Региональная политика и национальная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня Российская Федерация действует в иной системе внешнеполитических координат, нежели это было 10-15 лет назад. Во-первых, серьезные перемены происходят в системе международных отношений. Во-вторых, с укреплением российского государства в последние годы повысился уровень национальной безопасности страны. Вместе с тем Россия сталкивается с новыми угрозами и вызовами, ее геостратегическое положение остается довольно сложным.

Содержание

РАЗДЕЛ I. Национальная безопасность, ее элементы и особенности становления в России
Михайлов В., Буянов В., Гаджиева Р. Россия и безопасность. Внешнеполитические аспекты безопасности России
3
Ефимов Н.Н. Понятие национальной безопасности
10
Сущность, содержание и особенности управления обеспечением национальной безопасности России
16
РАЗДЕЛ II. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
Прохоров А.А., Карманова И.А. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
29
Грачева Т. Устойчивое разногласие (иллюзия безопасности, создающая большую опасность)
39
РАЗДЕЛ III. Роль региональной политики в обеспечении национальной безопасности: мировой опыт и проблемы России
Смагина Л. Регион как проект политической практики современного государства
44
Гусейнова Л. Глокальные аспекты концепции устойчивого развития
51
Перова Г. Региональная политика государства – основа устойчивого развития России
55
Дубинина О. Регионализация: политико-экономический аспект проблемы
59
РАЗДЕЛ IV. Уральский регион как объект безопасности в федеративном государстве
Иванов В.Н. Федерализм – безопасность государства
71
Логиновский О.В. Рязанов Н.Т. Создание федеральных округов – шаг к развитию партнерства федерального центра и субъектов Российской Федерации
73
Округ стратегического значения
83
Антошин В.А. Региональная безопасность в федеративном государстве. Уральский регион как объект безопасности
87

Вложенные файлы: 1 файл

Уральская академия государственной службы.doc

— 731.50 Кб (Скачать файл)

Теперь, пишет  газета, «западные нефтяные компании, например, хотят получить доступ к огромным энергоресурсам России». Подчеркнем, что именно от продажи этих ресурсов формируется наш бюджет, живут народ и государство, обеспечиваются наша безопасность и обороноспособность, финансируются наши Вооруженные силы. Будут ли в этом заинтересованы западные собственники наших энергоресурсов? Надо полагать, это вопрос риторический. Такой же, как и другой вопрос, который хотелось бы задать. Как получилось так, что 50% горючего и ГСМ для наших силовых структур поставляла, а может, и сейчас еще поставляет компания ЮКОС, которую так хотелось заполучить американским гигантам Chevron Texaco и Exxon Mobile?

По мнению стратегов  нового мирового порядка, российский народ  должен находиться на периферии, а Россия должна служить «резервацией» для обеспечения нужд «золотого миллиарда».

Схематично  устойчивое развитие представляется как мироустройство, где те 80%, кто находится на грани выживания, обеспечивают процветание 20% избранных. В этом, в сущности, заключаются и пресловутая устойчивость, и «глобальное динамическое равновесие».

Обратимся к принципам, заложенным в концепции  устойчивого развития. Апологеты этой теории считают, что одним из главных принципов является переход от антропоцентризма к эксцентризму (природоцентризму). Необходимость этого обусловлена тем, что якобы антропосистема приходит в противоречие с экосистемой.

Попросту говоря, мы должны перейти к мировому порядку, где человек перестает быть ценностью. Объектом абсолютного поклонения является среда, где проживает «золотой миллиард», безопасность которого нужно защищать за счет жизни тех, кто относится к периферии. То есть их слишком много, они отравляют атмосферу и не нужны в таком количестве. Идеи Мальтуса и Зангер - в действии.

В соответствии с этим принципом нужно сосредоточиться  на природе, а не на человеке, так  как экосистема выше антропосистемы. Как это ни парадоксально звучит, но ведь это девальвация человеческой жизни, отход от нее.

Есть два  пути борьбы за экологию и чистоту окружающей среды. Первый путь предлагают сторонники устойчивого развития. Это сокращение численности человечества. Это путь борьбы против человеческой жизни, перехода от антропоцентризма к экоцентризму.

Но есть и  другой путь, и другой принцип, о котором в концепции не говорится ни слова по вполне очевидным причинам. Это принцип теоцентризма. Ведь проблемы внешней среды - это проблемы внутреннего состояния человека и человечества. Проблемы чистоты его души. Говоря словами героя Достоевского: «Бога нет и все дозволено». Говорят, если мира нет в тебе, его нет нигде. Так вот и чистота. Если ее нет внутри, ее нет и снаружи.

Но если Бог  и жизнь человеческая не стали  принципами устойчивого развития, то, следовательно, там заложены прямо противоположные идеи небытия и смерти.

В принципе экоцентризма и отходе от антропоцентризма извращается  идея безопасности. В эксцентрической модели главным объектом защиты системы безопасности оказывается глобальная среда. В ней нет границ, нет государств, нет народов. Это все упраздняется.

Устойчивое  развитие основано на денационализации, разгосударствлении, дегуманизации и глобализации системы обеспечения национальной безопасности. Если традиционно объектами ее за щиты считаются территория, народ, его образ жизни, включая веру, то в глобальной экосистеме не существует понятия суверенитета, все взаимосвязано и должно находиться под контролем. Экологические угрозы универсальны и для и «предупреждения» по логике можно вмешаться в дела любой страны.

Эта идеология  навязывает нетрадиционные, ненациональные, наднациональные и антинациональные, глобальные приоритеты для традиционной системы национальной безопасности государства. Новая модель призвана в будущем разложить, уничтожить существующую, создав вместо нее новую приватизированную систему «безопасности», направленную против собственного народа, систему колониальную и космополитическую, обслуживающую интересы сил глобализации под прикрытием борьбы за экологию.

В условиях глобализации происходи идентификация человека не со своей страной, а с силами глобализации. Глобализация разлагает чувство патриотизма и национальное самосознание, лишает человека понимания опасности, инстинкт самосохранения.

Следует остановиться еще на одном принципе «устойчивого развития», который называется «социально надежно экономическое развитие». В современных условиях эта надежность для США, например, обеспечивается с помощью вооруженной силы. Иначе им доступ к таким ресурсам «надежного экономического развития», как нефть, обеспсчивать не удается. Война в Ираке стала ярким тому подтверждением.

Фундаментальным принципом устойчивого развития теоретики концепции называют и  принцип рационализации потребностей. В устах идеологов «золотого  миллиарда» этот принцип звучит не только как издевательство, но и как приговор. Рационализация потребностей для 20% беднейшего населения планеты кто голодает, означает смерть. Это  логично вытекает из принципа перехода от антропосистемы к экосистеме, где человеческая жизнь девальвируется.

Нужно иметь  в виду еще и то обстоятельство, что потребности у всех разные. Нет универсальных критериев потребностей. Мы живем в мире полярных потребностей. У кого-то потребность жить в богатстве и процветании вступает в противоречие с чьей-то скромной потребностью как-то выжить. Кроме того, нельзя забывать, что потребность, как и право, имеет вторую сторону: их должен кто-то обеспечить. Право одного есть обязанность другого.

Как может страна, в которой нет справедливости, создать теорию справедливого развития для всего мира? Майкл Мур, американский режиссер, отвечая на вопросы «Liberation» в номере от 7.06.04 относительно его фильма-памфлета «Фаренгейт 9/11», направленного против Буша, сказал, что он хотел «заставить наконец американское общество мыслить на такие темы, как социальные классы и происхождение богатства. И начать отдавать себе отчет, что экономическая система в нашей стране несправедлива. В своих фильмах я всегда настаивал на том, что капитализм - «дьявольская» система, которая приносит выгоду элите в ущерб большинству».

Апологеты идеологии  устойчивого развития говорят, что принцип рационализации потребностей требует приносить себя в жертву. Но ради чего и во имя кого эти жертвоприношения в мире, где не оказывается места для Бога и жизни?

Внешне приправленная  очень привлекательными, броскими фразами относительно борьбы с бедностью, всеобщего благоденствия и экологической безоблачности очередная утопия, новый миф под названием «устойчивое развитие» обещает рай на Земле для всего человечества. Кто-то назвал эту теорию «концепцией беспросветного счастья».

 

РАЗДЕЛ III. РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ  НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: МИРОВОЙ  ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РОССИИ

Смагина Л.

РЕГИОН КАК  ПРОЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА7

 

Известный французский историк Фернан Бродель писал, что разнообразие есть непосредственное следствие безграничности пространства, благодаря которой особенности той или иной местности, возникшие в глубокой древности, дожили до наших дней. Примечательно, что никакие нивелирующие силы в современном мире не смогли их сокрушить. Во многом благодаря устойчивости территориального деления мы сегодня имеем возможность изучать общества «по горизонтали», то есть разграничивать регионы, сравнивать их, классифицировать.

Очевидно, что любые политические и социальные процессы, принятие решений и распределение общественных благ не могут происходить в пространственном вакууме. Все они структурированы (или ограничены) пространством - одним из основных базисных факторов, воздействовавших на формирование и функционирование политических систем. С середины 70-х - начала 80-х годов XX века политологи в мире обратились к интенсивному, глубокому исследованию регионов. Выяснилось, что региональные подходы позволяют дать наиболее взвешенные ответы на вызовы территориального разнообразия современного мира, более того они полагают, что существуют ключи к его пониманию. Регион воспринимается как уникальная, постоянно изменяющаяся реальность. В качестве субъекта он строит сам себя, комбинируя ценности и нормы. Поэтому его границы условны. Регионы объединяют людей; они сосуществуют, отталкиваясь от памяти о глубокой внутренней связи людей с определенными территориями.

В современном политическом словаре термин «регион» появился относительно недавно, ему предшествовало понятие «провинция» - собирательное имя для территориальных сообществ. «Провинция», однако, страдала неким культурным «комплексом неполноценности», отсталости, в то время как «регион», напротив, был подчеркнуто нейтрален. Первоначально этот термин использовался для определения пространственных общностей разных типов. Так, в географии употребляется понятие «природный регион» - территория, объединенная общими характеристиками климата, рельефа, почвы и пр., восходящее к трудам В. Гумбольдта. Позже появляется «экономический регион». Этот термин используется в работах, посвященных процессам индустриализации. В политической лексике термин «регион» появился для обозначения внутригосударственной административной единицы, а также для обозначения группы государств. В этом случае регион обретает статус «выше» или «ниже» государства-нации. Наконец возникает идея «культурного региона» - территории, объединенной традициями, культурой, языком.

Крайне показателен исторический сдвиг в отношении к термину  «регион». В конце XIX столетия, когда «регион» появляется в политическом словаре, отношение к нему было преимущественно отрицательным, поскольку политический регионализм воспринимался в то время скорее как угроза национальному единству. Спустя всего пятьдесят лет отношение изменилось кардинальным образом: региональные идентичности и политические культуры, региональное политическое представительство становятся признанными темами официального дискурса Западной Европы.

Процесс становления региона  как одного из важных фокусов политической идентификации, практики подъемов регионов «как воли и представления» требует объяснения. В современной политологии три импульса регионального развития: усиление пространственной неравномерности экономического развития послевоенного капитализма и развитие феномена «депрессивного региона»; культурная гомогенизация; создание системы коммунитарных институтов и как компенсаторная реакция - укрепление регионального измерения политического процесса.

В мире в большинстве стран  ряд областей принятия решений и особенно непосредственная реализация принятых решений, а также распределение и оказание широкого спектра услуг совершается на субнациональном уровне. Диффузия власти, интеграционные процессы и процессы глобализации находят самые разнообразные ответы в регионах. При этом оказывается, что унитарные централизованные государства труднее адаптируются к новым системам взаимоотношений, новым вызовам и проблемам по сравнению с государствами федеративными и децентрализованными, где субнациональные единицы пользуются широкими правами, то есть регион становится важным уровнем политического действия и диалога, местом, где национальные, наднациональные и глобальные силы встречают местные требования и нужды, региональные и местные сообщества. Регионы играют все более важную роль в национальном политическом процессе, хотя здесь опыт государств существенно различается.

Для специалистов по регионалистике очевидно, что в каждом конкретном случае определение региона в  обязательном порядке может присутствовать не весь набор указанных критериев, а лишь несколько моментов. То есть не исключается возможность более широкой трактовки понятия региона. Следовательно, регион понимается как исторически сложившееся территориальное сообщество, обладающее физической средой, социоэкономической, политической и культурной средой и пространственной структурой, отличной от других крупных территориальных единиц - города, и нации. Это определение позволяет разделять, отграничивать регионы через анализ их отличий друг от друга и место положения в пространстве.

Политологи часто определяют регион и как воображаемое сообщество, и как «горизонтальное братство», где один регион отличается от другого  «стилем воображения». Однако регион всегда мыслится как открытое сообщество.

Короче, существует гео или внешнеполитическое понимание региона, когда этот термин относится к целой геополитической зоне, то есть группе стран, которые по ряду параметров больше связаны друг с другом, нежели с иными странами. В этом случае речь может идти, скажем, о Центральной и Восточной Европе, Содружестве Независимых Государств или о Европейском союзе. Допустима и культурно-философская трактовка региона, когда он понимается как особый микрокосм, в рамках пространства которого индивиды обладают особым менталитетом. Можно подходить к региону географически, ставя во главу угла однородность физической среды. Наконец существует и административно-юридическая трактовка региона: в этом случае он выступает как административно-территориальная единица.

Представляется, что в  политической науке регион следует рассматривать как одну из единиц территориальной структуры национального государства, то есть субнационального уровня, ячейка сетки административно-территориального деления, где действуют региональные властные институты с определенными компетенциями и соответствующими финансовыми ресурсами для их реализации, происходит региональная политическая жизнь. Административно-территориальные границы превращают регионы в ячейки политического пространства. То есть политический регион можно рассматривать как комплексное взаимодействие между политическими институтами и «силами среды». В более общем виде регион можно представить как институт или систему институтов и организаций, действующих на определенной территории, представляющей собой фрагмент территории государства.

Итак, понятие регион фиксирует  внимание на определенном уровне политических отношений. Это массовый уровень  политики, непосредственно связанный  с деятельностью общества, здесь  прямо осуществляется взаимодействие власти и населения. Сама многозначность понятия «регион» отвечает сложным политическим реалиям, пришедшим на смену модели прошлого, в которой единственным уровнем политического анализа выступало государство - нация. Таким образом, универсального определения понятия «регион» не существует, членение пространства на регионы зависит от области исследований и сформулированной задачи.

Информация о работе Региональная политика и национальная безопасность