Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 01:26, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии и педагогике"

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалка.docx

— 108.43 Кб (Скачать файл)

 Реакция каждого человека  на стресс является весьма  специфической, поэтому выделяют 6 типов личностей, которые по разному реагируют на стресс.

Честолюбивый тип. Люди с  сильной потребностью в достижении успеха. Они энергичны, подвижны, агрессивны и ориентированы на дело.

Прич. Стресса: перегрузки, большая интенсивность деятельности и межличностных отношений, недостаточное понимание самих себя

 Основные симптомы: бессонница, повышенное кровяное давление, проблемы  с сердцем, чрезмерное курение.

Спокойный тип. Беззаботные и спокойные люди, ориентированные на прошлое, мечтательные и неактивные

 Прич.стресса могут быть люди или требования проф. Дея-сти которые нарушают размеренное течение их жизни.

Добросовестный тип. Люди мелочные, любознательные, стабильные. Прич. Стресса являются люди, которые нарушают  их планы и стереотипы поведения.

Тип, который не отстаивает. Люди, которые не могут постоять за себя и отстоять свои права. Они  угождают другим, избегают межличностных  конфликтов.

Прич.стресса внутреннее напряжение, возникающее на почве межличностных отношений.

Жизнелюбивый тип. Люди сильные, энергичные, импульсивные. Для них характерна частая смена интересов.

Прич. стресса является рутинная  работа и чрезмерное внутреннее напряжение.

Тревожный тип. Люди этого  типа проявляют беспокойство по поводу возможных неудач, имеют низкую самооценку.

Прич. стресса ответственная работа и резкие изменения в жизни.

Принцип удовлетворения предусматривает  осуществление психологической  защиты на основе выявления максимальной степени эмоционального благополучия.

Принцип реальности нацеливает на трезвый подход к миру .

Психологический механизм реализации принципа реальности заключается в  основном в способности к терпению.

Принцип ценности указывает  на необходимость построения систем различных жизненных альтернатив  на

одном ценностном основании, в результате чего каждая из альтернатив в рамках данной системы ценностей получают свою оценку. Принцип творчества определяет в значительной мере самосовершенствование человека.

 

24.Воля, ее характеристика. Структура и этапы волевого действия.

Во́ля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в достижении сознательно поставленных целей.

 Положительные качества  воли, проявления ее силы способствуют  успешности деятельности. К волевым  качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность,  терпение, самообладание и другие. Понятие во́ля очень тесно связано с понятием свобода.

Характеристика воли :  Волевое поведение, таким образом, существует при наличии двух главных факторов: 1) цели, за которой, конечно, стоят различные побуждения, и 2) препятствия {преграды, барьера).

Главное в волевом акте — осознания ценности цели. Проявление воли отражается в : а)Сила воли  б) Настойчивость в) Выдержка  Г)Смелость.

Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта.

Ситуация преодоление  трудностей как внешних, так и  внутренних, детерминированных дополнительными  побуждениями, связями с изменениями  смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить  какие-то усилие).

Этапы волевого действия :Простые ( Мотив,исполнение действия , оценка результата)

В сложных сопровождается столкновением противоречивых побуждений борьбой –борьбой мотивов.( осознание цели и стремление достичь ее, осознание ряда возможностей достижения цели,борьба мотивов и выбор)

 

25. Волевые качества личности.

Волевые качества личности -- это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

К основным, базовым волевым  качествам личности, определяющим большинство  поведенческих актов, относятся  целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность.

Такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые, в свою очередь, являются проявлением  самодетерминации воли : 

1) Целеустремленность -- это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности.

2)Инициативность -- это активная направленность личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы.

3) Самостоятельность -- это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

4) Выдержка - это сознательная  и активная установка личности  на противостояние препятствующим  осуществлению цели факторам, которая  проявляется в самообладании  и самоконтроле.

5) Решительность -- свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. 

6) Смелость - это умение  противостоять страху и идти  на оправданный риск для достижения  своей цели. Смелость является  предпосылкой для формирования  решительности. 

7) Организованность -- качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.

8) Дисциплинированность -- это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.

Чтобы развивать волевые  качества, личности необходимо ставить  перед собой значимые для неё  цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей.

Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет  её волевая сфера.

 

26. Понятие и структура личности . Личность, индивид, индивидуальность.

Личность-это человеческий индивид в совокупности устойчивых психологических качеств, социально  обусловленных, составляющих его индивидуальность,

т.е. своеобразное сочетание  индивидуальных свойств человека, отличающих его др. людей.

Индивид – это отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: психических, социологических, физиологических.

Направленность личности – это содержательная сторона  характера, совокупность потребностей и мотивов личности,

определяющих главное  направление ее поведения. (влечение, желание: стремление, склонность; интерес, идеал, убеждение, мировоззрение)

Мировоззрение – это представление  человека о мире, которое складывается на основе личного и общественного  опыта.

Индивидуальность — категория, подчеркивающая уникальность, неповторимость и самостоятельность каждой психики (личности, индивида, человека).

личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры:

самосознание;

направленность личности;

темперамент и характер;

психические процессы и состояния;

способности и задатки;

психический опыт личности.

 

  27. Особенности темперамента как проявления свойств нервной системы. Типы темпераментов.

ТЕМПЕРАМЕНТ - совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.

темпераментные особенности  человека выступают как психофизиологические возможности его поведения.

Например, подвижность нервных  процессов обусловливает динамические качества интеллекта, гибкость ассоциативных  процессов;

возбудимость — легкость возникновения и интенсивность  ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти

Типы:

Сангвиник –энергичен,активен, не воспринимает монотонность.эмоц. возбуд.: легкая;быстрота психич.процессов: быстрая, движения: многочисленные, легкие, мимика: богатая, выразительная, настроение: веселое)

Холерик (тип выс. Нерв. С-мы: сильный, неуравновешенный, подвижный; ъмоц.возбуд: повышенная; быстрота псих.процессов:стремительная; движение,жесты:быстрые,резкие; мимика: выразительная; настроение: бодрое с резкими переходами)

Флегматик (тип выс.нер дея-сти: сильный,уравновешенный; эмоц. Возбуд: пониженная; быстрота псих. проц: медленная,спокойная; движение,жесты: резкие,медленные; мимика: мало выразительная; настроение :ровное,устойчивое)

Меланхолик (тип: слабый, неуравновешенный, мало подвижный; эмоц.возбуд: высокая; быстрота: медленная; движения: медленные; мимика: слабая, мало выразительная; настроение: грустное,лирическое)

 

28.Характер как система отношений личности. Классификация черт характера

Характер— это сочетание существенных и устойчивых психических свойств личности, выражающих ее отношение к действительности и проявляющихся в ее поведение.

Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые  определяют тот или иной образ  поведения, образ жизни.

Отношения личности определяют индивидуальное своеобразие свойства характера двояким образом. С  одной стороны, от отношений личности зависит индивидуальное

своеобразие эмоциональных  переживаний каждой типичной ситуации, в которой проявляется данное свойство характера.

Черты характера : моральные

1. В отношении к другим людям (общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.)

2. В отношении к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие - леность и т.д.).

3. В отношении к себе (скромность -самовлюбленность, самокритичность -самоуверенность и т.д.)

4. В отношении к собственности  (щедрость - жадность, бережливость  -расточительность. аккуратность - неряшливость и т.д.).

Волевые черты характера (решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность)

Ряд черт характера формирующихся под  влиянием темперамента ( активность,пассивность,общительность)

Эмоциональная (отличительность,любвиобильность)

 

29 Способности: виды и  характеристика. Талант и одаренность.

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными  условиями успешного осуществления  определённого рода деятельности.

Способности не сводятся к  имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам.

Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения  способами и приёмами некоторой  деятельности и являются внутренними  психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Виды способностей :

учебные и творческие ,умственные и специальные, математические, конструктивно-технические, музыкальные, литературные, художественно-изобразительные,физические способности

Характеристика способностей :

1)Общий интеллект (способность  к познанию и решению проблем)

2) Креативность (способность  к творчеству, в том числе и  к усмотрению проблем)

3)Обучаемость (способность  к усвоению знаний и умений  в условиях обучения)

Соотносится представление  о специальных, частных способностях как совокупности свойств, обеспечивающих успех в одном, определенном виде деятельности.

Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. (слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды); пространственный (присущ дизайнерам и художникам);

физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются  на практике); предпринимательский - талант (мышление нового поколения, навязанного  временем и деньгами); цифровой (характерен для математиков, программистов))

Одарённость — уровень  развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием. Одарённость  обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность  достижения этого успеха.

Кроме наличия комплекса  способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и  навыков.

 

 

30. Категория деятельности в психологии, её структура и виды.

Деятельность – это  внутреняя пчихическая и внешняя физическая активность человека  ,регулируемая сознательной целью, деятельность всегда целенапревленна.

Всякая деятельность имеет  определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как  основные составляющие деятельности:

Действием называют часть  деятельности, имеющею вполне, осознанную человеческом цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение;

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько  есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций.

виды деятельности :

Труд – является одним  из главнейших видов деятельности. Психологическая структура деятельности данного вида направлена непосредственно  на создание продукта, имеющего огромное значение для общественности.

 Труд – это процесс,  позволяющий человеку создавать  духовные и моральные ценности  общества.

Как правило, трудовая деятельность направлена на производство полезного  обществу продукта, способного удовлетворить  духовные или материальные потребности  для всего человечества.

Игра – вид деятельности, не создающий продуктов общественной значимости. Психологическая структура  деятельности данного вида направлена на формирование личности как субъекта деятельности.

Учение – психологическая  структура деятельности данного  вида заключается в подготовке личности к трудовой деятельности.

На данном этапе происходит окончательное формирование и развитие умственных и физических способностей человека, освоение профессии, формируются  культурные и материальные ценности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"