Эффективные способы формирования у студентов межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Психологи отмечают, что большое значение для развития личности имеет состояние полного душевного, физического и социального благополучия.
Поэтому основными задачами в период становления характера являются :
- формирование интереса к другому человеку как к личности;
- развитие интереса к себе, стремление разобраться в себе, формирование первичных навыков самоанализа;
- формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1.Проблема формирования навыков межличностных отношений подростков в психолого-педагогической литературе……. …………………. 5
Глава 2. Экспериментальная деятельность по формированию у студентов навыков межличностных отношений ……………………….. 13

Заключение …………………………………………………………. 22
Список литературы………………………………………………….. 24

Вложенные файлы: 1 файл

конкурсная работа Сингирцевой.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

      Типичная  черта подростковых групп –  чрезвычайно высокая  конформность. Яростно  отстаивая  свою  независимость  от  старших,   подростки   зачастую абсолютно некритично относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров.

      Следует  отметить, что коммуникативные черты  и стиль общения  юношей  и  девушек  не  совсем  одинаковы.  Это  касается  и  уровня  общительности   и характера аффиляции.

      На первый  взгляд мальчики во всех  возрастах  общительнее  девочек.  С самого  раннего возраста они активнее  девочек вступают в  контакт  с  другими детьми, затевают совместные  игры и  т.д.  чувство  принадлежности  к  группе сверстников для мужчин всех возрастов значительнее важнее, чем для женщин.       Однако  различия  между  полами  в  уровне  общительности  не  столько количественные, сколько качественные. Содержание совместной  деятельности  и собственный успех означает для мальчиков  больше, чем  наличие  симпатии  к другим участникам игры.       С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а  девочки – к интенсивному  общению; мальчики чаще всего играют большими  группами,  а девочки – по двое или по  трое.  Разные  способы  социализации  мальчиков  и девочек, существующие во всех человеческих  обществах,  с  одной  стороны  – создают и воспроизводят психологические половые различия. Причем  речь  идет не просто  о количественных различиях в степени  общительности  мальчиков  и девочек, но о качественных различиях в структуре и содержании их  общения  и жизнедеятельности.

      Юношеские  группы  удовлетворяют  в  первую  очередь   потребность   в  свободном,  нерегламентированном  взрослыми общении. Свободное общение  –  не просто способ проведения досуга, но  средство   самовыражения,  установления новых человеческих контактов, из  которых  постепенно  выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое.

      Разные виды общения могут  существовать, выполняя  разные  функции,  их удельный   вес   и   значимость   с   возрастом   меняется.    Меняются    и привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего  двор  или  своя улица. Разные формы и места общения не только  сменяются  друг  друга,  но  и сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям.       Если  компании  формируются  лавным   образом   на   базе   совместных развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально  значимыми, обычно  остаются  поверхностно.  Качество  совместного   времяпрепровождения часто оставляют желать лучшего.[24,с.21]

      Взаимоотношения  с другими людьми и  важны  и  актуальны  для  человека  любого  возраста.  Однако  особо  значимой  предоставляется  их   роль   для старшеклассников  – юношей и девушек  14-17 лет,  которые  как  раз  в  этом возрасте  осваивают  во   взаимодействии   со   сверстниками   сложный   мир человеческих связей, постигают сущность собственного «Я»  в  соответствии  с «зеркальным»   эффектом   и   одновременно   удовлетворяют   потребности   в человеческих связях, самоутверждении, в  привязанности,  в  самосознании,  а также  в  системе  ориентаций   и   объекте   поклонения.   [26,с.21]

Рассмотрим социально-психологические проблемы формирования межличностных отношений.

Одной из ярких особенностей подросткового возраста И.Ю. Кулагина считает личностную нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной лабuльностuu, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме [ 24, с. 303-305].

Но личностная нестабильность - это больше, чем колебания эмоционального фона. Как писал Л.С. Выготский, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Для подростка характерна нравственная неустойчuвость. В младшем школьном и подростковом возрасте, по данным Л. Колберга, развивается конвенциональная мораль, при которой у ребенка еще нет истинной нравственности, и нормы морали остаются для него чем-то внешним. Этим нормам, правилам поведения большинство подростков следует для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей, сохранить сними хорошие отношения, получить их одобрение. Ориентация на оправдание ожиданий, одобрение или на авторитет и определяет неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешних влияний. Поскольку подростки ищут для себя референтные группы среди сверстников и нуждаются в близких друзьях, часто мнение последних становится определяющим. Иногда под влиянием приятеля или группы «за компанию») дети совершают поступки, на которые самостоятельно не решились бы и о которых позже могут жалеть. Автономная мораль и нравственная независимость от группы появляются к 16 годам только у 10%.

С противоречивостью подростков, их склонностью впадать в крайности, с часто встречающейся у них неустойчивостью поведения, его зависимостью от внешних влияний связано появление именно в этот возрастной период серьезных социальных проблем, часто называемых подростковых. Это ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, делинквентное (противоправное) поведение, суициды (самоубийства). К ним приводят обычно особые обстоятельства: изолированность, отсутствие понимания в

семье и школе, встреча с асоциальной группой или сверстником, имеющим соответствующий жизненный опыт.

А. А. Хвостов отмечает, что стремление жить по своим идеалам, выработка своих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавая конфликтные ситуации. Еще больше установки подростка, его личные особенности проявляются при конфликтном общении. Успешное общение подразумевает понимание той роли, позиции, которую он сам занимает в конфликтном общении.

Часто подростки не умеют давать обратную связь – наблюдение за поведением подростков иногда создает впечатление, что их несет неведомая сила, при этом сами они не осознают мотивов своего поведения, того, что ими руководит в данный момент. Подростки не осознают различных частей своего «Я», которые определяют их поведение.[10, с.122]

Все исследователи психологии отрочества так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Отношения с ними находятся в центре внимания подростка, во многом определяя се остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И.Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основной для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. В группе можно сравнить себя с другими, оценить свои успехи или неудачи, занять должное положение, получить признание, уважение среди сверстников своими действиями (не только социально-положительными), утвердиться в их глазах. Для подростка делается важным умение познакомиться с понравившимся человеком, свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы, а также ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, может высказать свои мысли и выражать чувства.

На основе взаимопривлекательности, психической совместимости или общих интересов у подростков возникают другие отношения. В дружбе формируются чуткость, отзывчивость, сопереживание, сочувствие и проникновение во внутренний мир друг друга. Отрочество также пора первой любви и сексуальных влечений.

Необходимо обратить особое внимание на невербальный компонент общения, который является эмоционально значимым фактором в жизни подростков. Они начинают подолгу изучать себя перед зеркалом, гримасничать и апробируя какие-то мимические и пантомимические средства. Эта потребность в самопознании ярко выражается в исследовании проявления своих телесных возможностей, своего физического «Я».

Несомненно, для успешного общения ключевое значение имеет способность понять себя и понять других людей по их невербальному поведению. Молодые люди вместе с возросшей потребностью в общении сталкиваются с большими сложностями в этой сфере. Неречевые средства общения отличаются наличием сугубо индивидуальных выражений, что затрудняется их прочтение. Кроме того, отсутствие необходимого опыта, навыков невербальной коммуникации осложняют как понимание себя, так и понимание других людей по невербальным сообщением. Эмоциональной и двигательной экспрессии, что ограничивает развитие опыта межличностного взаимодействия, взаимопонимания, а также презентацию своего физического «Я».

Невербальная коммуникация – это не что иное, как язык тела, который посредством телесных сигналов и выражений дает информацию о личности. Отношение человека к жизни или его личный стиль отражается в том, что он держит себя, в его осанке, в том, как он двигается. Чтение по выражению тела часто затрудняется отсутствием необходимого опыта, навыков невербальной коммуникации, что, в свою очередь, осложняет понимание себя и понимание других людей по невербальным сообщениям, эмоциональной и двигательной экспрессии, ограничивает развитие опыта межличностного взаимодействия, взаимопонимания, а также презентацию своего физического «Я».

Свободное самовыражение в контактах предполагает способность хорошо осознавать то, что ты чувствуешь сам. Часто подростки не задумываются над своим поведением, их как будто что-то подхватывает и несет. Особенно часто это происходит в состоянии гнева. Гнев, который накатывает волной, является следствием подавленных ранее отрицательных эмоций, результатом несознаваемой детской обиды. Эта проблема требует обязательной психологической проработки, если подросток хочет обрести уверенность и спонтанность в общении.

Очень важно в работе с подростками сконцентрироваться на выработке чувства легкости, спонтанности. Уверенного спокойствия в контактах, того, что некоторые психотерапевты называют «свободным самочувствием». Противоположность свободному самочувствию является постоянная внутренняя напряженность, сдерживание своих эмоций, зажатость, ожидание неприятностей.

Свободное самочувствие предполагает заботу о своем психологическом благополучии умение адекватно отреагировать на слова и действия сверстника, сказать какие чувства и ощущения вызывают у вас его поступки, донести до партнера сообщение о ваших чувствах, дать ему шанс проникнуться вашими переживаниями.

Чтобы представить, как склонен поступить другой человек, требуется как бы проникнуть «в его душу», почувствовать его переживания, то как он видит ситуацию и свое место в ней.

Проблема уверенного поведения важна для подростков, так как «ложится» на ведущую потребность подросткового возраста – потребность в общении со сверстниками. Очевидно, что молодой человек, обладающий навыками уверенного поведения, быстрее ориентируется в сложных коммуникативных ситуациях и правильно реагируют при задевающем и провоцирующем общении, умеет располагать к себе людей, способен оказывать другим поддержку и слаженно работать в компании.

      Таким  образом,  на  становление  межличностных  отношений  в  подростковом возрасте  имеют огромное влияние ряд  факторов,  среди  которых  среда,  в которой находится  подросток,  стиль  общения,  принятый  в  отношениях  как родителей к детям, так и между самими родителями. В  подростковом  возрасте  нарастающее  значение  имеет  автономизация подростков и перенос авторитета в общении с  родителей,  учителей  и  вообще взрослых на своих сверстников. Это связано прежде всего с тем, что именно  в этом институте социализации возможно равенство  в  общении.  Именно  поэтому начинают формироваться устойчивые компании подростков. В процессе межличностного общения подросток ищет свое место в социуме, познает себя, самоутверждается. От результативности межличностного общения в данном возрасте зависит его дальнейшее личностное развитие. Поэтому становится абсолютно ясно, что необходимо специальное обучение коммуникативным навыкам, основанным на невербальных средствах общения, как способов познания себя и познания других людей. Это необходимо также для развития самого себя, развития межличностной чувствительности, как условий для полноценного продуктивного взаимодействия подростка с другими людьми в практической деятельности и личностном взаимодействии.

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО  ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ  ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ

 

 

Нами была разработана комплексно-целевая программа, направленная на формирование у студентов навыков межличностных отношений. Реализация программы проводилась на базе ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова».

Прежде чем перейти к описанию эксперимента, считаем необходимым несколько слов сказать о специфике группы студентов, на базе которой проводился эксперимент. В группе учатся 20 человек Возраст студентов от 16 до 18 лет. За первый год обучения группа показала достаточную сплоченность. Общественные дела выполняются добросовестно. Отношения между студентами дружественные, доброжелательные.  Из лидеров группы можно назвать   С.Д., Ш. Н..

На подготовительном этапе среди студентов группы было проведено анкетирование.

На вопрос «КАК ТЫ ОТНОСИШЬСЯ К ГРУППЕ?»  из предложенных вариантов ответов выбрали:

Отлично -0

Положительно- 0

Нормально 10       (но могло быть лучше-1)

С уважением, но не ко всем - 5

Не очень хорошо  - 4

Плохо, идти не хочется -0

Плохо - 0

Никак 1

Итак, из анкеты видно, что отношение к группе достаточно безразличное.

 

На вопрос «ЧТО ТЕБЕ НЕ НРАВИТСЯ В ГРУППЕ?» были даны следующие ответы:

Нет взаимопонимания - 2

Как общаются по группам (разделение на группы) - 10

Скандальные, не ответственные, любят поругаться - 1

Ни на кого нельзя положиться, ненадежность - 2

Разногласия во мнениях - 2

Небрежное отношение друг к другу - 2

Каждый сам за себя – 1

Как видно по результатам, все студенты называют одну и ту же причину – проблему организации межличностного взаимодействия.

 

 

 

Количественный анализ ответов на вопрос «ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ ИЗМЕНИТЬ В ГРУППЕ»  дал следующие результаты:

Чтобы не было конфликтов -3

Изменить отношения к членам группы, чтобы перестали грубить, были более дружными 2

Проявить уважение друг к другу - 4

Чтобы уважали друг друга, не было косых взглядов - 1

Убрать лицемерие, двуличность - 1

Все устраивает 3

Нет ответа на вопрос – 6 человек

Таким образом, был сделан вывод, что возникла необходимость обучения студентов навыкам межличностного взаимодействия

 

Программа по формированию навыков межличностного отношения является средством психолого-педагогического оздоровления взаимоотношений подростков, в ходе которого они получают необходимые знания и умения для построения гармоничных взаимоотношений.

Цель: Формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.

Информация о работе Эффективные способы формирования у студентов межличностных отношений