Эстетическое воспитание дошкольников в условиях предметно-пространственной среды ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть потенциал предметно-пространственной среды детского сада, как средства эстетического воспитания дошкольников.
Гипотеза исследования:
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста будет эффективным, если:
Рассмотрены теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Выявлена специфика эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Изучены особенности построения предметно-пространственной среды ДОУ и ее возможности для эстетического воспитания дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста ………
1.1Эстетическое развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………………5
1.2Особенности организации эстетического воспитания в условиях ДОУ ………………………………………………………….........................................10
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….16
Глава 2. Эстетическое воспитание дошкольников в условиях предметно-пространственной среды ДОУ ……………………………………………………
2.1. Организации предметно-пространственной среды в ДОУ ………17
2.2. Использование предметно-пространственной среды ДОУ в целях эстетического воспитания детей дошкольного возраста …………………......26
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………….39
Библиографический список……………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

эстетическое воспитание.docx

— 74.87 Кб (Скачать файл)

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.[11]

Эстетическое воспитание – необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка.[4].

Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы.

Первая группа, направленная на формирование эстетического отношения к окружающему миру. Предусматривается следующее: развивать умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимые следующие условия:

  • Окружающая среда (игрушки, одежда, помещение);
  • Насыщенность быта произведениями искусства;
  • Самостоятельная активная деятельность детей;
  • Осуществления индивидуального подхода к ребёнку.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в его сознании. [16]

Круг первоначального общения ребенка ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так утверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих. [14]

Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам.

Эстетическая воспитанность предполагает прежде всего наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности. Например, один человек может видеть эстетический идеал искусства в обобщенном и совершенном отражении самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование людей и общества. Другой может видеть его лишь в совершенстве форм, художественных приемов выражения художником своих субъективных переживаний. Эстетический идеал социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн). [24]

С эстетическим идеалом, как части эстетической воспитанности, неразрывно связан художественный вкус. Он представляет собой также общественное явление и испытывает на себе влияние социально-классовых отношений. Художественный вкус есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Как и эстетический идеал, художественный вкус может присутствовать у детей на разных уровнях, в значительной мере определяя тем самым уровень эстетической воспитанности. [10]

Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность любования красотой, совершенством в искусстве и жизни.

С элементом любования тесно связана общая способность к глубокому переживанию чувств, порождаемых эстетическим объектом. Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным, чувства отвращения при встрече с безобразным, чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического, чувства гнева, страха, сострадания, возникающих в результате переживания трагического,- все это признаки подлинной эстетической воспитанности.

Естественно, что глубокое переживание эстетического неразрывно связано со способностью эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни. Наконец, неразрывной частью общего понятия эстетической воспитанности является способность к художественно-эстетическому творчеству в искусстве и жизни, поведении, отношениях. В этой способности органично соединились, слились и эстетическая развитость, и эстетическая образованность, и главные элементы эстетической воспитанности: эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению. Понятно, что у дошкольников все эти элементы находятся в зачаточном состоянии. Но они у детей уже существуют, их надо видеть и развивать. Они составляют реальную основу более поздней эстетической зрелости детей. [9]

Уровень эстетической воспитанности у различных детей в зависимости от условий жизни и воспитания неодинаков. В общем процессе воспитания учителя стремятся к оптимальному уровню эстетической воспитанности. Другими словами, основную цель эстетического воспитания необходимо видеть в том, чтобы в ребенке органически соединилось наличие эстетического идеала и подлинного художественного вкуса с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству. Наиболее слабым местом эстетической воспитанности школьников является область эстетического идеала и художественного вкуса. Этот факт делает эстетическую воспитанность ребенка недостаточной, ограниченной.[24]

Измерение эстетической воспитанности может осуществляться разными критериями: и психологическими, и педагогическими, и социальными. В область измерения психологическими критериями эстетической воспитанности попадают, прежде всего, способности ребенка адекватного воссоздания в воображении художественных образов, их воспроизведение, а также способность любования, переживания и суждения. Об этих психологических явлениях сравнительно легко судить по тому, как и сколько ребенок общается с эстетическими предметами искусства и действительности, насколько соответственно художественно-эстетической сущности произведения изменяется и развивается его настроение, как он оценивает это произведение и порожденное им свое собственное психическое состояние. [14]

Для эстетической воспитанности характерно доведение исполнительских навыков до автоматизма и сосредоточение внимания на творчестве нового образа.

Наконец, к социальным критериям эстетической воспитанности необходимо отнести наличие широких интересов к искусству, выявить потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Но не только это. Эстетическая воспитанность в широком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду - все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности человека.

Определение эстетической воспитанности помогает сделать работу по эстетическому формированию детской личности более определенной и целенаправленной.[28]

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по 1 главе

        Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, интересов и потребностей, оценок и вкусов. Знания о прекрасном у детей формируются в процессе эстетического освоения окружающей действительности, во всем ее многообразии, а также искусства как наиболее концентрированного отображения прекрасного. Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, каждое из которых имеет свои жанры. Дети приобретают знания о различных жанрах литературного и музыкального искусства: о сказках, рассказах, повестях и т.д., а также о песнях, танцах, маршах, детских операх и балетах и т.д. Дети также усваивают и основные эстетические понятия, окружающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего нас мира. Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем, чтобы овладеть рядом навыков и умений, применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства. 

       Эмоциональное состояние ребенка оказывает существенное влияние на развитие его личности. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление.

Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.

Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события.

 

 

 

Глава II. Эстетическое воспитание дошкольников в условиях предметно-пространственной среды ДОУ

 

II.1. Организации предметно-пространственной среды в ДОУ

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды.

Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т.е. разностороннее развитие и воспитание.

Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле. В широком смысле – это тот социальный мир, в который приходит малыш, рождаясь на свет, т.е. социальная культура общества.

Известно, одно из главнейших условий психического развития ребенка – «присвоение им общественно-исторического опыта человечества, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры общества».

Ребенок не является Робинзоном в познании, например открытии функционального назначения окружающих его предметов, а также различных видов деятельности человека. Мир предметов, окружающих малыша, открывается ему в процессе овладения различными видами человеческой деятельности.[15]

Например, бытового или художественного характера – мыло необходимо для мытья, а карандаш – для рисования. Аналогично – для работы на огороде нужны лопата и лейка, а для уборки в доме необходимы щетка, пылесос и т.п. Значит, предметы, окружающие ребенка с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на его познавательное развитие и умственную активность.[16]

Окружающий ребенка мир постепенно расширяет свои горизонты: по мере того как малыш овладевает движениями, к нему приходит возможность перемещаться в пространстве. Но, даже находясь на руках у взрослого, ребенок перемещается в замкнутом пространстве комнаты. Он вглядывается в окружающие его предметы и практически осваивает их свойства. Ему нужно все – он рассматривает рисунок на обоях, изучает очки на лице взрослого, тащит бусы с шеи матери и т.п. Кажется, перечисленные примеры поведения малыша случайны. На самом деле, все, что его окружает, формирует его психику. Именно поэтому организованный педагогический процесс ознакомления с окружающим играет столь важную роль в умственном развитии детей.

Мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений связаны с практическим освоением предметной действительности. В данном случае понятие «окружающая среда» выступает в узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками и пр., живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий его мир.

Не удивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны воспитания ребенка: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, потому что ребенок не только познает предметы и усваивает их названия, – ему важно видеть эмоциональную реакцию взрослого, через которую малыш учится отношению к окружающей его действительности. С пеленок он усваивает ласковые интонации человеческого голоса, сочетающиеся с красивой игрушкой, распустившимся цветком, ярким платочком или платьем.

Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников в условиях предметно-пространственной среды ДОУ