Региональная политика и национальная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня Российская Федерация действует в иной системе внешнеполитических координат, нежели это было 10-15 лет назад. Во-первых, серьезные перемены происходят в системе международных отношений. Во-вторых, с укреплением российского государства в последние годы повысился уровень национальной безопасности страны. Вместе с тем Россия сталкивается с новыми угрозами и вызовами, ее геостратегическое положение остается довольно сложным.

Содержание

РАЗДЕЛ I. Национальная безопасность, ее элементы и особенности становления в России
Михайлов В., Буянов В., Гаджиева Р. Россия и безопасность. Внешнеполитические аспекты безопасности России
3
Ефимов Н.Н. Понятие национальной безопасности
10
Сущность, содержание и особенности управления обеспечением национальной безопасности России
16
РАЗДЕЛ II. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
Прохоров А.А., Карманова И.А. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
29
Грачева Т. Устойчивое разногласие (иллюзия безопасности, создающая большую опасность)
39
РАЗДЕЛ III. Роль региональной политики в обеспечении национальной безопасности: мировой опыт и проблемы России
Смагина Л. Регион как проект политической практики современного государства
44
Гусейнова Л. Глокальные аспекты концепции устойчивого развития
51
Перова Г. Региональная политика государства – основа устойчивого развития России
55
Дубинина О. Регионализация: политико-экономический аспект проблемы
59
РАЗДЕЛ IV. Уральский регион как объект безопасности в федеративном государстве
Иванов В.Н. Федерализм – безопасность государства
71
Логиновский О.В. Рязанов Н.Т. Создание федеральных округов – шаг к развитию партнерства федерального центра и субъектов Российской Федерации
73
Округ стратегического значения
83
Антошин В.А. Региональная безопасность в федеративном государстве. Уральский регион как объект безопасности
87

Вложенные файлы: 1 файл

Уральская академия государственной службы.doc

— 731.50 Кб (Скачать файл)

После окончания холодной войны роль военной силы не только не снизилась - она выросла. Одновременно происходит ослабление политических и дипломатических мер воздействия на мировые процессы.

Внешние угрозы по отношению к РФ остаются весьма существенными, по отдельным направлениям они усилились. Это находит отражение, например, в том, что будируются территориальные претензии к России; поднимается вопрос о суверенном праве РФ распоряжаться своими природными ресурсами; возрастает количество государств, в том числе пограничных с нашей страной, способных в сжатые сроки реализовать ядерные программы; НАТО постоянно расширяется на восток, активно стремится вовлечь в свой военно-политический союз Грузию и Украину; создаются элементы системы ПРО вблизи границ России; осуществляются действия, преследующие задачу нарушить функционирование стратегических ядерных сил РФ, систем предупреждения о ракетном нападении, контроль космического пространства; нарастает информационная атака Запада в отношении России, все активнее используется тезис о возрождении «русского империализма»; Россию, наряду с Китаем, Ираном и Северной Кореей, в США зачисляют в разряд потенциальных противников. Эти и другие вызовы несут угрозу жизненно важным интересам страны. Сегодня особое место в обеспечении военной безопасности и защите национальных интересов РФ должен занимать процесс подготовки и принятия упреждающих решений. Для этого необходимо создать действенную общегосударственную систему мониторинга военных опасностей и угроз, укрепить правовую основу военной доктрины РФ. Целесообразно вернуться к рассмотрению вопроса о формировании новой конфигурации Вооруженных сил, ибо перенос чужого опыта деления ВС на три вида войск в наших условиях оказался малооправданным. Задача первостепенной важности - последовательно осуществлять качественные преобразования военной организации Российской Федерации, модернизацию и техническое переоснащение войск, совершенствовать мобилизационную подготовку государства.

 

Проблемы социоэкологической безопасности российского общества и государства

Планетарно  значимые экологические характеристики России сегодня выглядят следующим образом (в % к мировым): территория - 12%; лесопокрытая площадь - 21%; нетропические леса - 46%; площадь вечной мерзлоты - 32%; запас пресной воды в озерах  - 26,9%; население - 2,6% (городское - 4,3%); производство электроэнергии - 6,7%; производство электроэнергии на АЭС - 5,5%; выбросы в атмосферу СО2 - 8%; производство опасных отходов – 6%; количество накопленного обогащенного урана - 50%; количество  произведенных     ядерных взрывов - 12%.

Страна обладает огромным экономическим потенциалом, но далеко не всегда рационально использует его. Являясь сравнительно богатой и благополучной в экологическом плане державой, имея, к примеру, огромные лесные богатства, РФ крайне зависима от импорта лесобумажной продукции, объем и стоимость которой увеличивается с каждым годом, превысив в 2006  г. 3  млрд. долларов.

От природно-экологичесних ресурсов Россия может иметь огромные доходы. К примеру, учитывая возрастающий мировой дефицит пресной воды, следовало бы продумать меры по торговле ее излишками на международном рынке. Ситуация с землей: у России ее много, а в мире не хватает. Продать русскую землю за рубеж нельзя. Выход один - осваивать этот природный ресурс в основном собственными силами, но с привлечением иностранных средств и с помощью грамотной миграционной политики.

Вместе  с тем озабоченность вызывают реальные угрозы экологической и национальной безопасности России. В их числе: превращение РФ в территорию, используемую для перенесения экологически грязных технологий, захоронения токсичных и радиоактивных отходов: цепная реакция техногенных катастроф (взрывы на шахтах, падение самолетов, гибель судов, пожары и др.) при нынешнем критическом уровне изношенности производственных фондов: экономический рост на старой технической и управленческой базе, что ведет к разрушительному способу природопользования; потеря государством функций контроля и надзора за природоохранительной деятельностью.

В связи с этим на конференции было высказано немало предложений: взять курс на разработку политики, направленной на переход к устойчивым эколого-экономическим структурам производства и потребления: разработать специальный закон об Арктике, где основное внимание обратить на условия проживания коренных народов Севера и экологические составляющие этой проблемы; усилить научную разработку причин и тенденций глобальных экологических катаклизмов (потепление, землетрясения, тайфуны и т.д.); выработать целевую программу освоения природных богатств России, включая лесопользование,  освоение земель, распоряжение пресной водой.

 

Информационная и гуманитарная безопасность

Данная проблематика занимает все более значимую нишу в общей системе безопасности РФ, поскольку, по мнению целого ряда ученых и профессионалов в этой области, возрастающее значение в защите интересов России приобретают духовно-идеологические факторы. Информационно-психологические конфликты и войны открывают для нашей страны два фронта: внутренний, этнопсихологический (Чечня, к примеру), политико-психологический (между партиями, «левыми» и «правыми») и внешний (массированная атака на РФ в зарубежных СМИ и пр.). Особая проблема - информационное обеспечение проводимых государством реформ. Отсутствие разъяснения их целей и задач приводит к недовольству населения, возрастает опасность взрыва «молчунов» или «молчаливого большинства».

Исключительно важными для развития страны являются факторы гуманитарного характера. Повышение внимания к духовным аспектам национальной и международной безопасности можно объяснить двумя основными причинами. Первая состоит в том, что в последние годы все больше начинает осознаваться тот факт, что именно человек является главным компонентом национального богатства любой страны. Вторая причина - именно в результате деятельности человека и возникают все те основные угрозы, которым должны противостоять системы международной и национальной безопасности.

Быстро  нарастающий процесс глобализации означает, помимо прочего, новую гуманитарную революцию, в результате которой многие национальные и этнические культуры претерпевают существенные изменения, а некоторые из них могут оказаться не только деформированными, но и полностью разрушенными. В этих условиях приоритетной задачей должно стать сохранение национальной культуры России, а также традиционных этнических культур народов нашей страны.

Чрезвычайно важно обеспечить цивилизационную безопасность российского общества и государства. Конструктивной основой для решения этой и других задач должна стать национальная идея России. Составляющие этой идеи: сбережение своего народа, сохранение целостности страны, возрождение и обогащение российских духовных ценностей. Именно концентрированное выражение национальной идеи является сегодня для России самой острой и стратегически важной проблемой, ибо без ее решения невозможно объединить и мобилизовать во многом расколотую нацию.

Требуется, очевидно, создать мощный информационно-аналитический центр (такие есть в США и НАТО) для обеспечения информационной защиты РФ, контрпропаганды, формирования положи тельного имиджа нашей страны в мировом информационном пространстве. Необходима основательная корректировка информационного обеспечения предстоящих парламентских и президентских выборов в России. Смысл: нельзя интеллектуальное сопровождение и политологию подменять пиарологией и грязными информационными технологиями. На конференции «Международная безопасность России в условиях глобализации» была обоснована мысль о необходимости приступить к разработке стратегической концепции развития России в 21 веке.

 

 

Ефимов  Н.Н.

ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ2

 

10 января 2000 г. Указом Президента Российской  Федерации № 24 была утверждена в ее нынешней редакции Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В этом основополагающем документе сформулированы официальные взгляды на понятие национальной безопасности, национальные интересы, угрозы национальной безопасности и важнейшие направления государственной политики России по ее обеспечению.

Сама Концепция  национальной безопасности Российской Федерации определяется в утвержденном Указом Президента РФ документе как «система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности». В Концепции дается формулировка понятия национальной безопасности: это - безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. В этом официальном документе были развернуто определены национальные интересы России, под которыми понимается «совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах». Указывается, что национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Они «обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции  в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями».

Важным  представляется также изложение содержания понятий «интересы личности», «интересы общества», «интересы государства». Согласно Концепции национальной безопасности РФ интересы личности состоят «в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина»; интересы общества - «в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России»; интересы государства - «в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества».

Национальные  интересы России в экономической сфере признаются в концепции национальной безопасности ключевыми. Это обосновывается тем обстоятельством, что реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития отечественной экономики.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества. К ним же относится нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий (социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма).

Национальные  интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа. Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Национальные  интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении ее позиций как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями,  прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и нашими традиционными партнерами, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные  интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Национальные  интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против нашей страны и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Национальные  интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы РФ, в соблюдении установленных российским законодательством порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве РФ.

Национальные  интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

В таком широком спектре составляющих национальных интересов России важнейшими официальная концепция национальной безопасности признает защиту  личности,  общества и государства от терроризма, в том числе международного, и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Утвержденная Президентом  РФ Концепция национальной безопасности исходит из широкой трактовки этого понятия. Понятие национальной безопасности не ограничивается только военным или политико-военным компонентом, а включает и такие аспекты, как экономический, социальный, духовный, экологический и т. д. Это оправданно, так как сфера жизнедеятельности современного общества становится все более широкой и многогранной. Поэтому угроза национальной безопасности в одной из трех ее ипостасей (личность, общество, государство) может возникнуть не только в военной сфере из-за угрозы вторжения войск соседнего государства. Национальная катастрофа может постигнуть Россию, как и любую современную страну, также в условиях  ее полной военной безопасности вследствие угроз иного порядка. Это обусловливает необходимость комплексного, системного подхода к обеспечению национальной безопасности, с учетом всего спектра угроз. Например, в экономической сфере, определяемой как важнейшей для национальной безопасности, появились такие понятия, как «энергетическая безопасность», «сырьевая безопасность», «продовольственная безопасность».

Вместе с тем расширительная трактовка национальной безопасности может иметь и свои минусы. Если исходить из наличия многих (не только политико-военных) факторов, определяющих состояние национальной безопасности, то первостепенное значение приобретает определения в каждый конкретный исторический момент приоритетности различных направлений ее обеспечения. Возникает опасность «распыления» внимания и финансовых ресурсов, а также совершения ошибки в определении приоритетов обеспечения национальной безопасности. В этом случае крайне важен системный подход к оценке всего спектра угроз национальной безопасности, что позволяет адекватно реагировать на них, концентрируя финансовые, экономические, интеллектуальные и иные ресурсы государства и общества на приоритетных, наиболее угрожаемых направлениях. Очевидно, что ресурсы любой страны, а тем более России в ее нынешнем состоянии, ограничены и нельзя допустить их распыления, а тем более выделения средств на второстепенные, менее угрожаемые направления.

Информация о работе Региональная политика и национальная безопасность