Шпаргалка по "Конституционное правосудие"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:16, шпаргалка

Краткое описание

Конституционный контроль – важный элемент системы разделения государственной власти в РФ, занимает ключевое место в государственно-правовом механизме защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории России.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное правосудие.docx

— 135.66 Кб (Скачать файл)

Статья 99. Пределы проверки

Пределы проверки Конституционным  Судом Российской Федерации соответствия Конституции Российской Федерации  закона, указанного в жалобе на нарушение  конституционных прав и свобод граждан, устанавливаются статьей 86 настоящего Федерального конституционного закона.

Статья 100. Итоговое решение по делу

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных  прав и свобод граждан Конституционный  Суд Российской Федерации принимает  одно из следующих постановлений:

1) о признании закона либо  отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации;

2) о признании закона либо  отдельных его положений не  соответствующими Конституции Российской Федерации;

3) о признании оспариваемых заявителем  положений нормативного правового  акта аналогичными нормам, ранее  признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, и поэтому также не соответствующими Конституции Российской Федерации либо о констатации факта, что примененная в конкретном деле норма ранее признана неконституционной постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

66. Производство по делам о конституционности законов по запросам судов (право на обращение, допустимость обращения, последствия внесения запроса, пределы проверки, итоговое решение по делу).

Статья 101. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Суд при рассмотрении дела в любой  инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.

Статья 102. Допустимость запроса

Запрос суда допустим, если закон  подлежит, по мнению суда, применению в  рассматриваемом им конкретном деле.

Статья 103. Последствия внесения запроса

В период с момента вынесения  решения суда об обращении в Конституционный  Суд Российской Федерации и до принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации производство по делу или исполнение вынесенного  судом по делу решения приостанавливаются.

Статья 104. Пределы проверки и виды итоговых решений

Пределы проверки Конституционным  Судом Российской Федерации соответствия Конституции Российской Федерации  закона, оспариваемого в запросе  суда, и виды итоговых решений по данному делу устанавливаются статьями 86 и 100 настоящего Федерального конституционного закона.

 

 

 

67. Производство  по делам о толковании Конституции  (право на обращение, обязательность  толкования Конституции РФ).

Статья 105. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Правом на обращение в Конституционный  Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 106. Обязательность толкования Конституции Российской Федерации

Толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

68. Толкование  Конституции России: понятие, виды, способы, принципы, субъекты.

ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ  РФ — официальное разъяснение содержащихся в нормах Основного закона понятий. Действующая Конституция РФ функцию толкования закрепила за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125). Конституционный Суд в этом смысле есть верховный толкователь Конституции. Целью толкования является юридически точное указание о том, как понимать норму Конституции, допускается ли ее расширительное толкование и в каком объеме. Такое толкование необходимо всякий раз, когда во взаимоотношениях между органами государственной власти возникают сомнения в правильности понимания содержания нормативного объема того или иного конституционного положения, а равно в случае неоднозначного понимания тех или иных положений Конституции РФ. Юридическим способом снятия существующей неопределенности является в этом случае официальное толкование. Толкование Конституции РФ Конституционным Судом РФ относится к числу официальных нормативных, оно имеет юридическую силу, обязательно для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, организаций, граждан и их объединений. Право толкования Конституции Конституционный Суд РФ самостоятельно реализовать не может. Согласно Конституции (ч. 5 ст. 125), это возможно по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Порядок разъяснения норм Конституции РФ определен в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ». От официального толкования Конституции РФ следует отличать ее доктринальное толкование — комментарии к Конституции. Такое толкование не имеет обязательной юридической силы, хотя его влияние на официальное толкование, применение конституционных норм несомненно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

69. Производство  по делу о даче заключения в связи с отрешением Президента России от должности

ТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ  ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — принудительный акт смещения Президента РФ с должности на основании обвинения его в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления. Отрешение от должности в этом смысле является мерой конституционной ответственности (конституционно-правовой санкцией), применяемой к главе государства. В зарубежном конституционном праве институт отрешения главы государства от должности именуется импичментом.

В российском законодательстве такая  мера впервые была предусмотрена  при введении поста Президента в 1991 г. Президент мог быть отрешен  от должности в случае нарушения  им Конституции и законов России, а также данной им присяги.

Действующая Конституция РФ существенно  изменила основания и порядок  О. от д.П. РФ. Процедура отрешения юридически усложнена, в ее осуществлении задействованы многие институты верховной власти страны: обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ, что создает гарантии против политического волюнтаризма и обеспечивает высокую компетентность принятия решения по этому вопросу. Правом выдвижения обвинения обладает Государственная Дума, а решение об О. от д.П. РФ может принять только Совет Федерации. Конституция РФ оговаривает следующие условия и процедуры О. от д.П. РФ: 1) правом инициативы отрешения Президента РФ от должности обладает 1/3 (не менее 150) депутатов Государственной Думы; 2) для выдвижения обвинения Президента в совершении им государственной измены или иного тяжкого преступления и принятия по этому вопросу окончательного решения Государственная Дума образует специальную комиссию, которая по факту обвинения большинством голосов (226 депутатов) выносит свое заключение; 3) обвинение Президента в государственной измене или совершении им тяжкого преступления должно быть подтверждено двумя заключениями: а) Верховного Суда — о наличии в действиях Президента РФ признаков таких (такого) преступлений; б) Конституционного Суда — о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения; 4) решение об О. от д.П. РФ должно быть принято Советом Федерации не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в указанный срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента считается отклоненным. Решения Государственной Думы о выдвижении обвинения, а Совета Федерации об О. от д.П. РФ. принимаются палатами квалифицированным большинством — 2/3 голосов от общего числа в каждой из палат (соответственно 300 и 119). О. отд. П. РФ от должности прекращает его полномочия, он утрачивает неприкосновенность и может быть привлечен к уголовной ответственности на общих основаниях с иными гражданами.

Попытка отрешить Президента от должности  в соответствии с указанными процедурами  была предпринята Государственной  Думой второго созыва в мае 1999 г. Однако необходимого для принятия этого решения числа голосов  палата в процессе голосования не набрала. За решение о выдвижении обвинения против Президента проголосовало  менее 226 депутатов Государственной  Думы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

70. Производство  по делам, связанным с проверкой  конституционности референдума.

•  Конституционные суды осуществляют контроль за организацией и проведением референдумов в Армении, Грузии, Италии, Молдове и других государствах. В Италии Конституционный Суд в процессе подготовки референдума наделен полномочием «определять конституционность требований о проведении рефе-(рендума, имея в виду, что запрещается проведение референдумов в отношении законов о налогах и бюджете, об амнистии и Помиловании, о полномочиях на ратификацию международных

•Договоров, и конституционность  формулировки вопроса, выносимого на референдум.

Широкие рамки судебного конституционного контроля вы-jBopoB существуют в Австрии, Армении, Болгарии, Монголии, Португалии, Словакии, Союзной Республике Югославии и дру-"гих государствах.

Вряд ли оправданным является наделение  конституционного 'Суда полномочиями конституционного контроля за выборами органов законодательной власти всех уровней. Конституционному суду поручается контроль за формированием высших органов

представительной (законодательной) власти. При этом важно четко определить сроки подачи жалобы, чтобы предотвратить  возможное осложнение работы парламента после ее начала.

Сложным является вопрос о критериях  объявления выборов неконституционными и, следовательно, несостоявшимися: касается ли это только отдельных избирательных  округов или выборов в целом  по всем избирательным округам; какого количества округов, где выборы прошли с нарушением правил, должно быть достаточным, чтобы объявить несостоявшимися  выборы в целом.

Конституционный суд может объявить выборы несостоявшимися только тогда, когда результаты выборов, если бы отсутствовали  выявленные нарушения при их проведении, были бы другими, иными словами, когда  нарушения повлекли за собой изменение  состава выборного органа или  оказали существенное влияние на успех одного из кандидатов в члены  выборного органа.

Конституционный суд может решать вопрос об утрате пассивного избирательного права, утрате членом парламента своего депутатского мандата (Австрия, Монголия, Словакия, Турция, Чехия, ФРГ).

Если глава государства (президент) избирается непосредственно народом, то контроль за этими выборами может быть поручен конституционному суду (Армения, Австрия, Молдова, Португалия).

Выполнение условий осуществления  законодательной инициативы группой  граждан (народной инициативы) проверяется  Конституционным Судом в Румынии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

71.Становление и развитие конституционного судопроизводства в субъектах РФ.

 

 

 

 

 

72. Законодательство  о конституционных (уставных) судах  субъектов РФ

 

 

 

 

 

 

 

73.Основные  модели специализированных органов,  обеспечивающих охрану Конституций  (Уставов) субъектов РФ.

 

 

 

 

74. Полномочия конституционных (уставных) судов субъектов РФ

S контроль за соответствием  правовых актов субъектов РФ их конституциям (уставам), а также за конституционностью договоров с Российской Федерацией и иными субъектами, включая и международные договоры; 
•S официальное толкование конституций или уставов субъектов РФ; 
•S разрешение споров ю компетенции между органами власти субъектов РФ, а также между ними и органами местного самоуправления; 
s защиту конституционных прав и свобод граждан по их жалобам и по запросам судов о конституционности закона субъекта РФ, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; 
S контроль за проведением выборов руководителей исполнительных органов власти субъектов РФ и решениями о проведении региональных референдумов; 
s участие в законодательном процессе субъекта РФ путем осуществления права на законодательную инициативу. Отметим, что приведенный перечень выходит за рамки тех полномочий конституционных (уставных) судов, которые установлены Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (конституционность законодательства и решений органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и толкование конституций (уставов) - (ч, 1 ст. 27).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

75. Понятие,  виды, признаки, юридическая сила  решений конституционных (уставных) судов. 

Результаты деятельности Конституционного Суда РФ закрепляются в его решениях (гл. VIII «Решения Конституционного Суда РФ» — ст. 71-83 ФКЗ РФ «О Конституционном  Суде РФ»). В соответствии со ст. 71 Конституционным  Судом РФ может быть принято 3 вида Виды решений: постановление, определение и заключение.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное правосудие"