Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:47, шпаргалка

Краткое описание

Конституция - высший правовой акт -- Основной Закон, кот. определяет гос. устройство, порядок и принципы функционирования представительских, исполнительной и судебной власти, избирательную систему, права и свободы человека и гражданина. В жизни обществ и государств конституции играют особую роль. первые К. была принята Ш. Монтескье. В Украине К. принята 28 июня 1996г.

Вложенные файлы: 1 файл

МК 1 ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 137.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности становления политической системы Украины

 

Началом становления полит. системы Украины (конституциализма)принято считать 1710г., были подписаны «Пакты и Конституции законов и вольностей Войска Запорожского». В этом документе, который считают первой украинской конституцией, предусматривалась выборность гетмана, а также проведение сессий Генеральной Рады не менее 3 раз в год. Выборными становились и должности генерального казначея, урядников и полковников.

В дальнейшем в конституционном  развитии Украины необходимо отметить I-IV универсалы Украинской Центральной Рады. 29 апреля 1918 была принята Конституция Украинской Народной Республики, правда в законную силу она так и не вступила.

III универсалом Украина  объявлялась парламентской республикой  (именно парламентской, а не  президентской). Был введен пост  президента, избираемого Центральной  Радой. Лишь после падения УНР  был краткий авторитарный период режима П.Скоропадского, при котором законом о временном государственном устройстве гетману фактически представлялись диктаторские полномочия. Режим Скоропадскго заменила коллегиальная Директория, практика которой смешивала законодательную, исполнительную и судебную власть. Законопроекты правительства утверждались Директорией, которая принимала также собственные постановления, государство должен был представлять глава Директории.

В советский период система государственной и политической власти на Украине строилась по той же модели, что и в других союзных республиках. Конституционные акты Советской Украины были либо копией большевистских «общесоюзных», либо одним из вариантов конституционной модели, специально разработанной политическим центром для союзных республик в составе СССР.

Важнейшая особенность политических трансформаций на Украине – их эволюционный характер.

Не следует забывать, что  сегодняшняя Украина – правопреемник  бывшей Украинской ССР и ее границы  – результат административного  деления бывшего СССР. В своем  нынешнем виде Украина – исторически  новое государственное образование, политическая культура которого еще  только зарождается из симбиоза традиций. Вместе с тем, если мы обратимся к  истокам украинской государственности, то увидим, что демократические традиции там укоренены глубже авторитарных. Поэтому демократизация политической системы, движение в сторону парламентарной республики, расширение прав местного самоуправления, территориальных общин (громад) есть для Украины естественным процессом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политическая мысль Древнего Китая

 

Характерной чертой древнекитайской  политической мысли является то, что  она рано выделилась из религиозно-мифологической литературы и поставила в центр  изучения организацию государства, проблемы взаимоотношения человека с обществом. Влиятельнейшие политические учения:

Даосизм. VI в. до н.э. трактат Лао-цзы «Дао» – абсолютное мировое начало, предшествующее небесному владыке и превосходит его; Недостатки в обществе – отход людей от первоначальной простоты и надежда вместо мудрости на знания. На помощь должны прийти умные вожди из наследственной знати. Мудрый государь правит не вмешиваясь активно в дела членов общества. Положение высших слоев было подорвано имущественным и социальным расслоением.

Конфуцианство. Конфуций. Главным в его взглядах было понятие о идеальном государстве. Основой данного государства и общества должен быть идеальный человек, обладающий определенным набором моральных качеств, а именно: милосердием, гуманностью, честностью, справедливостью, уважением. Конфуций считал, что государство возникло из объединения семей. Государство является большой семьей, а правитель - отцом для своих подданных, которые являются его послушными детьми.

Моизм. Мо-цзы. V в. до н.э. считал, управлять должны мудрые люди. Источник мудрости – знания. Истинное человеколюбие – одинаково справедливые отношения ко всем людям без различия родства, сословий. Идеальная организация власти – государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой. Для полного единства государства предлагалось насаждать единомыслие, искоренять вредные учения, поощрять доносы. В концепции моизма восхвалялось деспотически – бюрократическое государство, исключавшее всякую возможность участия народа в управлении государством.

Легизм .Шан Ян. 4 в. до н.э. Трактат «Шан цзюнь шу». Легисты (законники) отстаивали интересы имущественной и служилой знати. Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты. Предлагалось сосредоточить всю власть у верховного правителя, упразднить передачу должностей по наследству. Возможна продажа чиновничьих должностей. Поставить граждан под контроль администраций. Установить единые законы для Китая. Власть правителя опирается на силу, а не на закон. За любой проступок – смертная казнь. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Назначение политической власти и механизм ее реализации

 

Назначение политической власти в жизни общества можно раскрыть через перечисление ее функций:

- поддержание общественного  порядка и стабильности; достижение  общественного единства;

- предупреждение и разрешение  социально-политических конфликтов;

- формализация деятельности  людей, пресечение отклоняющегося  от норм поведения;

- объективный анализ общественно-политической  ситуации, выявление общественных проблем

- моделирование будущего  социально-политического устройства, разработка тактики движения  общества к намеченной цели;

- присвоение и распоряжение  необходимыми материальными, духовными,  людскими ресурсами;

- мобилизация усилий людей  на достижение общественно значимых  целей;

- оптимизация политической  системы, приспособление ее институционального, правового, коммуникационного элементов  интересам господствующей группы.

Механизм власти - совокупность органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены властными полномочиями и участвуют в осуществлении государственной политической власти. Механизм меет сложную, иерархизированную структуру, где формальным первичным субъектом и источником власти является народ. Он передает свои властные полномочия государству, в свою очередь их распределяет как по «горизонтали» (законодательная, исполнительная, судебная сферы власти), так и по «вертикали» (центральные, региональные, местные органы власти). Политическая власть является неделимой, поскольку она суверенна, что становятся гарантами стабильности политического жизни. Вместе с тем полит и гос деятельность по реализации власти не является однородной, потому что она проявляется в различных формах: законодательной, исполнительной и судебной.

Однако в действительности реальным носителем власти нередко  выступает бюрократия - структура организации, для которой характерны: четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника. В этом и заключается вся сложность понимания власти как регулятора коллективной жизни общества в процессе его кооперации и достижения общих целей, т.е. рассмотрения государственно-публичной власти как современного механизма регулирования и средства социального общения людей, функционирование которого создает особую сферу общественной жизнедеятельности, именуется политикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и сущность политического режима

 

Понятие "режим" (от лат. regimen, от фр. regime - управление) означает совокупность способов осуществления  политической и государственной  власти. Политический режим возникает  не стихийно и не в пустом пространстве. Он образуется в политической системе  общества под влиянием целого ряда факторов: на него влияют цели и задачи, которые ставят перед собой находящиеся  у власти политические элиты и  политические партии; степень остроты  классовых и межнациональных  противоречий; наконец, уровень политической культуры и исторических традиций, сложившихся в обществе. По мнению многих политологов, как западных, так и отечественных, характер политического режима определяется рядом критериев. К их числу относятся:

1) роль и функции главы  государства в системе политического  руководства;

2) способ и порядок  формирования представительных  учреждений;

3) положение, влияние и  условия деятельности политических  партий, общественных организаций  и движений;

4) правовой статус личности, состояние и гарантии прав  и свобод граждан;

5) наличие объективных  источников информации, гласности.

Итак, политический режим можно определить как совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры и сознания.

Целесообразно различать  понятия «государственный режим» и  «политический режим», которые хотя и являются однопорядковыми, но не равнозначны. Если первое, в общем и целом, характеризует  методы осуществления государственной  власти, то второе раскрывает характер власти и условий политической жизни  общества.

Для определения политического  режима необходимо сопоставление официальных, в том числе конституционных  и правовых, норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей - с  действительной политикой, проводимой в государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типология политических режимов

 

Полити́ческий режи́м — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы.

Демократия - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации , основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Характерные черты демократического режима:

  • Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти
  • Периодическая выборность основных органов государства на определенный, ограниченный срок.
  • Сочетание правления большинства и защита прав меньшинства. Демократия защищает права отдельных личностей.
  • Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию.

Тоталитаризм - политический режим, основанный на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и подчинить уклад ее жизни одной господствующей идее.

Тоталитарными являются режимы, при которых:

  • есть однопартийность (1 массовая партия с жесткой, полувоенной структурой, она строится вокруг лидера
  • доминирует роль идеологии.
  • тоталитаризм строится на полном контроле всех сфер жизни, включая образование, СМИ
  • при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль - никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

Авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

  • Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти.
  • Неограниченность власти, при этом власть может править с помощью законов, кот. принимает по своему усмотрению.
  • Опора) на силу.
  • При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
  • Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой.
  • введение в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"