Шпаргалка по "Конституционное правосудие"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:16, шпаргалка

Краткое описание

Конституционный контроль – важный элемент системы разделения государственной власти в РФ, занимает ключевое место в государственно-правовом механизме защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории России.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное правосудие.docx

— 135.66 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

61. Виды конституционного  судопроизводства и факторы их  обуславливающие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

62.Производство  по рассмотрению дел о соответствии  Конституции России нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними (право на обращение, допустимость обращения, пределы проверки, итоговое решение по делу).

Статья 84. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Правом на обращение в Конституционный  Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных  в статье 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 85. Допустимость запроса

Запрос в Конституционный Суд  Российской Федерации о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или  договора между органами государственной  власти либо отдельных их положений  допустим, если заявитель считает  их не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции Российской Федерации.

Запрос о проверке конституционности  нормативного акта субъекта Российской Федерации допустим, если нормативный  акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной  власти Российской Федерации или  к совместному ведению органов  государственной власти Российской Федерации и органов государственной  власти субъектов Российской Федерации.

Статья 86. Пределы проверки

Конституционный Суд Российской Федерации  устанавливает соответствие Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними:

1) по содержанию норм;

2) по форме нормативного акта  или договора;

3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения  в действие;

4) с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

5) с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;

6) с точки зрения разграничения  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации,  установленного Конституцией Российской  Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Проверка конституционности нормативных  актов органов государственной  власти и договоров между ними, принятых до вступления в силу Конституции  Российской Федерации, производится Конституционным  Судом Российской Федерации только по содержанию норм.

Статья 87. Итоговое решение по делу

По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или  договора между органами государственной  власти Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих  постановлений:

1) о признании нормативного акта  или договора либо отдельных  их положений соответствующими Конституции Российской Федерации;

2) о признании нормативного акта  или договора либо отдельных  их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Признание не соответствующими Конституции Российской Федерации федерального закона, нормативного акта Президента Российской Федерации, нормативного акта Правительства Российской Федерации, договора или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте либо договоре либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.

63. Производство  по рассмотрению дел о соответствии  Конституции России не вступивших  в силу международных договоров  (право на обращение, допустимость  обращения, пределы проверки, итоговое  решение по делу).

Статья 88. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Правом на обращение в Конституционный  Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет  Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации  или депутатов Государственной  Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной  и исполнительной власти субъектов  Российской Федерации.

Статья 89. Допустимость запроса

Запрос о проверке конституционности  не вступившего в силу международного договора Российской Федерации допустим, если:

1) упоминаемый в запросе международный  договор Российской Федерации  подлежит согласно Конституции Российской Федерации и федеральному закону ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти;

2) заявитель считает не вступивший  в силу международный договор  Российской Федерации не подлежащим  введению в действие и применению  в Российской Федерации из-за  его несоответствия Конституции Российской Федераци

Статья 90. Пределы проверки

Пределы проверки Конституционным  Судом Российской Федерации соответствия Конституции Российской Федерации не вступившего в силу международного договора Российской Федерации устанавливаются статьей 86 настоящего Федерального конституционного закона.

Статья 91. Итоговое решение по делу

По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности не вступившего  в силу международного договора Российской Федерации Конституционный Суд  Российской Федерации принимает  одно из следующих постановлений:

1) о признании не вступившего  в силу международного договора  Российской Федерации либо отдельных  его положений соответствующимиКонституции Российской Федерации;

2) о признании не вступившего  в силу международного договора  Российской Федерации либо отдельных  его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации.

С момента провозглашения постановления  Конституционного Суда Российской Федерации  о признании не соответствующими КонституцииРоссийской Федерации не вступившего в силу международного договора Российской Федерации либо отдельных его положений международный договор не подлежит введению в действие и применению, то есть не может быть ратифицирован, утвержден и не может вступить в силу для Российской Федерации иным образом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

64.Производство  по делам о спорах о компетенции (право на обращение, допустимость обращения, пределы проверки, итоговое решение по делу). 

Статья 92. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в статье 125 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а Президент Российской Федерации также в случае, предусмотренном статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Статья 93. Допустимость ходатайства

Ходатайство органа (органов) государственной  власти допустимо, если:

1) оспариваемая компетенция определяется Конституцией Российской Федерации;

2) спор не касается вопроса  о подведомственности дела судам  или о подсудности;

3) спор не был или не может  быть разрешен иным способом;

5) заявитель ранее обращался  к указанным в статье 125 (часть 3) Конституции Российской Федерации органам государственной власти с письменным заявлением о нарушении ими определенной Конституцией Российской Федерации и договорами компетенции заявителя либо об уклонении этих органов от осуществления входящей в их компетенцию обязанности;

6) в течение месяца со дня  получения письменного заявления,  упомянутого в пункте 5 настоящей  части, не были устранены указанные  в нем нарушения;

7) в случае обращения соответствующего  органа государственной власти  к Президенту Российской Федерации  с просьбой об использовании  согласительных процедур, предусмотренных статьей 85 Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации в течение месяца со дня обращения не использовал эти согласительные процедуры либо такие процедуры не привели к разрешению спора.

Ходатайство Президента Российской Федерации, внесенное в порядке применения статьи 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации, допустимо, если:

1) Президент Российской Федерации  использовал согласительные процедуры  для разрешения разногласий между  органами государственной власти;

2) разногласия между органами  государственной власти являются  подведомственным Конституционному  Суду Российской Федерации спором  о компетенции.

Статья 94. Пределы проверки

Конституционный Суд Российской Федерации  рассматривает споры о компетенции  исключительно с точки зрения установленных КонституциейРоссийской Федерации разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти, а также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Рассмотрение дела о соответствии нормативного акта, являющегося предметом  спора о компетенции, Конституции Российской Федерации по содержанию норм, форме, порядку его подписания, принятия, опубликования или введения в действие возможно только на основании отдельного запроса и в соответствии с порядком рассмотрения дел о конституционности нормативных актов.

Статья 95. Итоговое решение по делу

По итогам рассмотрения спора о  компетенции Конституционный Суд  Российской Федерации принимает  одно из следующих постановлений:

1) подтверждающее полномочие соответствующего  органа государственной власти  издать акт или совершить действие  правового характера, послужившие  причиной спора о компетенции;

2) отрицающее полномочие соответствующего  органа государственной власти  издать акт или совершить действие  правового характера, послужившие  причиной спора о компетенции.

В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признает издание акта не входящим в компетенцию издавшего его органа государственной власти, акт утрачивает силу со дня, указанного в решении.

 

 

 

65. Рассмотрение  дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан (право на обращение, допустимость обращения, последствия принятия обращения к рассмотрению, пределы проверки, итоговое решение по делу). 

Статья 96. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Правом на обращение в Конституционный  Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение  конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы  нарушаются законом, примененным в  конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные  в федеральном законе.

К жалобе помимо документов, перечисленных  в статье 38 настоящего Федерального конституционного закона, прилагается копия официального документа, подтверждающего применение обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

Статья 97. Допустимость жалобы

Жалоба на нарушение законом  конституционных прав и свобод допустима, если:

1) закон затрагивает конституционные  права и свободы граждан;

2) закон применен в конкретном  деле, рассмотрение которого завершено  в суде.

Статья 98. Последствия принятия жалобы к рассмотрению

Конституционный Суд Российской Федерации, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение  законом конституционных прав и  свобод граждан, уведомляет об этом суд, принявший последнее судебное постановление  по делу заявителя, в котором применен обжалуемый закон, а по требованию заявителя - орган, осуществляющий в соответствии с федеральным законом исполнение данного судебного постановления, и суд, рассматривающий дело, для  которого данное судебное постановление  может иметь значение. Соответствующий суд может приостановить исполнение судебного постановления или производство по делу до принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное правосудие"