Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 19:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 179.96 Кб (Скачать файл)

Основные положения теории разделения властей следующие:

  1. разделение властей закрепляется конституцией;
  2. согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;
  3. все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
  4. никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
  5. судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

 

 

                                                                  

 

 

 

 

Вопрос 21.

Принцип разделения властей - один из основных признаков правового государства наряду с верховенством права, законностью управления, соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежит прежде всего Парламенту- Национальному собранию Республики Беларусь, состоящему из Палаты представителей и Совета Республики. Палата представителей насчитывает110 депутатов, избираемых прямым всеобщим голосованием. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются по 8 членов Совета Республики, которые назначаются Президентом. Срок полномочий Парламента- 4 года. Палата представителей: рассматривает проекты законов об изменении и дополнении Конституции, о толковании Конституции; рассматривает проекты законов; назначает выборы Президента; дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра; заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; рассматривает вопрос о доверии Правительству; выражает вотум недоверия Правительству; принимает отставку Президента; выдвигает обвинение против Президента в государственной измене или ином тяжком преступлении; отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей. Совет Республики: одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов об изменении и дополнении Конституции, о толковании Конституции, проекты иных законов; дает согласие на назначение Президентом председателя Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя и судей Высшего хозяйственного суда, председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, генерального прокурора, председателя и членов правления Национального банка; избирает 6 судей Конституционного суда; избирает 6 членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов; отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству; принимает решение о роспуске местного Совета; рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в государственной измене или ином тяжком преступлении, принимает решение его расследовать; рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в 3-дневный срок принимает соответствующее решение.

Исполнительную власть в Беларуси осуществляет Правительство - Совет министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. Работой Правительства руководит Премьер-министр, который осуществляет руководство деятельностью Правительства и несет ответственность за его работу. Правительство: разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; разрабатывает и представляет Президенту проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения ,экологии, социального обеспечения и оплаты труда; принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; организует управление государственной собственностью; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента; отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из Конституционного Суда, системы общих и хозяйственных судов. Образование чрезвычайных судов запрещается. К общим судам относятся Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды. Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов. Он состоит из Председателя суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда Республики Беларусь. К хозяйственным судам относятся Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска. Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь состоит из судей Высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого заместителя и заместителей. Судьи независимы и подчиняются только закону. Деятельность судов основывается на принципах законности, состязательности и равенства сторон в процессе, открытости и гласности судебного разбирательства, свободного доступа к правосудию, обязательности судебных актов для всех организаций и граждан. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями.

Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц. Органы местного самоуправления принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (исполкомы, советы, которые подразделяются на 3 уровня: первичные (сельские, поселковые, городские); базовые (городские, районные); областные).

Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет страну в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Большие полномочия принадлежат Президенту в области законодательства (подписывает законы, обладает правом вето, издает декреты, указы и распоряжения). Президент осуществляет полный контроль над деятельностью исполнительной власти (он назначает на должность членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; может приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов). Президент может оказывать значительное влияние и на судебную власть (с согласия Совета Республики назначает председателя Конституционного суда, а также председателя и судей Верховного и Высшего хозяйственного судов, самостоятельно назначает 6 судей Конституционного суда).

 

 

                                                                              Вопрос 22.

Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 году Лоренц фон Штейн. Социальное государство - политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Признаки социального государства: 1) высокий уровень экономического развития страны, 2) социально ориентированная структура экономики, 3) формирование гражданского общества, 4) разработка государством разнообразных социальных программ, 5) развитое социальное законодательство, 6) утверждение целей государства, 7) социальная ответственность перед гражданами. Функции социального государства 1) поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов), 2) охрана труда и здоровья людей, 3) поддержка семьи, материнства, детства, 4) устранение социального неравенства путем перераспределения доходов, 5) поощрение благотворительной деятельности, 6) финансовая поддержка образовательных и культурных программ, 7) борьба с безработицей.

 

Термин "правовое государство" утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, которое защищает свободу личности и подчиняет власть воле суверенного народа. Право есть система правил поведения общего характера, выступающих в качестве регулятора общественных отношений. Право является средством организации государственной власти. Признаки правового государства: верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности; разделение властей; гарантия прав и свобод личности.

Понятие "гражданское общество" человечеству известно давно. В трудах Аристотеля,  Макиавелли,  Локка, Гоббса,  Монтескье,  Руссо, Канта,  Гегеля,  Маркса, Бакунина и других гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно.  Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между людьми, независимое от государства, но взаимодействующее с ним. Основными признаками гражданского общества являются: наличие в обществе свободных владельцев средств производства; развитая демократия; правовая защищённость граждан; определённый уровень гражданской культуры, высокий образовательный уровень населения; наиболее полное обеспечение прав и свобод человека; самоуправление; конкуренция образующих его структур и различных групп людей; свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм; сильная социальная политика государства; многоукладная экономика; большой удельный вес в обществе среднего класса.  Основными институтами гражданского общества выступают политические партии, общественные организации и объединения, средства массовой информации, правовые нормы.

Решающая роль в формировании гражданского общества в Беларуси, как и в других странах, образовавшихся после распада СССР, принадлежит государству. Человек, его права и свободы в Республике Беларусь конституционно провозглашены в качестве «высшей ценности», которую государство обязано признавать, соблюдать и защищать. Граждане Беларуси могут открыто выражать свои взгляды и идеи, учреждать независимые СМИ, создавать общественные объединения и политические партии.  Формы непосредственной демократии в РБ: референдум, выборы и Всебелорусские собрания.  В Республике Беларусь  действует в полном объеме система Советов депутатов всех уровней - сельских, поселковых, районных, городских, областных.  После распада СССР Республика Беларусь пошла по пути построения социальной рыночной экономики, что нашло свое выражение в создании и поддержке на государственном уровне различных форм собственности. В это время начался бурный рост предпринимательской активности.  В результате, к сожалению, в республике пока не сложился так называемый «средний класс», который и составляет основу гражданского общества. В Беларуси успешно развивается так называемый «третий сектор» - добровольные ассоциации (организации), объединяющие граждан и выражающие их разнообразные интересы.  Гражданское общество в Республике Беларусь находится в незавершившейся стадии образования в силу объективных причин: отсутствие прочного участия граждан в политических процессах, а также политических навыков и культуры. Принятие демократической Конституции с изменениями и дополнениями 1996 года, проведение референдумов, парламентских и президентских выборов явилось мощным стимулирующим фактором для выработки у людей политических навыков и ответственности, необходимых для углубления преобразований, связанных с созданием гражданского общества. Гражданское общество в Беларуси прошло решающий этап становления: созданы и функционируют все его институты. Главной задачей современного этапа является закрепление положительных тенденций становления гражданского общества и создание благоприятных условий для его дальнейшего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 23.

Политические партии и партийные системы

Политические партии во всех демократических системах – один из важнейших субъектов политического процесса. Они являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции посредников между государством и обществом, а также выражают интересы граждан в сфере государственной жизни.

Политические партии – это добровольные организации с общими политическими интересами, целями, идеологией, стремящиеся к государственной власти.

Политические партии в современном понимании этого термина являются относительно молодыми институтами в общественной жизни. Однако задолго до формирования современных политических партий термин этот означал группы, соперничающие друг с другом в сфере власти или влияния на власть. 

Функции политических партий:

1. Артикуляция и агрегация общественных  интересов – это выявление  и выражение сходных интересов  граждан, социальных групп с целью  объединения в политический интерес.

2.Политическая организация граждан  – это включение индивида в  политическую жизнь через систему  политического просвещения.

3.Властная функция – это практическое  участие партии в борьбе за  распределение власти, её осуществление, в принятии политических решений  и в контроле за их исполнением.

4.Идеологическая – это идеалы, ценности и цели, лежащие в основе деятельности партии.

5.Организаторская – это формы взаимодействия с органами государственной власти.

 

Таким образом, партия является связующим звеном между государственной властью и населением. Она превращает стихийные формы политического поведения масс в организованные действия.

Партийная система – это совокупность отношений между политическими партиями, их отношений с государством и другими политическими институтами.

Партийная система складывается из таких компонентов, как социальный статус политических партий, их положение в структуре общества и характер взаимодействия между ними.

В зависимости от количества партий в государстве партийные системы делятся на однопартийные (неконкурентные), двухпартийные (бипартийные) и многопартийные.

Однопартийная система – закрепляет правящую роль монопольно руководящей обществом партии, при отсутствии свободных выборов. Характерна для стран с авторитарными и тоталитарными режимами. Единственная партия превращается в руководящую силу государства. Основные политические решения принимаются партией, и государственная администрация лишь осуществляет их на практике. (Примеры: СССР, Заир, Китай, Куба, Лаос, и др.).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"