Эффективные способы формирования у студентов межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Психологи отмечают, что большое значение для развития личности имеет состояние полного душевного, физического и социального благополучия.
Поэтому основными задачами в период становления характера являются :
- формирование интереса к другому человеку как к личности;
- развитие интереса к себе, стремление разобраться в себе, формирование первичных навыков самоанализа;
- формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1.Проблема формирования навыков межличностных отношений подростков в психолого-педагогической литературе……. …………………. 5
Глава 2. Экспериментальная деятельность по формированию у студентов навыков межличностных отношений ……………………….. 13

Заключение …………………………………………………………. 22
Список литературы………………………………………………….. 24

Вложенные файлы: 1 файл

конкурсная работа Сингирцевой.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Приложение 8

Упражнения на развитие эмпатии

 

Упражнение «Вообрази»

Каждый пишет ответы на вопросы, лист подписывается.

  1. Какие три предмета взяли бы с собой на необитаемый остров?
  2. Если бы вас колдун превратил в животное, то в какое?
  3. Ваша любимая пословица или поговорка?
  4. Когда меня хвалят я…

Ведущий собирает ответы, перемешивает их и зачитывает. Каждый участник отмечает у себя, как он думает, кто это написал. Затем, когда будут прочитаны все ответы, зачитываются имена написавших. Проводится обсуждение. Всех ли отвечавших на вопросы угадали? У кого сколько совпадений? С чем связана успешность (степень знакомства, способность чувствовать другого человека).

 

Упражнение «Ассоциации»

Обычно оно хорошо знакомо детям и они с удовольствие в него играют. Оно одно может занимать все занятие, проходит весело и поэтому может быть использовано и для создания сплочения в случае сопротивления, и для активизации группы, если участники вялы. Игра позволяет детям лучше узнать себя, посмотреть на себя глазами группы, развивает наблюдательность, эмпатию.

Один из участников (доброволец) выходит из комнаты, он становится водящим. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадают. Водящий возвращается, и его задача – угадать загаданного человека. У него есть три попытки. Для того чтобы отгадать ведущий задает участникам вопросы такого типа: «Если бы это был цветок (животное, цвет, фигура, насекомое, погода, мебель, машина, посуда, здание и т.д.), то какой?» Участник, к которому обращается водящий, говорит свою ассоциацию. Например: «это нарцисс». Если водящий отгадывает, угаданный участник становится ведущим.

Информация для ведущего. В этой игре важно следить, чтобы все или многие участники группы могли попробовать себя или в роли водящего, или в роли загаданного участника.

Обсуждение. Трудно ли было подбирать ассоциации? Трудно ли было угадывать? Кому удалось угадать, что помогло? Чьи ассоциации показались наиболее удачными?

 

Упражнение «Таможенники и контрабандисты»

Эта игра заставит вас сосредоточится на экспрессиях, которые обычно трудно заметить: изменение голоса, дрожание, неуверенность движений, принужденная улыбка, общая напряженность.

Один человек играет роль контрабандиста, он выходит из комнаты и почти сразу же возвращается к остальным, то есть к таможенникам. Всего он выходит из комнаты пять раз, а при одном из возвращений (каком – он выбирает сам) у него под одеждой должен быть прикреплен содержащий нечто конверт. Однако обыскать они его не имеют права. Они только могут задавать различные вопросы. Задача таможенников – догадаться, в какой из приходов у контрабандиста был спрятан конверт.  Свои соображения каждый таможенник записывает, при этом можно указать только два прихода, показавшие наиболее вероятными. Роль контрабандистов играют несколько участников. Конверт может содержать приз для лучшего контрабандиста. Используя записи в таблицах, легко бывает выявить лучшего контрабандиста и лучшего таможенника.

Информация для ведущего. Если в группе участвует воспитатель, обычно предполагает, что будет самый успешным и ему не будет большой проблемы догадаться о «контрабанде». В реальности это обычно не так, лучшим оказывается молчаливый, вдумчивый участник. Дети, которые стремятся к лидерству, часто пытаются исправить свои результаты и подогнать их к лучшему результату. Это становится видно по ответному листу, обычно видно группе, и может стать темой обсуждения.

Обсуждение. Лучший контрабандист и таможенник должны поделиться своими «тайнами».

 

 

Приложение 9

Упражнения на активное слушание

 

Упражнение «Эхо»

В естественном процессе общения иногда бывает трудно выслушать другого, не перебивая, дать ему договорить до конца и точно воспринять значение его слов. Это упражнение может обратить внимание на подобные дефекты коммуникации и одновременно поэкспериментировать с активным слушанием. Это упражнение можно провести в виде дискуссии.

Инструкция. Каждый выступающий должен следить за поддержанием единства с человеком, говорившим перед ним. Он должен повторить сущность его сообщения, после чего первый участник разговора подтверждает, что он был понят правильно, а возможно, отмечает те моменты, которые не были уловлены в достаточной мере. Лишь только после этого второй участник может начать свое сообщение. Упражнение можно провести и в тройках, где два человека обсуждают, а третий следит за соблюдением правила, то есть за повторением слов. Тройка должна решить какой-либо вопрос, например, какие три черты характера присущи учителям. Когда двое выскажутся, участники тройки меняются ролями. Затем каждая тройка выбирает своего представителя, и они уже решают этот вопрос по тем же правилам.

Обсуждение. Помогало ли это понять собеседника? Трудно ли было придерживаться правил? Что понравилось, что было сложным?

После выполнения упражнений и обсуждения, с детьми проводится разговор о том, для чего нужно перефразирование. Возможно, дети скажут вам, что перефразирование важно для того, чтобы не терялась информация, для более точного понимания, у собеседника возникает приятное чувство, что его понимают. Далее ведущий рассказывает о трех приемах активного слушания: перефразирование, отражение чувства, резюмирование.

Метод отражения чувств означает, что словами передаются чувства собеседника, по вашему предложению, он испытывает.

Общение во многом зависит не только от фактической информации но и от чувств, эмоциональных реакций.

Отражение чувств помогает говорящему полнее осознать свое эмоциональное состояние, это может более объективно оценить ситуацию. В то же время отражение чувств позволяет показать, что мы слышим и понимаем собеседника, его состояние.

Для отражения чувств можно использовать фразы, типа: «Мне кажется вы чувствуете…», «Вероятно, вы чувствуете…». Важно учитывать и интенсивность чувств: «Вы несколько расстроены (чуть-чуть, очень)».

Перефразирование – это формулировка той же мысли, но своими словами. Перефразирование сообщения дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают неправильно, а если его понимают неправильно, то своевременно внести коррективы в сообщение. Перефразирование можно начать словами: «По вашему мнению…», «Другими словами, вы считаете…».

Резюмирование означает подытоживание основных идей и чувств собеседника. Резюме – как бы вывод из всего того, что было сказано человеком. Этот прием применим в продолжительных беседах. Резюмирование помогает соединить фрагменты разговора в смысловое единство, позволяет осмыслить к чему пришли собеседники. Ключевыми словами могут быть: «Если подытожить сказанное вами, то…», «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что…».

Резюмирование особенно уместно при расхождении мнений, в случае претензий, разногласий.

 

Упражнение «Разобраться в проблеме с использованием трех приемов активного слушания»

Это упражнение направлено и на отработку навыков делового общения «ориентация в проблеме».

Упражнение выполняется парой в центре круга.

Инструкция. «Вы сейчас попробуете разобраться в проблеме, которая есть у вашего собеседника, использую три приема. То есть решать проблему, спорить, давать советы не надо, надо лишь уточнить проблему».

Общее направление проблемы задается второму участнику. Например: друг взял без спроса твою вещь, ты остался без полдника, воспитатель не пускает в гости, тебя наградили поездкой в Москву, тебе нравился друг твоей подруги и др., с чем предположительно могут сталкиваться подростки. Детали придумываются самим участником. Ведущий просит строго придерживаться приемов, показывая номер приема на пальцах. После выполнения участники меняются ролями. Затем упражнение выполняется другими парами.

Обсуждение. Какие чувства возникали при использовании трех приемов? Часто ли вносились домыслы и оценочные суждения, трудно ли было их избегать? Помогло ли это разобраться в проблеме?

 

 

Приложение 10

Упражнение на аргументирование своей точки зрения

 

Упражнение «Разные ответы»

Упражнение помогает участникам группы научиться лучше отличать уверенные ответы от неуверенных и агрессивных.

Перед выполнением упражнения с участниками обсуждается, как они понимают отличие уверенных ответов, неуверенных и агрессивных, ведущий подытоживает  и предоставляет примеры подобных ответов.

Заранее ведущий предоставляет список сложных ситуаций, в которых гипотетически могут оказаться участники, Например: «Друг просит у тебя машину, а ты сам взял ее только что поиграть. Ты говоришь…». Группе предлагается первая ситуация из списка, выбираются три добровольца, которые демонстрируют неуверенный, уверенный и агрессивный ответ в данной гипотетической ситуации. После выполнения, группа обсуждает, какие ответы получились у участников, при этом важно обратить внимание не только на вербальные, но и на невербальные компоненты. В следующей ситуации участвуют другие три члена группы. В дальнейшем можно использовать одну ситуацию на одного человека, чтобы он попробовал ответить неуверенным, уверенным и агрессивным ответом в данной ситуации.

 

 

Приложение 11

Упражнения на отработку навыков принятия решения

Упражнение «Землетрясение»

Представьте себе, что ваша группа оказалась в зоне землетрясения. Комната, в которой мы находимся сейчас, представляет реальную угрозу для жизни, так как в любой момент может обрушиться потолок. Что делают в такой обстановке? К сожалению, люди начинают паниковать, впадают в истерику, все одновременно пытаются прорывать к выходу и тем самым губят себя.

Вам нужно принять решение о том, кто и в какой последовательности будет выходить из комнаты. При этом нужно помнить, что шансы первого человека остаться в живых составляют почти 100%, ведь у него достаточно времени, чтобы спокойно, но быстро, выйти из здания и перейти в безопасное место. Шансы второго человека уже немного меньше, так как время идет и угроза возрастает. У третьего по очереди человека шанс уменьшается еще на какой-то процент и т.д. Вы прекрасно понимаете, что у человека, который будет последним в этой очереди, шансов практически нет, скорее всего, что он погибнет под развалинами. Так что речь идет о жизни и смерти.

Вам нужно принять за очень ограниченное время ответственное решение установить очередность выхода из этой комнаты, потолок которой может с минуту на минуту обрушиться. Но сначала вы примите это решение самостоятельно. Для этого вам нужно взять лист бумаги, переписать имена всех присутствующих, а затем с правой стороны рядом с каждым поставить порядковый номер, соответствующий очередности выхода этого человека из комнаты, рассуждая примерно так: «Первым должен выходить Игорь, так как он самый молодой из нас, второй пойдет Аня, так как она…»Принимая решение, имейте в виду, что вы должны определить очередь для всех членов группы до последнего человека.

Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в круг и приступить к выработке группового решения, помня, что решение принимается, когда за него проголосуют все члены группы без исключения. Время, которое есть в распоряжении группы, неизвестно, так как когда обрушиться потолок трудно сказать, может быть через минуту, а может быть и через пять минут. Главное – остаться в живых. Если вы не сможете договориться, вы погибните все, так как эвакуация начнется после того, как каждый будет знать свою очередь, то есть после принятия всех решений. Обычно подводится 20-25 минут на игру, но его можно увеличить или сократить до 17-18 минут. Если группа сумела принять все решения при 100%  голосовании, следует поздравить участников с благополучным завершением и попросить их подумать – что помогло успешно выйти из столь критической ситуации. Если группа не смогла принять за отведенное время решения по каждому человеку, то ведущий объявляет, что все участники погибли, и просит подумать над причинами, которые привели к этой трагедии.

Можно составить 3-4 аналогичных игры. проведение нескольких игр на групповое принятие решения позволяет увидеть изменения в эффективности группы в принятии решения. После цикла занятий на принятие группового решения, каждым заполняется анкета «принципы работы в группе» на себя и на каждого члена группы и таким образом, каждый получает еще одну обратную связь.

 

 

Приложение 12

Упражнения на невербальное принятие группового решения

Упражнение «Кулак, палец, ладонь»

Все участники становятся в круг. Детям предлагается, не договариваясь, на счет три (ведущий считает: раз, два, три) «выкинуть» кулак, большой палец вверх или открытую ладонь, всей группе одно и тоже.

Обсуждение. Удалось – не удалось. Что помогало – мешало, был ли человек, на которого ориентировались или ориентировались на большинство, что чувствовали. Для ведущего упражнение дает дополнительную информацию об уровне развития группы (кулак – повышение агрессии).

Упражнение можно усложнить: выкинуть определенное количество пальцев на одной руке (от 1 до 5), на двух руках.

Упражнение «Счет»

Все участники садятся в круг.

Инструкция. «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например: если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо человек. Сесть они смогут только после того, как  я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».

Ведущий несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше называть 5-7, в середине – 1-2. В ходе выполнения упражнения ведущий блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

Обсуждение. Что помогало нам справиться с задачей и что затрудняло ее выполнение? На что вы ориентировались, когда принимали решение встать? Какая у вас была тактика? Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?

Обсуждение позволяет участникам осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других людей. В ходе дальнейшего обсуждения можно рассмотреть вопросы проявления инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, как выполняется упражнение.

Упражнение «Счетная машинка»

Инструкция. «Сейчас мы должны будем назвать числа от 1 до 15 по порядку. Причем каждое число должно быть названо только одним участником, то есть двое или более участников одновременно говорят одно и тоже число, то мы начинаем все сначала. О выполнении упражнения заранее  не договариваемся и кроме чисел ничего не называем. Обратите внимание, что чисел больше, чем участников группы, поэтому давайте постараемся, чтобы каждый из нас назвал хотя бы одно число.»

Информация о работе Эффективные способы формирования у студентов межличностных отношений