Шпаргалка по "Конституционное правосудие"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:16, шпаргалка

Краткое описание

Конституционный контроль – важный элемент системы разделения государственной власти в РФ, занимает ключевое место в государственно-правовом механизме защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории России.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное правосудие.docx

— 135.66 Кб (Скачать файл)

Кроме того, установлен порядок разрешения дел без проведения слушания в  заседании КС РФ.

Такие дела выносятся судьями-докладчиками в заседание по мере готовности, но не позднее чем через 2 месяца после принятия к рассмотрению соответствующих обращений. Они проводятся по мере необходимости, но не ранее истечения 20 дней с момента получения заявителем (его представителем) отзывов органов, акты которых оспариваются, с предложением представить в КС РФ пояснения (возражения) по ним.

К заседанию по разрешению дела без  проведения слушания судья-докладчик  готовит материалы к проекту  решения.

 

 

 

 

13. Общепризнанные  принципы и нормы международного  права как источник судебно-конституционного  права и процесса

Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. 
Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. 
Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться в документах Организации Объединенных наций и ее специализированных учреждений- *( источник № 110). 
Во-вторых, международные договоры Российской Федерации, являющиеся составной частью ее правовой системы. 
Международным договором признается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, незавᴎϲимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или нескольких связанных между собой документах, а также незавᴎϲимо от его конкретного наименования- *( источник № 111). Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц. 
Международные договоры Российской Федерации могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры)- *( источник № 112), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры)- *( источник № 113) и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры)- *( источник № 114).

К признакам, свидетельствующим о  невозможности непосредственного  применения положений международного договора Российской Федерации, относятся  содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств. В  этих случаях наряду с международным  договором следует применять  и соответствующий внутригосударственный  правовой акт, принятый для осуществления  положений указанного международного договора. Так, ст. 15 Федерального закона "О международных договорах  Российской Федерации" устанавливает, что обязательной ратификации подлежит широкий круг международных договоров, в том числе те, исполнение которых  требует изменения действующих  или принятия новых федеральных  законов, а также устанавливающие  иные правила, чем предусмотренные  законом.

 

14. Использование  решений Европейского Суда по  правам человека в практике  Конституционного Суда РФ

 

 

 

 

15. Конституционный Суд Российской Федерации: этапы развития, место в системе органов государственной власти.

 

 

 

 

16.Основные  полномочия Конституционного Суда  РФ: виды, динамика.

Конституционный суд Российской Федерации  согласно статье 125 Конституции:

  • По запросам президента РФ, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ.
  • Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.
  • По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.
  • По запросу президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ.
  • По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента РФ.

Также КС осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией (например, согласно ст. 104 он также вправе выступать с законодательной  инициативой по вопросам своего ведения) и федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ или Верховного суда проверяет конституционность  референдума РФ согласно статьям 15 и 23 закона «О референдуме Российской Федерации»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Дополнительные  полномочия Конституционного Суда  РФ: виды, динамика.

Дополнительные (помимо установленных Конституцией) полномочия Конституционного Судане могут, естественно, противоречить его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля

Особая роль Конституционного Суда в системе власти обусловила тот  факт, что на конституционном уровне закреплено положение о юридической  силе, правовых последствиях его решений.

ФКЗ о Конституционном Суде выделяет следующие виды решений:

– итоговое решение, именуемое постановлением или заключением;

– определение, т.е. все иные решения, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, например об отказе в принятии обращения к рассмотрению, о прекращении производства по делу;

– решения по вопросам организации деятельности1.

По итогам рассмотрения дела Конституционный  Суд может признать нормативный  акт или договор либо отдельные  их положения соответствующими или  не соответствующими Конституции, а  по спорам о компетенции – подтвердить  или, наоборот, отрицать полномочие соответствующего органа издать акт или совершить  действие правового характера, послужившие  причиной спора о компетенции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Разграничение  полномочий конституционных судов,  общих и арбитражных судов  в сфере конституционного контроля

Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации  самостоятельны и независимы в пределах их полномочий, очерченных соответствующими кон¬ституциями, уставами и законами. Принимая решения, феде¬ральныйКонституционный Суд действует с позиций Конститу¬ции РФ, а конституционные (уставные) суды руководствуются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, но только в той мере, в какой они соответствуют Конститу¬ции РФ. Тем самым они ограничены компетенцией друг друга:

•          Конституционный Суд РФ не вправе рассматривать дела, находящиеся в юрисдикции конституционных (уставных) судов субъектов Федерации (например, проверять конституционность актов, принятых по вопросам исключительной компетенции субъекта,что получило подтверждение в ч. 2 ст. 85 ФКЗ);

•          конституционные (уставные) суды субъектов Федерации не вправе вторгаться в юрисдикцию федерального Конституци¬онного Суда РФ и рассматривать подведомственные ему дела.

При рассм дел находящихся в совместном введении варианты разграни¬чения полномочий Конституционного Суда РФ и конституци¬онных (уставных) судов

•          заявитель по своему усмотрению направляет запросы в Конституционный Суд РФ или конституционный (уставный) суд о проверке конституционности законов или нормативных актов субъекта Федерации;

Федеральное законодательство о полномочиях  судов общей и арбитражной  юрисдикции должно быть скорректировано  с учетом компетенции конституционных (уставных) судов.

Общие суды призваны уступать конституционным (устав¬ным) судам свою компетенцию по публично-правовым делам в той мере, в какой она закрепляется законом субъекта Федера¬ции за конституционными (уставными) судами. В части пред¬метов ведения конституционных (уставных) судов данный за¬кон должен быть согласован с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. (ч. 1 ст. 27) и другими федераль¬ными законами. При этом должна быть исключена правовая ситуация, когда какие-либо акты, действия или решения пуб¬личного характера в случае их оспаривания оказались бы не¬подсудны конституционным (уставным) судам.

Во всяком случае суды общей и арбитражной юрисдикции, действующие на территории субъекта Федерации, не вправе рассматривать дела о конституционности законов, норматив¬ных правовых актов органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления, давать толко¬вание конституции (уставу), если законом субъекта Федерации они отнесены к ведению конституционных (уставных) судов. Суды общей и арбитражной юрисдикции вправе отменять неза¬конные правоприменительные решения, признавать недейст¬вующиминормативно-правовые предписания, противоречащие основным учредительным актам и законодательству субъектов Российской Федерации, если это не отнесено к компетенции их конституционных (уставных) судов. Обращения, исходящие от конституционных (уставных) судов, обязательны для всех органов государственной власти (ч. 1 ст. 6 Федерального кон¬ституционного закона от 31 декабря 1996 г.), следовательно, они обязательны и для общих судов.

Решение конституционного или уставного суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его  полномочий, не может быть пересмотрено иным судом (ч. 4 ст. 27 названно¬го Федерального конституционного закона). Это положение означает, что суд общей и арбитражной юрисдикции не наде¬лен полномочиями, позволяющими ему преодолевать решения конституционного (уставного) суда, и при вынесении своих ре¬шений должен исходить из правовой позиции конституционно¬го (уставного) суда по поводу конституционности нормативно¬го акта, данного им толкования конституции или устава субъ¬екта Федерации.

Суды общей и арбитражной  юрисдикции направляют в кон¬ституционные (уставные) суды запросы о проверке конститу¬ционности законов субъектов Федерации, примененных или подлежащих применению в конкретном деле.

Конституционные (уставные) суды воздерживаются от уста¬новления фактических обстоятельств дела в тех случаях, когда это входит в юрисдикцию других судов.

 

 

 

 

 

 

19. Конституционно-правовая  ответственность: понятие, основания,  субъекты.

Конституционно-правовая ответственность – обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Как и любая другая юридическая  ответственность, конституционно-правовая возникает вследствие совершения субъектом  правоотношения виновного правонарушения.Правонарушение в сфере конституционно-правовых отношений складывается из: 1) субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы власти, должностные лица); 2) субъективной стороны (только при наличии виновного поведения субъекта); 3) объекта (общественные отношения, возникающие по поводу сохранения конституционного строя РФ, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, работы государственных органов власти и порядка их формирования и иных конституционных гарантий); 4) объективной стороны (она выражается в действиях или бездействиях субъекта, направленных на нарушение российского законодательства в сфере конституционных отношений).

Как и любая другая юридическая  ответственность, конституционно-правовая возникает вследствие совершения субъектом  правоотношения виновного правонарушения.Правонарушение в сфере конституционно-правовых отношений складывается из: 1) субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы власти, должностные лица); 2) субъективной стороны (только при наличии виновного поведения субъекта); 3) объекта (общественные отношения, возникающие по поводу сохранения конституционного строя РФ, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, работы государственных органов власти и порядка их формирования и иных конституционных гарантий); 4) объективной стороны (она выражается в действиях или бездействиях субъекта, направленных на нарушение российского законодательства в сфере конституционных отношений).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Понятие  и классификация конституционно-правовых  санкций

конституционной санкции (меры, формы) - это возможность наступления  неблагоприятных последствий через  законодательное принуждение по отношению к субъекту права в  случае неисполнения им конституционных  обязанностей или в случае злоупотребления  своими правами.

Главным основанием для классификации  санкций должны быть названы те их существенные признаки, которые были выделены: неблагоприятные последствия  и характер или способ законодательного принуждения к нарушителям конституционного законодательства. Другими словами  цели и последствия санкций - это  основные критерии их классификации. Они  делятся на четыре вида:

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное правосудие"