Региональная политика и национальная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня Российская Федерация действует в иной системе внешнеполитических координат, нежели это было 10-15 лет назад. Во-первых, серьезные перемены происходят в системе международных отношений. Во-вторых, с укреплением российского государства в последние годы повысился уровень национальной безопасности страны. Вместе с тем Россия сталкивается с новыми угрозами и вызовами, ее геостратегическое положение остается довольно сложным.

Содержание

РАЗДЕЛ I. Национальная безопасность, ее элементы и особенности становления в России
Михайлов В., Буянов В., Гаджиева Р. Россия и безопасность. Внешнеполитические аспекты безопасности России
3
Ефимов Н.Н. Понятие национальной безопасности
10
Сущность, содержание и особенности управления обеспечением национальной безопасности России
16
РАЗДЕЛ II. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
Прохоров А.А., Карманова И.А. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
29
Грачева Т. Устойчивое разногласие (иллюзия безопасности, создающая большую опасность)
39
РАЗДЕЛ III. Роль региональной политики в обеспечении национальной безопасности: мировой опыт и проблемы России
Смагина Л. Регион как проект политической практики современного государства
44
Гусейнова Л. Глокальные аспекты концепции устойчивого развития
51
Перова Г. Региональная политика государства – основа устойчивого развития России
55
Дубинина О. Регионализация: политико-экономический аспект проблемы
59
РАЗДЕЛ IV. Уральский регион как объект безопасности в федеративном государстве
Иванов В.Н. Федерализм – безопасность государства
71
Логиновский О.В. Рязанов Н.Т. Создание федеральных округов – шаг к развитию партнерства федерального центра и субъектов Российской Федерации
73
Округ стратегического значения
83
Антошин В.А. Региональная безопасность в федеративном государстве. Уральский регион как объект безопасности
87

Вложенные файлы: 1 файл

Уральская академия государственной службы.doc

— 731.50 Кб (Скачать файл)

В ситуации обострения в начале XXI в. борьбы на мировой арене за доступ к сырьевым ресурсам, в том числе углеводородным, и существенном экономическом ослаблении России в 1990-е гг., вопросы военной безопасности имеют для нашей страны очень существенное значение (при всей важности других составляющих национальной безопасности). В современных условиях Российская Федерация сохраняет свой статус великой державы (формализованный в постоянном членстве нашего государства в Совете Безопасности ООН) во многом благодаря своему военному потенциалу, прежде всего стратегическим ядерным силам.

 

Угрозы национальной безопасности России

Государственные структуры России исходят из наличия широкого спектра внутренних и внешних угроз национальной безопасности нашей страны. К числу факторов, которые создают их, официальная национальной безопасности РФ относит состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическую поляризацию российского общества и криминализацию общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений. И хотя с момента утверждения концепции прошло почти шесть лет, большинство оценок того времени применимы и для характеристики нынешнего состояния национальной безопасности.

В сфере  экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением за 1990-е гг. внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и уменьшением научно-технического потенциала, проблемами аграрного сектора, значительным размером внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости. «Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России», такая характеристика, к сожалению, сохраняет свою актуальность и сегодня.

С экономическими угрозами национальной безопасности связаны угрозы экологического и техногенного характера. Угроза ухудшения экологической ситуации в России и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для нашей страны эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ. В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Угрозы национальной безопасности продолжают существовать и во внутриполитической сфере, где за последние шесть лет были предприняты значительные усилия по стабилизации ситуации. В частности, была нейтрализована угроза «размывания» единого правового пространства страны вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм - над нормами субъектов РФ. Удалось существенно ослабить сепаратистские  устремления ряда субъектов Российской Федерации, снять напряженность во взаимоотношениях большинства регионов и центра, представлявшую угрозу федеративному устройству государства. Но многие негативные явления продолжают сохраняться, представляя, в конечном итоге, угрозу национальной безопасности. По-прежнему имеет место криминализация общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности.

Угрозы национальной безопасности России существуют также в социальной сфере. Так, опасность физическому здоровью нации представляет кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ. В утвержденной Правительством РФ федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» (Постановление № 561 от 13 сентября 2005 г.) констатируется, что современная ситуация в Российской Федерации характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, что «представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку, а также безопасности государства». Распространению наркотиков способствует криминализация российского общества, профессионализация и консолидация наркопреступности. За последние 10 лет количество ежегодно регистрируемых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, увеличилось в 15 раз. По экспертным оценкам, годовой объем нелегального рынка наркотиков в России составляет свыше 250 млрд. рублей. Часть доходов от незаконного оборота наркотиков используется для финансирования террористических актов, закупки оружия для незаконных вооруженных формирований, подкупа чиновников.

Распространению незаконного  потребления наркотиков способствует ряд факторов, формирующихся в социальной сфере. К ним относятся наличие безработных среди молодежи, а также сравнительно низкий жизненный уровень населения - около 80 процентов населения России в 2005 г. составляли малообеспеченные граждане. Трудные жизненные обстоятельства вынуждают их участвовать в наркобизнесе, который зачастую становится единственным источником получения дохода, - культивировать наркосодержащие растения, осуществлять курьерские перевозки наркотиков, вести розничную наркоторговлю и т.д. Потребление наркотиков в молодежной среде приобретает статус особой субкультуры, моды. Не случайно, что период 1991-2003 гг. характеризовался устойчивым ростом числа больных наркоманией -  показатель учтенной заболеваемости наркоманией увеличился за этот период в 11 раз. По данным органов здравоохранения, в 2004 г. число больных, страдающих психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением наркотиков, составило 493,6 тыс. человек. Реальная же численность потребителей наркотиков в стране превышает официальную численность в 8-10 раз. По данным общероссийского мониторинга, число лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет около 6 млн. человек, из них 1,87 млн. человек - это подростки и молодежь в возрасте до 24 лет. Очевидно, что рост наркомании в молодежной среде не просто значительно ухудшает качество призывного контингента в Вооруженные Силы РФ и наносит ущерб их боеспособности, но и представляет одну из наиболее серьезных угроз национальной безопасности России на современном этапе.

Основные угрозы национальной безопасности России продолжают существовать в международной сфере. Концепция национальной безопасности назвала в 2000 г. несколько факторов, их обуславливающих:

    • стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;
    • опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;
    • укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток; возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;
    • распространение оружия/ массового уничтожения и средств его доставки;
    • ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств;
    • притязания на территорию Российской Федерации.

Принципиальных  изменений в характере угроз  для национальной безопасности РФ в международной сфере за последние 5-6 лет не произошло. Они по-прежнему проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. В ряде стран радикальные общественно-политические силы продолжают выдвигать претензии на часть территории РФ (Эстония, Япония). Продолжается расширение Североатлантического союза на восток. После Пражского саммита НАТО (ноябрь 2002 г.) в его состав вошли не только восточноевропейские государства - бывшие участники Организации Варшавского Договора, но и три республики бывшего СССР (Латвия, Литва и Эстония), на территории которых создаются военные базы альянса. Существует вероятность вступления в НАТО и еще ряда бывших советских республик, в том числе Грузии, Молдавии и Украины. Американские военные советники уже находятся в Грузии, иностранное военное присутствие имеет место также в Киргизии и Таджикистане, куда вооруженные силы и спецслужбы некоторых стран НАТО получили доступ под предлогом проведения антитеррористической операции в Афганистане. В самом Афганистане сохраняется крайне сложная военно-политическая ситуация, вооруженным силам и спецслужбам США и их союзников по НАТО не удается стабилизировать положение.

Параллельно расширению Североатлантического альянса произошло и расширение Европейского Союза. 1 мая 2004 г. в его состав вступили 8 государств - Кипр, Мальта, Венгрия, Словакия, Словения, Польша, Чехия, Эстония, Латвия и Литва. Причем в отличие от оптимистических прогнозов середины 1990-х гг. о скорой интеграции России в «большую Европу», эта волна сопровождалась напряженной дипломатической полемикой между Москвой и Брюсселем по Калининградской проблеме. Калининградская область фактически превратилась в анклав, окруженный территориями ЕС, проезд через которые возможен только при наличии виз или, как в случае с Литвой, специальных транзитных документов. Кроме того, начиная с Кельнского саммита 1999 г. Евросоюз резко ускорил формирование собственных военных структур и своей концепции миротворческих операций, которые предполагается проводить в том числе за пределами Европейского союза. Нельзя исключать, что если концепция «общей европейской политики безопасности и обороны ЕС» станет чем-то большим, чем набор политических деклараций, военная политика России в Европе должна будет учитывать не только «фактор НАТО», но и «фактор ЕС».

Вследствие  развития новых технологий усиливаются угрозы национальной безопасности России в информационной сфере. США и некоторые другие страны стремятся к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России как с внешнего, так и внутреннего информационного рынка. Рядом государств разрабатывается концепция информационной войны, которая предусматривает создание эффективных средств воздействия на информационные сферы других стран мира и нарушения нормального функционирования их информационных и телекоммуникационных систем. В связи с этим появилась проблема обеспечения сохранности национальных информационных ресурсов и предотвращения несанкционированного доступа к ним.

 

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ3

 

Обеспечение национальной безопасности зависит от многих обстоятельств, выраженных в условиях и факторах, выявление и учет которых носит определяющее значение. Однако, бесспорно одно,  целенаправленное и эффективное обеспечение национальной безопасности невозможно без комплексного использования политических, правовых, экономических, научно-технических, духовно-нравственных, информационных, военных и иных возможностей общества и государства. Иными словами, достичь требуемого состояния национальной безопасности невозможно без соответствующего механизма или системы обеспечения национальной безопасности.

В политической науке существуют уже устоявшиеся  представления о структуре механизма обеспечения национальной безопасности (рис.1).

В самом общем  виде механизм обеспечения национальной безопасности включает нормы, средства, способы, методы, посредством которых субъекты воздействуют на опасности и угрозы для достижения целей, т.е. требуемого состояния  национальной безопасности.




 



 




Рис. 1.  Структура  механизма обеспечения национальной безопасности

 

Субъекты. Субъектами национальной безопасности являются личность, социальные общности и институты, общество в целом, государство с его законодательной,  исполнительной  и  судебной  ветвями власти. При этом государство выступает основным субъектом в силу того,  что оно наделено соответственными  правами и полномочиями, имеет специальные  институты, органы  и службы,  с помощью которых осуществляет деятельность по обеспечению национальной безопасности. Государство обеспечивает безопасность каждого гражданина на своей территории, а за ее пределами гарантирует защиту и покровительство. Именно на него возлагаются важнейшие задачи в области реализации и защиты национальных интересов. Принципиальным положением нового понимания безопасности являются два момента: постановка в центр безопасности интересов личности, гражданина и понимание безопасности как равной, неделимой для всего человеческого сообщества.

 В этом  смысле важную роль в обеспечении  национальной безопасности играют и другие субъекты. Например, такие как: сам человек, гражданин, его общественно-политические, политические объединения. К ним относятся политические партии, общественные и общественно-политические движения, организации. Эффективная защита национальных интересов по плечу лишь сильному государству, опирающемуся на свой авторитет, на народные массы, законы и т.д. Такой подход нашел свое отражение  в законе РФ «О безопасности».

Однако из такого подхода следует,  что все субъекты могут и должны принимать решения в области безопасности в равной степени и полном объеме.  На практике это далеко не так. Ведь решения принимаются различными субъектами в разной степени,  скорее сообразно их функциям. Кроме  того, для принятия эффективных решений необходима соответствующая информация, при этом некоторые сведения не могут придаваться широкой огласке из-за интересов секретности, соблюдения государственной и иной тайны, что, естественно, имеет свой смысл. Следовательно, обладая различной суммой информации, компетенции, не все субъекты национальной безопасности в равной степени участвуют в процессе ее обеспечения. Например,  субъекты Федерации, одновременно являясь субъектами национальной безопасности, в силу своих властных полномочий не могут принимать решения по проблемам национальной безопасности, относящимся  к компетенции федерального центра.  Они осуществляют реализацию и защиту интересов субъектов Федерации. В то же время  они оказывают существенное влияние на принятие решений по реализации и защите национальных интересов.  Отсюда  явствует, что  одни  субъекты  (например,  Федеральное собрание или Президент) могут и принимают решения,  т.е. осуществляют  непосредственную деятельность по обеспечению национальной безопасности, а другие (например, субъекты Федерации, политические партии, общественные организации  или отдельные граждане) лишь оказывают влияние на принятие этих решений, т.е. осуществляют опосредованную деятельность.

Информация о работе Региональная политика и национальная безопасность