Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:47, шпаргалка

Краткое описание

Конституция - высший правовой акт -- Основной Закон, кот. определяет гос. устройство, порядок и принципы функционирования представительских, исполнительной и судебной власти, избирательную систему, права и свободы человека и гражданина. В жизни обществ и государств конституции играют особую роль. первые К. была принята Ш. Монтескье. В Украине К. принята 28 июня 1996г.

Вложенные файлы: 1 файл

МК 1 ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 137.70 Кб (Скачать файл)

Этот период представляет собой время постепенного экономического расцвета итальянских городов.

Быстрое экономическое развитие происходит во второй половине XVI в. в  Нидерландах. В этих условиях существующие феодальные отношения уже не в  состоянии удовлетворить интересы и запросы большинства социальных слоев. Данные обстоятельства в конце концов привели к первой буржуазной революции в Европе конце XVI в. Нидерландская революция была первым политическим выступлением нового общественного класса - буржуазии.

Во второй половине XV в. государством первостепенное значение приобретает  также и Англия. Она становится великой колониальной и торговой державой. Это приводит к развитию производства, которое основывается на наемном труде, т.е. на тех общественных отношениях, которые являются не свойственными  феодализму.

Основу рационального  мышления заложил Фрэнсис Бэкон. Он является автором известного произведения «Новая Атлантида», который является социальной утопией и в котором Бэкон выражает представление об оптимальном устройстве общества.

Политический мыслитель Гуго Гроций пытался освободить политическую мысль от теологии. Он признает право божественное и право человеческое. Основой политической доктрины Гроция является рационалистическое мировоззрение. Решать политические конфликты должен ум. Он является верховным судьей, а не божественным провидением.

Представителем авторитарного  направления политической мысли  был Томас Гоббс - английский философ.Основой его взглядов относительно общественного строя и возникновения государства есть естественная склонность людей вредить друг другу. Для того чтобы в обществе был порядок, кроме общественного договора и согласия, имеет существовать общественная власть, которая направляла бы действия людей и удерживала бы их в узде. Единственным путем, ведущим к созданию такой власти является отречения людей от политических и гражданских прав и передача их одному лицу или группе лиц. Наилучшей формой государственного правления он считает монархию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политические учения эпохи Просвещения

 

Просвещение как явление  возникло в Западной Европе в ответ  на запрос прогрессивной революционной  буржуазии. На первое место деятели  Просвещения стали выдвигать  свободу человека и силу человеческого  разума.

Ярким представителем эпохи  Просвещения был нидерландский  философ Бенедикт Спиноза. Он считал, что государство возникло на основе общественного договора для того, чтобы люди могли обеспечить свою собственную безопасность. Главным аспектом политических взглядов Спинозы был вопрос свободы. Он выступал против любого типа монархии и склонялся к республиканско-демократической форме правления. Наилучшей формой государственного правления Спиноза считал ту, в которой все граждане участвуют в управлении государством. По мнению Спинозы, верховная власть не может вмешиваться во внутреннюю жизнь людей и диктовать им законы совести, за свободу которых он выступал.

Идеи Нового времени и  эпохи раннего Просвещения привели  к распаду феодализма и стали  фундаментом либерализма. Среди  них важна была идея о том, что  главной функцией государства является защита и охрана природных прав каждого  гражданина.

Одним из основоположников доктрины либерализма был английский философ и политический мыслитель Джон Локк. Он отстаивает частную собственность, денежное хозяйство и экономическую политику. Государство должно обеспечивать блага естественного состояния и охранять основные права человека: право на жизнь, индивидуальную свободу и частную собственность.

Выдающимся политическим мыслителем эпохи Просвещения во Франции был Шарль Монтескье.

Гарантию безопасности граждан  от беззакония и произвола он видел  в реализации принципа разделения властей  на исполнительную, законодательную и судебную. Эти функции не могут выполняться одним и тем же лицом. Выделяя три основные формы правления: республику, монархию и деспотию, Монтескье своим идеалом считал конституционную монархию. К деспотической формы правления Монтескье относился крайне отрицательно.

Выдающимся представителем французского Просвещения был Жан-Жак Руссо. Центральным мотивом его учение выступает проблема неравенства между людьми. Руссо является автором концепции общественного договора, на основе которого создается ассоциация равных и свободных индивидов. При этом верховным правителем общества (сувереном) является народ.

Важный вклад в развитие политической мысли сделали немецкие мыслители Иммануил Кант и Гегель. Кант занимался разработкой проблем права, государства и закона, впервые ввел понятие «правовое государство». Согласно Гегелю, только в государстве оказывается реальная свобода индивидов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Истоки зарождения современной политологии

 

В качестве основных предтечей современной политологии как науки выделяют несколько направлений развития человеческого знания.

Исторически первым направлением считается совокупность религиозно-мифологических представлений о сверхъестественном происхождении власти в обществе. (VII —II тысячелетия до н.э.). Эти представления складывались в легенды, мифы, сказания и в их форме передавались из поколения в поколение.

Примерно с середины I тысячелетия, начинает складываться направление, названное политической философией, основным предметом внимания которой было государство. Начало политической философии положил древнегреческий мыслитель Платон, который в труде "Государство" изложил свои соображения об идеальном государственном правлении.

Крупный вклад в развитие политической философии внесли Н. Макиавелли ("Государь"), Ж. Боден ("Шесть книг о республике"). Их труды знаменовали новый, светский подход к пониманию политических явлений, опиравшийся на аргументы и доводы разума, а не на волю Бога.

В XVII в. выросли довольно разнообразные политические учения. Так, опираясь на теорию естественного права, идеалом Гоббса("Левиафан") была абсолютная монархия, Локка("Два трактата о гражданском правлении") — республиканская форма правления с разделением властей.

XVIII и отчасти  XIX вв. характеризовались расцветом политической философии в Западной Европе. Причиной тому стало принятие во многих европейских странах конституций и конституционных актов, что способствовало становлению и развитию юридических наук о государстве, о государственном строе и их конституционно-правовом оформлении. В это время достаточно активно развиваются философия и теория права, социологическая юриспруденция, правовая психология и отраслевые юридические науки, которые вместе оказывают существенное влияние на формирование политологических взглядов.

К концу XIX — началу XX в. складывается собственно политическое направление — политология. Уже в XIX в. в ряде американских университетов возникли кафедры политических наук. В середине XX столетия в учебных планах университетов Франции, Германии и других европейских стран появились новые дисциплины — "политические науки", "политическая социология". В 1949 г. была создана Международная ассоциация политической науки.

Современная политология по своей структуре представляет единую науку, объединяющую политическую философию, теорию внутренней и международной политики, теорию политических институтов, систем и процессов, политическую историю, а также политическую социологию, политическую психологию,политическую географию, политическую экологию, политическую этику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современные политологические концепции

 

Власть как категория  политической науки определяется неоднозначно. Существуют следующие основные концепции и подходы к определению природы власти.

  • Теологическая (ученые-богословы). Власть – это божественное установление, потребность в ней обусловлена «естественной греховностью» человека
  • Биологическая (Ф. Ницше). Власть – это механизм обуздания биологической агрессии, заложенной в человеке
  • Бихевиоризм (Лассуэль) В основе поступков человека лежит стремление к власти, это доминирующий мотив политической активности
  • Психоаналитическая (З. Фрейд, К. Хорни). Власть – это способ господства бессознательного над человеческим сознанием
  • Структурно-функциональная (Т. Парсонс). Власть – это отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ролями (например, роль управляющих или управляемых)
  • Социальная конфликтология (потенциально-волевая) (К. Маркс.) Власть – это господство и подчинение, возможность или способность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю
  • Дуалистическая(М. Дюверже) Власть двойственна: 1) инструмент господства; 2) средство интеграции

Поведенческий подход Природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями человека. Социологический подход - через определенную систему социального взаимодействия.

В современной политологии  определяют три важнейших аспекта власти:

  • директивный аспект (власть понимается как господство, обеспечивающее выполнение приказа-директивы);
  • функциональный аспект (власть понимается как способность и умение реализовать функцию общественного управления);
  • коммуникативный аспект (власть реализуется через общение, это вид социального взаимодействия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Генезис политической мысли Украины

 

Процесс формирования социально-политической мысли украинского народа начался  еще в Киевской Руси в IX-XI вв. и была направлена на решение вопросов политики, религии и морали, осознание места человека и украинского народа в мире. В социально-политических взглядах мыслителей КР утверждаются социально-политические концепции - объединение всего восточного славянства в единую державу. Этот вопрос ставят автор "Повести временных лет" - Нестор. Основная политическая идея - величие, единство и независимость Киевской Руси. Большое значение в развитии государственно-политической мысли Киевской Руси имело "Слова о полку Игоревом" /ХII в./, в котором важное место занимала идея необходимости политического объединения русских земель и прекращения междоусобной борьбы. Для украинской политической мысли эпохи Киевской Руси характерными чертами являются: склонность к индивидуальной свободе /отсутствие рабства, вольный переход из сословия в сословие /, народоправие в публичной жизни /народное вече, выборы князя, зачатки федерализма (удельные княжества).

В Х!У –ХУ вв. украинские земли стали добычей литовских, польских и венгерских феодалов, турок, крымских татар. Это тормозило развитие украинской культуры и социально-политической мысли.

В XVI-XVII в.в. по Украине прокатывается мощная волна крестьянско-казацких восстаний против социального гнета и колонизации. Значительный вклад в развитие украинской политической мысли внес Богдан Хмельницкий. В его письмах, универсалах, других документах обосновывается идея борьбы против польских магнатов, папы Римского, униатской церкви, за автономию Украины в составе России. Впервые принцип демократизма нашел свое юридическое оформление в чрезвычайно важном историческом документе "Договоре и Конституции", который впервые в истории Украины юридически зафиксировал положения, которые регламентируют взаимоотношения гетьмана и народа.

 Кризис феодально-крепостнических  отношений и вызревание в их  недрах капиталистических, обусловил  появление в 40-е годы XIX века новых социально-политических идей. В это время отстаивались идеалы свободы , равенства и братства для украинского и других славянских народов. Оно отбрасывало все формы угнетения, выступало против царизма и самодержавного строя, крепостного права и угнетения человека и народа.

Концепция украинской державности  во всей ее исторической полноте была разработана Михаилом Грушевским, которому суждено было стать и первым в истории президентом Украинского государства. Для его политологических взглядов характерно: -научное (а не идеологическое) обоснование правомерности украинского народа иметь свое государство;

Развитие политической науки  в Украине связано с 20-ми годами и именами В.Липинского, Д.Донцова, М.Хвылевого, В.Виниченко. В.Липинский  утверждал, что только собственная держава, спасет ее от развала и правовой анархии.  В центре внимания Д.Донцова была нация.

В начале ЗО-х годов ростки политической мысли были задушены. В стране на долгие годы установился тоталитаризм, которому политология как наука была не нужна и развивалась как идеология. Распад СССР и провозглашение Украины суверенной республикой в 1991 г. создал качественно новые условия для развития отечественной науки о политике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Идея национальной государственности и демократии в истории политической мысли Украины

 

История общественно-политических идей на Украине имеет особенности, связанные с отсутствием на протяжении многих веков своей государственности, национально-территориальной раздробленностью, национальным и религиозным угнетением и непрекращающимся национально-освободительным  движением.

XII в.в - это время формирования и развития древнерусской государственности - Киевская Русь, а так же утверждение сильной монархической власти киевского князя, величия и независимости Руси как единого государства всех восточных славян.

В начале XVII в. украинцы не имели собственной государственности, власть принадлежала польскому королю. Единственная противостоящая сила — православная церковь.

В 1620 г. Петр Сагайдачный восстановил Киевскую метрополию и всю православную иерархию.

В 40-х годах  XIX в. в Украине оформляются либерально-демократическое и революционно-демократическое направления в общественно-политической мысли.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"