Роль искусства в мировой политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:00, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Процессы глобализации в различных сферах жизнедеятельности человека стали неотъемлемой частью современного этапа международных отношений. При этом стоит отметить, что культурный аспект и культурная политика по праву являются элементом всех без исключения направлений государственной деятельности, как на региональном, так и на международном уровне. В ней находят отражение и морально-духовный облик государства, и его система ценностей, и важные аспекты именно для дипломатических отношений – нравственность и чувство нормы. На региональном уровне культура регулирует большинство социальных аспектов, в число которых входит и образование.

Содержание

Введение стр. 4
Глава 1. Проблема «взаимоотношений» искусства и политики стр. 12
1.1. Подходы к пониманию и определению искусства стр. 12
1.2. Классификация искусства стр. 16
1.3. Интуитивные функции искусства стр. 17
1.4. Мотивированные функции искусства стр. 18
Глава II. Роль искусства в мировой политике стр. 23
2.1. Предмет искусства и его роль в мировых политических процессах стр. 24
2.1.1. Протестное искусство стр. 24
2.1.2. Религиозная проблема в искусстве стр. 26
2.2. Роль деятелей искусства в политике стр. 29
2.2.1. Вопрос интерпретации искаженной реальности стр. 31
2.2.2. Основоположник массовой культуры как фактор перемен в искусстве ХХ века стр. 35
2.2.3. Роль культурного сообщества в деле защиты прав человека стр. 45
2.3. Отражение реальности в искусстве стр. 50
Глава 3. Вопросы «мягкой силы» в современных международных отношениях стр. 55
3.1. Дж. Най и его концепция «мягкой силы» стр. 56
3.2. Использование «мягкой силы» в политике стр. 58
3.3. Политика «средней жесткости» США стр. 61
3.4. Культурная политика как инструмент дипломатии стр. 64
3.5. Феномен поп-дипломатии стр. 68
3.6. Культурная политика Российской Федерации стр. 70
Глава IV. Международное сотрудничество в сфере искусства стр. 76
4.1. Международное сотрудничество по борьбе с преступлениями в сфере искусства стр. 76
4.1.1. Утраченные во время войны шедевры изобразительного искусства стр. 79
4.1.2. Искусная подделка стр. 80
4.1.3. Правовые и нормативные рамки международного
сотрудничества стр. 81
4.2. Практика международных выставок искусства стр. 85
4.2.1. Международная Московская биеннале стр. 85
4.2.2. Международная Венецианская Биеннале стр. 86
4.3. Практика перекрестных годов стр. 87
4.4. Инструменты искусства для манипулирования экономическими отношениями стр. 92
4.4.1. Феномен глобального арт-маркета стр. 92
4.4.2. Аукционы и палиндром Андре Томкинса стр. 93
4.5. Политический фактор модных тенденций стр. 94
Заключение стр. 100
Список использованной литературы и источников стр. 105

Вложенные файлы: 1 файл

РОЛЬ ИСКУССТВА В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ ОЛЬДЕНБУРГСКАЯ АЮ.docx

— 264.52 Кб (Скачать файл)

1.1. Подходы к  пониманию и определению искусства

Прежде чем  приступить к анализу роли искусства  в мировой политике, необходимо пояснить, что именно мы подразумеваем под  этим понятием. Искусство - «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими44».

Существует  достаточное количество трактовок  данного культурологического термина, поэтому мы воспользуемся методом  выборочной компиляции для получения  наиболее четко очерченного и  конкретизированного понимания  слова «искусство». Таким образом, наиболее общая трактовка звучит«искусство глубоко содержательно; подобно философии, оно способствует познанию вещей. Оно воспроизводит объективную реальность (теория подражания). Различие между видами искусства в том, что они воспроизводят различные предметы и стороны действительности, прибегая к помощи различных средств (краски, ритм и пр.) и способов (действие, рассказ и т. д.)»45. Искусство «начинается тогда, когда человек снова вызывает в себе чувства и мысли, испытанные им под влиянием окружающей его действительности, и придает им известное образное выражение»46.

Кроме того, искусство – это  еще и творчество, направленное таким  образом, что оно отражает предмет, заинтересовавший не только самого автора, но и других людей. И, наконец, «искусство – это язык человека»47.

Определение отличительных черт и признаков искусства, а также его роли в жизни социума на протяжении всей истории культуры вызывало острые разногласия. Им можно дать объяснения по целому ряду причин: различия философских позиций теоретиков (материалистических или идеалистических), их идеологические установки, опору на разные виды искусства и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективно сложным строением самого искусства. Некоторые теоретики не осознают данной сложности структуры искусства, поскольку они склонны к определению лишь одной из сущностей искусства, гносеологической, идеологической, эстетической или творчески-созидательной, но не их совокупности. Данные «неполноценные» определения превратились в работах многих искусствоведов в утверждение, что в искусстве логически переплетены диаметрально противоположные по своему характеру аспекты — познание и осмысление реальности, отражение и созидание, модель и знак. Но и эти, на первый взгляд, двухмерные истолкования сути искусства не способны воссоздать в полной мере сложность его структуры.

В эпоху глобализации и дискуссий  о культурном империализме вопросы  развития внешних политических связей в области искусства становятся по-настоящему приоритетными для  государств. В течение последних  десятилетий культура и искусство  преобразовываются в одну из важнейших  форм деятельности в мировой политике и дипломатии. В исследовании конкретизируется сам термин «искусство48», синонимичным которому в контексте данной работы является понятие «массовой культуры49», рассматриваются истоки и основные этапы развития взаимосвязи между политикой и искусством.

Развитие искусства, которое в  конце XIX начале XX веков приобрело  характерный оттенок, названный  многими не иначе, как массовая культура, было, по сути, лишено теоретического осмысления. Зарождение критической теории искусства  для широкой публики происходит в рамках социально-философских  размышлений по общим проблемам  социального развития. Сам термин «массовая культура» определяется как понятие, охватывающее разнородные  явления культуры XX века, получившие распространение в связи с  научно-технической революцией и  постоянным развитием коммуникации. Производство, распространение и  потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон данного  вида искусства весьма широк: от примитивного китча до сложных, содержательно  насыщенных форм. Появление, характерного для ХХ века, массового и индустриального искусства в современном обществе характеризуется как всепроникающее и многообразное, которое повлияло на большинство аспектов социальной жизни человека практически в каждой стране мира. Среди проявлений и направлений современного искусства, сопровождающих человека от рождения до последних его дней, отметим лишь те, которые представляют особый интерес в контексте данного исследования: печатные и электронные средства массовой информации, киноискусство, музыка, изобразительное искусство, предметы антиквариата, перфомансы, поп-арт, реклама, мода. Особое внимание в контексте данного исследования стоит уделить взаимодействию между технологиями политического влияния, формирования определенного политического имиджа страны, с одной стороны, и разнообразными формами и проявлениями массовой культуры, с другой. На сознание масс способны воздействовать не только средства массовой информации (СМИ), но и различные формы искусства - киноискусство, эстрадное искусство, литература, живопись, музыка и прочие. Зачастую, именно современное искусство формирует политические предпочтения масс, возлагая на себя ношу, отчасти, и идеологии. Таким образом, понятие, известное в западной науке, как pop-culture завладевает умами и сердцами людей, как простых обывателей, так и элиты. В связи с параллельным, но одновременным развитием политтехнологий и массовой культуры, то, что у них в сердце, прошедшее качественную обработку в голове, превращается в политику, так сказать форму мощного влияния, создания определенных имиджей, образов, стереотипов, через которые массы воспринимают действительность. Одновременно политика становится своего рода формой современного искусства, проявляясь в PR- и арт-технологиях различных партий и движений, становясь Искусством с большой буквы и обретая культовый имидж в глазах населения. Политическая деятельность зачастую принимает разнообразные формы развитой системы современной массовой культуры, благодаря чему стирается грань между искусством и политикой; искусство превращается в вид политического воздействия, а политика выступает в качестве катализатора индустрии массового искусства.

Так, еще в 20-х годах ХХ века К. Юнг в статье "Проблемы души нашего времени"50 трактовал термин «политика» следующим образом, - это «динамичный и поверхностный слой общественной реальности, ниже которого располагаются инертные культурные пласты - следы долгой эволюции. Напряжения между верхними - культурно-политическими и нижними - архетипическими слоями служат причиной социальных сдвигов и образования новых культурных форм»51.

В глобальном масштабе социума, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры, как индивида, так и всего мирового сообщества, многообразный результат творческой деятельности человечества.

1.2. Классификация  искусства

Искусства могут быть классифицированы по разным критериям. Изобразительное искусство, в первую очередь, акцентирует внимание на внешнюю действительность, тогда как внутренний мир способны передать и воспроизвести такие виды искусства, как музыка, литература или танец.

По динамике искусство можно классифицировать как пространственное и временное. Также искусство можно условно разделить на прикладное и изящное - по утилитарному принципу. Классификацию искусства можно провести по используемым «материалам»:

  • традиционные и современные материалы (краски, холст, мрамор, гипс)
  • современные способы хранения информации (медиаискусство)
  • звук  (музыка: классическая, академическая, электронная)
  • слово (единица языка: каллиграфия, литература)
  • исполнитель (актер, певец)

Существует также разделение искусства в контексте функциональной направленности - на мотивированное и интуитивное.

1.3. Интуитивные  функции искусства

В качестве немотивированных целей искусства можно обозначить следующие:

    1. Являются неотъемлемой частью человеческой природы.
  • Инстинктивное стремление человека к гармонии, уравновешенности.

«Имитация — один из инстинктов в нашей природе. Далее, имеется инстинкт гармонии и ритма, а также соразмерности, в которой, в частности, выражается чувство ритма. Начиная с этого природного дара, личность развивает в себе наклонности к поэзии, чтобы от грубых импровизаций постепенно возвыситься до истинного искусства»52.

  • Необъяснимость искусства. Внутренние эмоции человека, испытываемые во время созерцания.

«Самое прекрасное, что  мы можем испытать в жизни — это загадочность. Она является источником всякого настоящего искусства или науки» 53.

  • Искусство предоставляет возможность использовать собственное воображение, не ограничивая его конкретикой слов, форм или материалов.

 

    1. не могут быть ограничены личностными особенностями творца.

Автор произведения искусства  обращается к аудитории, которая  ему заведомо незнакома. Творец создает свой шедевр для каждого в этом мире, не только пока жив он сам, но и для потомков.

 

    1. служить какой-либо посторонней, например, утилитарной цели.
  • Искусство как ритуал или символ. Во многих культурах мира красочные ритуалы символичны, а «театральные» представления и танцы являются способом украсить некие события. Формирование традиций происходило на протяжении нескольких веков на глазах у сменяющих друг друга поколений. Зачастую, национальные ритуалы обладали определенным космологическим значением, суть которого давно забыта.
  • «Большинство ученых, имевших дело с наскальными рисунками или объектами, созданными в доисторические времена, и не имеющими никакой очевидной утилитарной цели, в связи с чем, объявленными декоративными, ритуальными или символическими, хорошо знают, в какие ошибки можно впасть, используя термин искусство» 54.

 

В этом смысле искусство, как частное, и креативность, в общем,  является тем, к чему человека толкает его собственная природа, и что выходит за пределы исключительно полезности.

1.4. Мотивированные  функции искусства

Мотивированность искусства  подразумевает под собой наличие  у автора, работающего над произведением, заранее поставленных целей: политическая, социальная реакция, создание определенного эмоционального настроения, психологическое воздействие, иллюстрация, реклама продукта (маркетинг) или банальная передача сообщения.

  • Коммуникативная функция. В любом предмете искусства заложено стремление автора донести до аудитории определенную информацию. В таком случае научная иллюстрация или географическая карта также имеет право называться искусством, служащим для передачи информации. Информация, которую доносит до зрителя искусство, может быть не только объективной, но и эмоциональной.
  • Развлекательная функция. Еще одной из функций искусства является создание настроения, эмоций. Для этой роли служат фильмы, мультипликационные фильмы, видеоигры.
  • Политическая функция, авангард. Одной из решающих задач, отведенных искусству в начале ХХ века, стало создание произведений, подталкивающих общество к политическим переменам. Течения, ознаменовавшие собой данный период, - сюрреализм, абстрактный экспрессионизм, конструктивизм - принято собирательно называть авангардом.
  • Психотерапевтическая функция. Произведениями искусства также активно в своей работе пользуются психологи и психотерапевты. Для диагностики эмоционального статуса пациента или внутреннего состояния его личности была разработана специальная техника, суть которой лежит в анализе рисунков пациента. Конечной целью описанной методики является уже не общая диагностика, а оздоровление психики.
  • Социальная функция, протест, критика. Искусство, как одна из форм протеста социума, вовсе не обязательно должна обладать некой определенной политической целью, и ограничиться лишь критикой установившегося режима или его определенных аспектов.

«Искусство в первую очередь должно отражать реальную жизнь людей, а не внушать, что всё хорошо. Для этого есть реклама, она требует, заставляет купить, побриться, помыться, подушиться, поехать отдыхать и так далее»55.

  • Пропагандистская функция, коммерческая функция. К помощи произведений искусства нередко прибегают с целью пропаганды, активной рекламы желая косвенно оказать влияние на вкусы и настроения публики.

Описанные выше функции искусства  не являются взаимоисключающими и могут  использоваться одновременно. Так, искусство как развлечение сочетается с завуалированной рекламой того или иного продукта, услуги. Характерными признаками искусства эпохи постмодерн (после 1970х годов)  стали увеличение таких показателей, как утилитарность, коммерциализация, функциональность, тогда как интуитивное или немотивированное искусство и использование его в символических или ритуальных целях встречается все реже.

Конкретизируя роль искусства в  политических процессах, можно сказать, что искусство, выражая доступными только ему средствами потребности  общественных жизни и развития, постепенно привлекает все больше внимания различных  социальных слоев и сил: государства, классов, партий, религиозных организаций, заинтересованных в распространении  своего влияния на социум. В ХХ веке искусство становится неотъемлемой частью «классовой борьбы, выражая устремления народных масс или эксплуататорских классов, социального прогресса или реакции, а нередко запечатлевает глубочайшие противоречия и конфликты общественного развития (Ф. Энгельс показал это на примерах творчества И. В. Гёте и О. Бальзака, В. И. Ленин — на примере творчества Л. Н. Толстого). Искусство отражает процесс исторического развития человечества и помогает обществу находить пути и перспективы его движения к свободе, к достойным человека формам социальной жизни. Искусство в условиях развитого буржуазного общества низводится до уровня товара, и творчество подчиняется законам рыночных отношений; художественная культура разделяется на так называемое элитарное и массовое искусство, что губительно сказывается на обеих её частях; идеология империализма и психология индивидуализма извращают природу искусства — и в его содержании, и в его форме.»56.

Процесс развития искусства, культуры, также как и модернизация истории или политики, обладает диалектичным характером. Развитие и эволюция происходят благодаря внутренним противоречиям, борьбе противоположностей, их идеологий, культур. Невозможно, чтобы процессы обновления морального и интеллектуального обликов социума происходили единовременно. Искусство, или культура, и политика, несмотря на то, что развитие их происходит одновременно и параллельно, являются следствием друг друга, определенной реакцией.

Информация о работе Роль искусства в мировой политике