Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 01:26, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии и педагогике"

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалка.docx

— 108.43 Кб (Скачать файл)

 

31.Общение - основа межличностных отношений. Цели, средства, структура и виды общения.

Общение – это процесс  обмена информацией и оказание различных  воздействий людей друг на друга . Это сложная форма социальной активности содержания.

Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

 Оно подразумевает  известную психологическую близость  партнёров: знание индивидуальных  особенностей друг друга, наличие  сопереживания, понимания, совместного  опыта деятельности.

Массовое общение - это  множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Средства общения :

А) Вербальные(голос,язык)   Б)Невербальные(жесты,мимика,пантомимика)

Цели общения - классификация  функций общения в зависимости  от его цели:

1- контактная функция;   2- побудительная функция;   3- функция  понимания; 4-функция установления  отношений;   5- функция оказания влияния.

У человека количество целей  увеличивается.

Если у животных цели общения  обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических  потребностей, то у человека они  представляют собой средство

удовлетворения многих разнообразных  потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Структура общения :

По Андреевой-3структуры  общения:

1)Комуникативная состовляющее(обмен информацией между людьми )

2)интегративная(включает в себя взаимодействие людей )

3)Социально-перцетивная(предпологает восприятие и познание людьми друг друга)

По Ласуэлбю :

1)Комуникатор-ччеловек передаёт сообщение. 2)Содержание сообщение. 3)Канал сообщения 4)Агрегат комуникации. 5)результат комуникации.

Виды общения :

1) По содержанию оно  может быть:а) Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями) б) Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями) в) Когнитивное (обмен знаниями)

  г) Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

2)Поцелям общения делятся на : а)Биологическое(поддерживаетразвитие,функционирование организма) б)Социальное(предпологает установление контактов,с целью личностного роста человека)

3) По средствам общение  может быть: а)Вербально общение(язык,жесты) б)Проксимальное(мимика,пантомимика) и 4 его зоны-Публичная(750-400см) Социальная(140-120см) Личная(120-45СМ) иИнтимная(45-осм)

 

32.Конфликты, их виды.

Конфликт – это столкновение , противоречивых , противоположных взглядов , точек зрения , интересов людей .

Группы источников : 1)Ущемление  личных интересов субъекта. 2)Ощибочное преписыввание коу либо , позиций направленных против субъекта.

3)Психологическое непереносимость , основаная на предвзятом отношении и свойствам. Виды конфликтов :

А)Внутриличностный-это состояние, неудовлетворённостей человека , какими либо сторонам его жизни.

Б) Межличнгостный-относится к взаимотношениям двух или нескольких людей и выражается в несовместимости их позиций.

В) Групповой и внутригрупповой-между  группами ,внутри коллектива межличностный конфликт в зависимости от активности или пасивности сучъекта и аппанента

Виды межличнгстного конфликта : а) мнимый -один участник (заговор за глаза ) б) однородный – 2 участника , субъект и апанент

в) Недоразумение – при  обоюдной ошибке субъекта и объекта .

 

 

 

 

33. Способы развития, профилактики и разрешения конфликтов.

Способы развития конфликта :

А)поступательное (игровое)-развитие конфликта.Противники поочерёдно делают ходы , и только за тем конфликт достигает наивысшей точки)

Б) Бурная-лавинообразная(Действие участников конфликта стремительные,прямолинейные, быстро достигает своего максимального уровня и происходит резкий спад)

В) Взрывное(когда есть скрытый период нагнетения раздражения у одного из участников конфликта . и конфликт быстро достигает своего максимума)

Есть действительно неизбежные конфликты, связанные с процессом  развития, и есть конфликты необязательные, которые порождаются неточностями в действиях 

руководителя, ошибками в  формировании организационной структуры, неадекватным распределением полномочий и ответственности.

Исходы конфликта :

А) полное разрешение угасания конфликта.

Б) спад , переход в храническое состояние.

В)Возврат ,Стостояние готовности к конфликту.

Г) мнимый выход из конфликта, это отвлечение от проблему , без её преодоления.

 

34.Малая группа, её виды.

Малая группа является начальной  ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных  элементов.

В ней объективно проявляется  реальность жизни, деятельности и взаимоотношений  большинства людей, и задача состоит  в том, чтобы правильно понимать,

что происходит с человеком  в малых группах, а также четко  представлять те социально-психологические  явления и процессы, которые в  них возникают и функционируют.

Малая группа — это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная  единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей  целью,

совместной деятельностью  и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном  взаимодействии продолжительное время.

Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные.

Условные группы — это  группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и  т.д.

Реальные группы — это  группы, в которых люди постоянно  находятся в повседневной жизни  и деятельности.

Формальные группы — это  группы, которые имеют официально заданную извне структуру. Неформальные группы — это группы, которые  образуются на основе личностных предпочтений.

Слаборазвитые группы — это  группы, находящиеся на начальном  этапе своего существования. Высокоразвитые группы — это группы давно созданные, отличающиеся наличием

единства целей и общих  интересов, высокоразвитой системы  отношений, организации, сплоченности и т.д.

Диффузные группы — это  группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и  переживаниями.

Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.

 Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально включены и трудятся.

 

35. Стадии формирования коллектива. Виды лидеров

Стадии коллектива :

Стадия первичного синтеза(присматриваются к руководителю , а он знакоммит их с целями и задачами )

Стадия дифференциации (когда  происходит образование микрогрупп,среднего звена )

Стадия синтеза (на который  образуется общность установок , интересов,целей)

Командный, Административный,Авторитарный,Демократический.Либеральный,Анархический типы лидера.

Авторитарный тип лидера –это преобразование личной активности , энергии лидера , подавление инициативных участников малой группы.

Демократический тип лидера – этот тип не очень замечен , по своими действиями , он способствует росту активности каждого члена малой группы, и единства группы на основе взаимопонимания уважения.

Харизматическое  лидерство  –  связано  с  верой  в  сверхъестественные,

выдающиеся способности  лидера, от которого ожидают чуда

традиционное  лидерство  –  основано  на  вере  в   святость   традиций,

передаваемых по наследству

Рационально-легальное  лидерство  –   устанавливается   через   всеобщие

свободные выборы, опирается  на учёт интересов выборщиков и лидера.

 

36.Предмет и объект педагогики.

Объектом педагогики является одна из разновидностей социальных взаимоотношений  между людьми, а именно та их разновидность, которая обеспечивает развитие, совершенствование  человека.

Эту направленность педагогической науки и практики на особые социальные отношения, обеспечивающие развитие умственных,

нравственных и физических способностей человека, выражает и  ее наименование, происходящее от соединения двух греческих слов — «пейда» — ребенок и «гогос» — вести,

что на русский язык переводится  как детоводческое мастерство, или взаимодействие между ребенком и наставником.

 Педагогом стали называть  человека, который на основе этой  науки вводит ребенка в жизнь  таким образом, чтобы дальше  он шел сам.

Под предметом той или  иной науки понимается некоторая  часть идеальной, духовной реальности, представляющая собой логически  связанную, основанную на разуме совокупность размышлений ученого о том  или ином объекте действительности.

 Эти размышления никогда  полностью не охватывают всей  сложности исследуемого объекта,  всегда носят объект-субъектный характер,

т.е. выражают не только сущность объекта, но и индивидуальную позицию  исследующего субъекта, самого ученого  и поэтому всегда лишь в той  или иной степени соответствуют  объекту.

Предмет педагогики, это образование  как реальный целостный педагогический процесс, который организуется в  специальныйх социальных институтах.

Педагогика, таким образом, представляет собой науку, раскрывающую сущность и закономерности образовательных  процессов в развитии личности, разрабатывающую  практические пути повышения их результативности.

Характером предмета педагогической науки обусловлена се тесная связь  с практикой, поскольку ее задачей  является не только описательно-объяснительная, но и нормативно-конструктивная функция, т.е. задача улучшения существующей педагогической практики.

 

37. Функции и задачи педагогики.

Функции педагогики :

1)Теоретическая(описательный, объяснительный) – это изучение передового педагогического опыта:

А)Диагностический-это выявление состояние педагогических явлений. Б) Прогностический-это эксперементальные исследования по развитию педагогического процесса.

2)Технологическая: а) уровень  проектирования,создания учебных планов, программ, учебных пособий. Б) преобразовательный- направленный на внедрение педагогической науки на практике.

 В) Рефлексивный-(Корректировочный). Задачи педагогики :

получение достоверных научных  знаний о закономерностях развития различных педагогических явлений  и трансформацию различных педагогических теорий, обусловленных этими явлениями;

анализ борьбы прогрессивных  и консервативных тенденций в  развитии педагогики;

раскрытие с научных позиций  причин качественных изменений в  развитии педагогики;

установление путей, которыми шел процесс формирования нового теоретического содержания педагогической науки (генезис прогрессивных начал  педагогической теории).

 

39. Основные научные категории  педагогики.

1)Образование – это  процесс и результат овладения  знаниями и навыками учащимися,  формир. Их мировоззрение. 2)Обучение – это дея-сть, направленная на усвоение опр. Знаний, именно в рез.

Происходит взаимодействие педагога и учащегося. 3) формирование становления личности – это процесс  развития и изменения личности под  влиянием реальной дей-сти. 4) восприятие  это социал.

Целенаправленное создание условий для развития личности для  оказания на нее опрд. Воздействий.

 

39. Педагогика в системе наук. Связь педагогики с другими науками.

Педагогика(пайдогогос). Педагогика-это наука , изучающия закономерности передачи старшим поколениям и усвоения младшим поколениям социального опыта необходимого для жизни и труда.

Педагогика-самостоятельная  теория , имеющая предмет и объект педагогики.

Структурно педагогика включает общую педагогику напавленную на изучение общих , основыных закономерностей образования , воспитания и обучения человека.

Место педагогики в системе  наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками.

 В течение всего  периода своего существования  она была тесно связана со  многими науками, которые оказывали  неоднозначное влия-ние на ее становление и развитие.

 Некоторые из этих  взаимосвязей возникли давно,  еще на этапах выделения и  оформления педагогики как науки,  другие являются более поздними  образованьями. 

В числе первых сложились  связи педагогики с философией и  психологией, которые и сегодня  являются необходимым условием развития педагогической теории и практики.

 Педагогика, являясь самостоятельной  и достаточно научной дисциплиной,  не может развиваться обособленно  от других наук.

Важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории выполняет философия, помогая  определить исходные позиции при  исследовании педагогических явлений.

 Особенно большое значение  для решения конкретных вопросов  обучения и воспитания, разработки  режимов труда и отдыха имеет  психология,

 и в первую очередь  возрастная и педагогическая  психология, которая изучает закономерности  психических процессов детей  в зависимости от возраста, в  условиях обучения и воспитания.

Возростная педагогика –изучает особенности воспитания человека в зависимости от возрастного переода его разватия.

Дефектология-относится к  отрасли специальной технологии  ,в которой разрабатывается теория , методы и формы.

Лечебная-развивается в тесном контакте с медециной

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"