Эффективные способы формирования у студентов межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Психологи отмечают, что большое значение для развития личности имеет состояние полного душевного, физического и социального благополучия.
Поэтому основными задачами в период становления характера являются :
- формирование интереса к другому человеку как к личности;
- развитие интереса к себе, стремление разобраться в себе, формирование первичных навыков самоанализа;
- формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1.Проблема формирования навыков межличностных отношений подростков в психолого-педагогической литературе……. …………………. 5
Глава 2. Экспериментальная деятельность по формированию у студентов навыков межличностных отношений ……………………….. 13

Заключение …………………………………………………………. 22
Список литературы………………………………………………….. 24

Вложенные файлы: 1 файл

конкурсная работа Сингирцевой.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Задачи:

  1. Сформировать отдельные коммуникативные умения и навыки делового общения.
  2. Активизировать их в практических упражнениях.

Эта программа была построена как тренинговая. Основная цель – обучение общению. Здесь группа являлась своего рода лабораторией, где каждый участник исследовал свой стиль общения и экспериментировал с ним, устанавливая и моделируя в процессе игр взаимоотношения с другими членами группы. Каждый еще наблюдал за поведением других. У всех была возможность давать и получать обратную связь, что позволяло развивать умение эффективного общения.

Эта программа была построена на внешних, поведенческих проявлениях. Нужно отметить, что обращение к поведенческим навыкам, в отличие от личностных качеств и тем более, эмоциональной сферы, давалось студентам легче, и они были более мотивированы на подобную работу, встречи проходили оживленно, редко возникало сопротивление.

Программа начиналась со специальных упражнений на развитие коммуникативных умений.

К этим коммуникативным умениям относятся:

  • описание проведения, т.е. сообщение о наблюдаемом без оценивания и без приписывания мотивов. Такая обратная связь, основанная на наблюдениях, вызывает наименьшую психологическую защиту и наибольшее желание изменить свое поведение;
  • коммуникация чувств – ясное сообщение о своем внутреннем состоянии. Понимание и принятие своих и чужих чувств. Чувства выражаются телодвижениями, действиями, словами, поэтому легко ошибиться относительно эмоционального состояния участника группы. (Например: скрещенные руки на груди можно воспринять как защиту, отказ от общения, а человеку может быть просто холодно.) Поэтому лучше использовать при общении прямые определения: «Я чувствую смущение, огорчение, сожаление и т.п.». Мы часто передаем чувства не внятной форме или в форме оценки. Например: «Я чувствуя себя обиженной, когда ты так говоришь» - выражение чувства;
  • активное слушание – умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения;
  • эмпатия -  адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире человека;
  • конфронтация – действия одного человека, направленные на то, чтобы побудить другого человека осознать, проанализировать или изменить свое решение, поведение.

Помимо описанных коммуникативных умений учащимся в их дальнейшей самостоятельной жизни будут необходимы навыки делового общения, такие как: установление контакта; ориентация в проблеме; аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов; навыки принятия решений, нахождения компромисса.

Полная версия комплексно-целевой программы представлена в приложении 1 .

Работа по апробации эффективности комплексно-целевой программы проходила в течение 2009-2010 учебного года и включала разработку программы и организацию деятельности по ее осуществлению.

Основные периоды работы.

Работа состояла из 4-х этапов, которые отражают динамику внедрения комплексно-целевой программы по формированию межличностных отношений.

1. Подготовительный (август 2009 г.) –подбор материала для занятий, анализ передового опыта работы по формированию у подростков навыков межличностного общения.

2. Диагностический (сентябрь 2009 г.) – проведение методик на выявление психологической атмосферы в коллективе (Приложение 2.), на выявление взаимоотношений в коллективе (Приложение 3), на выявление взаимопомощи (Приложение 4). Результаты анкетирования приведены в таблицах 1-3.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Результаты анкеты на выявление психологической атмосферы в группе.

Кол-во чел.

5 баллов

%

4 балла

%

3 балла

%

20

10

35

55


 

Результаты проведения первой методики в группе позволили выделить, что психологический климат в коллективе достаточно стабильный. Оценивая состояние психологической атмосферы в коллективе по 5 бальной системе, из 20 учащихся 2 человека оценили на «5» баллов, 7 человек на «4» балла, и 11 человек на «3» балла.

Таблица 2

Результаты анкеты  по выявлению взаимоотношений в коллективе

 

Кол-во чел.

Класс дружный(%)

Каждый сам по себе(%)

Есть ссоры, но класс не конфликтный(%)

20

5

15

80


 

По методике на выявление взаимоотношений в коллективе получились следующие результаты: 1человек назвал класс дружным, 3 человека отметили, что в классе нет ссор, но каждый существует сам по себе, и 16 человек отметили, что в классе бывают ссоры, но конфликтным назвать его нельзя.

Таблица 3

Результаты анкеты по выявлению взаимопомощи

Кол-во чел.

Помогают только друзьям(%)

Помогают по просьбе учащегося(%)

20

80

20


 

 

Анализ результатов методики на выявление взаимопомощи в коллективе показал, что 16 человек отметили, что помощь оказывают только друзьям и  4 человека отметили, что помогают только тогда, когда попросит ученик.

Следовательно, можно сказать, что межличностные отношения в группе сформированы недостаточно, так как, несмотря на то, что психологическую атмосферу в коллективе учащиеся оценивают как нейтральную, дружным класс назвал только 1 человек,  и ни один человек не отметил, что в классе принято помогать без напоминаний.

Итак, результаты, полученные на диагностическом этапе экспериментальной работы, позволили сделать выводы:

  • необходимо ставить задачу формирования у учащихся эффективных навыков межличностных отношений;
  • совершенствовать практические умения построения межличностных отношений.

3. Основной этап проводился с октября по апрель. На данном этапе проводилась работа по внедрению разработанной программы по формированию навыков межличностных отношений.

Началась работа с тренинговых упражнений направленных на установление контакта.

Для того, чтобы установился хороший контакт, важно расположить собеседника к себе, вызвать его доверие, интерес. Для этого у нас есть невербальные и вербальные средства. Невербальные – улыбка, контакт глаз, организация пространства общения (дистанция), и т.д. Вербальные – комплименты, «ритуальные» фразы (какая хорошая погода, день и т.д.), открытые вопросы, дающие собеседнику возможность ответить более полно.

Одно из таких упражнений на установление контакта является «Автобус».

Выбираются двое желающих, которые садятся в центре круга. Ведущий объясняет ситуацию: Вы едите в автобусе, вдруг видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встречи с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении 1 минута, пока автобусы стоят у светофора. После невербального проигрывания, делятся информацией о том, как они поняли друг друга. В упражнении участвуют все желающие.

Обсуждение: Легко ли было понять партнера? Легко ли было выразить свои мысли невербально? Какими средствами пользовались? Что помогало, что мешало понять партнера? (Приложение 5)

Следующие упражнения были на описание поведения.

«Описание поведения» означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания мотивов действий, оценки установок или личностных черт. Первый шаг в развитии способности высказываться в описательном ключе, а не в форме оценок – улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок. Описательные высказывания, в отличие от оценочных высказываний, вызывают у партнеров общения большие желания понять и изменить данное поведение. Например: «Лена, ты неряха» - это оскорбление, оценка. «Лена, ты не убрала свою постель» - описание поведения.

Упражнение «Говорю, что вижу».

Сидя в кругу, участники наблюдают за поведением других и, по очереди, говорят, что они видят относительно любого из участников. Например: «Кол сидит, положив ногу на ногу», «Катя улыбается». Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участники (Приложение 6).

Коммуникация чувств. Этот навык вызывает наибольшие затруднения, так как чувства чаще всего передаются косвенным образом, через невербальное поведение. Вербализация собственных чувств делает человека менее защищенным, поэтому требует доверия группе.

Упражнение «Описание чувств».

Каждый описывает свои чувства, возникающие при групповой встрече. Кроме подбора точного названия к своему чувству, важно точное отражение степени выраженности данного чувства. Например: чуть-чуть раздражает, сильно раздражает и т.п. (Приложение 7).

Эмпатия. Эмпатия – адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека. Ниже приводятся упражнения, которые обычно рекомендуют для определения своей эмпатической чувствительности и для развития этой способности.

Упражнение «Как все».

Не обсуждая вслух, постарайтесь написать такой день недели (вкусное блюдо, цвет и т.д.), который напишет большинство, т.е. ваша задача – не разминуться с другими. Обсуждение: Трудно ли проникнуть в логику другого человека? (Приложение 8)

Активное слушание. Активное слушание включает принятие человеком ответственности за то, что он слышит, путем подтверждения, уточнения, проверки значения и цели полученного от другого сообщения.

Активное слушание помогает понять, насколько у вас с вашим собеседником сходны мнения, интересы, цели, расходятся ли они или частично сходны. Оно помогает понять аргументы вашего собеседника, ход его мысли, его эмоциональное состояние. Позволяет показать вашу заинтересованность и, с другой стороны, это помогает привлечь внимание собеседника к вашим словам, позволяет вовлечь в обсуждение своих сообщений. Человек нам благодарен, если находит в вас интерес и внимание, а значит, и к нашим проблемам и доводам он отнесется с большим участием. Упражнение «Исторический телефон».

Участвуют 5 человек. Проводится 2 раза с разными 5 участниками. Четырех человек просят выйти из комнаты, предупреждая, что их будут вызывать по одному для передачи информации. Первому участнику зачитывается текст. После этого ведущий вызывает второго участника в комнату, а первого просят передать ту информацию, которую он запомнил. Затем второй передает третьему и т.д. Информацию последнего сверяют с исходным текстом. Во время передачи информации оставшаяся часть группы регистрирует, кто упустил информацию, исказил, привнес свою. Результаты обсуждаются в группе. Первая пятерка передает неформальную информацию, вторая – деловую. (Приложение 9)

Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов. Данный навык делового общения тесно связан с уверенностью в себе и проявляется в уверенном поведении.

Упражнение «Нападающий и защищающийся».

Участники делятся на пары. Один участник играет роль нападающего, а другой – защищающегося. Они ведут диалог. Нападающий чувствует свое превосходство. Он указывает, ругает, требует, говорит громко, т.е. «нападает». Защищающийся постоянно извиняется и оправдывается, говорит, как будто хочет угодить, т.е. «защищается». Через 5-10 минут участники меняются ролями.

Обсуждение: Участники делятся своими впечатлениями, как они себя чувствовали в заданных ролях (Приложение 10).

Навыки принятия решения, нахождения компромисса практически не формируются в условиях коллективного воспитания в сиротском учреждении. Тем не менее формирование ответственности за свои решения и умения учитывать интересы других является важным для самостоятельной жизни в обществе. Упражнения используются для исследования процесса принятия решения группой, учат эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи, предоставляет информацию о доминировании в группе.

Упражнение «Потерпевшие кораблекрушение».

Упражнение выполняется всеми членами группы. Они сидят за одним столом. Каждому члену группы дается инструкция, в которой сообщается, что группа – это одна команда, оставшаяся в живых после какого-либо происшествия. На отдельном листе дается список предметов (10-15), которые остались неповрежденными. Задача каждого участника группы самостоятельно классифицировать их в соответствии с их значением для выживания. На это дается 15-20 минут. После того, как завершена индивидуальная классификация, группе дается 45 минут для выполнения общего задания. Группа должна прийти к единому мнению относительно места каждого предмета в классификации. При этом обращается внимание группы на то, что оценку надо дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться, хотя бы отчасти. (Приложение 11)

Еще один вид представляют упражнения на невербальное применение группового решения.

Упражнение «Переключатели».

Участники группы становятся произвольно в комнате. Ведущий считает: раз, два, три! На счет «Три!» все участники должны подпрыгнуть и повернуть на 90 градусов в какую-либо сторону. Выполнять задние надо молча, не договариваясь друг с другом.

Обсуждение: Что помогло (помешало) справиться с поставленной задачей? Что могло бы помочь выполнить задачу быстрее? (Приложение 12)

Разыгрывание трудных ситуаций в общении. Бывает, что группа выходит на какую-либо ситуацию из жизни, которая является типичной или трудной для всех членов группы или для какого-то участника, ситуация, в которой он не нашел, по его мнению, оптимального решения. Например: отказать другу в помощи, ответить на несправедливое обвинение и т.п.

Информация о работе Эффективные способы формирования у студентов межличностных отношений