Эстетическое воспитание дошкольников в условиях предметно-пространственной среды ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть потенциал предметно-пространственной среды детского сада, как средства эстетического воспитания дошкольников.
Гипотеза исследования:
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста будет эффективным, если:
Рассмотрены теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Выявлена специфика эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Изучены особенности построения предметно-пространственной среды ДОУ и ее возможности для эстетического воспитания дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста ………
1.1Эстетическое развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………………5
1.2Особенности организации эстетического воспитания в условиях ДОУ ………………………………………………………….........................................10
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….16
Глава 2. Эстетическое воспитание дошкольников в условиях предметно-пространственной среды ДОУ ……………………………………………………
2.1. Организации предметно-пространственной среды в ДОУ ………17
2.2. Использование предметно-пространственной среды ДОУ в целях эстетического воспитания детей дошкольного возраста …………………......26
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………….39
Библиографический список……………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

эстетическое воспитание.docx

— 74.87 Кб (Скачать файл)

Важнейшим средством эстетического воспитания является природа — вечный источник разнообразных эстетических переживаний. Сила впечатлений от природы зависит от способности видеть красоту разнообразных форм, слышать «живой» голос леса, моря, поля, эмоционально на него откликаться. Это доступно детям с раннего возраста. Во время прогулок, экскурсий взрослые обращают внимание детей на своеобразие красок природы, их изменение и гармонию, пробуждают интерес к явлениям природы, любовь и бережное отношение к ней, готовность участвовать в ее сохранении. В детском саду создаются уголки природы. Наблюдения и уход за живыми обитателями формируют эстетическое восприятие и отношение, приучают к активной деятельности, умению создавать красивое самому. Эстетическую радость переживают дети, работая летом на огороде, в цветниках на участке детского сада, а осенью любуясь плодами своего труда. Выезжая на дачу, дети становятся свидетелями труда колхозников, восторгаются богатством и красотой даров природы. В целях эстетического воспитания в детском саду широко используются произведения искусства различных видов и жанров (живопись, скульптура, музыка, народное прикладное искусство, литература и т. д.). За годы Советской власти в нашей стране создано большое количество произведений искусства, специально предназначенных для детей. Все они должны отвечать требованиям высокой идейности, художественности содержания и формы, содействовать формированию материалистического мировоззрения, правдиво отражать окружающую действительность и быть доступными жизненному и художественному опыту детей. Искусство в детском саду используется для оформления быта, в процессе обучения и самостоятельной деятельности детей. Для художественного оформления детского сада наибольшее значение имеет живопись, которую М. Горький называл великим искусством, потому что живопись наиболее полно, чувственно и весомо создает образ. Эти качества живописи делают картину доступной ребенку с самого раннего возраста, наглядно показывая то, что дети не могут увидеть в данный момент. Художник как бы останавливает время, приближает явление пространственно, дает возможность рассмотреть то, что в жизни мгновенно, позволяя глубже осознать каждую деталь и образ в целом. Всякое произведение изобразительного искусства не столько украшение детского сада, сколько средство эстетического воспитания детей. Детей знакомят с различными жанрами живописи (натюрморт, пейзаж, бытовой и сказочный жанр, портрет). Наряду с живописью в детском саду широкое применение находит графика — настенный эстамп и книжная иллюстрация. Декоративное оформление детской книги делает ее предметом искусства, помогая детям проникать глубже в содержание литературного произведения. Шире следует распространять в детских садах произведения малой скульптуры (изделия из фарфора, гипса, дерева, обожженной глины, штампованной пластмассы). Лучшие образцы детской игрушки также являются произведениями искусства и могут использоваться в качестве украшения (например, такие, как дымковские и др.). К декоративным формам изобразительного искусства относятся ковроткачество, портьерный текстиль, керамика, художественное стекло, деревянные изделия Хохломы и Городца, металлические подносы Жостова, вышивки, плетеные кружева и др. Необходимо использовать в детском саду произведения местного края и своей национальности. Чем чаще в работе с детьми будут применяться шедевры народного пластического и декоративного искусства, тем легче будет формироваться у них художественный вкус, любовь к родному краю, его умельцам.[25]

 Не менее важную  роль в создании эстетической  среды играет музыка. Музыка имеет  звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь «искусством  чувств», как говорил П. И. Чайковский. Музыка должна звучать не только  на музыкальных занятиях, но и  в быту, в играх детей, включаться  в другие виды их деятельности, служить развлечением и отдыхом. Музыка начинает звучать с  утренней зарядки, создавая радостное, бодрое настроение у детей, активизируя, повышая их жизненный тонус. В  теплое и сухое время года  песня должна исполняться на  экскурсиях, на прогулках, в хороводных  играх, создавая общность переживаний, приподнятость настроения. Песня  сплачивает детей во время  труда на участке, организует  ритм их движений, делает труд  радостным. В вечернее время дети  слушают пластинки с записями  любимых песен, инструментальных  произведений. Игры с пением и  хороводы строятся на произведениях  народного творчества, являясь прекрасным  материалом нравственно-эстетического  воспитания детей. Усваивая народные  интонации и образы, дети начинают  чувствовать красоту родных напевов, выразительность, гармоничность языка, его ладовые особенности. Это  способствует воспитанию патриотических  чувств, формирует музыкальный вкус, подготавливает к восприятию  классической и современной музыки. В хороводах и играх с пением  дети учатся одновременно петь  и двигаться, согласуя несложные  танцевальные или имитационные  движения с мелодией песни. 
Получая разнообразные музыкальные впечатления, дети стремятся к самостоятельному «музицированию», подбирая полюбившиеся мелодии на детских инструментах. Это способствует творческой активности детей, т. е. естественному переходу от воспроизведения знакомых мелодий к созданию своих собственных. К важнейшим средствам эстетического воспитания относится обучение. Это специально организованная передача подрастающему поколению культурно-эстетического опыта предшествующих поколений. Обучение осуществляется под руководством взрослых и предполагает определенную программу знаний, умений и навыков, а также использование системы методов, обеспечивающих их усвоение.[22]

Средством эстетического воспитания является и самостоятельная художественная деятельность детей.[23]. В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации учебной и самостоятельной деятельности детей: занятия, дидактические игры, а также праздничные утренники, вечера развлечений, экскурсии и прогулки, театрализованные зрелища, кино- и телепередачи. Большое значение в эстетическом воспитании детей имеют общенародные праздники, посвященные  1 Мая, празднику Победы, Международному женскому дню, Дню Советской Армии. Все они в яркой, эмоциональной форме знакомят детей с различными событиями общественной жизни. Внешняя сторона праздничного утренника должна содействовать пониманию детьми его идейного содержания. Эстетические переживания, связанные с проведением утренника, торжественно-радостная обстановка прежде всего обеспечиваются комплексностью различных видов искусства: музыкально-поэтическим сценарием, декоративным оформлением зала, костюмами детей, коллективными и индивидуальными выступлениями, музыкальными играми и развлечениями. Одним из самых веселых и радостных детских праздников является Новый год. Сама украшенная елка — это уже эстетическое зрелище для детей, дополняющееся веселыми хороводами детей и любимых сказочных героев, сюрпризами и подарками. Стали традиционными проводы в школу, коллективное празднование дней рождения, вечера сказок, любимых песен, стихов и плясок. Радостное настроение детей на таких вечерах обеспечивается единством художественного слова, музыки, изобразительного искусства, театрального представления, активностью каждого ребенка. Проводимые в детском саду тематические вечера могут посвящаться общественным событиям (День космонавтики), явлениям природы («Проводы зимы», «Навстречу весне»), родному городу («Знай и люби свой город»), любимым книгам и др. На такие вечера, кроме детей, могут привлекаться для выступления музыканты-профессионалы, а также родители, учащиеся музыкальных школ, воспитатели, сотрудники детского сада.

Самым простым зрелищем для младших дошкольников является театр игрушек, которые движутся в сопровождении художественного слова, пения, как бы оживая и вызывая глубокое эмоционально-эстетическое восприятие. Кукольный театр или театр Петрушки — более сложное представление для детей. В образах кукол подчеркиваются отдельные черты характера, а динамичность действия углубляет полноту эстетических впечатлений. Дети 6—7 лет сами могут научиться управлять куклами, используя их в творческой игре. Разновидностью театрального искусства является теневой театр.

Участвуя в театрализованных играх и представлениях, дети развивают свои актерские способности, овладевают навыками выразительной речи; у них формируется и совершенствуется пластика движений и т. д. В вечерних развлечениях особенно нуждаются дети, круглосуточно находящиеся в детском саду. Для них целесообразно исполнить любимую сказку, колыбельную песню, нежную ласковую музыку (например, в грамзаписи). Большую роль в эстетическом воспитании детей играют музыкальные передачи для дошкольников. В советскую семью прочно вошло телевидение, а в жизнь детей — детские телепередачи, характеризующиеся синтезом музыкальных, изобразительных, литературных и специфических образов. Это единство различных видов искусств усиливает эмоциональность воздействия телепередач, которые приобретают большое значение не только с точки зрения усвоения детьми новых знаний об окружающей действительности, но и формирования эстетического отношения к ней. Факты действительности, интерпретированные телепередачей, воздействуют на мысли и чувства детей, формируя у них положительное или отрицательное к ним отношение, способствуют зарождению определенных мотивов художественной деятельности. У детей, например, появляется желание воссоздать увиденное на телеэкране, в своих рисунках, песнях, плясках, театрализованных играх. Систематический просмотр телепередач углубляет восприятие детьми прекрасного в жизни и в искусстве,- обеспечивает накопление художественного опыта, формирует эстетический вкус.[25]

Воспитательная ценность праздников, зрелищ и развлечений определяется их содержанием, музыкальным, поэтическим и изобразительным оформлением, педагогически продуманной организацией. Через яркие, радостные эмоции, формирующие эстетическую отзывчивость, дети приобщаются к общественным идеалам. Особая роль в решении задач эстетического воспитания детей принадлежит занятиям. Это специальная форма организации педагогического процесса. Она имеет обязательный характер, осуществляется под руководством взрослых и предусматривает планомерный охват педагогическим воздействием всех детей группы. Все это позволяет строить эстетическое воспитание детей по программе, целенаправленно передавая эстетические и художественные знания, умения и навыки, формировать эстетическое развитие ребенка, постепенно и последовательно приобщая детей к эстетической культуре общества. Занятия позволяют сообщать детям программный материал в четком темпе одновременно всей группе.

В детском саду эстетическое воспитание осуществляется на всех занятиях: и на занятиях по ознакомлению с окружающим, и на занятиях по развитию речи, и на занятиях по природе, и на занятиях по формированию у детей элементарных математических представлений. Воспитатель развивает у детей наблюдательность, глазомер, чувство цвета, формы, величины и т. д., формирует умения видеть красоту в окружающем мире, эмоционально ее воспринимать, беречь и ценить. Специальные занятия по изобразительной деятельности, музыке, по ознакомлению детей с разными видами и жанрами искусства позволяют педагогам наиболее экономно, целенаправленно, систематически и с постепенным усложнением передавать детям обязательный и соответствующий каждому возрасту объем эстетических и художественных знаний, умений и навыков, формировать исполнительскую и творческую деятельность детей. При этом педагог никогда не забывает учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, развивать художественные и эстетические интересы и склонности детей. В процессе занятий по ознакомлению детей с изобразительными, литературными произведениями и музыкальным искусством педагог специально учит детей вслушиваться в звуки певческой и поэтической речи, звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические отношения, привлекает их внимание к различным свойствам музыкальных звуков, оттенкам цветов спектра. В процессе занятий воспитатель формирует у детей знания о видах и жанрах искусства, об изобразительных материалах, о различных выразительных средствах. При этом воспитатель целенаправленно и постепенно развивает эстетическое восприятие, эстетические суждения, оценки, эстетические отношения, эстетические чувства и т. д. В процессе художественных занятий дети овладевают способами образного выражения и изображения в рисунке, танце, песне, драматизации. Формирование образного начала в художественной деятельности с раннего детства подготавливает детей к творчеству. Воспитатель использует каждое занятие с тем, чтобы формировать у детей элементы творчества и самостоятельности. Например, в изобразительной деятельности он учит детей задумывать тему изображения, искать выразительные средства для передачи содержания, передавать характерные черты жизненных явлений и т. д. В словесном творчестве воспитатель учит детей находить слова в выразительном сочетании, искать разнообразные эпитеты, рифмы, ритм поэтической речи, композицию рассказа; в пении — музыкальные интонации, несложные мотивы, выражающие переживания детей; в игре — образные характерные движения персонажей. В процессе занятий создаются наилучшие условия для развития интересов, склонностей и способностей всех детей. Педагог, систематически осуществляя дифференцированный подход к каждому ребенку, способствует наиболее полному развитию общих эстетических и специально художественных дарований ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы к главе II

В современной педагогике образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса.

Применительно к системе дошкольного воспитания понятие «образовательная среда» обычно не рассматривается, чаще встречается понятие «развивающая среда».

Характеризуя развивающую среду, педагоги чаще всего рассматривают ее с точки зрения организации (предметно-пространственная, духовная); осуществляемой деятельности (учебная, игровая, трудовая); содержания (программы, методы, формы работы.

Предметно-развивающая среда должна быть достаточно связанной, с тем, чтобы ребенок, переходящий от одного вида деятельности к другому, ощущал их как взаимосвязанные жизненные моменты, и вместе с тем должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны педагога.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод. Предметно - пространственная среда ДОУ:

– должна способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов ;

– ее содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;

– ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности;

– должна быть организована в соответствии с основными принципами зонирования;

– учитывает индивидуальные социально - психологические особенности ребенка;

– учитывает особенности эмоционально - личностного развития ребенка;

– учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;

– учитывает возрастные и полоролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в 
отечественной и зарубежной литературе. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме позволяет сделать следующий вывод: эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников в условиях предметно-пространственной среды ДОУ