Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 21:19, шпаргалка

Краткое описание

1.Политика как объект и предмет политической науки.
2. история полит. мысли.
3.Политическая власть в обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ПОЛИТИКА.docx

— 67.43 Кб (Скачать файл)

-легально-рациональная  легитимность (демократическая) основывается  на вере в справедливость тех  рациональных и демократических  процедур, на основе которых формируется  система власти.

Легитимность  сочетается с обратным ей процессом  делегитимнации. Делегитимация –  это утрата доверия, лишение политики и власти обществ- его кредита. Основные причины делегитимации – бюрократизация, национализм, этнический сепаратизм, а  также противоречие между универсальными ценностями.

 

 

4.Политические  системы.

1. Понятие ПС.

2. Структура и функции.

3. Топология.

 

ПС  – наличие целостности элементов, взаимодействующих между собой  и с внешней средой – системой.

Следовательно: 1) элементы взаимодействуют друг с  другом. 2) элементы взаимозависимы

ПС  – одна из сфер жизнедеятельности  общества.

Теория  ПС связанна с именами Т. Парсон и  Д. Истон.

Социальная  система – анализирует общество как взаимодействие 4х систем.

Исток – системный подход – механизм формирования и функционирования власти для распределения ресурсов и  ценностей общества.

В советском обществоведении категория  ПС игнорируется, т.к. отображает западный мир.

В общем виде ПС – совокупность политических отношений, систем взаимодействия определенного  общественного устройства.

2. Структура.

Институциональная система  – совокупность как государственных, так и негосударственных.

3. СМИ, церковь.

Это нормативные подсистемы т.е. (моральные, правовые), как основывается регулироване политической жизни общества.

3. Функции подсистемы.

Выражается в способе, методе осуществления власти.

Коммуникативная – из форм взаимодействия внутри ПС между  компонентами.

Культурно-идеологическая

Из различных взглядов, идей, участников социальной жизни.

Функции ПС.

Выделяют  входные и выходные функции.

К-ти.

Политическая  социализация – приобщение к политической деятельности.

Артикулизация интересов – доведение предъявление требований к тем, кто вырабатывает политические решения.

Агрегирование интересов – оформление интересов  и потребностей в виде требований.

Политическая  коммуникация – осуществление взаимосвязи  и элементов системы.

Выходные  функции:

Нормотворчество – разработка правил и законов  регулирования политического поведения.

Правила и формы – введения их в действие и выполнениею

Контроль  за соблюдением правил, истолкование законов.

Политическое  руководство – согласование интересов  индивидов и группы.

Информационное  обеспечение топология ПС.

Запад – топология  на характере политических режимов.

-авторитарный

-тоталитарный

-демократический

 

По типу политической культуры:

-англо-американские

-европейско-континентальные

-Доиндустриальные

-Частично индустриальные

 

Тоталитарные ПС: диктатура  ПС по отношению к экономике, социальной, духовной.

1) личность, общество, социальные  группы как объекты политики

2) граждане – винтики  гос. Машины

3) гос. Структуры превалируют  гос. власть и господствуют  силовые структуры

4) идеологический ***изм

 

Харизматические ценности и градации:

Демократический режим:

1) равноправие экономической,  социальной, духовной и ПС.

2) политическое равноправие  личности и соц. групп, выступающих  как субъекты политики

3) равноправие и разделение  властей при системе сдержек  и противовеса

4) разделение полит  функций гос-ва, полит партий при  развитии многопартийной системы.

5) плюрализм (многообразие) полит взглядов, убеждений и идеалогий

6) рациональная полит  культура

 

Авторитарный  тип стоит ближе к тоталитарному. При этом в какой-то мере совмещает  в себе как элементы демократического типа ПС.

В конце 20 – начале 21 века в России произошла ломка ПС, преобразовались  гос органы, ввелась демократическая  власть, исполнительная, а также  был введен институт президентства. Была ликвидирована монополия одной  партии и вступила многопартийная система.

Новая политическая система России сочетает разные типы ПС: сложившуюся сегодня  систему врядли можно назвать  демократической с точки зрения выполняемых его функций

 

 

5.Государство как политический институт

  1. Теория возникновения государства гос-ва.
  2. Признаки, функции гос-ва.
  3. Внутренне устройство гос-ва (формы терри-го устройства; формы правления).

Термин государство употребляется  в основном в двух значениях:

    1. Подразумевается территория, страна имеющая органы публичной власти.
    2. Орган, осуществляющий контроль и регулирование во всех сферах общественной деятельности.

Макиавелли  ввел понятие statu,  для обозначения особой, отличной структуры власти.

Теории  происхождения:

Античность (теория естественного происхождения)

Семья- >селения-> города-> гос-во. Стремления людей к взаимному общению, основная причина возникновения гос-ва. Аристотель: гос-во состоит из людей, но оно сильнее отдельного человека  или каких –либо групп и объединений. Поэтому, сила, мощь гос-ва - важнейшие его проявления.

Средневековье: Теологическая(божественная теория возникновения гос-ва). Бог благословляет короля, дет ему полномочия управление народом.

19-20 век

1)Договорная (Локк, Гоббс): Согласие народа на отказ от части свободы, взамен на безопасность.

2) Органическая (Спенсер) :  гос-во подобно живому организму.

3) Теория насилия(Каутский): гос-во порождение насилия одних групп людей над другими(насилие внутр-ее и внеш-ее).

4)Психологическая (Петрожицкий) : психологическая потребность жить в обществе.

5) Максиская, Класовая(Энгельс, Маркс): Основная причина возникновения заключается в закономерностях экономического развития общества. Эксплуатация одного класса над другим

 

6.Признаки  и функции:

Признаки  государства – необходимые отличительные особенности государственности.

  1. Территория очерченная гос.,  границей – материальная основа гос-ва, на которую распространяется его юриспруденция.
  2. Публичный политический институт (его наличие).
  3. Аппарат управления социальными процессами.
  4. Гос-во обладает верховенством власти на все территории (Суверенитет).
  5. Легальное принуждение, включая физическое для некоторых граждан.
  6. Налоговые сборы, идущие для создания гос., аппарата.

 

Функции (внутренние):

  1. Регулятивная
  2. Финансовый контроль
  3. Охранительная (охрана прав граждан, право порядка)

Функции (внешние):

  1. Внешнеполитическая
  2. Внешнеэкономическая

Внутренне устройство государства:

Формы территориального правления:

1)Федеративная  - Объединения субъектов гос-ва с автономией (США, Германия).

А) По территорияальному  признку (США).

Б) По национальному признку (Индия, Россия).

2) Конфедиративное - постоянный союз самостоятельных государств, временно передают часть своих полномочий для осущетвления совместных целей (Швейцария (1815-1867); США 1278-1878)).

3) Унитарное - полит неделимое гос-во, все административные единицы действуют на основе единых норм и правил, единая система органов и единая система законодательства (Дания, Швеция).

Формы правления:

1)Монархия

Конституцио́нная  мона́рхия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству.

 

Дуалистическая  монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена в законодательной области парламента. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска парламента, абсолютного вета на закон. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха.

 

Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

 

  1. Республика

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

 

Парла́ментская  респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламента́рной) монархией.

 

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.

 

Суперпрезидентская  республика (в некоторых источниках сверхпрезидентская, англ. superpresidency или superpresidentialism) — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма.

 

 

7.Правовое  и социальное гос-во и общество.

Правовой  порядок отношений гос-ва и общества, начиная с 18в., закреплен конституцией, ставшей основным законом гос-в. Будучи сводом юридических  актов, законов  и постановлений, определяющих основы  гос. устройства и способы формирования гос. власти, в конституциях впервые  было прописано положение личности в гос-ве.

Первые  правовые документы конституции  появились в Англии в 13в. Первые полновесные  конституции были приняты в 1789 в  США и в 1791 во Франции.

Правовое  гос-во – гос-во, ограниченное в своей деятельности правом, призванном защищать права и свободы личности и подчинить властные органы контролю суверенного народа.

Гражданское общество –

(в широком смысле) все те сферы  общественной жизни, в которых  отсутствует непосредственный контроль  со стороны гос-ва;

(в  узком) совокупность многообразных  нереализуемых гос-вом отношений  свободных и равноправных индивидуумов  в условиях конкурентной экономики  и демокр. правовой госуд-сти.

Понятие ГО появилось в 17в в трудах Тоббса и Локка. Они отождествляли с  ГО гос-во, основанное на общественном договоре и выражающее интересы народа. В 18-19в ГО получило развитие в трудах Руссо, Монтескье, Пейна, Канта и  Гегеля.  Согласно Руссо законную силу имеет только система правления, основанная на участии каждого гражданина во властных отношениях на безусловном  полновластии народа.  Монтескье  рассматривал ГО как важнейшую гарантию от произвола и диктатуры. Пейн высказал мысль о саморегулироемости ГО и  ограничении власти гос-ва в его  пользу. Гегель в отличии от всех рассматривал ГО и гос-во как самостоятельные  институты.

Признаки  правового гос-ва:

  1. Существование развитого гражданского общества, где оно выступает как разветвляемая система реализаций частных интересов отдельных граждан без участия гос-ва.
  2. Правовое ограничение для проникновения гос-ва в различные сферы общественной жизни на основе разработанного законодательства.
  3. Равенство граждан перед законом и всеобщность права.
  4. Суверенитет народа. Народ – первичный и основной источник власти. Гос-во обладает представительным суверенитетом.
  5. Разделение гос. ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную.
  6. Приоритет метода запрета в гос. регулировании общественной жизни.
  7. Свобода личности заканчивается там, где нарушаются права и свобода другого человека. Т.е. права и свободы других людей выступают единственным ограничением свободы личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"