Региональная политика и национальная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня Российская Федерация действует в иной системе внешнеполитических координат, нежели это было 10-15 лет назад. Во-первых, серьезные перемены происходят в системе международных отношений. Во-вторых, с укреплением российского государства в последние годы повысился уровень национальной безопасности страны. Вместе с тем Россия сталкивается с новыми угрозами и вызовами, ее геостратегическое положение остается довольно сложным.

Содержание

РАЗДЕЛ I. Национальная безопасность, ее элементы и особенности становления в России
Михайлов В., Буянов В., Гаджиева Р. Россия и безопасность. Внешнеполитические аспекты безопасности России
3
Ефимов Н.Н. Понятие национальной безопасности
10
Сущность, содержание и особенности управления обеспечением национальной безопасности России
16
РАЗДЕЛ II. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
Прохоров А.А., Карманова И.А. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
29
Грачева Т. Устойчивое разногласие (иллюзия безопасности, создающая большую опасность)
39
РАЗДЕЛ III. Роль региональной политики в обеспечении национальной безопасности: мировой опыт и проблемы России
Смагина Л. Регион как проект политической практики современного государства
44
Гусейнова Л. Глокальные аспекты концепции устойчивого развития
51
Перова Г. Региональная политика государства – основа устойчивого развития России
55
Дубинина О. Регионализация: политико-экономический аспект проблемы
59
РАЗДЕЛ IV. Уральский регион как объект безопасности в федеративном государстве
Иванов В.Н. Федерализм – безопасность государства
71
Логиновский О.В. Рязанов Н.Т. Создание федеральных округов – шаг к развитию партнерства федерального центра и субъектов Российской Федерации
73
Округ стратегического значения
83
Антошин В.А. Региональная безопасность в федеративном государстве. Уральский регион как объект безопасности
87

Вложенные файлы: 1 файл

Уральская академия государственной службы.doc

— 731.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем, на глобальном уровне военная сила уходит с первых мест.  Это объясняется,  во-первых, существенным снижением военно-политического противостояния в мире,  по крайней мере,  в настоящее время нет явно выраженных антагонистических отношений,  а во-вторых,  экономическими обстоятельствами.  Так,  современные  тенденции межгосударственной экономической интеграции неуклонно ведут  к  созданию  наднациональных  экономик. Свидетельством  этого является создание,  в том числе и в России, свободных экономических зон,  привлечение зарубежных инвестиций в национальную экономику,  объединение финансового капитала, расширение взаимовыгодных экономических связей. Прием России в Совет Европы  влечет  за  собой корректировку многих политических программ, создание соответствующих европейскому уровню правовых основ демократии,  направленных  прежде всего на защиту прав человека и гражданина,  решение проблемы чеченского конфликта, ибо последний, по заявлениям депутатов Европарламента, является угрозой не только национальной безопасности России,  но и безопасности Европы в целом. В этих условиях требуется переосмысление многих концептуальных основ национальной безопасности России с одной стороны,  а  с другой - ускорить теоретическую разработку новой системы ее обеспечения, где приоритеты будут отданы невоенным способам.

Сегодня наблюдаются тенденции  к удовлетворению своих национальных интересов путем налаживания взаимного сотрудничества в  различных областях,  но при этом нет гарантий,  что интересы одних не будут удовлетворятся за счет (или в ущерб) другим.  Этот  тезис  вполне приемлем и для внутреннего аспекта национальной безопасности. Поэтому системы обеспечения национальной  безопасности,  построенные по образцу бывшего СССР,  где основную  и,  пожалуй,  окончательную роль в обеспечении безопасности личности,  общества и самого себя брало государство,  характерны для стран с тоталитарными  политическими режимами, а при возрастающей степени интеграции оказываются малоэффективными или теряют всякий смысл. Следовательно, страны,  претендующие на демократическое обустройство (Российская Федерация, согласно ст.1 Конституции, является таковой), вынуждены строить  системы обеспечения  своей  безопасности  с  широким вовлечением в них не только институтов, органов и структур государства, но и гражданского общества и своих граждан.

В этой связи представляется,  что  новая  система  управления силами  и  средствами обеспечения национальной безопасности будет учитывать не только общие принципы,  но  и  специфические.  Среди последних,   особую  роль играет принцип возрастающей роли международной интеграции и сохранения национальной самобытности, а также единства государственного и общественного начал.

Управление  силами и средствами обеспечения  национальной  безопасности  является  основным  средством реализации ее стратегии. Оно представляет собой специфический вид  деятельности  государства,  общественно-политических организаций,  планомерное,  сознательное, целенаправленное воздействие на объект управления - систему обеспечения национальной безопасности.

Управление  системой обеспечения национальной  безопасности  - это способ организации,  функционирования управляющей системы, комплекс принципов, социальных рычагов, правовых, нравственных  норм и других средств и способов,  воздействующих на управляемую систему для достижения конкретных целей.

В самом  общем виде структура управления обеспечением национальной безопасности России включает четыре подсистемы (рис. 2).

 













 

 





 

Рис. 2. Система  управления обеспечением

национальной  безопасности России

 

                        - связи  субординации;


                        - связи координации;


                        - координационно-распорядительная подсистема;


                        - подсистема негосударственных  органов и институтов;        


                        - исполнительная система;


    • п      - подсистема граждан страны.

 Первая подсистема  - координационно-распорядительная.  В нее входят:  Президент Российской  Федерации,  Федеральное  собрание, Правительство,  Совет безопасности, Конституционный суд, Верховный суд,  а также органы исполнительной,  законодательной и  судебной власти  субъектов  Федерации и местного самоуправления.  Основное предназначение данной подсистемы заключается в  определении  жизненно важных интересов личности, общества и государства, т.е. национальных интересов;  выработке концепции национальной  безопасности,  политики,  стратегии и тактики ее обеспечения; управлении институтами,  органами и службами государства, осуществляющих непосредственную  деятельность по обеспечению национальной безопасности, а также в координации усилий общества по достижению ее целей.

Общее руководство государственными органами обеспечения  безопасности  осуществляет  Президент Российской Федерации.  Он возглавляет Совет Безопасности,  совместно с высшими органами законодательной и судебной власти определяет стратегию и тактику обеспечения безопасности, осуществляет контроль и координацию деятельности государственных органов и институтов в обеспечении безопасности. Президент России наделен правом принятия оперативных решений  в  области  национальной безопасности,  которые подготавливает ему Совет Безопасности.

Важнейшим звеном в системе управления обеспечением национальной безопасности является Совет Безопасности. Он предназначен для координации усилий различных ветвей власти в области безопасности и ответственен за подготовку решений Президента по вопросам обеспечения национальной безопасности. 

В него входят руководители силовых структур, министр иностранных  дел, председатели палат Федерального собрания, директора ФСБ,  некоторые представители политической элиты. Совет Безопасности призван обеспечить реализацию концепции национальной безопасности, корректировать ее содержание в соответствии с меняющейся международной и внутренней обстановкой, координировать действия ветвей власти, осуществлять научное, информационное и пропагандистское обеспечение политики безопасности и т.п.

Решения, принятые на Совете Безопасности, вступают в силу лишь только после того, как они будут оформлены в виде Указа Президента. Отсюда можно сделать вывод,  что Совет Безопасности - это конституционный орган Президента. Такое положение вполне укладывается в параметры демократии, не нарушает демократических принципов. Например,  в США Совет  национальной безопасности является президентским органом.  Свидетельством этого является то,  что  «Конгресс до сих пор остается в невыгодном положении, ибо все его попытки вступить в контакт и оказать влияние на Совет национальной безопасности практически не реализовались».

Особая роль в схеме  управления  принадлежит  Правительству. Дело в том, что Председатель Правительства РФ входит в число постоянных членов Совета Безопасности, а следовательно этот  орган государственной власти непосредственно участвует в подготовке решений по вопросам национальной безопасности, и в то же время  Правительство  «организует  и  контролирует  разработку  и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности».  Другими словами,  принимает участие в выработке решений и организовывает их исполнение.  Таким образом,  Правительство России организационно входит и в координационно-распорядительную  и в исполнительную системы управления.

Вторая  подсистема - исполнительная. В нее входят: Министерство иностранных дел,  Министерство обороны, Министерство внутренних дел,  Министерство  по  чрезвычайным  ситуациям,  Федеральная служба безопасности,  Служба внешней разведки,   Генеральная прокуратура и др. органы и службы исполнительной ветви власти.  Главная задача этой подсистемы  состоит  в своевременном  выявлении,  прогнозировании  угроз  и готовности к адекватному воздействию на них с целью устранения или нейтрализации.

Представляется, что эти две  подсистемы олицетворяют  в  себе государственную систему управления механизмом обеспечения национальной безопасности.

Однако с все большим утверждением в России институтов  гражданского общества, оно, с одной стороны,  требует создания эффективной системы общественной безопасности,  а с другой -  все  больше оказывает влияние на обеспечение национальной безопасности. Кроме того,  в демократическом государстве оказываются наиболее  эффективными распределенные системы управления, характеризующиеся преобладанием горизонтальных информационных связей  по  сравнению  с вертикальными и требующие максимального информационного обеспечения.  Системы с преобладанием значимости вертикальных связей присущи  командным  системам (например,  государствам с тоталитарным режимом,  военным и др.).  Поэтому представляется  целесообразным включить в схему управления национальной безопасности негосударственные органы и институты.

Итак, третья подсистема - негосударственные органы, организации и службы обеспечения  личной и общественной безопасности составляют общественную подсистему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Главными задачами общественной подсистемы национальной безопасности являются: создание общественных формирований и структур, организация  их взаимодействия между собой и государственными органами; информирование общественности и государственных органов о возникновении источников опасности и угроз национальным интересам; обеспечение личной безопасности граждан;  формирование общественного мнения на базе национальных ценностей, интересов и целей; вовлечение широких народных масс в практическую деятельность по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Четвертая подсистема - граждане страны. Она выступает источником национальных интересов и основным объектом национальной безопасности.

Эффективность управления (как, впрочем, и самого механизма) обеспечением национальной безопасности во многом оказывается зависимой от  деятельности, которая находит свое выражение  в  различных  видах обеспечения национальной безопасности. Вместе с тем необходимо учитывать такие основные факторы,  как: социально-политические, экономические, правовые, военные, научно-технические, информационные.

Социально-политические факторы  можно представить как деятельность социальных и политических институтов, органов и организаций по созданию благоприятных политических условий для реализации национальных интересов. Они проявляются во внешней и внутренней  политике  государства  и определяют выбор средств, методов, способов и форм воздействия и противодействия угрозам и  опасностям.

Экономические факторы - процессы,  влияющие  на  создание достаточных и необходимых материальных ресурсов для прогрессивного развития личности,  общества и государства.  Они базируются на таких направлениях экономики,  как природопользование, производство средств производства и предметов потребления, финансовая политика и др. Экономическое обеспечение тесно связано с социально-политическим и находится с ним в диалектическом взаимодействии. Это материальная основа национальной безопасности.

Правовые факторы обуславливают процесс создания  правового поля, направленный на выработку законов, нормативных актов, соответствующих как международным правовым нормам,  так  и  требованиям политики государства, проводимой в сфере обеспечения национальной безопасности.  Иными словами,  это деятельность субъектов  национальной  безопасности  по созданию законов,  на основании которых осуществляется регулирование отношений в сфере национальной безопасности.

Военные факторы предполагают поддержание военной мощи  страны, ее Вооруженных Сил на уровне, обеспечивающем адекватное угрозам применение военной силы,  гарантирующей  защиту  национальных интересов. При этом необходимо подчеркнуть, что применение военной силы не сводится лишь к проблеме обороноспособности, этот вопрос  имеет  и более широкую основу - военное обеспечение безопасности. Основными формами военного обеспечения национальных интересов являются:  предупреждение войны,  отражение агрессии, миротворчество, карательные акции и др.

Путями военного  обеспечения  национальных  интересов России являются:  реформирование ВС,  возрождение экономики и совершенствование ее военного сектора, преодоление социальной напряженности,  развитие и углубление военного содружества  с  государствами ближнего  и  дальнего зарубежья,  поддержание стратегической стабильности в мире.

Научно-технические  факторы требуют учета степени развития интеллектуального потенциала нации, уровня науки и техники, позволяющих  с наименьшими затратами реализовывать национальные интересы. Это достигается  через развитие наукоемкой промышленности с использованием  новейших технологий (микроэлектроника,  оптоэлектроника, биоэлектроника,  робототехника,  лазерная техника и др.),  за счет концентрации  научного потенциала и материальных ресурсов на приоритетных направлениях научно-технического прогресса.

Информация о работе Региональная политика и национальная безопасность