Эффективные способы формирования у студентов межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Психологи отмечают, что большое значение для развития личности имеет состояние полного душевного, физического и социального благополучия.
Поэтому основными задачами в период становления характера являются :
- формирование интереса к другому человеку как к личности;
- развитие интереса к себе, стремление разобраться в себе, формирование первичных навыков самоанализа;
- формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1.Проблема формирования навыков межличностных отношений подростков в психолого-педагогической литературе……. …………………. 5
Глава 2. Экспериментальная деятельность по формированию у студентов навыков межличностных отношений ……………………….. 13

Заключение …………………………………………………………. 22
Список литературы………………………………………………….. 24

Вложенные файлы: 1 файл

конкурсная работа Сингирцевой.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Обсуждение упражнения аналогично предыдущему.

 

Приложение 13

Упражнения, в которых активизируются все умения

 

Упражнение «Круглый аквариум»

Роли по решению задач и оказанию поддержки.

Члены группы обеспечиваются обратной связью относительно их обычного поведения во взаимодействии. Роли определяются для того, чтобы дать возможность участникам оценить свой вклад в группу. Участники узнают, какое поведение представлено чрезмерно, какое недостаточно.

Внутренний круг в течении 15-20 минут ведет дискуссию на какую-либо заданную тему. Каждый участник во внешнем круге наблюдает за поведением одного во внутреннем круге и отмечает, как часто партнер демонстрирует разные виды поведения по решению задач и оказанию поддержки. Является оно продуктивным или непродуктивным. Регистрируются не только описанные выше продуктивные виды поведения, но и непродуктивные: избегание, смена темы, поиск признания, доминирование, агрессия и др. После дискуссии внешний круг делиться своими наблюдениями. После этого участники меняются ролями. в заключение обсуждается с какой частотой и как распределяются в группе различные виды поведения по решению задач и оказанию поддержки.

Можно провести несколько таких круглых аквариумов, при этом можно менять состав внешнего и внутреннего круга, можно заранее задавать роль, которую должен демонстрировать участник, таким образом, участники могут лучше исследовать свой стиль поведения и поэкспериментировать с другими видами ролей.

 

Упражнение «Круглый аквариум - 2»

Выявление скрытого лидера.

Внутреннему кругу раздаются групповые роли – лидер, звезда, козел отпущения, рядовые и др. каждому. Ведущий предлагает участникам выбрать именно ту роль, которую он реже всего выполняет в жизни. Например: лидером назначается человек, который в жизни не реализует свое доминирующие качества. После этого группе предлагается поговорить на какую-то тему, лидер задает тон и вся группа, зная, кто лидер, старается поддерживать его идею. Задание наблюдателям за кругом – узнать, кто же является лидером.

Обсуждение. Удалось ли удержаться в роли лидера? Что чувствовали при этом? Удалось ли выявить лидера? Как группа себя чувствовала с этим лидером?

 

Упражнение «Круглый аквариум - 3»

Заданный коммуникативный стиль.

Информация для психолога. Как пишет В. Сатир: «Люди прибегают к четырем типам поведения, чувствуя угрозу отвержения. Реагируя на эту угрозу, человек, который не хочет обнаружить собственную слабость, может: - заискивать, чтобы другой человек не сердился;

- обвинить, чтобы другой считал его сильным;

- рассчитать  все так, чтобы избежать угрозы;

- отстраниться  на столько, чтобы игнорировать  угрозу».

Любой из этих четырех типов реагирования способствует поддержанию заниженной самооценки. Есть другой тип реагирования – уравновешенный или гибкий. При нем отношения открытые, свободные и честные. Люди не ощущают унижения чувства собственного достоинства. Этот тип реагирования снижает потребность в заискивании, обвинении, расчете или суете. В состоянии внутреннего равновесия вы сможете по прежнему заискивать, если хотите, обвинять, если вам это нравится, пускаться в дебри умственных построений или устранений. Различия в данном случае в том, что вы будете это делать осознано и будете готовы к любым последствиям. Уравновешенный тип поведения внутренне гармоничен. Когда человек говорит: «Ты мне нравишься» – голос звучит его мягко. Если он говорит: «Я зол!», его голос грубый и лицо напряженное. Уравновешенное общение основано на подлинности переживаемых и демонстрируемых чувств. Преимущество этой позиции в том, что она целостна и свободна. Совсем иначе выглядит, например, обвиняющий тип общения, при котором человек, чувствуя беспомощность, демонстрирует злость или за бравадой скрывает обиду.

Участники имеют возможность поэкспериментировать с коммуникативными стилями, отработать коммуникативные умения, а также овладеть навыками высказывания и принятия обратной связи.

Внутренний круг участвует в дискуссии на определенную тему, заранее выбрав один из коммуникативных стилей, например, из описанных В. Сатир.

Умиротворяющий. Угождающий и соглашающийся человек, постоянно извиняющийся и старающийся любой ценой не вызвать волнения. Он чувствует свою бесполезность, выглядит беспомощным.

Обвиняющий. Противоположен умиротворяющему. Упрекает, провоцирует, считает других виновными, объясняет объективными причинами свои недостатки, действует высокомерно. Говорит громким, властным голосом.

Человек-компьютер. Спокойный, холодный, собранный, ультрарассудительный, избегает выражения своих чувств, переживаний. Говорит абстрактно, монотонно. Выглядит негибким, зажатым.

Уводящий в сторону. Высказывает неуместные суждения, приводит всех в недоумение, интонации могут не соответствовать словам, кажется неуклюжим.

Через 10-15 минут внешний круг комментирует свое восприятие дискуссии. Затем участвовавшие делятся своими впечатлениями. после этого участники меняются ролями.

 

 

 

Упражнение «Тройка»

Группе предлагается изобразить, например, тройку. Каждый участник выбирает какой-либо элемент: кто-то будет лошадями, кто-то кучером, колесом, каретой, пассажирами, колокольчиком и т.д. Все участники встают соответственно своей роли, и, таким образом получается тройка, причем тройка должна проехать круг и постараться не развалиться по пути. После выполнения упражнения участники делятся своими ощущениями, как себя чувствовали выбранным элементом. Например, «Я – колесо…». Общие впечатления о тройке, о поведении отдельных участников о функциональных способностях средства передвижения. Затем упражнение можно повторить, участники могут попробовать себя в другой роли. После выполнения упражнения они могут поделиться впечатлениями, сравнить в какой роли им было комфортнее.

 

 

Приложение 14

Упражнения на разыгрывание трудных ситуаций в общении

 

Упражнение «Диалектика»

Выбирается какая-либо социальная роль, например, педагог, ребенок и др. Каждый участник по кругу высказывается. Первый начинает со слов: «Педагогом быть хорошо, потому что…», второй – «Педагогом быть плохо, потому что…»и т.д., чередуя хорошо – плохо по кругу. После упражнения группа обменивается впечатлениями, было ли что-то, что позволило взглянуть по-другому на заданную роль, было ли что-то для кого-то неожиданным, было ли кому-то трудно найти хорошее - плохое. Обычно тем, у кого отрицательный прошлый опыт, трудно найти положительное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

 

В работе рассмотрены современные подходы к проблеме формирования навыков межличностных отношений, рассмотрены сущность понятия, особенности межличностных отношений в подростковом возрасте, представлен процесс и результаты реализации комплексно-целевой программы по формированию навыков межличностных отношений у подростков.

Результаты исследования рекомендуются к использованию в практике подготовки будущих педагогических работников в условиях педучилища, педагогического колледжа, а также учителям, педагогической общественности и всем, заинтересованным в совершенствовании качества общения.

 


Информация о работе Эффективные способы формирования у студентов межличностных отношений