Этнопедагогика. Объект, предмет, задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 22:58, реферат

Краткое описание

Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.

Вложенные файлы: 1 файл

1 вопрос.docx

— 201.73 Кб (Скачать файл)

Не менее сложен и юношеский  возраст. В этот период завершается физическое созревание человека, реально возникают условия для его психической и нравственно-эстетической зрелости. Юноши и девушки уже готовы к участию в общественно-производственной деятельности, в производительном труде. Однако пока еще семья и школа не обеспечивают необходимых условий, удерживают старшеклассников на положении подопечных, постоянно контролируемых людей, будто не способных к самостоятельным решениям, к ответственности за свое поведение и свои действия. Это препятствует развитию у юношей и девушек самодеятельности, становлению коллектива, осуществлению многосторонней деятельности общественных организаций, школьного ученического самоуправления.

Юноши и девушки способны к целостной нравственно-эстетической оценке человека в единстве его духовной и внешней физической красоты. Их сознание насыщено знаниями, впечатлениями, идеальными стремлениями, максималистскими требованиями к нравственному поведению человека. Отдельные старшеклассники, стремясь в своем максимализме к формированию в себе высоких нравственных качеств и общественных идеалов, не имеют возможности для их реального осуществления. В результате они внутренне «перегорают», успокаиваются, склоняются к равнодушию и скептицизму, уходят в «неформальные» объединения. Другие, преодолевая жизненные препятствия находят выход к реальным делам, ответственным общественным отношениям и формируются как цельные личности. Третьи проникаются мещанской житейской мудростью. В личной практике они убеждаются, что совсем не выгодно быть самим собой. Нужно казаться, лицедействовать, изображать из себя общественника и тогда можно неплохо устроиться. 

Основной способ формирования личности старшеклассников состоит в разрешении противоречия между их готовностью к полноценной социальной жизни и ограниченностью, отставанием от жизни, содержания и организации их повседневной деятельности. Оно преодолевается на основе осуществляемого в условиях современной индустрии и передовых форм организации труда соединения обучения молодого поколения с производственным трудом.

Особенность отроческого  и юношеского возрастов состоит  в том, что подростки, юноши и  девушки не всегда считают нужным и способным выразить свое нравственно-эстетическое отношение к жизни в эстетической форме. В их среде можно столкнуться с фактами, когда хорошие ребята выглядят комичными и жалкими или внешне ведут себя вызывающе грубо. Важно помочь подросткам разобраться в самих себе, найти адекватные формы самопроявления.

О сформированности у юного человека общественно ценного нравственно-эстетического отношения к жизни можно говорить тогда, когда его нравственно-эстетическое чувство и сознание выступают в качестве действенного стимула активной борьбы с безобразием, безнравственным и антиэстетичным. Это чувство и сознание превращаются во внутреннего контролера, не позволяющего переступить через нравственный закон. Оно становится совестью, средством самопрозрения и самонаказания, приносящим нравственное удовлетворение и душевное спокойствие или раскаяние и угрызение.

Так, для накопления жизненного опыта ощущений, эмоций и для их фиксаций есть известный период детства. Это — период, когда ребенок  стремится в своем ознакомлении с внешним миром упражнять  органы внешних чувств. Ему необходимы предметы, обладающие сенсорными стимулами. В более старшем возрасте один только сенсорные стимулы не удовлетворяют ребенка и задерживают его внимание лишь ненадолго; здесь нужны стимулы, соответствующие стремлению ребенка к грамоте, счету, знакомству с природой, строением родного языка, общественной жизнью, различными видами труда и т.д. Внешний материал развития, соответствующий развивающимся психическим нуждам ребенка, представляет собой как бы ступени лестницы, которые помогают ребенку подниматься наверх: эти ступени должны вести к становлению высших совершенств. Это и есть развитие личности.

Идея сензитивных периодов теснейшим образом привязала проблемы воспитания к решению проблем развития, условий, предпосылок и факторов развития.

Такие теоретики, как Дж, Лдамс, Г. Винекси, Ф. Гансберг, П.Ф. Лесгафт, В.М. Бехтерев, подчеркивали, как и другие лидеры рассматриваемого течения, пластичность человеческой психики, позволяющей воспитанию многое изменить в природных данных индивида. Поэтому в ряду трех факторов развития:. наследственности, воздействия окружающей среды и воспитания — последнее является самым существенным. Стало быть, если воспитание и не может сделать всего из каждого, то оно может содействовать тому, чтобы недостаточно ярко выраженные сами по себе природные наклонности получили развитие-путем упражнения и чтобы, наоборот, другие наклонности не развивались или совершенно затушевывались. Нет никакого сомнения, что от недостатка воспитания глохнут и гибнут   выдающиеся, даже гениальные природные задатки.

Средства народной педагогики

 

Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение  ребенка с целью сообщения  необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек нравственного  поведения.

Среди исследователей народной педагогики нет единого мнения о  средствах воспитания. Не ставя перед  собой цели проанализировать все  точки зрения ученых на эту проблему, остановимся на самых эффективных  средствах воспитания современных  школьников, взяв за основу положение, высказанное К.Д. Ушинским в известной  работе "О народности в общественном воспитании": "Религия, природа, предания, законы, промышленность, литература и  т.д. - это все из чего слагается  историческая жизнь народа…" .

Обратимся к наиболее продуктивным средствам воспитания народной педагогики.

Природа.

Могучим средством воспитания является природа. Богата и красива  природа России, по-своему чудесен  и прекрасен каждый уголок нашей  Родины.

Природа способствует развитию эстетических чувств, наблюдательности, воображения. Кто по- настоящему любит  природу, как правило, добр в отношении  с людьми.

Необходимо помнить, что  природа - источник прекрасного, и детям  нужно помочь понять и почувствовать  всю прелесть и красоту природы  родного края. Воспитание у юношей и девушек эстетической чуткости к природе, глубокого понимания красоты - сложная задача воспитателей, которая может быть решена разными разнообразными методами, важнейшими из которых являются те, которые основаны на непосредственное общение учащихся с природой (прогулки, туристические походы, сбор гербариев и лекарственных трав и т.п.). В целях более глубокого понимания красоты природы полезны проведение бесед, организация фотовыставок, чтение и обсуждение художественных произведений писателей, беседы по творчеству художников - пейзажистов.

Воспитание эстетического  отношения к природе предлагает не только понимание ее красоты, но и активное участие школьников в  охране природных богатств. В этом плане помогут субботники по озеленению территории школы, своего дома, улицы, соблюдение права пребывания на реке или в лесу во время туристических  походов, прогулок, рыбалки, сбора грибов, ягод и т.д. Такие виды активной деятельности по сохранению природы приносит учащимся удовлетворение и радость, воспитывают  у них эстетические потребности  и навыки вносить прекрасное в  окружающую жизнь.

Давно установлено, что человек  вырастает под непосредственным влиянием окружающей его природы. Ни современные небоскребы, ни бетонные магистрали не могут отгородить его  от нее. Лучше всего, когда человек  и природа находятся в тесном союзе.

Необходимо не только воспитать  в ребенке любовно - созерцательное отношение к природе, но и особенно важно использовать все возможности, чтобы постоянно развивать в  нем созидательное . Нужно говорить, прежде всего, что вся окружающая среда, все живое нуждается в человеческой опеке, помощи и поддержке, указать ребенку на объект, требующий его заботы и внимания.

Религия.

Религия - одно из могущественных движений, обогащающих духовный потенциал  мировой истории.

Наиболее надежный путь приобретения знаний - обращение к источникам, документам, существующих с древних  времен, на которых основываются религиозные  учения.

Религиозное сознание как  часть общественного сознания играет большую роль в жизнедеятельности  человека, в формировании его личности. Поэтому необходимо направлять усилия к использованию прогрессивных  идей религиозной культуры и этики  в воспитании детей и молодежи, в формировании полноценной личности со здоровыми индивидуально - социально  значимыми потребностями - высокой  нравственностью, милосердием, состраданием .

Важнейшей функцией религии, как мы уже отвечали, является воспитание. Учитывая фольклорную основу большинства  библейских историй, их нравственный смысл, можно говорить о том, что религия  является составной частью народной педагогики. Своими специфическими методами вера регулирует поведение человека.

Изучая педагогические труды  русских ученых, особенно тех, кто  жил и работал вдали родины, можно заметить, что задачу воспитания молодого поколения они видели прежде в сбережении в детях чувства любви к Родине, своей традиционной культуре.

Осуществить традиционное православное воспитание в современных условиях, руководствуясь законами Российской Федерации "Об образовании" и "О свободе  вероисповедания", можно с помощью  введения в школу факультативных курсов на основе православной этики, истории религии, духовной культуры России.

Каким образом следует  проводить духовное просвещение  детей? Прежде всего, на уроках, факультативных занятиях необходимо знакомить учащихся с Библией, особое внимание, уделяя новозаветной нравственности, любви  к ближнему. Евангельские тексты помогают школьникам выяснить, что такое совесть и как ее воспитывать, с чего начать работу над собой, почему плохо завидовать и ненавидеть, как мешают человеку в жизни злоба и неумение себя сдерживать, почему необходимы кротость, терпение. Изучая Таинства и обряды Православной церкви, Двунадесятые праздники, дети начинают понимать, насколько важно очищать душу от разнообразной скверны.

В учебной деятельности, и на уроках литературы, мировой  художественной культуры, музыки, изобразительного искусства необходимо рассказывать о святых подвижниках, их деяниях, духовной наследии, завещанном потомкам. Изучая творчество известных ученых и писателей, учащиеся с интересом узнают, какое  место занимает вера в их творческом раздумье над вечными проблемами бытия.

На примере жизни и  деятельности таких святых, как Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр  Невский, Серафим Саровский, Кирилл Белозерский др., они учатся любить родину, помогать ближнему, слушаться родителей. Христианская культура воспитывает нравственного человека.

Традиционное православное воспитание, характерное для русской  народной педагогики, имеет глубокие корни. На протяжении многих веков русская  православная церковь была силой, сохраняющей  лучшие традиции нашего народа, лежащие  в основе его единства и целостности, а нравственность является стержнем личности .Отказавшись в свое время от прошлого, мы отвернулись от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, что привело к негативным явлениям.

Фольклор

С искусством народа дети знакомятся с первой услышанной в раннем возрасте песни, сказки, в узнанной первой игре. Искусство следует за ним и во взрослую жизнь. Русский фольклор - величайшее богатство нации, неотъемлемая часть художественной культуры, совершенное творение многих веков .

Устное народное творчество представляет большую педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между  собой .

Познавательное значение фольклора проявляется, прежде всего, в том, что он отражает особенности  явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также  представление о природе своей  страны.

Воспитательное значение устного народного творчества состоит  в том, что лучшие его произведения вдохновенны высокими прогрессивными задачами, любовью к Родине, стремление к миру, т.е. проникнуты идеями народной педагогики .

Эстетическое значение фольклорных  произведений состоит в том, что  они являются замечательным искусством слова, отличаются большим поэтическим  мастерством, что сказывается в  их построении, и в создании образов, и в языке.

Фольклор искусно пользуется вымыслом, фантастикой, а так же символикой, т.е. иносказательной передачей и  характеристикой явлений и их поэтизацией. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа. Форма  его произведений веками отшлифовывались  творчеством мастеров слова. Поэтому  фольклор развивает эстетическое чувство, для него характерно раскрытие прекрасного  и в природе и человеке.

Все это обуславливает  необходимость работы с детьми на материале русского традиционного  художественного творчества, русской  культуры.

Сегодня педагоги могут найти  достаточное количество научной  и популярной литературы, содержащей исторические и этнографические  сведения о традиционной народной культуре. Знания о старинных обрядах, умение понимать и ценить фольклор, народное искусство, мы считаем, нужны подрастающему  поколению. Но абсолютизация фольклора  и этнографические реконструкции  в современном быте могут дать и отрицательный результат, так  как простое копирование фольклорных  образцов, ведущих к восприятию лишь внешней их стороны, без глубокого  внутреннего личного переживания, оказывается мертвым слепком.

Между тем, опыт работы с  детьми убеждает, что многие явления, присущие традиционной народной культуре, проявляются в естественных жизненных  ситуациях. Надо выявить в структуре  народной культуры те аспекты, которые  быть освоены детьми в их собственной  деятельности и пережиты эмоционально. На этой основе можно решить задачи "вживания" детей в культуру своего народа, развить творческие способности, формировать познавательные процессы, различные умения и навыки.

Литература

Русская литература известна своими гуманистическими идеалами, гражданским  пафосом в формировании полноценной  человеческой личности, ее духовности и нравственности. Являясь частью духовной культуры народа, литература наряду с другими гуманистическими дисциплинами знакомит учащихся с культурой  народа.

Информация о работе Этнопедагогика. Объект, предмет, задачи