Этнопедагогика. Объект, предмет, задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 22:58, реферат

Краткое описание

Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.

Вложенные файлы: 1 файл

1 вопрос.docx

— 201.73 Кб (Скачать файл)

С учетом всех отмеченных признаков  можно определить расы как территориальные  группы людей, выделяемые на основании  их генетического родства, которое  проявляется внешне в определенном физическом сходстве по многим признакам. При этом далеко не все телесные наследственные особенности людей  могут считаться расовыми, а только те из них, которые имеют известный  ареал своего распространения. Наследственный характер и наличие географического ареала распространения - вот два необходимых условия для того, чтобы какой-нибудь конкретный физический признак мог считаться расовым.

Совершенно очевидно, что все вышеописанные расовые  признаки являются второстепенными, не существенными для общего направления  биологической эволюции и исторического  развития человечества. Несомненно видовое единство всех современных людей, общность происхождения рас. Изучение расовых признаков очень важно для доказательства единства происхождения человечества, равноправия народов и рас. Это важно также для разрешения многих биологических и исторических проблем, связанных с происхождением человека и его рас, их расселением на Земле, смешением и взаимодействием. Хотя расовые признаки сами по себе не имеют ничего общего с уровнем общественного развития разных групп человечества, эти признаки во многих случаях служат показателями родства и взаимодействия народов, своего рода метками, по которым можно проследить исторические судьбы разных этнических общностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 вопрос: Языковая классификация этносов.

Исторически языковая и этническая принадлежность часто совпадают, что  делает языковую классификацию важной основой при выделении и определении  этносов и этнических общностей  при изучении происхождения народов (их этногенеза). Языки народов мира классифицируются по языковым семьям и их ветвям на основе методов сравнительно-исторического языкознания и установления генетического родства между языками. При этом родство языков может означать и родство по происхождению, однако некоторые лингвисты полагают, что за время  своего существования народ мог неоднократно менять язык, что ограничивает возможности использования лингвистических данных при решении этногенетических задач.

Сравнительное языкознание, основываясь  на анализе фонетики, грамматики и  словарного состава (лексики), устанавливает  наличие или отсутствие родства  между языками. Два или более  языка называются родственными в  том случае, когда они являются следствием эволюции одного и того же языка. Это позволяет объединять родственные по происхождению языки в языковые семьи, являющиеся основными единицами лингвистической классификации. Такого рода языковые семьи развивались в ходе истории из "языка-основы". Но язык — это исторически развивающееся и изменяющееся во времени явление, поэтому родственные по происхождению языки в наше время не только могут сильно отличаться один от другого, но также не иметь многих признаков, характеризующих их языковую семью в целом. Поэтому языки классифицируются не по их современному состоянию, а по принципу исторического генетического родства. Например, родственные по происхождению русский, английский, персидский и другие языки относятся к одной индоевропейской языковой семье, так как восходят к общему языку-основе. Но их историческое развитие шло совершенно по-разному,  и сегодня взаимопонимание между носителями этих языков невозможно. Со временем внутри языка развиваются диалекты, которые могут стать самостоятельными языками. В отличие от языка, служащего средством общения для целой я этнической общности, диалект (говор, наречие) - это региональный вариант внутри языка, употребляемый ограниченной группой людей, связанных территориальной, а иногда и социальной или иной общностью.

Язык - общественное явление и может  существовать только в обществе.  Как историческое явление язык непрерывно развивается, изменяются главные его элементы: грамматика, лексика, фонетика. Чаще всего совершается спонтанное изменение, являющееся следствием преемственности поколений и накоплением новшеств в языке без заимствования из чужих языков. Наблюдаются также изменения, связанные с заимствованиями из чужих языков. Наконец, происходит смена населением языка. Как считают лингвисты, в областях с давно сложившимися цивилизациями, смена языка была по крайней мере один раз, но нередко и чаще. При этом прежний язык как субстрат оказывал влияние на развитие нового языка. Все эти явления приводили к разветвлению  первоначального   языка-основы, складыванию языковых семей, их ветвей и более мелких групп. И так как этносы и языки часто совпадают, языковая классификация составляет одну из основ выделения этнических общностей и установления их происхождения.

Ученые пытаются обнаружить связи  между целыми языковыми семьями, восходящие к еще более древним  временам и языкам—основам, однако эта проблема еще гипотетична. Так, в частности выдвинуто предположение, что в глубокой древности ряд  известных сегодня языковых семей  объединялись в единую семью "ностратических" языков. Эта гипотетическая макросемья включала языки Евразии и Африки: индоевропейские, картвельские, семито-хамитские, уральские, тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские, корейский, дравидские языки и многие другие.

 Число языковых семей, а  тем более их групп (языковых  ветвей), языков и . говорящих на них народов, очень велико, в связи с чем здесь приходится ограничиться перечислением лишь основных семей и групп, а также языковых семей и языков хотя и небольших народов, но имеющих по тем или иным причинам особое значение для этнологии и истории первобытного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7вопрос: Хозяйственно- культурная классификация этносов.

 
В этом этническом многообразии обращает на себя внимание сходство культур  народов, живущих по соседству. Это  обстоятельство послужило основанием для еще одного вида классификации  народов мира, получившего название хозяйственно-культурной классификации.

Хозяйственно-культурная классификация  базируется на этнологических методах  исследования хозяйства и культуры и используется при изучении этногенеза народов, их этнической истории, истории  хозяйства, материальной и духовной культуры, проблем, связанных с этническими  процессами культурных и исторических отношений между народами. Методологической основой такой типологизации является выделение хозяйственно-культурных типов.

Авторы хозяйственно-культурной классификации рассматривали факты  одинаковых способов хозяйственной  деятельности и типологически близких  явлений культуры в сходных условиях географической среды как одинаковый ответ этнических групп на эти  условия. Такой ответ они и  назвали хозяйственно-культурным типом (ХКТ). В этнологии под хозяйственно-культурным типом понимаются определенные комплексы  особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически  у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных  условиях среды.

Основы хозяйственно-культурной классификации народов мира начали разрабатываться задолго до того, как этнология выделилась в качестве самостоятельной науки. Еще в  античности предпринимались попытки  связать этапы развития общества с определенными стадиями хозяйственного и культурного процесса и были выделены три его стадии: собирательство и охота, пастушество, земледелие. Это соответствовало переходу от дикости к варварству и цивилизации. Очевидно, что такой подход фиксировал все более высокую производительность труда: 1) тип с преобладанием в хозяйстве охоты, собирательства и отчасти рыболовства; 2) тип мотыжного (ручного) земледелия и пастушеского животноводства; 3) тип плужного (пашенного) земледелия с использованием тягловой силы домашних животных.

Сама концепция ХКТ  была разработана в нашей стране и используется сейчас для изучения этногенеза народов, их этнической истории, истории хозяйства, материальной и  духовной культуры. Определяющие признаки хозяйственно-культурного типа -характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Облик и характер культуры имеют при этом важное, но нерешающее значение. Число хозяйственно-культурных типов ограничено и может быть увязано с этапами социально-экономического развития общества. Классификация этносов по хозяйственно-культурным типам касается только традиционных культур и не идет дальше средних веков.

В первобытно-общинной эпохе мы выделяем группу присваивающих хозяйственно-культурных типов - это бродячие охотники и собиратели: специализированная охота и собирательство в тропиках; охота, рыболовство и собирательство в умеренном поясе; пешая таежная охота; арктическая охота на морского зверя, охота на оленя; охота, рыболовство, собирательство с зачатками земледелия и животноводства.

Затем выделяется группа производящих (ранних) хозяйственно-культурных типов, в которых постепенно ведущее  место занимают земледелие и скотоводство: комплексное хозяйство ранних земледельцев субтропиков; земледелие и животноводство умеренного пояса в древности; ручное земледелие тропиков. Группа производящих (развитых) хозяйственно-культурных типов  связана с появлением восточных  цивилизаций и включает пастушеское  скотоводство, кочевое скотоводство, плужное земледелие.

Эта классификация хороша для ранних этапов развития общества, но даже при этом она имеет границы  применения. Так, многие этносы окажутся расчлененными: например, среди чукчей выделяются оленеводы и охотники на морского зверя.

Отличительной особенностью хозяйственно-культурной классификации  является подчеркивание исключительной зависимое хозяйственно-культурной типологии от условий географической среды вообще и от условий хозяйственной  деятельности человек в частности. В то же время вопрос об общности культур этнических групп, об общей исторической судьбе народов отодвигается на второй план. Поэтому ряд ученых предлагает дополнить хозяйственные критерии классификации определенными культурными критериями.

В развитие этих идей была разработана  концепция историко-этнографических (или историко-культурных) областей, под которыми понимаются части ойкумены, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния  складываются сходные культурно-бытовые, или этнографические, особенности. Наиболее ярко они выражены в материальной культуре, но проявляются также и  в некоторых областях духовной культуры, связанных с хозяйством и бытом.

С позиций такого методологического  подхода выделяются историко-этнографические  области разного уровня - историк  этнографические провинции, области, подобласти и местные историко-этнографические  районы. Так, например, в пределах бывшего  СССР существовали четыре крупные историко-этнографические  провинции: Европейская часть, Кавказ, Средняя Азия и Казахстан, Сибирь. Обычно каждая крупная историк этнографическая  провинция имеет более мелкие области. В Сибири, например, выделяются такие области, как ямало-таймырская, западно-сибирская, восточно-сибирская, камчатско-чукотская, амуро-сахалинская. Структура историко-этнографических областей используется обычно для выделения групп народов при их описании: народы Поволжья и Прикамья, народы Северного Кавказа, народы Сибири и Дальнего Востока и т.д.

Использование хозяйственно-культурной классификации и народов оправдано  в этнологии при изучении культуры и быта на синхронном уровне и редко  применяется в исследованиях  по этногенезу. В процессе использования  такой классификации неизбежны  случаи объединения в одну группу народов заведомо разного происхождения. Правда, на заключительных этапах этногенетического  исследования хозяйственно-культурная классификация приобретает важное значение, так как она отражает один из аспектов исторической и географической дифференциации человечества.

Прочие классификации. В  дополнение к рассмотренным можно назвать еще несколько видов классификаций этнических общностей. Из них следует отметить прежде всего конфессиональную принадлежность (христианство: католицизм, протестантизм, православие; ислам: суннизм, шиизм и др.); тип культуры; форму семьи; вид орудий труда и оружия; форму жилищ и поселений и т.п. Все они имеют важное значение при изучении частных проблем этнологической науки и могут выполнять вспомогательную роль при рассмотрении общей этнической картины мира. Каждый отдельный вид классификации не в состоянии отразить все этническое многообразие мира, и поэтому все они должны использоваться лишь в совокупности или отдельно с учетом конкретных исследовательских задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8вопрос: Примордиалистский и конструктивистский подходы в этнологии

Примордиалистский подход

Наиболее научное обоснование  в советское время получила теория этноса. Основным достижением советской  методологии в изучении человеческого  общества, в том числе этногенезиса, был ее историзм, то есть осмысление социальных явлений в их продолжительном развитии. 
Весомое место в этих исследованиях занимают работы П. Кушнера, в частности, в его монографии «Этнические территории и этнические границы», акцентируется внимание на значении территориального взаимодействия этнических сообществ для процессов их формирования и развития, а также определялась роль национального (этнического) самосознания как этнического определителя. Для различения народов он предлагал обращать внимание на язык, а также формы жилья, одежды, кулинарию и другие элементы материальной культуры. По мнению научного работника, значительно сложнее использовать для этой цели отличия в области социального порядка и явления духовной культуры. 
Вообще П. Кушнер отстаивал мысль о том, что объективные элементы культуры и субъективное этническое самосознание выступают равнозначными индикаторами принадлежности людей к этническому сообществу, а место каждого из них в определении этнической принадлежности населения зависит от конкретных обстоятельств. Исследователь выступал против единого, пригодного для любых условий рецепта в определении этнической принадлежности людей. 
Среди основателей теории этноса следует отметить С. Токарева, который в работе «Проблемы типологии этнических общностей» обращает внимание на то, что ни один из признаков этноса, а именно: язык, территория, общее происхождение, экономические связи, политические объединения, культурные особенности, религия не обязательно должны быть присущи каждому этносу. 
В разработке теории этноса ведущая роль принадлежит Ю. Бромлею, который определял этносы как устоявшиеся совокупности людей, которые характеризуются определенными собственными этническими свойствами (языком, культурой, этническим самосознанием, закрепленным в самоназвании). Эти свойства формируются лишь при соответствующих условиях — территориальных, естественных, социально-экономических, государственно-правовых.

Информация о работе Этнопедагогика. Объект, предмет, задачи