Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 19:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 179.96 Кб (Скачать файл)

 

Пропорциональная система:

 

 

В многомандатных общегосударственных округах. Партийные выборы. Избиратели голосуют за программу определённой партии.

  • Жестких списков ( Израиль)
  • Полужестких списков (Австрия)
  • Свободных списков ( Бельгия)

 

Достоинство:

Более адекватно отражает волю избирателей, чем мажоритарная.

Недостаток:

Депутаты зависимы от партий, а не избирателей.

 

Смешанная избирательная система:

    • Параллельные (одновременно по партийным спискам в многомандатные и одномандатные округа)
    • Связанные (часть депутатов по спискам многомандатных округах)

 

В РБ –мажоритарная система абсолютного большинства. Выборы всеобщие(все имеют право избираться), свободные(принимать участие или нет), равные(равные основания для кандидатов; каждый имеет только один голос),.

тайные, прямые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 27.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ И ПОВЕДЕНИЕ

Политические интересы социальных групп и индивидов реализуются в конкретной политической деятельность людей.

Политическая деятельность подразделяется на:

- государственное управление;

- политическое лидерство  и руководство;

- политическое участие  рядовых граждан.

 

Государственное управление – это форма политического управления обществом, при которой государство как центральный субъект политической власти, обладающий универсальным комплексом публично-властных полномочий, осуществляет целенаправленное регулирование коллективных ресурсов общества, используя легитимные формы социального общения, легальные способы взаимодействия с социальными группами и индивидами, официально применяя административные методы руководства и принудительные санкции.

 

Политическое лидерство и руководство – это постоянное и легитимное влияние индивида, занимающего властные позиции, на группу, организацию, общество в целом в целях осуществления целенаправленной политической линии (курса).

 

Политическое участие – это вовлечённость индивидов (в той или иной форме) в процесс функционирования политико-властных отношений.

 

Формами политического участия являются:

- голосование на выборах  и референдумах;

- участие в политических  митингах и демонстрациях;

- членство в политических  партиях и движениях;

- добровольная помощь  избирательным кампаниям конкретных  лиц и политических партий  и др.

 

Политическое участие может быть классифицировано по различным основаниям:

А) По мотивации действий (классификация американского политолога С. Хантингтона). Политическое участие подразделяется на:

1) автономное (сознательное  включение личности в политику);

2) мобилизованное (вынужденное  страхом или принуждением включение  личности в политику).

 

Б) По отношению к действующему в государстве законодательству выделяют:

1) конвенциональные формы  политического участия (легальные, законные формы);

2) неконвенциональные формы политического участия (отказ повиноваться распоряжениям властей, участие в незаконных акциях протеста – демонстрациях и др.)

 

В) По степени реального участия в политике (классификация американских политологов С. Вербы и Н. Ная) выделяется шесть градаций участвующих в политике (граждан США):

1) политические активисты, распространяющие свою деятельность  на всю сферу политики (18%);

2) вовлечённые в решение только местных проблем (20%);

3) активные участники  предвыборных кампаний (15%);

4) участвующие только  в голосовании (21%);

5) занимающиеся политической  деятельностью для решения личных  проблем (4%);

6) абсолютно пассивные (22%).

 

Поведение политическое - форма участия личности, социальной общности людей в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов.  

По своей целевой направленности политическое поведение может быть конструктивным (способствующим нормальному функционированию политической системы) и деструктивным (подрывающим политический порядок).

Политическое поведение бывает индивидуальным, групповым и массовым.

 

Индивидуальное политическое поведение - это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и политике).

 

Групповое политическое поведение связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политической активной группы индивидов.

 

Самыми массовыми формами политического поведения являются выборы, референдумы, митинги, демонстрации.

 

 

 

Вопрос 28.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ, ПРОЦЕСС ИХ ПОДГОТОВКИ И МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ

Политическое решение – это осознанный выбор варианта политических действий. Оно предшествует политическому действию.

В выработке и принятии решения различаются четыре стадии:

- постановка и выявление  проблемы;

- формулирование возможных  альтернатив;

- анализ имеющихся вариантов  решения;

- принятие решения в  качестве плана действия.

 

Г. Лассуэлл считал целесообразным выделение в процессе принятия политического решения шести этапов:

1) постановки проблемы  и поиска информации о ней;

2) выработки рекомендаций - поиска альтернативных решений  проблемы;

3)отбора наилучшей альтернативы;

4) предварительного убеждения  в правильности решения тех, на  кого оно направлено;

5) оценки эффективности  решения;

6) обновления, пересмотра  или отмены решения

 

На этапе принятия политического решения в действие вступают представительные органы государства, партийные и общественные объединения. 

 

 

 Политические решения подразделяются на следующие типы:

- постановления высших  органов власти;

-решения местных органов  власти;

- принимаемые гражданами;

-высших и местных органов  партий и общественных организаций.

 

Методы принятия решений обычно можно отнести к одному из трех типов: к классической, административной или политической модели. Выбор модели зависит от личных предпочтений менеджеров, от того, запрограммированным или не-запрограммированным является принимаемое решение, а также от степени риска, недостоверности или неопределенности. 

Классическая модель основывается на экономических представлениях. Эта модель сформировалась под влиянием литературы по менеджменту. Главный постулат здесь заключался в том, что менеджеры должны стремиться найти логически обоснованные решения, которые будут служить высшим экономическим интересам их организаций.

 

Административная модель описывает, как в действительности менеджеры принимают незапрограммированные решения в сложных ситуациях недостоверности и неопределенности. По-видимому, административную модель можно считать реальной управленческой, поскольку администрирование означает общее управление, а условия, которые пытается учесть эта модель, отражают реалии управленческой деятельности. Многие решения не поддаются количественной оценке и являются незапрограммированными.

 

Политическая модель. Модель используется для принятия незапрограммированных решений в условиях недостатка информации, недостоверности, разногласий между менеджерами относительно целей и направления деятельности. Принятие большинства корпоративных решений предполагает участие многих менеджеров, каждый из которых имеет спои цели. Им необходимо переговорить друг с другом, обменяться информацией и достичь согласия. Менеджеры часто образуют коалиции, чтобы принять сложные корпоративные решения. Коалиция — это неформальное объединение менеджеров, стремящихся достичь специфической цели. Создание коалиции — это формирование альянса менеджеров. Иными словами, это ситуация, когда менеджер, поддерживающий не- кую альтернативу, например, обеспечение развития компании за счет поглощения других компаний, неформально беседует со своими коллегами, пытаясь уговорить их поддержать его точку зрения. Поскольку результаты невозможно спрогнозировать, менеджеры пытаются получить поддержку, проводя дискуссии, переговоры и заключения соглашения. Без коалиции процесс принятия решения может быть сорван. Политическая модель приближена к реалиям среды, в которой осуществляют свою деятельность менеджеры. Решения сложны и требуют вовлечения в их принятие многих людей, информация часто неопределенная, двусмысленная, а разногласия и конфликты по поводу проблем и альтернатив их решения — нормальное явление.

 

 

 

Вопрос 29.

Политичесский процесс и его структура. Стадии общего и виды частичных политических процессов.

29.1. Понятие «политический процесс».  Структура политического процесса

Политический процесс (от лат. –продвижение) – последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; форма функционирования политической системы общества, совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти. Политический процесс выступает как результат взаимовлияния групп, как действия правительства и их влияние на состояние общества. Содержание политического процесса может быть самым разнообразным. Это может быть разработка какой-либо концепции (перестройка, демократизация, приватизация, разгосударствление и т.д.), формирование общественного мнения по той или иной проблеме, создание новых управленческих структур, проведение выборов и т.д. По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов:

- субъекта, носителя власти;

Различают официальных и неофициальных субъектов политического процесса. Официальные - лица и институты, которые наделены властными полномочиями. Неофициальные- группы интересов, политические партии, общественные движения, отдельные граждане, которые хотя и могут оказывать доминирующую роль в различных ситуациях, но не обладают официальными властными полномочиями.

- объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;

- средств, методов, ресурсов, исполнителей  процесса (ресурсы- знания, наука, идеология, общественное мнение и т. д.).

Выделяют следующие фазы (этапы) полит процесса:1) формулирование или вызревание полит. проблемы; 2)выдвижение проблем на повестку дня политики; 3) принятие полит. решения; 4) исполнение принятых решений; 5) оценка исполнения, эффективности и значения принятых полит. решений.По значимости для общества тех или иных форм полит. регулирования социальных отношений полит. процессы можно поделить на : а)Базовые, которые связанны с включением граждан в отношения с государством, формами преобразования интересов и требований населения в управленческие решения; б) Периферийные, которые раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т. д.) местного самоуправления, другие связи и отношения в полит. системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы реализации власти.

29.2. Стадии общего и виды частичных политических процессов.

В структуре политического процесса выделяются как частичные процессы или ряд относительно самостоятельных политических действий, так и этапы в изменении состояния политической действительности. В качестве частичных выделяются: проявление субъектами своих интересов и стремлений; представление интересов групп институтам, принимающим политико-управленческие решения; принятие решений; реализация политической воли в ходе управленческой деятельности. Выделяют четыре этапа или режима протекания политического процесса: конституирование политического процесса; его функционирование; развитие; упадок и распад политической системы. Стадия конституирования – важнейшая в политическом процессе. Пришедшие к власти политические силы создают отвечающую их интересам систему. Происходит смена правовых норм. Превращение прежней политической системы в новую определяется как полный пересмотр конституции.Стадия функционирования совпадает со стабильным периодом общественного развития. Осуществляется поддержание деятельности новых органов государства, политических партий, общественных объединений. Стадия развития наступает в период перегруппировки в расстановке политических сил. Происходят частные изменения в системе органов государства, реформирование других компонентов, противоборство разнообразных тенденций и течений. Стадия упадка характеризуется преобладанием разрушительных тенденций над конструктивными, распад режима носит необратимый характер. Правящая группа утрачивает свою легитимность. Продолжительность всех стадий может быть различной.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"