Региональная политика и национальная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня Российская Федерация действует в иной системе внешнеполитических координат, нежели это было 10-15 лет назад. Во-первых, серьезные перемены происходят в системе международных отношений. Во-вторых, с укреплением российского государства в последние годы повысился уровень национальной безопасности страны. Вместе с тем Россия сталкивается с новыми угрозами и вызовами, ее геостратегическое положение остается довольно сложным.

Содержание

РАЗДЕЛ I. Национальная безопасность, ее элементы и особенности становления в России
Михайлов В., Буянов В., Гаджиева Р. Россия и безопасность. Внешнеполитические аспекты безопасности России
3
Ефимов Н.Н. Понятие национальной безопасности
10
Сущность, содержание и особенности управления обеспечением национальной безопасности России
16
РАЗДЕЛ II. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
Прохоров А.А., Карманова И.А. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
29
Грачева Т. Устойчивое разногласие (иллюзия безопасности, создающая большую опасность)
39
РАЗДЕЛ III. Роль региональной политики в обеспечении национальной безопасности: мировой опыт и проблемы России
Смагина Л. Регион как проект политической практики современного государства
44
Гусейнова Л. Глокальные аспекты концепции устойчивого развития
51
Перова Г. Региональная политика государства – основа устойчивого развития России
55
Дубинина О. Регионализация: политико-экономический аспект проблемы
59
РАЗДЕЛ IV. Уральский регион как объект безопасности в федеративном государстве
Иванов В.Н. Федерализм – безопасность государства
71
Логиновский О.В. Рязанов Н.Т. Создание федеральных округов – шаг к развитию партнерства федерального центра и субъектов Российской Федерации
73
Округ стратегического значения
83
Антошин В.А. Региональная безопасность в федеративном государстве. Уральский регион как объект безопасности
87

Вложенные файлы: 1 файл

Уральская академия государственной службы.doc

— 731.50 Кб (Скачать файл)

Информационные  факторы. Они обусловлены спецификой самого продукта - информацией.  Человек, его жизнь с древнейших времен зависела не только от способности добывать пищу,  строить жилье и т.д.,  защищать себя, но и от того,  насколько быстро и полно он получал информацию (хотя бы о той же пище) и насколько быстро он  на  нее  реагировал.  Не случайно поэтому,  еще на заре своего существования, человек выделил   два   направления    своей    деятельности:    материальное производство и интенсификацию информационных  процессов.  В  ходе исторического процесса человек развивал и совершенствовал материальное производство, а вместе с ним информационные процессы и информационное взаимодействие,  как с себе подобными, так и с окружающим миром. В современной жизни человека, человеческого общества  информация играет важнейшую роль.  Общение, познание, знание прошлого и прогноз будущего,  производство материальных благ,  их распределение  и  потребление  и многое другое возможно благодаря получению,  переработке,  хранению и  использованию  информации.

Именно  информация в начале ХХI века становится такой всеобщей категорией,  как материя,  энергия. Она пронизывает все сферы жизни и деятельности человека,  общества и государства, является непосредственным производственным ресурсом,  наряду с сырьем и энергией, одним из основных богатств страны, её национальным достоянием.

Без наличия своевременной и  достоверной  информации  практически невозможно функционирование ни системы управления, ни самого механизма  обеспечения национальной безопасности.

Наряду со становлением новой российской государственности формируется  новая модель обеспечения безопасности личности, общества и государства. Постепенно меняются приоритеты механизма обеспечения безопасности России. Военная модель безопасности уступает место новым подходам, которые  ориентированы прежде всего на использование политических, экономических средств, методов.

В международных отношениях внедряется принцип партнерства по проблемам обеспечения всеобщей и региональной безопасности. Вместе с тем, события последнего десятилетия убедительно показывают, что военная сила не исчерпала себя в межгосударственных делах, она используется как веский аргумент, как средство достижения политических целей. Безусловно, военная сила применяется к государствам, не входящим в разряд передовых держав, даже стран «второго мира». Однако, применение военной силы без соответствующих на то санкций международных организаций, призванных обеспечивать безопасность в мире (ООН, СБЕС), показывает, что накопленный военный потенциал может принести тяжелые и даже необратимые негативные последствия для судеб народов, населяющих нашу планету.

Сложность и  нерешенность внутренних проблем России, расширение спектра опасностей и угроз требует, во-первых, поиска научно обоснованных вариантов и моделей обеспечения ее национальной безопасности, определения и выработки эффективной политики государства в сфере безопасности, а во-вторых, подготовки кадров, вооружения их системой современного знания по проблемам обеспечения безопасности личности, общества, государства. Последнее является весьма актуальным и важным для государственных служащих в силу того, что именно от их понимания и представлений о новых подходах обеспечения национальной безопасности во многом зависит эффективность деятельности государства, его различных институтов и органов в сфере безопасности.

 

 

РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ К БЕЗОПАСНОСТИ

 

Прохоров А.А., Карманова И.А.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ К БЕЗОПАСНОСТИ4

 

Особое  внимание, уделяемое в последние  годы во всех странах мира проблеме человеческого развития, далеко не случайно. Острота и актуальность этой проблемы объясняется рядом объективных особенностей современного этапа развития человеческого общества. А развитие общества и развитие личности всегда тесно взаимосвязаны. Более того, как подчеркивал К. Маркс: «Общественная история людей есть всегда лишь история их индивидуального развития».

Наиболее  кардинальными особенностями нынешнего  этапа развития мирового сообщества, определяющими специфику и человеческого развития, следует признать глобализацию и теорию устойчивого развития.

Глобализация  является в настоящее время основным направлением развития мирового сообщества, порожденным, прежде всего, коренным изменением конфигурации мира после окончания «холодной войны» и бурным развитием новых технологий, в первую очередь информационных.

Глобализация - это процесс непрерывно возрастающей взаимозависимости стран и народов во всех сферах материальной и духовной жизни. Глобализация означает, во-первых, выход интересов национальных хозяйственных субъектов за государственные рамки и бурное расширение деятельности транснациональных финансовых и экономических структур (ТНК). Именно на основе ТНК создается сейчас новая мировая экономическая система, лидерство в которой определяется наличием крупных финансовых ресурсов, передовых технологий, мировых рынков капитала и товаров.

Сейчас  число ТНК превысило 53 тысячи, а  численность их дочерних филиалов в разных странах - 450 тысяч. Безусловным лидером среди них являются американские ТНК. Из 100 крупнейших ТНК на США приходится 35, на всю Европу - 42, на Японию - 21, на остальной мир - 2. Деятельность ТНК всячески поддерживается правительствами стран их базирования, поскольку в среднем более половины прибыли, получаемой ТНК за рубежом, вывозится в страны их базирования. Государственная политика опоры на ТНК стала наиболее эффективным способом национального развития практически всех развитых стран. Концентрация ТНК на территории США стала одной из наиболее важных причин финансово-экономического доминирования США в современном мире.

Особая  роль ТНК как важнейшего инструмента  современного общественного развития проявляется в их воздействии на ключевые для человечества процессы развития и распространения новейших технологий. Если раньше подавляющая часть передовых технологий, особенно в военной области, разрабатывалась на государственные средства, то сейчас до 80% новых технологий создаются ТНК.

Во-вторых, процесс глобализации ведет к формированию единого мирового экономического пространства. В результате резко возрастают объемы и интенсивность перетока через межгосударственные границы товаров, капитала, информации, услуг, кадров. Современные информационные технологии, которые собственно являются материальной базой и движущей силой процесса глобализации, позволяют быстро перемещать по миру огромные финансовые ресурсы, достигающие триллиона долларов в день. Расширение рынков до мирового уровня ведет к углублению специализации национальных экономик и международного разделения труда, к сокращению издержек, к росту международной торговли и экономического сотрудничества.

Рационализация  производства на глобальном уровне и  распространение передовых технологий ведет к общему повышению производительности труда и росту конкурентного давления в направлении непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе.

В-третьих, процесс глобализации ведет к формированию в мире единого коммуникационного пространства. Распространение всемирных информационных сетей дает возможность индивидам по всему миру быстрого доступа к мировым информационным ресурсам. Развитие транспортных сетей и средств сообщения резко ускоряют перевозки людей и грузов в любую точку земного шара.

В-четвертых, процесс глобализации сопровождается бурным увеличением числа и усилением роли внегосударственных и надгосударственных субъектов мировой экономики и международных отношений. Активно разрабатываются и внедряются новые формы регулирования транснациональных отношений, которые вступают в острое противоречие с принципами национальных интересов и государственного суверенитета. Происходит становление и укрепление региональных финансовых и экономических союзов, таких как Европейский Союз, Североамериканское объединение НАФТА, Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), АСЕАН и другие. Расширяются сферы ответственности, полномочия и силы воздействия на развитие национальных экономик таких мощных международных финансово - экономических институтов, как МВФ, Всемирный банк, Всемирная торговая организация (ВТО), активно продвигающих в мир идеи либерализации экономики.

Безусловно, полная интеграция и создание единой мировой экономики - задача достаточно длительной перспективы, да и как свидетельствуют факты, вряд ли решаемая. Однако, уже сейчас процессы глобализации - это объективная реальность современного этапа мирового развития, которую нельзя не учитывать при разработке и реализации собственной стратегии социально - экономического развития Российской Федерации и ее субъектов.

Апологеты глобализма старательно уверяют, что  глобализация ведет к устойчивому экономическому росту, расширению взаимовыгодной торговли, увеличению производства, заработной платы и жизненных стандартов. Конечным результатом глобализации, якобы, должно стать общее повышение благосостояния не только на национальном, но и на мировом уровне. Возможно, для многих стран эти посулы в новинку, чем и прельщают значительные массы населения. Но ведь мы это уже проходили, и многие десятилетия морочили людей идентичными райскими обещаниями мирового коммунизма. Коммунизм оказался несбыточной утопией, а что же реально несет его обновленная версия в облике глобализма?

Следует отметить, что, судя по всему, обе теории - мирового глобализма и мирового коммунизма - были разработаны сходными или теми же идеологическими центрами, что и породило многие совпадающие их черты.

Капитализм, как известно, изначально предусматривал свободную конкуренцию в предпринимательской деятельности. Глобализм же, предполагая высочайшую степень концентрации и интеграции капитала, производства, ресурсов, сферы сбыта товаров и услуг, фактически размывает данные устои капитализма. Это объясняется тем, что в принципе невозможно наращивать концентрацию и интеграцию вплоть до общемирового масштаба, не сокращая одновременно самым радикальным образом число субъектов, которые владеют и контролируют собственность, ресурсы, финансы. Соответственно, эта цель не может быть достигнута также без кардинального ограничения и даже ликвидации свободной конкуренции в предпринимательстве.

Так уже сейчас ТНК с хитроумно размытой собственностью контролируют две трети мировой торговли, причем только 50% этого объема осуществляется между ТНК и другими фирмами, другая же половина или треть мировой торговли представляет собой внутрифирменный оборот самих ТНК. При этом все развитые страны, где и расположены эти ТНК, формально выступают за полную либерализацию внешнеэкономической деятельности и принуждают к этой либерализации все другие страны, но реально неуклонно наращивают протекционизм своих стран и зон. Особую активность в этом отношении демонстрируют США и другие страны НАФТА. Так 60,3% всех антидемпинговых мер в период 1980-1995 гг. были инициированы странами НАФТА и лишь 14,2% европейскими государствами.

Более того, процессы глобализации все в  большей степени начинают замыкаться в рамках трех ведущих экономических центров мира - стран НАФТА во главе с США. Европейского Союза и стран АТР во главе с Японией. Всего эти три центра уже сейчас обеспечивают около 76% международных торговых потоков, но при этом характерно, что объем торговых операций внутри этих центров непрерывно растет и в настоящее время составляет: в объединении НАФТА 49,1% от общего объема внешней торговли США, Канады и Мексики - членов НАФТА; торговля друг с другом достигает 53,1% торгового оборота азиатских стран, а поставки товаров и услуг внутри Европейского Союза - 60,6% общего торгового оборота стран ЕС.

Другой  характерной тенденцией является быстрый  рост экономических взаимосвязей между этими ведущими мировыми центрами. 78,7% экспортно-импортных операций стран Европейского Союза приходится на страны АТР и НАФТА; 88,9% торговли стран АТР связано со странами ЕС и НАФТА; 93,2% торговли стран НАФТА направлено на страны ЕС и АТР. Кроме того, более 60% инвестиционных ресурсов данных мировых центров направляются только в другие развитые страны.

Особенно  интенсивно в последние десятилетия  растет экономическое сближение США и стран Западной Европы. За 10 лет, с 1987 г. по 1997г., объем прямых иностранных инвестиций из США в экономику западноевропейских стран вырос почти в три раза до 369 млрд. долл., что составляет сейчас почти 55% всех прямых инвестиций США за рубежом. В свою очередь, в том же 1997 г. европейские страны вложили в экономику США 285 млрд. долларов или 36% своих прямых иностранных инвестиций.

Поэтому гипотетические выгоды от мировой глобализации практически не затронули подавляющую часть населения планеты. И говорить о становлении единого мирового рынка, основанного на свободе торговли, пока преждевременно.

В эпоху всевластия ТНК никакой свободной конкуренции на нынешних мировых рынках в принципе быть не может. Рыночные механизмы на них действуют только в тех масштабах, которые позволит политика глобалистов. Усилению ТНК и сокращению числа конкурентов способствуют регулярно организуемые кризисные ситуации на мировых рынках. В ходе таких ситуаций с региональных рынков уходит мелкий и средний капитал, особо зависимый от конъюнктуры. Но крупный капитал в облике ТНК остается и начинает полностью контролировать и рынок, и национальные правительства.

К примеру, в докладе ЮНРИСД НИИ социального развития при ООН в 1997 г. «Тревоги мира. Социальные последствия глобализации мировых процессов» подчеркивалось, в частности, что Всемирная торговая организация «ограничивает возможность национальных правительств регулировать деятельность ТНК. одновременно включая все новые области в сферу корпоративных привилегий. Так. Соглашение по связанным с торговлей аспектам интеллектуальной собственности (TRIPs) усиливает право ТНК защищать свои авторские права в принимающих странах, одновременно затрудняя правительствам этих стран обращение к ТНК за содействием в технологическом развитии. Таким же образом Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (TRIMs) ограничивает возможности правительства ставить свои условия инвесторам.

Даже  в ООН вызывает тревогу и серьезное  беспокойство практика глобализации мировых процессов в ее нынешнем виде.

Информация о работе Региональная политика и национальная безопасность