жизни, рациональное использование социально-экономического и экологического потенциалов регионов республики и преимуществ территориального разделения труда для создания благоприятных условий жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 32.

 Социальные  конфликты, их структура, функции  и политические последствия. Пути  разрешения и регулирования социальных  конфликтов.

Политология относит конфликт к одному из аспектов социальной и политической действительности и соответственно в современной литературе уделяется большое внимание теории социальных конфликтов. Ее классиками признаны К. Маркс и немецкий философ и социолог Г. Зиммель.                                                                                           Социальный конфликт можно рассматривать как столкновение различных социальных субъектов (народов, государств, классов, социальных групп и т.д.), отражающее несовместимость их устремлений.              Существуют разные подходы к классификации причин и типов социальных конфликтов. По Марксу, социальные конфликты коренятся в недостатке общественного богатства. Поляризация по материальному обеспечению порождает несовпадение и даже противоположность интересов различных социальных групп. Зиммель относит конфликт к универсальным явлениям и видит его сущность в нарушении гармонии, что является во многом тем же разделением общественного организма. Однако источник такой социальной дисгармонии он связывает не столько с дефицитом социальных благ, сколько с особенностями внутренней биологической природы человека.                                                                                                                            Современные исследователи предпринимают попытки объединить эти два подхода. Например, Козер считает, что причина конфликтов – в системе распределения благ при одновременном существовании психологических предпосылок.                                                                                                                                       Современная политология определяет следующие основные типы политических конфликтов:                                        – конфликты интересов, вытекающие во многом из социальных и классовых характеристик;                                           – конфликты ценностей, отражающие их дефицит и их несовместимость;                                                                                     – конфликты идентификации, состоящие в альтернативных подходах к одному и тому же явлению, факту и т.д. В качестве примера можно привести конфликты, возникающие иногда между политическими партиями идентичной идеологической ориентации.                                                                                                                     Участниками конфликтов могут оказаться самые разные субъекты политических отношений: индивиды, социальные группы, слои, классы, этнические и конфессиональные общности, а также целые государства и народы, политические партии, общественные объединения. Ситуация, при которой открытые столкновения между ними не только возможны, но и неизбежны, называется конфликтной ситуацией.                              Помимо основной причины конфликт может порождаться дополнительными обстоятельствами, которые становятся поводом к открытому столкновению.                                                                                                           Характер открытого столкновения во многом определяет форма последующего развития конфликта. И хотя при аналогичных обстоятельствах не бывает двух абсолютно одинаковых конфликтов, наукой все же определяются их те или иные типологические черты.                                                                                           Конфликты классифицируются:                                                                                                                                                                       – по причинам, их породившим ;                                                                                                                                                                                   – по составу конфликтующих сторон (межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, межклассовые, межнациональные, международные);                                                                                                                                         – по динамике развития (остротекущие, быстроразвивающиеся, обостряющиеся, разрастающиеся, угасающие, хронические);                                                                                                                                                                                   – по формам действий сторон (с применением насилия и без применения насилия);                                                                    – по социальным целям и последствиям (не затрагивающие основ социально-политического строя, предполагающие преобразования социальной системы).                                                                                                    Из этих типов в политологии чаще всего рассматриваются два последних.                                                                                 Пути урегулирования социальных конфликтов. Урегулирование социальных конфликтов – это снижение их остроты, прекращение противодействия сторон, что бывает особенно эффективно в контексте разрешения накопленных противоречий. Однако набор используемых для этого средств достаточно устойчив. Многие ученые обобщают их до нескольких основных. Это отрицание (или завуалирование) предпосылок конфликта вместо их коренного разрешения, что, как правило, приводит к негативным последствиям; устранение первопричины конфликта – наиболее эффективный путь его разрешения; силовое разрешение конфликтов за счет победы одной из сторон (в качестве примера – возможное преодоление военных конфликтов).                                                                                                                                                                                           В современном мире самым эффективным методом является достижение компромисса между конфликтующими сторонами. Компромисс основывается на поиске взаимоустраивающих решений, на взаимных уступках для достижения общей цели.

Вопрос 33.

 Политические кризисы и пути их разрешения

 

Политический кризис — кризис, имеющий политический оттенок, может быть между государствами или внутри государства. Внутренний политический кризис — ситуация в государстве, которая сложилась из-за невозможности согласованных действий между политическими силами, следствием чего является затруднение всех законотворческих процессов и ослабление государственного контроля.

Политический кризис характеризуется бессилием структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центр} другим, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.).

Виды политических кризисов:

  • Правительственный (потеря исполнительной властью контроля над ситуацией)
  • Парламентский (парламент не в состоянии принимать решения)
  • Конституционный (прекращение действия Конституции)
  • Международный
  • Социально-политический (общенациональный).

Функции политических кризисов:

  • Стимулирование динамики общественных процессов
  • Интегративная
  • Регулятивная

Пути урегулирования политических кризисов:

  • Отрицание, замалчивание
  • Применение репрессивных мер по отношению к конфликтным сторонам
  • Осуществление реформ
  • Попытки коренного разрешения кризиса путем устранения причины кризиса.

Источник политического кризиса – социальный конфликт

Причины и источники политических конфликтов

Конфликт – результат конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих властные полномочия или ресурсы.

Основные элементы конфликта: источник (предмет) конфликта, по поводу которого возникают разногласия; стороны, участники конфликта; повод – события, послужившие началом активных действий сторон; средства, используемые сторонами конфликта во взаимодействии друг с другом; цели сторон..

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"