Роль искусства в мировой политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:00, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Процессы глобализации в различных сферах жизнедеятельности человека стали неотъемлемой частью современного этапа международных отношений. При этом стоит отметить, что культурный аспект и культурная политика по праву являются элементом всех без исключения направлений государственной деятельности, как на региональном, так и на международном уровне. В ней находят отражение и морально-духовный облик государства, и его система ценностей, и важные аспекты именно для дипломатических отношений – нравственность и чувство нормы. На региональном уровне культура регулирует большинство социальных аспектов, в число которых входит и образование.

Содержание

Введение стр. 4
Глава 1. Проблема «взаимоотношений» искусства и политики стр. 12
1.1. Подходы к пониманию и определению искусства стр. 12
1.2. Классификация искусства стр. 16
1.3. Интуитивные функции искусства стр. 17
1.4. Мотивированные функции искусства стр. 18
Глава II. Роль искусства в мировой политике стр. 23
2.1. Предмет искусства и его роль в мировых политических процессах стр. 24
2.1.1. Протестное искусство стр. 24
2.1.2. Религиозная проблема в искусстве стр. 26
2.2. Роль деятелей искусства в политике стр. 29
2.2.1. Вопрос интерпретации искаженной реальности стр. 31
2.2.2. Основоположник массовой культуры как фактор перемен в искусстве ХХ века стр. 35
2.2.3. Роль культурного сообщества в деле защиты прав человека стр. 45
2.3. Отражение реальности в искусстве стр. 50
Глава 3. Вопросы «мягкой силы» в современных международных отношениях стр. 55
3.1. Дж. Най и его концепция «мягкой силы» стр. 56
3.2. Использование «мягкой силы» в политике стр. 58
3.3. Политика «средней жесткости» США стр. 61
3.4. Культурная политика как инструмент дипломатии стр. 64
3.5. Феномен поп-дипломатии стр. 68
3.6. Культурная политика Российской Федерации стр. 70
Глава IV. Международное сотрудничество в сфере искусства стр. 76
4.1. Международное сотрудничество по борьбе с преступлениями в сфере искусства стр. 76
4.1.1. Утраченные во время войны шедевры изобразительного искусства стр. 79
4.1.2. Искусная подделка стр. 80
4.1.3. Правовые и нормативные рамки международного
сотрудничества стр. 81
4.2. Практика международных выставок искусства стр. 85
4.2.1. Международная Московская биеннале стр. 85
4.2.2. Международная Венецианская Биеннале стр. 86
4.3. Практика перекрестных годов стр. 87
4.4. Инструменты искусства для манипулирования экономическими отношениями стр. 92
4.4.1. Феномен глобального арт-маркета стр. 92
4.4.2. Аукционы и палиндром Андре Томкинса стр. 93
4.5. Политический фактор модных тенденций стр. 94
Заключение стр. 100
Список использованной литературы и источников стр. 105

Вложенные файлы: 1 файл

РОЛЬ ИСКУССТВА В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ ОЛЬДЕНБУРГСКАЯ АЮ.docx

— 264.52 Кб (Скачать файл)

Возвращаясь к анализу положения  культуры в России, мы считаем необходимым отметить, что правительству РФ следует рассматривать стратегии развития страны не только с учетом построения рыночной экономики, но и с учетом исторического вызова, предъявленного ей в конце XX века, - переход мирового сообщества к постиндустриальному информационному обществу. Главный фактор, который практически решает все - это человек, человеческий потенциал страны. Учитывая, что культура, духовный фактор, а, следовательно, и учреждения культуры, выполняют формообразующие, целеполагающие функции, являются скрепами общества, нельзя недооценивать их влияние на развитие человеческого потенциала.

 

 

 

 

 

 

Глава IV. Международное сотрудничество в сфере искусства

Международное сотрудничество – совместная деятельность, достижение цели путем коллективных усилий международного сообщества. Международное сотрудничество можно охарактеризовать как партнерство  двух или более стран (сторон) в  той или иной области, которое  касается помощи, обмена, консультаций по тем или иным вопросам в различных  сферах общественной и политической жизни. Преступления в сфере искусства связаны либо с подделкой и похищениями шедевров с целью прибыли, либо с их уничтожением с идеологической, вандальной целью или же просто по небрежности.

Международное сообщество озаботилось  проблемой сотрудничества в сфере  искусства сразу же после окончания Второй мировой войны, когда в процессе восстановления Европы искусствоведы обнаружили пропажу из полуразрушенных музеев и частных коллекций бесчисленного количества шедевров мирового изобразительного искусства. Так, на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН, проводившихся в разные годы второй половины ХХ века, были приняты основополагающие документы, защищающие как сами произведения искусства, так и их авторов, авторские права.

4.1. Международное сотрудничество по борьбе с преступлениями в сфере искусства

Основополагающим документом в области художественного и  изобразительного искусства является Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений, принятая первоначально в сентябре 1886 года, но неоднократно пересмотренная. Свой окончательный текст, который сохранился и до нынешних дней, был принят в  Париже 28 сентября 1979 года. Не менее  важным документом является Декларация принципов международного культурного сотрудничества от 4 ноября 1966 года. А также ряд документов, выполняющих охранно-защитную функцию, среди них: Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 года и Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия от 17 ноября 1972 года.

Все перечисленные выше документы, описывая положение дел в сфере  мирового искусства, сходятся в одной  мысли: «культурному и природному наследию все более угрожает разрушение, вызываемое не только традиционными причинами  повреждений, но также и эволюцией  социальной и экономической жизни, которая усугубляет их еще более  опасными, вредоносными и разрушительными  явлениями»121.

Переходя к большей  конкретизации и типологизации преступлений против мирового изобразительного искусства, можно выделить такие, как: кражи произведений искусства или артнеппинг, их подделка или идейное уничтожение.

Мотивацией для воров  произведений искусства является высокая стоимость товара, его компактный размер и относительная простота самой кражи. Побочным явлением краж произведений искусства, в особенности картин, является его частичная порча, поскольку весьма сложно поддерживать оптимальный для шедевра климатический режим. Зачастую возвращённые произведения приходится подвергать реставрации. Артнеппинг можно разделить на три типа:

  • для дальнейшей перепродажи
  • «под заказ». «Черные коллекционеры» могут заказать конкретное произведение искусства.
  • с целью выкупа от музея, государства или страховой компании

В послевоенное время распространенным явлением были споры вокруг «трофейных»  произведений искусства. Издревле страна-победитель в качестве трофеев забирала с  собой из пораженной страны произведения искусства, после чего восстановить их законного правообладателя было очень сложно. Наиболее известными примерами стали:

    • Византийское искусство. Оно досталось крестоносцам после взятия в 1204 году Константинополя.
    • Наполеоновское искусство, которое было собрано со всей Европы для наполнения Лувра с целью создания главного музея Евразийского континента.
    • Реквизиты нацистской Германии для Музея Фюрера.
    • Трофеи советских войск
    • Экспонаты Багдадского музея

Также в последнее время  мировому сообществу стали известны случаи подделки произведений искусства. Подделывают произведения искусства либо с использованием абсолютно новых материалов, либо превращая старинную вещь низкой стоимости в «дорогую» путем добавки на неё другого изображения, деталей, дополнительного состаривания. Минимальных усилий, приносящих значительные доходы, требует превращение работ ученика известного гения в работу гения.

Переходя к конкретным примерам международного сотрудничества по борьбе с такого рода преступлениями, мне бы хотелось обратить внимание на следующие инциденты.

4.1.1. Утраченные во время  войны шедевры изобразительного  искусства

Полотно Петера Пауля Рубенса «Тарквиний и Лукреция» хранилось до Второй мировой войны в коллекции дворца Сан-Суси в Потсдаме. Когда в Германию вошли советские войска, картина великого фламандца каким-то образом попала в руки майору Борису Дорофееву, служившему в военных комендатурах нескольких германских городов. Дорофеев вывез картину в Советский Союз, где она вплоть до конца 1990-х хранилась у его семьи. В 1999 году дочь Дорофеева продала картину, с которой к тому времени уже сильно осыпалась краска, за восемьсот долларов США перекупщику. Сменив несколько рук, полотно попало к известному московскому арт-дилеру Александру Дадиани, а тот уже предложил ее предпринимателю и известному московскому коллекционеру Владимиру Логвиненко.

В 1998 году В. Логвиненко нанял отечественных реставраторов, их работа заняла более четырех лет. В 2002 году, когда картина уже была частично восстановлена, эксперты из Эрмитажа подтвердили, что в руках у коллекционера — полотно Рубенса. Считалось, что картина «Тарквиний и Лукреция» бесследно исчезла из Германии во время войны, но она не значилась ни в одном каталоге разыскиваемых произведений искусства (так как ее «биография» оборвалась еще до начала войны). Тогда Логвиненко через швейцарского адвоката обратился в Германию с предложением вернуть найденную картину в Сан-Суси «за вознаграждение». Но вместо денег он получил уголовное дело, возбужденное немецкой прокуратурой, заподозрившей Логвиненко в скупке и хранении краденого. Это дело не закрыто до сих пор, хотя российский коллекционер уже успел подать жалобу на прокуратуру в земельный суд Потсдама и даже выиграть суд.

Картину «Тарквиний и Лукреция»  у московского коллекционера, правда, все равно изъяли компетентные органы вплоть до решения ее судьбы. Сейчас шедевр находится в музее изобразительных  искусств имени Пушкина. Немецкая сторона  по-прежнему настаивает на безвозмездном  и безоговорочном возврате полотна, вывезенного в конце войны  из Германии. Но, судя по всему, немцы  назад картину не получат. Скорее всего, она будет возвращена ее нынешнему  владельцу, то есть Владимиру Логвиненко.

4.1.2. Искусная подделка

Имя еще одного российского предпринимателя, совладельца ТНК-ВР, «Русала» и многих других компаний, миллиардера Виктора Вексельберга также фигурирует в «списке» пострадавших от рук мошенников в сфере искусства. Учрежденный Вексельбергом фонд «Связь времен» в середине 2000-х годов приобрел на аукционе Christie’s за оглушительную стоимость картину Б. Кустодиева «Одалиска». В ходе торгов стоимость картины в 7,6 раза превысила максимальный уровень эстимейта, и она ушла с молотка за $2,9 млн, став самым дорогим лотом аукциона. На этом фоне несколько потерялся даже очень удачный общий итог торгов — $38 млн, почти вдвое больше, чем на таких же «русских» торгах годом ранее. Подлинность картины вызвала сомнения практически сразу после покупки, а проведенная Русским музеем и Третьяковской галереей экспертиза показала, что картина хоть и написана в 20–50-х годах XX века, о чем свидетельствует состав красок, и автор пытался использовать известные мотивы и приемы Кустодиева, но выдержать уровень русского классика ему не удалось. Среди экспертов бытует мнение, что картина могла быть написана в Праге, где в 1920-х годах действовал своего рода центр подделок русского искусства, которые изготавливали эмигрировавшие из советской России художники.

Эксперты также рассматривали  версию, согласно которой «Одалиска» пусть плохая, но подлинная работа Кустодиева. В 1919 году (эта дата стоит на картине) Кустодиев был тяжело болен: из-за туберкулеза позвоночника он с 1916 года мог передвигаться только в инвалидном кресле. Однако, даже версия, что художник мог нарисовать картину пусть только и на продажу, все равно не кажется убедительной, так как не совпадает даже почерк Кустодиева.

Фонд Вексельберга обратился в Christie’s с претензиями по поводу «Одалиски» уже после получения экспертного заключения в Центре имени Грабаря в конце 2006 года. Дальше должен был заработать стандартный механизм разрешения подобных споров, но почему-то он дал сбой.

Christie’s отказывается от комментариев, связанных с этим конфликтом, мотивируя свое молчание тем, что дело уже находится в суде — первое заседание назначено на январь 2011 года. Единственная реакция Christie’s — официально утвержденный и распространенный пресс-службой абзац текста, в котором аукцион подтверждает намерение серьезно изучить и проверить заключения об «Одалиске» и провести все необходимые собственные экспертизы картины, которая весной 2009 года была передана обратно в Лондон.

4.1.3. Правовые и нормативные  рамки международного сотрудничества

Согласно Декларации принципов  международного культурного сотрудничества, принятой на заседании Генеральной  Ассамблеи ООН, «правительства, власти, организации, ассоциации и учреждения, ответственные за культурную деятельность», должны постоянно руководствоваться  принципами декларации, а также обеспечивать «постепенное достижение мира и благосостояния, т.е. целей, определенных в Уставе Организации  Объединенных Наций, путем сотрудничества всех народов в области образования, науки и культуры в соответствии с Уставом данной Организации»122.

Таким образом, каждая страна-член ООН  должна иметь в структуре своих  министерств специальный орган или ведомство, отвечающий за культурную деятельность. В России единой службы по борьбе с кражами произведений искусства нет, но специальные отделы созданы в системе МВД и ФСБ. Однако существует Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, или сокращенно Росохранкультура. В аналитической работе активно помогает Министерство культуры.

Италия, которая самой первой из стран Европы, озаботилась вопросами пропаж произведений искусства еще в 1969 году создала «Команду карабинеров по защите культурного наследия». В Великобритании за сохранность искусства отвечают «Артскводы».

Все большую роль играют не только национальные полиции, но и Международная  организация уголовной полиции  — Интерпол. С 1991 года Национальное центральное бюро Интерпола успешно  работает и в России. Например, в  августе 2005 года с его помощью  удалось вернуть в Россию икону XVI века «Богоматерь Одигитрия», украденную в 1994 году из музея в Устюжне.

В США с 2004 года эту функцию выполняет  специальный отдел ФБР для расследования преступлений с области искусства. Основными задачами, которые стоят перед специалистами, являются расследование фактов хищения предметов искусства и координацией совместных действий с европейскими коллегами. Уже к началу 2005 года новый отдел вернул Багдадскому музею восемь каменных печатей из Месопотамии, датировка которых приблизительно составляет 3000 лет до н.э. Печати были переданы представителю миссии Ирака в ООН Сауду Ахмаду. До возвращения в Ирак они выставлялись в Музее Археологии и Антропологии университета Пенсильвании.

Согласно информации ФБР, ежегодно в Европе пропадает около 60 000 объектов, представляющих историческую и художественную ценность. Многие из них украдены из церквей и музеев. В Китае антиквариат стоит на первом месте по объему незаконного вывоза из страны среди запрещенных товаров. По данным сотрудников бюро, ежегодный оборот международного рынка ворованных предметов старины составляет 8 миллиардов долларов. По объемам его можно сопоставить с рынком наркотиков и запрещенных медицинских препаратов. Однако в условиях глобализации все чаще на помощь правоохранительным органам приходят не пистолет, а компьютер исследователя и дополнительное образование в сфере искусств.

К культурному достоянию в широком  смысле данного понятия относят  все материальные и нематериальные явления и проявления той или  иной культуры. В узком смысле в  содержание этого понятия входят материальные ценности, объединяемые термином, становящимся в данном случае синонимом культурного достояния - памятники культуры. Это здания и объекты культурного значения (например, памятники архитектуры: церкви, монастыри, замки), а также фонды  библиотек, архивов и музеев. В  общественном и научном дискурсе этот термин возникает чаще всего в узком смысле, в контексте проблем сохранения и защиты памятников культуры.

Говоря о внешнеполитическом измерении  защиты культурного достояния, чаще всего исследователи ведут речь о такой проблеме, как реституция культурных ценностей или правовая охрана иных форм их трансграничного  перемещения.

Трансграничное перемещение памятников культуры, действительно, является одним  из важных вопросов внешней политики большинства современных государств в области культурного достояния. Ведущие державы мира, в том числе Великобритания, Германия, США, Франция и другие, в ряде документов международного гуманитарного права (среди которых на одном из первых мест стоит прямой наследник Пакта Рериха - Гаагская конвенция 1954 года о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов) взяли на себя обязательство уважать культурное достояние, защищать его и не предпринимать идущих ему во вред действий. Однако в эпоху  глобализации с ее тенденцией к унификации во всех сферах, в том числе и в сфере культуры, не менее важной темой для внешней культурной политики государств мира является защита и распространение ценностей национальной культуры и культурного достояния в более широком смысле.

Информация о работе Роль искусства в мировой политике