Эстетическое воспитание дошкольников в условиях предметно-пространственной среды ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть потенциал предметно-пространственной среды детского сада, как средства эстетического воспитания дошкольников.
Гипотеза исследования:
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста будет эффективным, если:
Рассмотрены теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Выявлена специфика эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Изучены особенности построения предметно-пространственной среды ДОУ и ее возможности для эстетического воспитания дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста ………
1.1Эстетическое развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………………5
1.2Особенности организации эстетического воспитания в условиях ДОУ ………………………………………………………….........................................10
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….16
Глава 2. Эстетическое воспитание дошкольников в условиях предметно-пространственной среды ДОУ ……………………………………………………
2.1. Организации предметно-пространственной среды в ДОУ ………17
2.2. Использование предметно-пространственной среды ДОУ в целях эстетического воспитания детей дошкольного возраста …………………......26
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………….39
Библиографический список……………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

эстетическое воспитание.docx

— 74.87 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста ………

1.1Эстетическое развитие  дошкольников как психолого-педагогическая  проблема………………………………………………………………………5

      1.2Особенности  организации эстетического воспитания  в условиях ДОУ           ………………………………………………………….........................................10

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….16

Глава 2. Эстетическое воспитание дошкольников в условиях предметно-пространственной среды ДОУ ……………………………………………………

2.1.  Организации предметно-пространственной среды в ДОУ ………17

2.2. Использование предметно-пространственной среды ДОУ в целях эстетического воспитания детей дошкольного возраста …………………......26

Выводы по 2 главе……………………………………………………………….37

Заключение……………………………………………………………………….39

Библиографический список……………………………………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого. В последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель. Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.   Актуальность данной проблемы и обусловила выбор темы нашего исследования:  «Предметно-пространственная среда как средство эстетического воспитания дошкольника».

Объект исследования: педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: предметно-пространственная среда как средство эстетического воспитания дошкольников.

Цель исследования: раскрыть потенциал предметно-пространственной среды детского сада, как средства эстетического воспитания дошкольников.

Гипотеза исследования:

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста будет эффективным, если:

  • Рассмотрены теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
  • Выявлена специфика эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
  • Изучены особенности построения предметно-пространственной среды ДОУ и ее возможности для эстетического воспитания дошкольников.

Задачи исследования:

  • Рассмотреть теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
  • Выявить специфику эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
  • Изучить особенности построения предметно-пространственной среды в условиях ДОУ.
  • Показать возможности предметно-пространственной среды в эстетическом воспитании дошкольников.

Методы исследования:

  • изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
  • наблюдение за деятельностью дошкольников.

Методологическая база исследования:  труды   Е.А. Флериной, И.А. Ветлугиной, В.А. Петровского, Е.М. Торошиловой и др.

Глава I. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста

 

I.1.  Эстетическое развитие дошкольников

как психолого-педагогическая проблема

 Состояние проблемы  эстетического воспитания в психолого-педагогическом  исследовании. Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.  Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств объектов (предметов и явлений). Ребенок радостно реагирует еще только на отдельные наиболее яркие качества: на ритмические движения, музыкальные звуки, чистые яркие цветовые тона, на лицо матери, ее улыбку, ласковую речь. Эмоциональная отзывчивость на приятные для него фрагменты отдельных явлений проявляется у младенца либо в успокоении после плача, либо в бурном двигательном возбуждении, в ответной улыбке, в радостном смехе. Весь первый год жизни активно совершенствуются сенсорно-эмоциональная восприимчивость детей. Постепенно на втором году жизни у детей происходит совершенствование восприятия: ребенок воспринимает не только свойства действительности, но и отдельные средства эстетической выразительности в некоторых произведениях искусства. У него возникают адекватные реакции на контрастные выразительные средства в произведениях искусства: веселую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки и т.д.  Развивается подражание в различных видах простейшей художественной и игровой деятельности, появляется чувство удовлетворения не только от процесса деятельности, но и от достижения определенного результата. Развитие речи приводит к усвоению названий все большего количества эталонных признаков, эстетических качеств в процессе их сопоставления: красивый – некрасивый, чистый – грязный, большой – маленький, веселый – грустный, красный – зеленый и т.д. дети приобщаются к некоторым видам художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, выразительному слову).[14]. 

 В младшем дошкольном  возрасте происходят дальнейшие  изменения в эстетическом развитии  ребенка. Повышается восприимчивость  к художественным произведениям, к некоторым элементам их художественной  формы, например к ритму, рифме, цвету. У детей становятся более разнообразными  реакции и на содержание произведения  в целом. Ребенок радуется изображению  знакомых предметов, которые он  узнал в произведениях искусства, но еще не образу. Мотив его  оценки при этом носит предметный  или житейский характер. Дети  младшей группы замечают лишь  отдельные признаки явления, пользуются  очень лаконичными выражениями, иногда очень специфическими  оценками. У детей активно развивается  подражание в простейших видах  художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы и  потребности. В изобразительной  деятельности дети от простейших  действий с карандашом, глиной  переходят к изображению, узнаванию, называнию, образному восприятию  полученных форм. Ассоциативные  образы, возникшие у детей по  цвету, пятнам, линиям, форме, под влиянием  обучения приобретают все преднамеренный  характер изображения. Дети овладевают  простейшими навыками не только  в изобразительной, но и в музыкальной  деятельности, позволяющими им добиваться  образности в изображаемом, самостоятельности  и первоначального проявления  творческой активности. Все это свидетельствует о наличии эстетического характера художественной деятельности малышей. 

В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференциальности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами.  Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого. Дети замечают связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. У них возникает предпочтение конкретных произведений и определенных жанров, возникает стремление сравнивать произведения, сопоставлять только что услышанное со знакомым и подходить к некоторым обобщениям. Дети хорошо отличают стихи от прозы, различают некоторые виды и жанры произведений литературного, музыкального и изобразительного творчества (сказку от рассказа, марш от пляски, колыбельную песню от плясовой и т.д.).  У них отчетливо проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленной задачи в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Дети становятся способными сознательно добиваться выразительности образа в танце, в пении, в драматизации. [7].

К концу старшего дошкольного возраста может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.  Активно развиваются художественно-творческие способности. Дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликации, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и со своим собственным. 

Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость на выразительные различные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические образы из художественных различных произведений и используют их в своей речи.  У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью. [13] 

Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом – и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает дитя. Дитя любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Ребенку совершенно чужда черта, столь часто встречающиеся у взрослых: дитя не знает нашего сосредоточения на одном - двух видах искусства – оно любит все виды искусства. Среди взрослых не мало людей, которые поклоняются прекрасному, когда оно предстает лишь в определенной форме – одни любят поэзию и равнодушны к музыке, к живописи, другие любят живопись, скульптуру, но не любят поэзии и т.д. [26].

Дети же любят все прекрасное – и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в универсальности эстетической активности у детей: они любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами.  Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. [15]  Принцип всестороннего и гармонического развития личности, который наряду с другими качествами подразумевает воспитание трудолюбия, культуры, развитие чувства красоты. 

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное содержание которой во многом зависит от эстетического воспитания.  Деятельность детей, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность. [9]

 

 

 

 

 

 

I.2 Особенности организации эстетического воспитания

в условиях ДОУ

 Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв).[11]

Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.

В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" [27]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически или духовно развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах.

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающее дарования в определённых его видах – изобразительном, декоративно-прикладном и др.

Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.[27]

Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников в условиях предметно-пространственной среды ДОУ