Этнопедагогика. Объект, предмет, задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 22:58, реферат

Краткое описание

Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.

Вложенные файлы: 1 файл

1 вопрос.docx

— 201.73 Кб (Скачать файл)

Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека. В современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором их развития и вместе с тем удовлетворение потребностей народного хозяйства, уделяется особое внимание этой важной педагогической проблеме. Трудовому воспитанию принадлежит значительная роль и во всестороннем развитии личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны быть подготовлены не только учителя, но и родители. В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки. При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим педагогическим требованиям: систематический и коллективный характер труда, наличие у каждого ребёнка с учётом возраста посильных и постоянных трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следует сочетать с элементами игры, а в старших классах постепенно осуществлять переход от простых форм труда к более сложным. Важно приучать детей выполнять нужные, но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.

Таким образом, мы остановились на наиболее продуктивных средствах  воспитания народной педагогики, выделив  среди них фольклор, религию, природу, литературу, родной язык, музыку, пословицы, сказки и загадки, трудовая деятельность.

Важными средствами народного  воспитания являются также, традиция, обряд, игра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26 вопрос: Народное трудовое воспитание.

Трудно переоценить значение трудового  воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений  и других общественных  институтов. 
 
Труд в условиях Средней Азии и Казахстана был связан прежде всего с животноводством, садоводством, шелководством, народными промыслами. Известный хлебороб, почётный академик ВАСХНИЛ  Т. С. Мальцев справедливо заметил, что «бытовая культура, духовный склад народа порождены тысячелетиями земледельческой цивилизации. Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к матери – сырой земле». Нелёгкий труд земледельца и животновода, отношение к хлебу как святыне, хлопку, всё это воспитывало у детей чувство любви к труду и людям труда. Народ не только прославляет труд как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует его вдохновенный характер : «Труд – всему отец». 
 
Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому мало и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что  овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещикоторыенадосделать чтобы  выучиться  ». 
 
 
Народ высмеивает человека, который ищет лёгкой работы. Поговорка гласит : « В дождливый день много желающих кур поить». Особенно отрицательное отношение вызывают люди, имеющие «белые ручки», которые любят чужой труд. Народ высмеивает человека, не задумывающегося  о результатах своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом. В таких случаях говорят : «Подрубив топором корни дерева, вершину водой поливает». 
 
Если сформулировать отношение народа к трудовому воспитанию в современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее   трудовое воспитание , за добросовестный, систематический и разумный общественно полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Сказки как известно  идеализируют силу и возможности героев, но в их основе – народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели. 
 
Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание невозможно представить  как воспитание нетрудовое. Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь в виду ряд обстоятельств. 
 
Во – первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду, не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в общественном коллективе. 
 
Во – вторых, прилагать все усилия к тому, чтобы труд ребёнка не был принудительным, т.е. носил творческий характер, трудился с интересом, любовью, без боязни «трудового пота». 
 
В – третьих, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные качества : любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям  тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда. 
 
В – четвёртых, трудовое воспитание должно стать средством не только «физического развития в труде», но и психологического и духовного  развития человека. 
 
В – пятых, важно учитывать , что трудовая подготовка в семье имеет большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации. 
 
Весьма созвучны народным взглядам мысли А.С. Макаренко о том, что родители должны воспитать у ребёнка способность терпеливо и «без хныканья» исполнять неприятные работы. Только такое воспитание может уберечь детей в дальнейшем от неправильного отношения к выбору профессии по принципу : «чистая – грязная; интересная – неинтересная; тяжёлая – лёгкая; выгодная  - невыгодная » и. т. д. 
 
Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека. В современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором их развития и вместе с тем удовлетворение потребностей народного хозяйства, уделяется особое внимание этой важной педагогической проблеме. Трудовому воспитанию принадлежит значительная роль и во всестороннем развитии личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны быть подготовлены не только учителя, но и  родители. 
 
 
В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки. При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим педагогическим требованиям : систематический и коллективный  характер труда, наличие у каждого  ребёнка с учётом возраста посильных и постоянных трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следует сочетать с элементами игры, а в старших классах постепенно осуществлять переход от простых форм труда к более сложным. Важно приучать детей выполнять нужные, но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду. 
 
Умственное и физическое воспитание  
      Происходящая сегодня перестройка содержания образования преследует цель создать условия для достижения личностью высокого уровня интеллектуального, нравственного, эстетического и физического. Именно это сможет повысить интеллектуальный потенциал государства, усилит влияние гуманистических идей и престиж государства, и духовных ценностей. В содержании образования важно отразить традиции и социально  - культурные ценности народа. Изучение истории, литературы, родного языка, занятия различными видами искусства должны помочь молодому поколению глубоко проникнуть в духовный мир своего народа, понять  истоки культуры, истории, образа жизни, стать продолжателем прогрессивных национальных традиций. Умственное воспитание новых поколений  всегда было предметом первой заботы народа. Народ, хотя и был в прошлом лишен знаний, но в глубине сознания народных масс всегда таилось огромное стремление к образованию и науке. «Знание – светоч ума» - народный афоризм. 
 
В представлении народа только умный человек может овладеть глубокими знаниями. 
 
 
«Дороже ума богатства нет», «Ум на рынке не купишь», «Ум – одежда, которая никогда не сносится, знания – родник, который никогда не исчерпаешь» - такова народная оценка значения знаний. Но особенно по современному звучит пословица : « Не удивляй одеждой, а удивляй знаниями». Это как бы народный отклик на стремление части молодёжи выделиться не знаниями и трудолюбием, а дорогостоящими вещами, купленными на деньги родителей. Народ выработал свои собственные дидактические принципы обучения и приобретения знаний, которые близки принципам научной педагогики . Связь знаний с жизнью – важнейшее дидактическое требование народа. Народ интуитивно пошёл к осознанию того, что необходима систематичность в получении знаний и непрерывность образования. Это ещё одно дидактическое требование, выработанное столетиями. Эта мысль очень образно характеризует такая пословица : «Учиться – всё равно что плыть против течения : остановился на минуту – и тебя отнесло назад». 
 
Основным источником знаний всегда были книги и чтение. «Нет больше наслаждения, чем читать книги, нет дела важнее, чем учить сына» - говорится в народных афоризмах. О значении книги как друга, советчика человека, как источника знаний говорится и в таких афоризмах : «прочтёшь незнакомую книгу, словно обретёшь хорошего друга, перечитаешь книгу, словно встретишь старого знакомого », «Книга  - ключ к знанию ». 
 
Знание языка народа рассматривает как важное средство расширения познания мира. Узбекский народ отмечает : «Знание языка открывает путь к сердцу», «Знание ста языков, что сто умов »,  - заключает пословица. И здесь родной язык выступает важнейшим фактором умственного воспитания детей, как великий народный педагог. В духовном сокровище народа родной язык является  самым близким и сокровенным. С первого родного слова матери, впервые услышав собственное имя, ребёнок начинает познание мира; из нежных колыбельных песен он впервые узнаёт родную мелодию и на всю жизнь её запоминает. 
 
 
Заслуживает внимания отношение народа к учителю – воспитателю. Народ, защищая честь учителя, без обиняков заявляет : «Ради учителя следует даже кинжал проглотить», «Кровь зальёт очи того, кто смеет покоситься на своего учителя». Он высоко ценил роль учителя в обучении и воспитании детей : «Свет лампы от масла, знания ученика от учителя». Обществу всегда импонирует справедливый и требовательный учитель. «Строгость учителя лучше ласки отца», - считает народ. Люди верно представляют себе взаимоотношения ученика и учителя. «Ученика хвалят в глаза, учителя за глаза, а подчинённого после работы», - говорится в афоризме. Народ готов простить учителю возможные ошибки в работе, ибо «самый хороший учитель не без ошибок», но  репутация учителя должна быть безупречной, так как дети ему подражают, копируют его манеры, и, как верно подметил народ, «если учитель пьёт стоя, то ученики пьют на бегу». 
 
Наряду с умственным воспитанием народ выработал свои нормы, методы и средства физического воспитания молодого поколения. Ухудшение природной среды обитания человека, распространение таких отрицательных воздействий на детей, как алкоголизм, курение, наркомания, очень остро ставят сегодня вопрос о физическом здоровье молодого поколения. Физическое воспитание, физическая культура становятся неотъемлемыми компонентами разностороннего, гармоничного развития личности. 
 
Забота о здоровье ребёнка и его нормальном физическом развитии, воспитание выносливости, ловкости, сноровки – всё это всегда было предметом неустанной заботы народа. Физическое воспитание детей и подростков находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных соревнованиях. Народ имел определённое представление о функциях человеческого организма, об экзогенных и эндогенных факторах физического развития. Было понимание того, что чистый воздух – важнейший элемент здоровья : «Лучше дышать свежим воздухом чем пить лекарство». Народ понимал, что залог здоровья -   физическое воспитание  . Порою молодёжь беззаботно относится к своему здоровью. 
 
 
Многие народные афоризмы рассматривают здоровье, как величайшее богатство, как неповторимое благо для человека. Казахи поддерживают эту мысль в социальном аспекте : «Богатство бедняка – это его здоровье». 
 
Народ не только знал факторы физического воспитания, но и эмпирически выработал ряд разумных методов лечения. Общепринято народное изречение : «Держи голову в холоде, а ноги в тепле ». Простудившемуся человеку в народе говорят : « Пропотеешь – и жар пройдёт». Народ понимает силу внушения и разумно предупреждал : «От мнительности можно и заболеть». Достойно внимания отрицательное отношение народа к курению. «Кто курит, у того горят нутро и деньги», - остроумно замечает народ. 
 
Центральное место в системе физического воспитания занимали детские игры. В народном представлении  игры не только развлечение, но и средства физического, нравственного воспитания детей. Через игры реализуется самодеятельность детей : детские тайные языки, считалки, жеребьёвки, декламации, хороводы и т. д.  
 
Особое значение народ придавал национальным играм – как важному фактору физического развития и воспитания. По  поводу характера  национальных игр В.Б. Шкловский верно заметил : «все люди похожи друг на друга; они одинаково смеются, одинаково плачут. В сходстве игр мы видим сходство человеческих сознаний. Играя в игры разных народов, будем узнавать друг друга ». 
 
Таким образом идеалом физического воспитания, в представлении народа, было воспитание молодой смены – здоровой, жизнерадостной, сильной, отважной. Комплекс мер, включающий в себя народную медицину, разумное питание, использование природных факторов, игры, спортивные соревнования и праздники, обеспечивал нормальное физическое развитие детей. 
 
 
                    
 
Заключение. 
 
Опираясь на народные методы воспитания педагоги – теоретики и практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Однако ядро народной мудрости всегда присутствует в любой воспитательной теории. В современных условиях трудовые традиции развиваются, совершенствуются и обогащаются. Это и есть проявление народной педагогики в действии, в жизни. Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства дружбы, товарищества. 
 
Исследования проблем народной педагогики позволяют утверждать что концепция народной педагогики сложилась. Установлен предмет народной педагогики, определены её источники, принципы, методы, характерные особенности. Концепция народной педагогики рассматривает педагогические воззрения народа как  выражение практической народной философии, как сгусток веками накопленного коллективного опыта народных масс по воспитанию и обучению молодого поколения, гениально воплощённых в разнообразных памятниках устного народного творчества. 
 
Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика  заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования. 
 
Народное воспитание – это общественное воспитание. 
 
 
На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания  в сочетании с эмпирическими знаниями, проверенными на практике, составляет ядро народной педагогики. Следует однако принять  во внимание, что педагогическое воззрение народа, сложившиеся без профессиональной педагогической подготовки, на основе лишь эмпирических знаний, носило в известной мере стихийный характер. Сам процесс воспитания, повседневный педагогический контакт в детьми не всегда был осознанным. В этих условиях поражает умение народа по крупицам отобрать всё лучшее, разумное, отвечающее народному идеалу в воспитании настоящего человека. С этих позиций народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогического эксперимента. Современная теория педагогики, обогащённая народным опытом воспитания, даёт возможность значительно повысить педагогическую культуру народа, убедиться в том, что народные массы играют активную роль в развитии педагогической мысли как составной части общечеловеческой культуры.  Рассмотренные нами  памятники народной педагогики позволяют сделать чисто педагогические выводы. Приводимые поговорки, пословицы и сказки пробуждают чувство оптимизма, они стремятся привить людям, и прежде всего молодому поколению, самые лучшие человеческие качества. Для того чтобы наиболее успешно решать эти благородные задачи, опираясь на народную мудрость, следует принимать во внимание следующие обстоятельства. 
 
Житейские правила и приёмы воспитания – это первые законы, с которыми человек встречается в своей жизни. И они рождаются в семье. Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали не писаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. В народных поговорках, пословицах, сказках выкристаллизован вековой опыт воспитания молодого поколения. Доступные и близкие людям по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении, народные сказки и афоризмы несут в себе бесценную народную мудрость. 
 
 
Учителя, читающие в школе курс «Этика и психология семейной жизни», имеют возможность в пределах программных требований подобрать соответствующие примеры и приводить их на уроках, провести беседы и диспуты по тем или иным вопросам, практиковать домашние сочинения на основе наиболее выразительных народных изречений и афоризмов. В процессе внеклассной и внешкольной  работы целесообразно привлечь самих учащихся собирать и записывать примеры устного народного творчества, создавать сборники и журналы пословиц и поговорок. 
 
Поговорки, пословицы и сказки оказывают воспитательное воздействие не сами по себе, а при условии, если родители личным примером соблюдают, поддерживают принципы выраженные в них. Каждая пословица и поговорка, каждое любимое изречение, сказка, если они разумны и к месту звучат, соответствуют духу и традициям семьи, выражают её истинные стремления, если они понятны и близки к сердцу детей, становятся прекрасным, поучительным нравственным уроком в семье. Как примеры кратких и метких выражений  поговорки и пословицы можно использовать и в целях развития речи детей, приучая их запомнить и использовать как эпиграфы в сочинениях, примеры в логических доказательствах.      
 
Ни одна из приведённых пословиц и поговорок и народных сказок о воспитании вообще, о трудовом, нравственном, умственном, эстетическом воспитании в частности по своей идее и содержанию не противоречит данным научной педагогики. Более того, будучи бесценным творением гения своего народа,  они  имеют весьма широкое распространение среди масс. Общедоступность -  характерная черта поговорок и пословиц. Недаром в пословице говорится , что «без углов дом не строится, без пословиц речь не молвится». 
 
Важно, чтобы учителя и родители чаще стремились в общении с детьми использовать эти образные выражения, поясняя их смысл и значение с точки зрения современных задач. Устное народное творчество содержит различные явления языка, логические единицы, художественные миниатюры, поэтические образные обобщения социально – исторического опыта. Они выражают нравственные, этические и эстетические взгляды народа. В силу этого они представляют  реальную основу для изучения народной психологии. 
 
Педагогические воззрения народа должны стать предметом дальнейшего изучения в школах и других учебных заведениях. В действующих учебных программах общеобразовательных школ подчёркивается  воспитательное значение народного творчества.  «Материалы устного творчества, - говорится в программе, - имеют большое воспитательное значение. Идеи народного творчества способствуют  патриотическому, нравственному воспитанию, формированию этических понятий ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27 вопрос: Фольклор как средство воспитания.

Не секрет, что современные  мультфильмы и кинофильмы развращают наших детей, которые в силу своего возраста не всегда могут сделать  правильный выбор в пользу добра. Именно поэтому во многих детских  садах и общеобразовательных  школах есть специализированные занятия  по фольклору. На них любознательным первооткрывателям дают возможность  развить внутренний мир, повысить уровень  культуры и найти свой путь для  самореализации в этой жизни, даже несмотря на столь малый возраст.

Фольклор –  как средство воспитания детей младшего дошкольного и школьного возраста очень приветствуется на Западе, ведь там в первую очередь заботятся о внутренней гармонии каждого маленького человечка, которому в будущем предстоит совершать огромные дела и важные поступки. Однако сегодня и в нашей стране стали уделять данному методу воспитания детей огромное значение, так как в нем есть то рациональное начало, которое невозможно почерпнуть из современных развлечений.

Все дело в том, что под фольклором следует понимать культурное наследие нескольких поколений, в которое вошло все самое лучшее. Народные мудрости, скороговорки и прибаутки, забавные и удивительно добрые песни – все это воздействует словно бальзам на детское сознание, отчего любой ребенок становится чуточку отзывчивее и милосерднее.

Также следует отметить, что прививать любовь к фольклору  должны не только воспитатели дошкольного  учреждения и учителя начальной  школы, но и родители. Ведь именно они  отвечают за правильное воспитание и  своевременное развитие собственного сына или дочери, закладывают самые  главные жизненные принципы, которыми собственно и будет руководствоваться  их ребенок уже во взрослой жизни.  

Самым лучшим способом пробудить интерес к народному  творчеству – это его участие вместе с родителями в кружках и различной самодеятельности, которая есть сегодня в каждом городе и поселке. Взрослые члены семьи должны постоянно поощрять желание ребенка узнавать вековые традиции своего народа, ведь это является одним из важнейших этапов также и в воспитании патриотизма.

Помогите своему ребенку  открыть многогранный мир и удивительное величие фольклора, ведь это окажет благоприятное развитие и на его  устную речь, умственное развитие, а  мышление сделает креативным. Такой  ребенок не будет чувствовать  душевную пустоту, ведь он всегда найдет для себя хорошее увлечение, поскольку  фольклор привнесет в его жизнь  много доброты и позитива.

 

 

 

 

 

 

 

28 вопрос: Природа как фактор народного воспитания.

Природа является главным фактором, объединяющим в  единое целое комбинированные меры воздействия на детей, комплексные  формы организации их деятельности, все стороны формирования совершенной  личности. Поэтому первоначальным толчком  к пробуждению в человеке мысли  о совершенстве, впоследствии развившейся в сознательное стремление к самоусовершенствованию, послужило представление о гармоническом характере отношений в природе. Так, совершенство человека связывается с естественностью, природосообразностью, непрерывностью процесса воспитания, с его ранним началом. 
 
Объективная гармония природы несет в себе начатки и субъективной гармонии; уяснение этого способствует укреплению здоровья, благотворно влияет на умственное развитие ребенка. Соприкасаясь с природой и жизнью, протекающей на лоне природы, дети имеют своими педагогами их же, а природа и жизнь признаются лучшими воспитателями. 
 
На лоне природы ребенок побуждается подолгу и нераздельно наблюдать одно какое-нибудь запечатлевшееся явление. Все явления природы ребенком воспринимаются цельными, а поэтому и запечатлеваются в нем гораздо сильнее, в результате чего в нем воспитываются сосредоточенность и глубина мысли. 
 
Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и способствует более широкому и всестороннему росту духовных сил. Извечна эстетическая роль природы, что подтверждается высокопоэтичными произведениями, которые создает каждый народ, черпающий свое вдохновение из созерцания красот природы. 
 
С природой как решающим фактором воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви. Вспомним «Декларацию прав человека»: «Человек рождается свободным». Эта свобода удивительным образом поддерживается и реализуется в системе народного педагога-новатора Бориса Никитина, главная книга которого называется «Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней». 
 
Природа - это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звезды на небе родины - родные. Вспомним их народные названия: «Медведица» (Большая и Малая), «Млечный путь». По звездам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к родному дому.  
 
Очеловеченное восприятие природы проявляется даже в наивных проявлениях антропоморфизма. Удивительно отношение к природе представителей так называемых диких и полудиких народов. Их отличает гуманное отношение к каждой букашке, к каждому листку, они очеловечивают все живое и неживое в природе. Ни один северянин напрасно ветки не сломает, листка не сорвет, птичье гнездышко он далеко обойдет, чтобы не потревожить птенцов. Якуты, например, комаров не убивают, а просто отгоняют их, не хотят нарушения гармоний в природе. 
 
Чувашский народ обожествляет, поэтизирует дуб, называет его батюшкой. У него только тело жесткое, а душа мягкая, посидит негодяй в тени дуба - на следующий день померкнет для него свет божий и начнет он сохнуть. Юманкка - дубочком называют сына, на которого делает ставку не только семья, но и род. Часто он оказывается единственным сыном, в семье. И воспитывают, формируют его по примеру дуба: твердым и сильным - в делах, мягким и нежным - в душе. 
 
Г.Н.Волков приводит рассказ этнографа Захария Ефимовича Чернякова об экскурсии по тундре. После длительного перехода ему захотелось прилечь... Саам, провожатый, опередив, предугадав преступный жест, - собрать под себя охапку мха, замахал руками: «Нельзя, невозможно. У нас так не делают. Иначе все исчезнет. А как же олени»... В тундре на сотни верст кругом один мох растет. Однако каждый отросточек мха, с трудом пробивающийся из мерзлой земли, для саама драгоценен, для него родная природа - и символ, и идеал. 
 
У поволжских народов обожествляются озера, реки, овраги, холмы, родники, отдельный деревья, они объявляются местопребыванием вполне определенных богов-покровителей и называются их именами. К каждой травинке здесь - трепетное отношение. Каждый уголок несет свою лирику и функционирует автономно. Однако гармония, нежная, хрупкая, как горный хрусталь, чуть что - и рассыпается на мелкие осколки. Грубое вмешательство в жизнь природы имеет страшные последствия, делая людские души пустыми, холостыми, черствыми, неспособными откликнуться на зов родины. И тогда погибает страна, исчезает народ. 
 
Русский лес, русская природа, русская зима, русское небо - это не эпитеты и не метафоры, а движения души русского человека, примеры-идеалы, примеры-символы, призывающие к гармонии со Вселенной. 
 
Природа содействует формированию различных черт личности: здоровья, развитию ума, нравственности, трудолюбия, чувства прекрасного. Так доминирующее влияние природной среды перерастает, при условии целенаправленной педагогической деятельности взрослых, в способность не только созерцать и объяснять природу, активно ориентироваться в ней, находить средства выживания в экстремальных условиях, но одновременно любоваться ею, помогать ей, улучшать ее. В этом трепетном отношении к окружающей действительности природе и человеческому сообществу как ее части - и состоит смысл исконного совершенства человеческой личности. Системой взаимоотношений человека и природы закладывались зачатки экологической культуры. 
 
Гармония, царящая в природе, накладывала свой отпечаток и на народную педагогику, как на педагогику природную, естественную, несущую на себе величайшую из гуманистических идей вечности воспитания. Педагогические знания находились в тесной связи с житейской философией и моралью, с агрономическими, метеорологическими, астрологическими и другими наблюдениями за окружающей природой. Это значит, что повседневная жизнь человека определяла характер многих воспитательных традиций. С одной стороны, функционировала народная педагогическая идея, и даже концепция воспитания (познание, знание - аспект эпистематический), с другой выявлялось и воспитательное значение народных знаний (значимость, ценность - аспект аксиологический). 
 
Особенности природы, в которой протекает жизнь того или иного народа, влияют и на формирование национальных черт его характера. Именно в этом смысле, конечно же, условно, можно трактовать "педагогику Севера", "педагогику тундры", "педагогику степей", "педагогику гор" и даже "педагогику дуба и дубрав" (обожествление дуба чувашами), "педагогику березки" (высшая степень поэтизации березы русскими - вплоть до образа Родины - "Любовь к родине начинается с березки у крыльца"). 
 
Разнородностью природы и деятельностью людей объяснял К.Д.Ушинский разнообразие человеческих характеров: «И в русской равнине есть разнообразие и в природе, и в жителях». Природа, в окружении которой происходит деятельность людей, оказывает непременное воздействие «как на юношеское развитие каждого отдельного человека, так еще гораздо более на развитие целых племен» Природа влияет на душевное и умственное воспитание человека. Жизнедеятельность племени в определенных природных условиях содействует созданию народной индивидуальности, отличной от других. 
 
Экологическое воздействие на традиционную духовную культуру народа явно прослеживается в языке, фольклоре, религиозных верованиях и обрядах. Во всех перечисленных сферах присутствует природа и отношение к ней. 
 
Педагогические требования, как принцип природосообразности, принцип естественных последствий получили отражение - хотя и в самой примитивной форме в произведениях устного творчества задолго до обоснования их в педагогической науке. 
 
Эта взаимосвязь духовной культуры и окружающей действительности обобщенно показана в суждениях Ушинского о поющих сынах природы, о песнях, соответствующих их этническим особенностям, - оссиановская поэзия, родившаяся на обнаженных полянах сурового, отуманенного облаками шотландского высокого побережья, лесная песнь канадца, песня негра на рисовом поле, песнь камчадала про медведя, рыбачья песня островитянина отличаются удивительной точностью наблюдений. Особенное впечатление, конечно же, производит оценка песни камчадала. В связи с нею вспоминается и колыбельная пробудительная песнь ительменов, открытая И.А.Богдановым, цель которой - пробуждение ребенка и встреча наступающего дня в хорошем настроении. 
 
По мнению К.Д.Ушинского, «впечатление из природного быта через высшее духовное посредство может передаваться и в быт образованности отдельного существа или целого народа». (Ушинский К.Д., с. 265 ) 
 
Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности и человека. Говоря «на лоне природы», русский народ очень легко определил роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве - высшая гармония жизни на земле. 
 
Настоящий поэт, музыкант, художник, педагог формируется прежде всего и более всего под влиянием природы. Когда у очень самобытного русского художника Тимура Новикова спросили: «Какие впечатления формировали Вас как художника?» - он с любовью поведал о суровой северной природе: «Я три года жил на Новой Земле. Зимой тундра занесена снегом. Белые медведи ходят вдалеке. На Новой Земле дуют настоящие сильные арктические ветры. Они запросто могут унести человека. Там бывает три состояния погоды. Первое - когда никто из живых людей не имеет права выходить на улицу. Ветер такой силы, что человеку с ним не справиться. Второе - когда на улицу не выходят женщины. На улицах могут находиться только военные на бронетранспортерах. Третье - когда детей на улицу не пускают». 
 
О привязанности ненца к Родине сказано: «Лучше гибель, но со славой, чем бесславных дней позор». Лучше пронизывающий, валящий с ног уносящий в мировое пространство ветер на родине, чем покой на печке на чужой стороне. 
 
Природа у чувашей называется «светлая погода», что означает средний мир, ибо есть еще верхний, где обитают боги и души святых, и потусторонний, нижний, темный. Природообразный подход в воспитании обеспечивает гармоничный, комплексный подход к формированию личности, поскольку природа оказывает комбинированное воздействие на чувства, сознание, поведение человека.  
 
Патриотизм - это прежде всего любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм - дело тихое и интимное. Да, настоящее чувство не бывает напоказ, оно сокровенно, т.е. задушевно, свято хранимо. Прекрасный рассказ на эту тему написал Виталий Бианки. Как-то сороку спросили, любит ли она свободу. Она замахала крыльями и сказала: «Конечно! Солнце, воздух, простор, как это прекрасно!» И спросили у волка, а он говорит: «Я что-то об этом не думал». Посадили их в клетки, пришли через год, снова спрашивают. Спросили у сороки - она опять говорит: «Конечно!» Подошли к волку, а он умер... 
 
Природа - великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность. Вот, например, советы народного литовского врача, педагога, психолога K.B. Динейки:  
 
«Бодро встаньте на коврик лучезарной природы.  
 
Устремитесь мысленно ввысь!  
 
Наслаждайтесь гармонией звездных миров, пребывающих в вечном движении! 
 
Поклонитесь низко предкам! Выпрямитесь со светлыми мыслями о будущем! 
 
Насыщайте мозг и весь организм живительной струёй кислорода! 
 
Выдохните неприязнь и озабоченность! Будьте веселее и активнее!  
 
Уберите с лица пыль уныния! Улыбнитесь всепобеждающей жизни и матери - родине! 
 
А теперь - идите, шагайте смело, радостно и стремительно». 
 
Народным педагогом создана «солнечная тропа», пролегающая по лучшим, самым красивым местам Родины. В его системе воспитания - и поэзия, и нравственность, и физическое и духовное здоровье. 
 
Многое из опыта общения человека с природой духовно обогащает народную педагогику. Этот опыт всегда национален, но он никогда не выпадает из русла общечеловеческих тенденций. Ласточка совьет гнездо на фронтоне дома: «Чело дома приглянулось ласточкам» - счастье семье. Дятла стук услышишь - день предстоит радостный, увидишь дятла - день окажется счастливым: «Родственная птица, родственная душа - вечно в трудах и заботах». Человек без запаха земли долго не проживет. И пусть в высотных домах в центре огромного города будут хотя бы цветы в горшках (Волков Г.Н.). 
 
В лесном ресторанчике «Монашеский дворик» недалеко от Эльгерсбурга в Германии в переднем углу можно прочесть сокровенные слова - посетители читают их про себя и потом повторяют как молитву: «Человек нуждается в каком-либо своем, родном местечке. Это место может быть очень маленьким, но о нем человек может сказать: смотрите вокруг, все это мое. Здесь я живу, здесь я люблю. Здесь я нахожу отдохновение. Здесь моя родина. Здесь я дома». Г.Н.Волков призывает специально подбирать подобные тексты ни разных языках для оформления школьных и классных помещений. Они - как диалоги, как мысли и голова веков. 
 
Природа как макрокосм - великая, огромная Вселенная, природа человека как микрокосм - малая вселенная - и определили принцип природосообразности в качестве высшего, основного принципа воспитания. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитию - как зло и извращение. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я.А. Коменским. В традиционной педагогике слова «хороший», «естественный» и «природосообразный» и, наоборот, «плохой» «злой», «неестественный» или «противоестественный» считаются синонимами. На тех же позициях стояли Руссо, Песталоцци, Ушинский, Толстой. Что же касается системы воспитания В.А. Сухомлинского, то она вся насквозь природосообразна, жизнесообразна, и в этом ее сила. Высочайшая жизненная мудрость состоит в том, чтобы человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, опираясь на нее, предоставил бы ей руководить собой. Принцип природосообразности является высшим, основным принципом всего воспитания, всей человеческой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

29 вопрос: Этническая картина мира.

Что представляет собой этнической картины мира, присущая тому или иному народу? Прежде всего очевидно, что — это некоторое связное представление о бытии, присущее членам данного этноса. Это представление выражается через философию, литературу, мифологию (в том числе и современную), идеологию и т.п. Оно обнаруживает себя через поступки людей, а также через их объяснения своих поступков. Оно, собственно, и служит базой для объяснения людьми своих действий и своих намерений. Но при этом важно подчеркнуть, что картина мира осознается членами этноса лишь частично и фрагментарно. Фактом сознания является не ее содержание, а ее наличие и целостность. В этом смысле она является неким фантомом. Человеку скорее кажется, что он имеет некоторую упорядоченную систему представлений, тем более представлений общих с его социокультурным окружением, чем он имеет ее в действительности. Имеет он нечто совсем иное: ощущение наличия такой целостной, упорядоченной и гармоничной системой. Это закономерно. Ведь основная функция этнической культуры — это функция психологической защиты. В действительности же разрозненные элементы картины мира присутствуют в сознании человека в качестве фрагментов, не вполне стыкующихся между собой. Это становится ясно при попытке облечь картину мира в слова.

Однако это не означает, что опираясь на осознаваемые фрагменты, картину мира нельзя реконструировать как логическую целостность, мифологему реальности, стройную и взаимосвязанную. Но при попытке такой реконструкции  окажется, что исходные пункты этой мифологемы, на которых, собственно, и  держится весь каркас реконструкции, абсолютно необъяснимы изнутри ее самой и в них содержатся значительные внутренние противоречия. Более того, несмотря на то что присутствующая в данной картине мира внутренняя логика может восприниматься членами этноса как нормативная, на деле она оказывается таковой лишь отчасти. В один и тот же период различные группы внутри этноса могут иметь разные картины мира, у которых имеется общий каркас, но различаются сами здания (схемы), и логика поведения, исходящая из одного источника, на практике проявляется совершенно различным, порой даже противоположным образом.

Кроме того, этническая картина  мира сильно меняется с течением времени, причем люди не всегда осознают культурные разрывы, которые могут быть очевидны для исследователя. Неизменными оказываются лишь логически необъяснимые, принятые в этнической картине мира за аксиому, блоки, которые внешне могут выражаться в самой разнообразной форме. На их основе этнос выстраивает новые и новые картины мира — такие, которые обладают наибольшими адаптивными свойствами в данный период его существования. 

 

 

 

 

 

 

31 вопрос:Поликультурная компетентность современного педагога.

Поликультурная  компетентность педагогов – это результат их поликультурного образования.

Поликультурная  компетентность – интегративное  качество личности, включающее систему  поликультурных знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, поликультурных качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых  для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся  в способности решать задачи профессиональной деятельности в ходе позитивного  взаимодействия с представителями  разных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп).

Структурными компонентами поликультурной компетентности педагогов  являются: 1) когнитивный, 2) мотивационно-ценностный, 3) деятельностный.

Когнитивный компонент предполагает сформированность системы поликультурных знаний, выступающих ориентировочной основой деятельности личности в поликультурном обществе.

Мотивационно-ценностный компонент  представляет собой сложившуюся  систему мотивационно-ценностных образований: мотивов, ценностей, интересов, потребностей, поликультурных качеств, регулирующих повседневную жизнь и деятельность личности в поликультурном обществе.

Деятельностный компонент обеспечивает сформированность поликультурных умений и навыков, соблюдение социальных норм и правил поведения в поликультурном обществе, опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур, а также умение организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве.

Понятие “поликультурность” охватывает образовательное пространство, которому свойственно языковое, культурное и духовное разнообразие. Соответственно понятие поликультурной личности предполагает понимание и принятие ею языка, культуры и духовного мира других народов. Следовательно, поликультурность лежит в основе формирования толерантности: терпимое, доброжелательное, дружелюбное отношение к другим народам, готовность прийти им на помощь, вступать с ними в диалог возможны только при знании их культуры. Поликультурность выступает важным условием устойчивого социального развития, обеспечивающим интеграцию каждого человека в мировое культурное и образовательное пространство. профессиональная компетентность педагога составляет содержание педагогической культуры.

Выделяют в структуре  педагогической деятельности три взаимосвязанных  компонента: конструктивный, организаторский  и коммуникативный. (Н. В. Кузьмина) Для  успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

Информация о работе Этнопедагогика. Объект, предмет, задачи