Эффективные способы формирования у студентов межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Психологи отмечают, что большое значение для развития личности имеет состояние полного душевного, физического и социального благополучия.
Поэтому основными задачами в период становления характера являются :
- формирование интереса к другому человеку как к личности;
- развитие интереса к себе, стремление разобраться в себе, формирование первичных навыков самоанализа;
- формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1.Проблема формирования навыков межличностных отношений подростков в психолого-педагогической литературе……. …………………. 5
Глава 2. Экспериментальная деятельность по формированию у студентов навыков межличностных отношений ……………………….. 13

Заключение …………………………………………………………. 22
Список литературы………………………………………………….. 24

Вложенные файлы: 1 файл

конкурсная работа Сингирцевой.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе».

Цель: изучить психологический климат в коллективе.

Инструкция: Каждому школьнику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по пятибалльной системе. Оцениваются полярные качества.

5 4 3 2 1 0

  1. Дружелюбие
  2. Согласие
  3. Удовлетворенность
  4. Увлеченность
  5. Тепло взаимоотношений
  6. Сотрудничество
  7. Взаимная поддержка
  8. Интерес в группе
  9. Успешность
  10. Результативность
 

Враждебность

Несогласие

Неудовлетворенность

Равнодушие

Холодность

 

Конфликтность

Недоброжелательность

 

Скука

Неуспешность

Нерезультативность


 

Чем, выше балл положительных качеств, тем выше оценка психологического климата в коллективе и наоборот.

 

 

Приложение 3

 

Методика «Выявление взаимоотношений в коллективе».

 

Цель: изучение сплоченности или конфликтности в коллективе.

Инструкция: Отметить то, что соответствует действительности.

  1. Наш класс очень дружный и сплоченный.
  2. Наш класс дружный.
  3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
  4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
  5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
  6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

 

Обработка результатов: те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. Если опрос с указанием фамилий учащихся, то по его высказываниям можно определить его ощущение в коллективе.

 

 

Приложение 4

 

Методика «Выявление взаимопомощи в коллективе или ее отсутствие»

 

Цель: выявить наличие или отсутствие в коллективе взаимопомощи.

Инструкция: отметить то, что соответствует действительности.

 

  1. В нашем классе принято помогать без напоминания.
  2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
  3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом попросит сам ученик.
  4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
  5. В нашем классе не принято помогать другим.
  6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

 

Обработка: те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о действительных взаимоотношениях в коллективе.

 

 

Приложение 5

Упражнения на установление контакта

 

Упражнение «Найди пару»

Все сидят в кругу. По сигналу нужно поменять с кем-то местами. Для этого предварительно, без слов, нужно установить контакт глазами.

 

Упражнение «Найди пару - 2»

Инструкция. Участники становятся в круг (для проведения упражнения необходимо четное количество участников). «На счет «раз» каждый из нас должен, оставаясь на своем месте и молча (эти два условия будем соблюдать на протяжении всего упражнения), найти себе пару. Когда скажу «два», вы вместе начнете делать одинаковое движение. Потом с нова скажу «раз», и вы должны найти себе новую пару, а на счет «два» начать делать одинаковое движение с новым партнером». Упражнение выполняется 4-5 раз.

Обсуждение. Как создавалась пара? Как происходил выбор одинакового движения? Было ли так, что движение не совпадало? Как себя чувствовали с разными партнерами, с кем было наибольшее взаимопонимание?

При обсуждении акцентируется внимание на невербальных признаках, свидетельствующих о начале контакта: приветливое выражение лица, контакт глаз, улыбка, разворот тела, легкое движение вперед, навстречу партнеру и т.п. Затрагивается и тема проявления инициативы в контакте и при выборе общего движения.

 

Упражнение «Пустой стул»

Это упражнение дети очень любят и часто предлагают поиграть в него. Оно может использоваться и в качестве разминки. Для проведения необходимо нечетное количество участников. Предварительно все рассчитываются на «первый - второй». Все вторые номера сидят на стульях, первые стоят за спинками стульев, оставшийся без пары участник группы стоит за спинкой свободного стула. Его задача – пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средствами, говорить ничего нельзя. Все те, кто сидят на стульях, очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит за спинками стульев – удержать своих «подопечных», для этого надо взять за плечи его в тот момент, когда он собрался пересесть. Ведущий должен следить, чтобы руки не держались все время над «подопечным». Через некоторое время участники меняются местами. При этом один из стоящих участников остается стоять за стулом.

Обсуждение. Как приглашали кого-то за свой стул? Как понимали, что вас пригласили за стул? Что больше понравилось, стоять за стулом или сидеть на стуле?

 

 

Упражнение «Невербальный контакт»

Инструкция. «Один из участников (доброволец) должен будет выйти из комнаты. Когда он вернется, ему надо будет определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом все будем пользоваться только невербальными средствами. Группа, в отсутствии добровольца должна будет определить участника, который будет демонстрировать готовность вступить в контакт, остальные должны будут показывать нежелание этого сделать».

Затем выбирается другой доброволец. При этом количество участников, желающих вступить в контакт, можно постепенно увеличивать – двое, трое и все, кто хочет.

Обсуждение. Легко ли было устанавливать контакт? Что помогло определить желающего общаться? Какими средствами показывали нежелание общаться? Что вы чувствовали, когда понимали, что в общении с вами не заинтересованы? Были ли добровольцы, которым удалось установить контакт с большим количеством членов группы, чем планировалось?

При обсуждении упражнения обращается внимание на признаки, которые были определяющими при определении готовности к вступлению в контакт. Предметом обсуждения могут стать сложности, связанные с неоднозначностью предъявления своего желания или нежелания вступить в контакт.

Это упражнение позволяет отметить чувствительность, доброжелательность участников, средства невербального контакта. Для ведущего оно, в некоторой степени, является социометрическим.

 

Упражнение «Испуганный ежик»

Инструкция. Один участник изображает испуганного ежика, свернувшегося в клубок. Задача другого – пытаться соответствующими жестами, словами установить контакт с «ежиком», успокоить его и заслужить доверие, чтобы он развернулся.

«Кто из вас видел настоящего ежика? Вы знаете, что делает ежик, когда его пугает неожиданно появившаяся лисица или собака? Один из вас будет сейчас ежиком, который сильно испугался собаки. Другие по очереди будут подходить и успокаивать ежика. Кто из вас хотел бы быть ежиком?.. Ежик, свернись калачиком. Представь себе, что ты еще очень маленький ежик и тебя напугал громкий лай собаки. А когда собака еще ткнулась в тебя носом, чтобы обнюхать – тебе стало совсем страшно. Поэтому ты свернулся в крепкий клубочек, чтобы защитить свой носик и живот… К тебе на помощь придет ребенок, но ты недоверчив, потому что ты еще не знаешь, кто такие дети и что ожидать от этого ребенка. Кто хочет успокоить ежика? Подойди к ежику, тихонько погори с ним. Скажи ему, что окажись ты на его месте – ты тоже испугался бы…Можешь его погладить. Если ты будешь осторожен, Ежик тебя не уколет. Попытайся и руками показать ежику, что ты к нему очень хорошо относишься. Поговори с ним еще – и ты увидишь, что он расслабиться и раскроется».

Затем ежиком становятся другие участники группы

Обсуждение. Что вы чувствовали, когда были ежиками, а когда были детьми? Как пытались установить контакт, вызвать доверие ежика? Что было трудным? Что помогло? В каких ситуациях ты ведешь себя подобно ежику? Что тебе помогает установить контакт в реальных ситуациях?

 

Упражнение «Надписи на футболках (значки)»

При выполнении этого упражнения участники находятся в кругу. Перед выполнением упражнения ведущий рассказывает о движении хиппи, о том, что хиппи имели свои традиции, привычки, отличающие их от других людей. Одной из таких традиций было делать надписи на свой одежде, часто отражающие жизненную позицию, девиз ее обладателя. Сейчас модно носить значки с надписями и рисунками. Обладатель значка что-то сообщает окружающим его людям. Значки с какими надписями вы видели? Что могло бы быть написано на твоей футболке, кепке или на твоем значке? О чем говорит эта надпись – о твоих особенностях, стиле общения, принадлежности какой-либо группе людей, шокирует ли она окружающих? Обсуждение в группе.

После обсуждения можно провести следующие упражнения.

Это упражнение выполняется по кругу.

Инструкция. «Сейчас каждый из нас будет дарить своему соседу справа значок, со словами: «На твоем значке написано…(что, по вашему мнению, могло бы быт написано на его значке)». Ваш сосед справа должен сказать, согласен ли он прикрепить твой значок или нет. Давайте постараемся, чтобы нашему соседу понравилась надпись на полученном то нас значке».

 

Упражнение «Умение вести разговор»

Это упражнение дает возможность попрактиковаться в умении устанавливать вербальный контакт, то есть начать и продолжать разговор.

Группа делиться на пары. Один участник задает открытые вопросы, дающие возможность собеседнику ответить более полно. Второй участник пары дает на каждый вопрос не только строгий ответ, но и сообщает дополнительную произвольную информацию о себе. После некоторого времени, например 5 минут, участники меняются ролями.

Перед началом выполнения этого упражнения ведущий может с одним из участников в центре круга провести такой разговор.

Обсуждение. Что понравилось, что показалось затруднительным? Насколько открытые вопросы и раскрывающая информация о себе способствует установлению контакта?

 

Упражнение «Установление контакта»

Участники группы в парах, по очереди, разыгрывают различные сценки на установление контакта.

Основному играющему дается Инструкция: ты должен установить контакт с собеседником, для того, чтобы…

Например, один участник – администратор гостиницы, основной участник должен устроиться в гостиницу, один участник – продавец, основной участник должен поменять купленные вчера перчатки, один участник – спешащий прохожий, основной участник – должен узнать как доехать до улицы и т.п.

Также может быть разыграна сценка, где один основной участник и несколько дополнительных. Например, как в приведенном ниже упражнении.

 

Упражнение «Очередь»

Из группы выбираются несколько человек, которых один – водящий. Остальные становятся друг за другом как бы в очередь, а водящий должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели, при этом некоторые участники могут иметь свое мнение. Например, не пропустить нахала к прилавку, взять его себе в компаньоны для чего-либо.

После проигрывания сценок, ведущий обращает внимание на успешность или неуспешность основного участника, вербальные и невербальные компоненты установление контакта. Вторые участники делятся впечатлением, что побуждало их идти на встречу просьбе, а что снижало это желание. Если основному участнику не удалось добраться до цели, то отметить, что было недостаточно, на что надо обратить внимание в следующий раз. И ведущий обязательно концентрирует внимание на том, что было удачным.  Перед игрой участник обычно не обсуждается. Желательно, чтобы основной участник проиграл сценку несколько раз.

 

 

Приложение 6

Упражнения на описание поведения

 

Упражнение «Вижу разницу»

Инструкция. «Пусть один из нас (доброволец) какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две подгруппы по какому-то выбранному нами признаку. признак должен быть зрительно виден и однозначно делить группу на две части (например, наличие шнурков на обуви). Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных сторонах комнаты, чтобы быть обозначенными пространственно. Вернувшийся участник должен будет определить, по какому признаку группа разделилась на две части. Кто хочет попробовать? Затем выбираются другие добровольцы».

 

Упражнение «Описание друг друга»

Пара становится в центре круга. Минуту смотрят друг на друга, затем, отвернувшись, по очереди описывают друг друга.

Обсуждение. Что пропущено, что слишком привлекло внимание? Затем, каждый из участников выбирает себе замену из круга и так, в парах, все по очереди принимают участие в упражнении. Важно обращать внимание на то, что цель упражнения – обучение описательному языку, нужно говорить без оценок.

 

Упражнение «Вечные темы»

Участники разбиваются на 3-4 подгруппы. Каждой подгруппе дается тема, которую они после обсуждения должны представить невербально. После представления, остальные участники сообщают о том, что они видели и какая была задана тема. Возможные темы: рождение, вдохновение, смерть, любовь, разлука и др. При обсуждении обращается внимание на то, какое невербальное поведение позволило определить тему. Во время обсуждения ведущий акцентирует внимание на различении описания увиденного и оценок, которые мы даем на основе своего опыта.

 

Приложение 7

Упражнения на коммуникацию чувств

 

Упражнение «Спустить пар»

Упражнение может использоваться для развития умения коммуникации чувств и, особенно, если дети находятся в напряженном состоянии.

Инструкция. «Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердиться. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: «Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки придурковаты», или «Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты». Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь «спустить пар». Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: «У меня пока ничего не накипело и мне не нужно «спускать пар»»».

Важно закреплять этот навык при обсуждении различных упражнений и ситуаций в группе или проводить в начале или конце занятия, обращаясь к состоянию, настроению участников, задавая вопросы «Что вы сейчас чувствуете? Как изменилось ваше настроение?» и т.п.

Информация о работе Эффективные способы формирования у студентов межличностных отношений