Этнопедагогика. Объект, предмет, задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 22:58, реферат

Краткое описание

Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.

Вложенные файлы: 1 файл

1 вопрос.docx

— 201.73 Кб (Скачать файл)

1 вопрос:  Этнопедагогика. Объект, предмет, задачи       

 этнопедагогики.

                                                                                                                                                                                     Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.  

этнопедагогика изучает:

  1. основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);
  2. ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);
  3. функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);
  4. факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы);
  5. методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);
  6. средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);
  7. организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).

2 вопрос: Этнопедагогика в системе педагогических наук. 

    Педагогическая мысль была и результатом привлекательных и продуктивных догадок, интуиции ученых людей. Она обогащалась эмпирическим опытом многих систем обучения и воспитания в течение столетий у разных народов. Мысль, подкрепленная опытом (как положительным, так и негативным), бесконечно многими наблюдениями, создала условия для становления педагогики как самостоятельной отрасли знаний. Английский философ Ф. Бэкон    опубликовал    трактат “О достоинстве и приумножении наук”. В нем он впервые включил педагогику в свою классификацию наук.   “педагогика” как понятие науки о воспитании и образовании входит в обиход на рубеже XVIII и XIX столетий. В начале XIX в. педагогика окончательно отделилась от религии и философии и стала самостоятельной. Постепенно возникли новые ее отрасли и со временем сложилась целая система педагогических наук. 
      I. Общая педагогика изучает основные законы и закономерности образования, воспитания и обучения человека, развития и формирования личности в самом широком диапазоне. Она аккумулирует данные других отраслей педагогики и в свою очередь является ядром и базой теоретических данных для всех них. 
      II. Возрастная педагогика включает педагогику преддошкольную и школьную, педагогику школы, вузовскую педагогику (или педагогику высшей школы), педагогику взрослых. Она изучает особенности воспитания человека в зависимости от его возрастного периода развития: преддошкольного и дошкольного детства, школьного возраста, студенческого периода. Есть специальная отрасль педагогической науки — андрогогика (от греч. andros — взрослый человек и agoge — руководство, воспитание). Андрогогика разрабатывает проблемы воспитания взрослых людей от 18-20 лет до старости в процессе повышения квалификации, непрерывного образования, курсовой подготовки и переподготовки специалистов. В последнее время появилась геронтология (от греч. geron — старик и логия — учение). Этот раздел медико-биологической науки, изучающий явления старения организма, дополняется исследованием особенностей воспитания старых людей, т.е. тоже превращается в       педагогическую науку. 
      III. Отраслевая (или специальная) педагогика изучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессий: это — педагогика семьи, производственная, профессиональная, в том числе военная, правовая, общественных организаций и объединений (социальная педагогика), культурно-просветительной работы, исправительно-трудовая (пеницентиарная), верований. Особое место занимает в этой системе так называемая педеуто-логия — отрасль науки, которая занимается изучением особенностей профессиональной подготовки учителей; назовем также педагогику общения. 
      IV. Дефектология (от лат. defectus — недостаток и logos — учение)— группа педагогических наук, которые изучают особенности воспитания детей (и вообще людей), имеющих отклонения в физическом и умственном развитии: тифлопедагогика (воспитание и обучение слабовидящих и слепых), сурдопедагогика (воспитание и обучение глухих, слабослышащих и глухонемых), логопедия (воспитание и обучение детей с нарушением речи), олигофренопедагогика (воспитание и обучение детей с недостатками и отклонениями в умственном развитии). 
      В последнее время за этими разделами воспитания закрепляется название коррекционной педагогики, 
      V. Частные методики или методики преподавания различных учебных дисциплин, изучаемых в школе, техникумах и вузах: языков, математики, физики, химии, истории, литературы и т.д. Также методики воспитания в разных направлениях: физического, художественного, трудового, экологического, нравственного и т.д. Частные методики разрабатывают специфические вопросы обучения: формы, методы, приемы, организацию — по конкретному учебному предмету или особенные формы и методы воспитательной работы по ее важнейшим направлениям. 
      VI. Сравнительная (компаративная) педагогика — относительно молодая отрасль научно-педагогических знаний. Ее объект — состояние и основные тенденции развития образования в различных странах современного мира, которые она анализирует в сопоставительном плане. Она изучает международный педагогический опыт для того, чтобы взаимообогатить национальные педагогические культуры. 
      VII. История педагогики изучает развитие воспитания, обучения, школы и педагогической мусли в разные исторические периоды у различных народов и стран с древнейших времен и до наших дней. Она подразделяется на историю зарубежной и отечественной педагогики. Как и общая педагогика, история педагогики охватывает всю систему педагогических наук, поскольку каждьЧй вид педагогики имеет свою особенную историю возникновения, развития и становления в самостоятельную науку. 
      VIII. Этнопедагогика как самостоятельная наука выделилась в середине 70-х годов, т.е. насчитывает еще только четверть века. Она сформировалась на эмпирической фактологической базе народной педагогики как ее теоретическое осмысление. Она анализирует идеалы, традиции, обычаи, ритуалы воспитания, сложившиеся у разных народов, оценивает их роль в современной воспитательной практике. 
      IX. Информационная педагогика занимается исследованием информационных процессов в системе воспитания, обучения и управления образованием. Это — молодая, активно развивающаяся, перспективная отрасль педагогики. 
      Все разновидности педагогики имеют свой предмет исследования и в то же время составляют взаимосвязанную систему, дополняют друг друга и постоянно развиваются. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 вопрос: Классификация этносов

        — сочетание разнообразных этносов (народов) мира в смысловые группы на основе многих признаков или параметров этого вида общности людей: языка, территории и других, с учетом их дополнительных вариаций. Широкое распространение имеет этно-лингвистическая классификация этносов на основе генеалогической классификации языков на семьи, группы и изолированные языки (например, «народы индоевропейской семьи», «народы уральской семьи» и т. п.); эта классификация этносов обычно применяется для группировки этносов на картах народов, а также в статистических справочниках. Может быть использована классификация этносов по степени внутренней языковой гомогенности с выделением этносов, значительные части которых пользуются другими языками или в результате языковой ассимиляции уже перешли на такие языки, считают их «родными» (например, ирландцы — английский). Классификация этносов по территории связана прежде всего с географическим расселением этносов, по которому они могут быть сгруппированы по историко-географическим областям и частям света (например, «народы Кавказа», «народы Европы» и т. п.). Для целей классификации можно учитывать особенности территориального размещения этносов с выделением различных ступеней их сосредоточения — от компактно до дисперсно расселенных народов, а также долю городского населения, с выделением более или менее урбанизированных этносов. Группировка этносов по особенностям расселения смыкается с классификацией их по наличию формы потестарной организации (в частности — государственности) и по доле этноса, живущей вне такой организации. Существенный этнографический интерес представляет довольно трудно выполнимая классификация по доли этнической специфической культуры, разработанная классификация хозяйственно-культурных типов применяется главным образом для сравнительно ранних этапов исторического развития; кроме того, во многих случаях она рассекает этносы на части (напр., береговые и оленные чукчи), что в данном случае недопустимо.

Среди параметров этноса наиболее объективны его демографические характеристики, прежде всего - численность, которая может быть положена в основу классификации как в своих абсолютных, так и в относительных значениях; последнее может быть использовано, напр., для выделения и группировки этнических меньшинств. Важное значение имеет социально-классовая структура этноса, которую можно использовать в классификационных целях как в синхронном, так и в диахромном, т. е. историческом плане.

    При географической (или ареальной) классификации учитывается факт геграфического соседства народов, отражающий совместный характер их проживания в пределах како-либо определенной чаще всего обширной территории. При географической классификации народы группируются по крупным регионам, называемым историко-этнографическими, или традиционно-культурными областями, в пределах которых в процессе длительного исторического развития сложилась определенная культурная общность. Общность эта прослеживается, прежде всего, в различных элементах материальной культуры, а также в отдельных явлениях культуры духовной. Географическую классификацию можно рассматривать как своего рода историко-этнографическое районирование. 
 
Географическая классификация используется для выделения условных географических регионов, в которых расселены различные народы мира. На этом основании существуют понятия «народы Кавказа», «народы Севера», «народы Океании» и т. д. Однако подобное географическое объединение народов возможно лишь в той мере, в какой географический принцип классификации совпадает с этническим. Этот принцип классификации используется широко, поскольку он применен к обширным зонам, в пределах которых наблюдается его относительное совпадение с этническим принципом. Однако географический принцип классификации не дает исчерпывающей этнологической характеристики народа.  
 
Географическая характеристика не отвечает на вопросы о происхождении народов, процессах их формирования, хозяйственном и культурное облике, об уровне социально-экономического развития, но позволяет пространственно упорядочить и распределить этносы по регионам. Она используется при охвате больших территорий; в пределах пространственно незначительных территорий географическая классификация этносов приводит к противоречиям с представлениями о родстве этнических групп. Поэтому географическая классификация носит вспомогательный характер и используется лишь при совпадении с группированием народов по другим критериям, т. е. только в рамках крупных регионов. 
 
Следует отметить, что географическая классификация народов пока недостаточно разработана. Единой, принятой во всех странах географической классификации, определяющей число основных историко-культурных регионов мира а также границ этих регионов, не существует. Можно говорить лишь о единстве взглядов относительно наиболее общего деления народов: народы Австралии и Океании, народы Азии, народы Америки, народы Африки, народы Европы.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5вопрос: Антропологическая классификация этносов. 

Антропологическая классификация, расы и расовые теории. 
Антропологическая классификация основана не на культурном, а на биологическом, генетическом родстве между различными этническими общностями. Однако только генетические взаимосвязи недостаточны для выделения стандартного набора объективных критериев, позволяющих классифицировать людей по определенным типам. Поэтому в этнологии для определения родственных связей между народами чаще всего исходят из расовых различий между этносами, которые составляют основу антропологической классификации. Расовые различия всегда наследственны: они передаются от родителей к детям на протяжении многих поколений. Поэтому для изучения этих различий огромное значение имеют данные науки о наследственности - генетики. Понятно, что сходство многих наследственных физических признаков у разных людей или целых их групп служит веским доказательством общности их происхождения, или генетического родства.

Формирование основных рас, как предполагают ученые, происходило  приблизительно в промежутке 40-16 тыс. лет до н.э. Однако на этом процесс  расогенеза не закончился, он продолжался  и позднее. Одновременно с возникновением рас происходило и их постоянное смешение, вследствие чего «чистых» рас  в мире не существует, все они  обнаруживают те или иные признаки смешанности. Складывалось и много  промежуточных антропологических  типов, сочетающих в себе разные расовые  признаки.

В антропологии и этнологии  среди рас современного человечества принято выделять наиболее крупные  подразделения, называемые большими расами или расами первого порядка. Внутри этих больших рас выделяются расы переходные, смешанные (второго, третьего порядка), которые складывались, по всей видимости в более позднее время. Переходными принято называть расы, сформировавшиеся в столь отдаленные времена, что теперь трудно установить, являются ли они результатом смешения двух рас или же сохраняют древние черты, существовавшие у больших расовых стволов до их расчленения. Смешанные же расовые типы формировались не только в древности, но и в средневековье, новое и новейшее время в процессе метисации.

При рассмотрении проблем  антропогенеза и расогенеза современная  наука исходит из убеждения, что  биологически человечество едино, все  люди нашей планеты относятся  к одному биологическому виду. Но некоторые  особенности физического строения людей меняются в зависимости  от их проживания в той или иной части света. Такие особенности, передаваемые по наследству и характерные  для больших групп людей, принято  называть расовыми признаками. Важнейшими из них являются следующие:

1) форма волос, где учитываются  две особенности: жесткость и  извилистость. Площадь сечения жесткого  волоса в 2 раза больше, чем  мягкого. По извилистости волосы  разделяют на прямые, широковолнистые, узковолнистые, курчавые разных степеней. Извилистость волос определяется расположением их корней в коже и формой поперечного сечения волоса. Прямой волос выходит из кожи под углом, близким к прямому, и корень его не имеет изгиба. У волнистых волос корень изогнут и угол выхода более острый. У курчавых волос изгиб корня еще больше, а угол выхода еще меньше. Поперечное сечение прямых волос по форме близко к кругу, а волнистые и курчавые волосы в сечении дают овал;

2) третичный волосяной  покров, появляющийся в период  полового созревания. Его развитие  оценивается в баллах от 1 (очень  слабое) до 5 (очень сильное). При этом  учитывается густота волос и  площадь поверхности кожи, которую  они занимают: особое внимание  обращается на усы и бороду  мужчин;

3) цвет кожи. Он может  изменяться в диапазоне от  бледно-розового до темно-коричневого и почти черного. Шкала цветов кожи насчитывает до 36 оттенков. Наиболее светлая кожа - у жителей Северной Европы, наиболее темная - у жителей Центральной Африки;

4) цвет волос. Принято  различать черные, темно-русые, светло-русые,  белокурые, рыжие волосы;

5) цвет глаз (окраска радужной  оболочки). Темные глаза - черные, карие, желтые; глаза смешанных  или переходных цветов -желто-зеленые, зеленые, серые; светлые глаза - светло-серые, голубые, синие;

6) рост. Средняя длина тела  у человека составляет 165 см для  мужчин и 154 см для женщин. Наименьший  средний рост на планете зафиксирован  у пигмеев бассейна реки Конго  - 141 см для взрослого мужчины.  Самый высокий средний рост - 182 см отмечен для населения, живущего  южнее озера Чад. Средний рост  выше 175 см имеют черногорцы, шотландцы,  шведы, норвежцы, полинезийцы;

7) пропорции тела. По пропорциям  соотношения длины конечностей  и длины тела, ширины плеч и  таза выделяют следующие типы  фигур: а) брахиморфный («брахис» - короткий, «морфо» -форма) тип - относительно короткие руки и ноги, длинное туловище, широкие плечи и таз; б) долихоморфный («долихос» -длинный) тип - сравнительно длинные конечности, короткое туловище, узкие плечи и таз; в) мезоморфный («мезос» - средний) тип - занимает промежуточное положение между первыми двумя;

8) параметры головы. Здесь  основным показателем является  соотношение ширины головы (поперечный  диаметр) к длине (продольный  диаметр), выраженное в процентах.  Соотношение меньше 75,9% - доликефалия («кефалос» - голова); между 76 и 80,9%- мезокефалия; больше 81%-брахикефалия.

Кроме отмеченных выше расовых  признаков в антропологии отмечают также ширину, высоту, горизонтальную профилировку лица, выступание челюстей (прогнатизм), наличие эпикантуса (складка кожи верхнего века у внутреннего угла глаза, прикрывающая слезный бугорок), параметры носа, высоту и толщину губ.

Информация о работе Этнопедагогика. Объект, предмет, задачи