Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 21:19, шпаргалка

Краткое описание

1.Политика как объект и предмет политической науки.
2. история полит. мысли.
3.Политическая власть в обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ПОЛИТИКА.docx

— 67.43 Кб (Скачать файл)

Коммуникативная функция позволяет установить связь  между участниками полит процесса как “по горизонтали”, так и  “по вертикали” в соответствии с иерархией полит системы.

С коммуникативной тесно связана  функция обеспечения соц прогресса. Это означает, что полит культура создает условия для эффективного развития полит системы и общества в целом.

Нормативно-регулятивная функция закл в формировании и  закреплении в общественном сознании необходимых полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.

Воспитательная  функция дает возможность сформировать личность, гражданина.

Полит субкультуры. Полит культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели полит культуры - субкультуры, кот существуют во всех странах. Среди наиболее значимых в политологии выделяются следующие типы субкультур: региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные.

Типология полит культуры. Дифференциация полит культур осущ в соответствии с тем или иным критерием.

Один  из критериев - степень согласованности  во взаимодействии полит субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два  типа полит культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).

Другим  критерием выделения типов полит  культуры явл базовые ценности, на кот ориентируется та или иная общность в полит деятельности или  в полит процессе. В соответствии с этим можно выделить три типа полит культуры.

Культура  высокой гражданственности. Базовая  ценность - человек с его потребностями  и интересами. Полит система в  целом и все ее структурные  элементы носят демокр характер. Людям  присуще чувство ответственности  за все происходящее, а потому высока полит активность участников полит  процесса.

Элитарная полит культура. Базовая полит  ценность - власть или властные структуры (гос-во, элиты). Человек выступает  как средство для достижения цели, кот ставит полит элита.

Архаическая полит культура. Главная ценность - интересы этноса, к кот они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид  не осознает себя как личность и  не отделяет себя от этнической общности.

В качестве еще одного критерия выступает  ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках полит системы (рынок, гос-во). Приоритетное использование того или иного  механизма в полит жизни порождает  соотв типы полит культуры - рыночной или бюрократической.

Основные  пути формирования полит культуры. Условием формирования полит культуры людей явл их включенность в полит процесс, взаимодействие с полит реальностью. С полит системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании полит культуры, определяют осн направления этого процесса. Ими явл: целенаправленная образовательно-просветительская, духовно-идеологическая деятельность гос-ва, полит партий, общественных организаций и движений, церкви, СМИ, воздействие бизнеса, науки, образовательных учреждений, семьи, трудового коллектива, клубов и организаций по интересам.

Факторы, влияющие на формирование полит культуры. Известно, что страны, имеющие аналогичные соц-полит системы, могут значительно отличаться друг от друга в полит-культ отношении. Эти различия предопределены, помимо всего прочего, и так наз “внешними”, неполитическими, факторами: спецификой исторического развития, геополит положения страны и в особенности экономическими факторами.

Современные концепции полит культуры.

Психологический подход (школа Г.Алмонда): полит культура рассматривается как набор психологических  ориентаций на соц-полит объекты  и процессы.

Комплексный, обобщающий подход (Д.Мервик, Р.Такер, Л.Диттмер): полит культуре приписывается все  происходящее в политике. Она либо идентифицируется с полит системой, либо сводится к полит отношениям, а в конечном счете не имеет  специфического содержания.

Объективистская (нормативная) трактовка (Л.Пай, Д.Пол). полит культура определяется как  совок принятых полит системой норм и образцов полит поведения.

Эвристическая концепция (С.Хантингтон): полит культура понимается как гипотетическая нормативная  модель желаемого поведения.

 

 

15 политическая  социализация.

Сущность, этапы, факторы.

 

1 Термин

1959 Хаймэн - процесс усвоения культурных  ценностей, политических ориентаций, освоение форм политического  поведения, приемлимых для данного  общества.

 

В результате процесса индивиды приобщаются  к определенной политической культуре.

 

Прямая - непосредственное приобретение знаний и установок.

Косвенная - оказывают влияние на политические установки ранний детский  опыт, а так же окружение личности.

 

Участвуют в процессе:

1 Социализант (на кого направлен  процесс)

2 Агент-социализатор (проводит воздействия)

3 Агентуры (партии, СМИ)

 

2 Типы, этапы

 

1 Допарципаторный (Индивид не  принимает личного участия: ранняя  дошкольная фаза детства, где  закладываются основы).

2 Парципаторный (на трудовой  стадии; проходит в несколько  циклов: профессия, трудовая деятельность, армия, создание семьи).

3 Пост ~. (ближе к пенсионному  возрасту, когда люди не меняют  сложившиеся политические взгляды).

 

 

16 политическая  модернизация(сущность, критерии, типы)

 

1 Понятие и критерии.

2 Сущность, критерии и типы.

I

Опр: возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым соц. целям  и создавать новые институты, обеспечивать каналы для диалога  между правительством и населением.

Критерии:

1 Структурная дифференциация.

Институты  полит. системы отражают процесс усложнения соц. отношений.

2 Способность полит. системы  к инновациям, глобализации и  выживанию.

   - Адапртирование к новым  проблемам.

   - мобилизация ресурсов

   - развитая система благоприятствует  распространению лояльных форм  поведения при помощи структур  полит. социализации (школы, универы,  партии etc.)

3 Тенденция к равноправию.

Типы:

Участие народа в полит. деятельности происходитв переходе от культуры подчинения к культуре участия. мб осуществлен  демократическим путем. Центральная  роль - теория полит. модернизации.

-----------------------Толком про типы  в лекциях нифига нет-------------------------------

 

2 этапа:

1) 50-60е, когда модернизация понималась  как копирование западных устоев  во всех областях жизни.

Идея однолинейного развития - все  страны идут по пути модернизации, М. воспринималась как демократизация развивающихся  стран по западному образцу. => соц.-экон. рост в странах Третьего Мира.

2) 70-90е. Связь между модернизацией  и развитием была пересмотрена. Она стала не условием, а функцией  развития. Цель - изм. соц-экон. и полит.  институтов, не обязательно по  западному пути демократизации.

 

Есть 4 понятия М.

1 - создание полит. структуры  с высокой специализацией полит.  ролей и институтов.

2 - территориальное и функциональное  расширение области центрального  законодательства.

3 - постоянное расширение включенности  в полит. жизнь соц. групп  и индивидов.

4 - ослабление традиционной элиты  и их легитимация.

 

В литературе выделяют 2 типа модернизации:

Первичная - охватывает эпоху 1ой пром. революции, разрушение наследственных привелегий и провозглашение равных гражданских прав, демократизация (Европа, США, Канада)

Вторичная - отраженная или "модернизация вдогонку" (России, Бразилия, Турция) Осн. фактор - соц.-культ. контакты отстающих  в развитии стран с уже существующими  центрами индустриальной культуры.

 

3 пути:

1 Эвольционный (Испания)

2 Революционный (Португалия)

3 Военное завоевание (Германия, Япония)

 

 

17. международные политические отношения.

Международные отношения — это  совокупность экономи­ческих, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене. Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества. Мировой политикой называют процессы выработки, приня­тия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества. В конечном итоге международные отношения складываются, прежде всего, из совокупности внешнеполитической деятельности государств, которые являются основными участниками международных отношений и в качестве самостоятельных субъектов, и как члены каких-либо организаций.

К политическим средствам относится:

  1. Дипломатия — это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус. Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей.
  2. К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием.
  3. Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал со­временных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров.

Заметное место среди  теорий международной политики занимает концепция революционной трансформации мирового порядка, разработанная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Для нее характерны: классовый подход к анализу мировых проблем, изучение внешней политики государства в связи с внутренней, рассмотрение международных отношений в каждую историческую эпоху в соответствии с закономерностями развития конкретных общественно-экономических формаций, исследование объективных и субъективных факторов расстановки сил.

Тенденция развития современных международных отношений

  1. рассредоточение власти(На мировую арену все активнее выходит Япония).
  2. Второй тенденцией развития современных международных отношений стала их глобализация (С1оЬе — земной шар), заключающаяся в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении функций национального государств, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований. На этой основе формируется все более взаимозависимый и целостный мир.
  3. Третьей тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к совместному их решению.
  4. Четвертой тенденцией современных международных отношений является усиление разделения мира на два полюса — полюса мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании.
  5. Пятой тенденцией стало то, что в целом как во внутренней, так и в международной жизни политика как стихийное столкновение социально-исторических сил все заметнее теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.
  6. Шестой тенденцией стала демократизация как международных отношений, так и внутриполитических процессов.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"