Этнопедагогика. Объект, предмет, задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 22:58, реферат

Краткое описание

Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.

Вложенные файлы: 1 файл

1 вопрос.docx

— 201.73 Кб (Скачать файл)

Роль русской литературы оказалось уникальной, тесно связанной  с поисками новых форм национального  бытия, со стремлением к обладанию  цельным знанием, с исканиями  нравственного идеала, которые стали  для русской литературы маяком.

Истинный писатель своим  художественным творчеством соединяет  прошлое с настоящим и будущим; он укрепляет и пополняет народную память, одновременно сам, питаясь от нее; стоит на страже самосознания, достоинства и культуры своего народа, заботясь о ее сохранении и укреплении.

Хотелось бы, чтобы при  выборе произведений современных писателей  для чтения учитель рекомендовал учащимся, прежде всего те книги, которые  несут на себе отпечаток народной этической культуры, которая так  богато представлена в фольклоре, остерегая  их от заполонивших прилавки магазинов  книг, пропагандирующих разврат, насилие, жестокость, цинизм, аморальный образ  жизни.

Народная этика концентрирует  внимание на совестливость, трудолюбие, честность. В русской литературе можно найти достаточно примеров продолжения этих традиций. Например, в творчестве В.Г. Распутина, особенно в его повестях "Последний срок", "Прощание с Матерой". Распутинские старухи Анна и Дарья - носительницы лучших черт народной морали. То же самое можно сказать и о произведениях В.И. Белова, Е.И. Носова и других русских писателей .

Благотворное влияние  художественной литературы на воспитание учащихся, мы думаем, бесспорно. Произведения русских писателей воздействуют на чувства, воображение, интеллект  и волю читателя, открывают широкие  возможности для воспитания гуманности, прививают лучшие человеческие качества, делают человека более зрелым. Образы художественных произведений помогают в выработке идеала. А идеал, созревший  в сознании подростка, обычно служит как бы путеводной звездой, программой действия в воспитании положительных  качеств личности.

Сказки

Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь  сказками как памятниками народной педагогики, он написал, что никто  не в состоянии состязаться с  педагогическим гением народа. То же самое  следует сказать о сказках  и других народов 

Сказки, являясь художественно - литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических  обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищницы народной педагогики, более того, мы считаем, что во многих сказках содержатся педагогические идеи. Сказки являются важным воспитательным средством. В течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.

Русский язык

Великий русский педагог  К.Д. Ушинский справедливо заметил, что "лучшее и даже единственно  верное средство проникнуть в характер народа - усвоить его язык, и чем  глубже вошли мы в язык народа, тем  глубже вошли в его характер". Думаем, что стоит прислушаться к  словам ученого, задуматься над их смыслом. Именно с помощью родного языка  мы познаем мир, имеем возможность приобщится к тому огромному опыту, которое накопило человечество. Но, прежде всего родной язык позволяет нам лучше узнать родной мир - историю и культуру своего народа, а человек, не помнящий родства, не способен воспринять и мировой опыт. Язык является основной формой хранения знаний, и тем самым он служит и средством передачи этих знаний.

Очень важно показать школьникам, что слова русского языка - это  живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. В них живет  прошлое и настоящее народа, его  традиционный и современный быт, они отражают особенности трудовой деятельности людей, природной среды  их обитания, традиций, обычаев. Слова - памятник культуры .

Таким образом, мы постигаем  премудрости русского языка не для  того, чтобы уяснить язык как особую знаковую систему. Язык нужен нам, чтобы  говорит, читать, писать, понимать услышанное и прочитанное.

Чтобы адекватно понимать художественные и фольклорные тексты, специальную литературу, необходимо пополнять наши обыденные приблизительные  знания научными, энциклопедическими сведениями о тех или иных фактах или явлениях русской культуры. Поэтому, мы считаем, что надо очень бережно  относиться к своему языку. Только при  бережном и любознательном подходе  к слову и тексту мы сможем действительно  обогатиться интеллектуально, эмоционально, нравственно.

Завершая разговор о русском  языке как об одном из важнейших  средств воспитания народной педагогики, вновь обратимся к словам К.Д. Ушинского, который, называя родной язык удивительным педагогом, отмечал: "Являясь полнейшей и сквернейшей  летописью всей духовной, многовековой жизни народа, язык в тоже время  является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории" .Мы абсолютно согласны с этим великим русским педагогом.

Пословицы

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена  народная оценка жизни, наблюдения народного  ума. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как  средств воспитания. Их запоминание  облегчается игрой слов, разными  созвучиями, рифмами, ритмикой, порой  весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта  познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат - поведение.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с дальнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они  содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции, повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представления народа, дают характерологические оценки личности - положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими педагогическими обязанностями

Музыка

Музыка - один из видов искусства, который обращен к чувствам, так  как передает образы эмоциональных  различных состояний человека. Не даром музыку называют языком души, тончайшие нюансы которой бывает трудно передать другими видами искусства

Дети чутко откликаются  на все, что затрагивает их чувства  и воображение. Они способны с  интересом слушать классическую музыку и отличать настоящее искусство  от примитивного не представляющего эстетической ценности.

По радио, телевидению, дома и на улице можно услышать низкопробную музыку. От такой музыкальной продукции  сомнительного качества, по нашему мнению, нужно оберегать ребенка.

Музыка вызывает у ребенка  разнообразные оттенки чувств, доставляет ему наслаждения, обогащают эмоциональную  жизнь.

Бесспорно благотворное влияние  музыки на формирование не только эмоциональной  культуры, но и нравственного облика, умственных способностей, на общее  развитие ребенка, характер общения  его со сверстниками и взрослыми, так как она несет в себе образы красоты, добра, грусти, любви, света.

Музыка является одним  из средств воспитания и воздействия  на эмоциональную сферу ребенка. Музыка - это искусство, и любые  его жанры воздействуют именно на чувственную сферу человека, на его  эмоции. Через чувство музыка оказывает  большое влияние на поступки, на действия, на формирование мироощущения и мировоззрения. Чувства и эмоции - основной рычаг его действий и  поведения.

Очень близка миру ребенка  народная музыка: песни, потешки, прибаутки. Русский детский музыкальный фольклор пронизан любовью к детям.

Русский народ всегда славился своей музыкальностью, любил петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. А народные умельцы изготовляли  различные музыкальные инструменты: дудочки, гармошки, трещотки, колокольчики. Все эти инструменты развивали  слух, ритм, эмоциональную восприимчивость  ребенка, формировали его музыкальный  слух. Многие русские современные  композиторы пишут музыку на фольклорные  мотивы. Так, для С. Слонимского народное творчество явилось источником вдохновения, он создал в своих детских фортепианных пьесах целый ряд портретов различных  сказочных героев. ( Например, "Лягушка", "Кузнечик", "Горькие слезы", "Под дождем мы поем" и др.)

Таким образом, музыка способна одарить красотой мировосприятия и  полнотой чувств, побудить к возвышенному, подарить неповторимые мгновения счастья, окрасить будни и даже поддержать в трудные минуты. Музыка преображает духовный мир ребенка. Вдохновенный музыкой, ощутив его красоту, он преобразуется внутри и смотрит на мир чистыми глазами, открытым сердцем, не способным сотворить зло

Загадки

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

Загадки призваны развивать  мышление детей, приучать их анализировать  предметы и явления из различных  областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении  позволяло давать всестороннюю характеристику предмету.

Но значение загадок в  умственном воспитании далеко не исчерпывается  развитием мышления, они также  обогащают ум сведениями о природе  и знаниями из самых различных  областей человеческой жизни. Использование  загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческой обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности [21, с.37].

Трудовое воспитание.

Трудовое воспитание - сердцевина народной педагогики. Трудно переоценить  значение трудового воспитания в  общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей  обязанностью родителей, а затем  и учебных заведений и других общественных институтов. Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к  матери - сырой земле». Нелёгкий труд земледельца и животновода, отношение  к хлебу как святыне, хлопку, всё  это воспитывало у детей чувство  любви к труду и людям труда. Народ не только прославляет труд как бесценный дар природы  человеку, но в какой-то мере идеализирует его вдохновенный характер: «Труд - всему отец».

Народ всегда заботился о  том, чтобы молодое поколение  овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому мало и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками.

Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку  «есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать что - бы выучиться ».

Народ высмеивает человека, который ищет лёгкой работы. Поговорка  гласит: «В дождливый день много  желающих кур поить». Особенно отрицательное  отношение вызывают люди, имеющие  «белые ручки», которые любят чужой  труд.

Народ высмеивает человека, не задумывающегося о результатах  своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом. В таких случаях  говорят: «Подрубив топором корни  дерева, вершину водой поливает».

Если сформулировать отношение  народа к трудовому воспитанию в  современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее трудовое воспитание, за добросовестный, систематический  и разумный общественно полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Сказки, как известно идеализируют силу и возможности героев, но в их основе - народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели.

Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много  внимания А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью  ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что  правильное воспитание невозможно представить  как воспитание нетрудовое. Поясняя  смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь в  виду ряд обстоятельств:

во - первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду, не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в общественном коллективе.

во - вторых, прилагать все усилия к тому, чтобы труд ребёнка не был принудительным, т.е. носил творческий характер, трудился с интересом, любовью, без боязни «трудового пота». В - третьих, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные качества : любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда.

в - четвёртых, трудовое воспитание должно стать средством не только «физического развития в труде», но и психологического и духовного  развития человека.

в - пятых, важно учитывать, что трудовая подготовка в семье  имеет большое значение в личной жизни человека, в определении  его будущей профессии и квалификации.

Весьма созвучны народным взглядам мысли А.С. Макаренко о  том, что родители должны воспитать  у ребёнка способность терпеливо  и «без хныканья» исполнять неприятные работы. Только такое воспитание может уберечь детей в дальнейшем от неправильного отношения к выбору профессии по принципу: «чистая - грязная; интересная - неинтересная; тяжёлая - лёгкая; выгодная - невыгодная » и. т. д.

Информация о работе Этнопедагогика. Объект, предмет, задачи