Шпаргалка по "Конституционное правосудие"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:16, шпаргалка

Краткое описание

Конституционный контроль – важный элемент системы разделения государственной власти в РФ, занимает ключевое место в государственно-правовом механизме защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории России.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное правосудие.docx

— 135.66 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Представители  сторон и их процессуальный  статус в конституционном судопроизводстве.

 

 

 

 

 

 

37. Процессуальный  статус экспертов, специалистов, свидетелей и переводчиков.

Согласно ФКЗ участниками процесса так же являются эксперты, свидетели, переводчики, специалисты. Их назначение в отличие от сторон и их представителей состоит в содействии осуществлению  конституционного правосудия. Они привлекаются в процесс по инициативе КС, судьи-докладчика  и сторон. Главная задача этих лиц состоит в том, чтобы сообщить КС РФ информацию, необходимую для истинного решения вопроса. КС РФ вправе воспользоваться услугами эксперта, т.е. лица обладающего специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Эксперты могут привлекаться на стадии подготовки и непосредственно во время заседания. Экспертиза в КС-ве отличается от других процессов, так как проводится прежде всего по вопросам права. В качестве экспертов обычно назначаются специалисты-юристы по наиболее сложным дискуссионным и новым правовым проблемам. В редких случаях, в КС-ве эксперт может быть лицом, обладающим специальным познанием в вопросах, не касающихся права. В обязанности эксперта входит: дача заключения в письменной форме, которое должно содержать данные о лице, производившем экспертизу, с указанием его специальности, ученой степени и звания, названия дела, в связи с рассмотрением которого проводилась экспертиза; дача ответов на вопросы, поставленные перед экспертом в требовании судьи-докладчика или Конституционного Суда РФ. В качестве участников конституционного судопроизводства могут быть вызванысвидетели, т. е. лица, располагающие сведениями или материалами о фактических обстоятельствах, установление которых входит в компетенцию Конституционного Суда РФ. Свидетель обязан сообщить Конституционному Суду РФ обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные

вопросы судей и сторон. При необходимости  он может пользоваться письменными  заметками, а также документами  и другими материалами. В ФКЗ  нет упоминания, однако в настоящее  время свидетелей заменили приглашенные представители заинтересованных ведомств, которые дают суду пояснения о правоприменительной практике оспариваемого акта.  Участниками КС-ва являются так же и переводчики, которые назначаются КС РФ для обеспечения права участников КС-ва пользоваться родным языком. КС ПФ обеспечивает участие переводчика в конституционном судопроизводстве по ходатайству сторон или их представителей либо по собственной инициативе. Переводчик несет ответственность за заведомо ложный перевод. При подготовке дела к слушанию судья-докладчик вправе обращаться к специалистам, под которыми имеются в виду лица, обладающие специальными знаниями и выступающие в рассматриваемом судопроизводстве в качестве консультантов по тем или иным вопросам, представляющим интерес для судей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Доказывание и доказательства в конституционном судопроизводстве.

Доказывание в конституционном  судопроизводстве имеет следующую  специфику: в процессе доказывания  участвуют управомоченные субъекты – КС РФ, судьи, стороны и их представители; развертывается на каждой из стадий судопроизводства вплоть до итогового решения; ориентировано на получение сведений о предмете рассмотрения (доказывания) из источников, допускаемых законом; протекает в установленном законом процессуальном порядке. Так же особенностями являются предмет доказывания, судебные доказательства и процесс доказывания. Предмет доказывания в КС-ве совпадает с предметом рассмотрения конкретного дела, т.е. установлением соответствия Конституции РФ объекта конституционного контроля по основаниям, указанным в ФКЗ. Предмет доказывания предопределяет пределы исследования по делу. Специфика предмета доказывания в конституционном судопроизводстве заключается в том, что он ограничен вопросами права, уяснением соответствия (несоответствия) положениям Конституции РФ объектов конституционного контроля путем их сопоставления на основе установления их правового содержания. Доказательствами в КС-ве служат разнообразные нормативно-правовые установления: закрепленные в К РФ, законах и подзаконных актах цели и задачи, определения (дефиниции), принципы, нормы как правила поведения, аксиомы, презумпции, фикции, преюдиции, символы, модели (конструкции), а также правовые позиции КС РФ, К(у)СС РФ, правовые позиции иных высших судебных инстанций. КС РФ использует разнообразные средства доказывания: объяснения сторон (стороны дают пояснение по существу рассматриваемого вопроса, аргументирую свою позицию); заключение эксперта (выводы лица, обладающего специальными познаниями по вопросам права, касающимся рассматриваемого дела. Выводы эксперта не имеют приоритетного значения и оцениваются так же, как и другие доказательства); свидетельские показания (сообщения не заинтересованных в исходе дела лиц об обстоятельствах, относящихся к рассматриваемому делу, которые известны им лично); объяснения специалистов; объяснения представителей заинтересованных ведомств; документы (содержат сведения о фактах, имеющих значение для решения дела. При этом подлинность документов не должна вызывать сомнение);общеизвестные факты; юридическая практика (связана с нормотворчеством, пониманием и применением права); обыкновения (складываются в КС-ве и фиксируются в Регламенте); научные данные (в сфере права, доктрина К правосудия). Процесс доказывания направлен на установление объективной истины по делу, т.е. выводы о конституционности (неконституционности) проверяемых объектов конституционного контроля. Структура процесса доказывания складывается из действий по определению предмета доказывания, выявлению и собиранию, исследованию и оценке доказательств. Выявление и собирание доказательств происходит уже на стадии предварительного изучения обращения судьями и при подготовке дела к слушанию и продолжается в судебном заседании. Исследование доказательств означает их анализ в целях выяснения относимости, допустимости, достоверности и достаточности. Относимость доказательств – признание их значимости для дела; допустимость предполагает установление того факта, что доказательства получены законным способом; достоверность увязывается с их соответствием действительности; достаточность доказательств означает наличие доказательства, позволяющих КС РФ делать итоговый вывод по существу рассматриваемого дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Процессуальные  сроки: понятие, функции, виды.

Процессуальные сроки – фиксированные  промежутки времени, в течении которых могут совершаться процессуальные действия по конкретному делу. Процессуальные сроки могут устанавливаться судьей-докладчиком и решениями КС РФ. Порядок исчисления процессуальных сроков определен в Регламенте КС РФ. Течение сроков, с которыми связывается наступление определенных юридических последствий, начинается на следующий день после календарной даты, установленной в ФКЗ или решение КС РФ. Сроки, исчисляемые сутками, истекают в 12 часов ночи последних суток. Сроки, исчисляемые годами или месяцами, истекают в соответствующее число последнего года или месяца установленного срока. Процессуальные сроки устанавливаются дифференцированно в зависимости от субъекта, которому они адресованы: 1. Сроки, установленные для КС РФ, его судей. ФКЗ общий срок предусмотрен только для одного случая: дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента. Оно должно быть дано не позднее 10 дней после регистрации запроса. Применительно к иным видам производств устанавливаются постадийные сроки. На стадии предварительного рассмотрения: на первичную обработку – до 7 дней; предварительно изучение судьей не более 2 месяцев  с момента регистрации. На стадии назначения и подготовки дела к слушанию: решение о назначении ела к слушанию не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению; Уведомление о заседании Суда и необходимые материалы направляются судьями и участником не позднее чем за 10 дней до начала заседания. На стадии рассмотрения дела в с/з: решение оглашается немедленно после подписания; тект особого мнения судья должен быть представлен не позднее 14 дней со дня провозглашения решения. 2. Сроки для заявителей, участников процесса, а также для органов и лиц. Сроки дел заявителя ограничены по следующим позициям: заявители вправе оспаривать конституционность правовых актов со дня их вступления в силу; могут требовать проверки конституционности актов, принятых до вступления Конституции РФ, по содержанию норм.

 

 

40, Судебные  расходы в конституционном судопроизводстве

Государственная пошлина – установленный  законом обязательный платеж, взимаемый  с юридических и физических, должностных  лиц, инициирующих рассмотрение дела в  суде. Размер Госпошлины установлен в  НК РФ. По делам, рассматриваемым Конституционным  Судом Российской Федерации, государственная  пошлина уплачивается в следующих  размерах:1) при направлении запроса  или ходатайства - 4 500 рублей; 2) при  направлении жалобы организацией - 4 500 рублей; 3) при направлении жалобы физическим лицом - 300 рублей. Не оплачиваются : запросы о толковании К РФ, запросы судов, ходатайства Президента РФ по спорам о компетенции, запросы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента, запросы о даче заключения о соответствии К РФ инициативы проведения референдума РФ по постановленному вопросу. КС РФ может освободить гражданина с учетом его материального положения от государственной пошлины либо уменьшить ее размер своим решением. Госпошлина может быть возвращена в том случае, если обращение не было принято к рассмотрению и если обращение было возвращено заявителю в процессе изучения его в предварительном порядке Секретариатом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Понятие  и виды стадий конституционного  судопроизводства

Стадия – определенный этап рассмотрения КС РФ дела, совокупность качеств однородных действий участников КС-ва. Принцип стадийности призван достичь объективной истины, а так же является гарантией независимости КС РФ, Общими стадиями являются: 1. Внесение обращения в КС; 2. Конституционное судопроизводство; 3. Исполнение решения КС РФ. Стадиями полного устного процесса являются: 1. Внесение обращения( цель – инициировать производство); 2. предварительное рассмотрение секретариатом КС, предварительное изучение обращение судьей КС (уель – проверка обращения заявителя на соответствие его требованиям закона, а так же проверка наличия основания к рассмотрению обращения в КС); 3.Заседание КС по решению вопроса о принятии обращения к рассмотрению (КС РФ должен установить наличие предусмотренного щаконом основания к рассмотрению дела, а также убеждается в отсутствии оснований к отказу в принятии обращения к рассмотрению); 4.назначение дела к слушанию и подготовка к с/р (цель – обеспечмит все условия для оперативного и эффективного слушания дела); 5.судебное разбирательство ( направлен на полное и всестороннее, объективное и беспристрастное исследование рассматриваемого дела); 6. Совещание, голосование и принятие итогового решения; 7. Провозглашение, вступление в силу и опубликование решения; 8. Исполнение решения. Стадии письменного производства практически идентична стадиям устного производства, отличие только в судебном разбирательстве. Оно проходит в заседании без проведения слушания.

 

 

42. Поводы  и основания к рассмотрению  дела в Конституционном Суде  РФ.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном  Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона.  
    Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Субъекты  права на обращение в Конституционный  Суд России

Законодательством субъектов РФ устанавливается круг субъектов, имеющих право на обращение в конституционные (уставные) суды. Необходимо отметить, что в законодательных актах субъектов РФ содержится различный перечень таких субъектов. Как правило, к ним относятся главы субъектов РФ, депутаты законодательных (представительных) органов власти, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления и др. В некоторых субъектах РФ таким правом обладает Уполномоченный по правам человека соответствующего субъекта РФ [2; 3]. Правом обращения в орган конституционного правосудия субъекта РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, объединения граждан и лица, указанные в законе. Право на обращение в конституционный (уставный) суд предоставлено суду любой инстанции, если он придет к выводу о несоответствии Конституции (уставу) закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Такие обращения являются поводом для осуществления конкретного нормоконтроля.

 

 

44. Рассмотрение  обращения Секретариатом Конституционного  Суда Российской Федерации

Статья 40. Рассмотрение обращений  Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации  
Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.  
В случаях, если обращение:  
1) явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;  
2) по форме не отвечает требованиям настоящего Федерального конституционного закона;  
3) исходит от ненадлежащего органа или лица;  
4) не оплачена государственной пошлиной, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом,  
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу.  
Заявитель после устранения недостатков, указанных в пунктах 2 и 4 части второй настоящей статьи, вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд Российской Федерации.  
В случае, если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы. 

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное правосудие"