Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 13:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты по педагогике.docx

— 77.62 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[37] Концепции образования и воспитания  в РФ и регионе.

Современная стратегия воспитания в соответствии с Концепцией модернизации российского образования направлена, прежде всего, на:

  • необходимость обеспечения соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
  • повышение роли воспитательной деятельности в гуманизации общественно-экономических отношений, формировании новых жизненных установок;
  • восстановление ответственности и активной роли государства в воспитании юных граждан;
  • достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, детских и молодежных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей и молодежи;
  • расширение активных субъектов воспитания, включая все социальные институты, профессионально-педагогическое сообщество, широкую общественность

Гражданское образование – одно из важнейших звеньев системы  образования, объединяющее в себе воспитательную и образовательную функции. Представляется актуальным построение модели системы  непрерывного гражданско-правового  образования как особого пространства, включающего вертикаль гражданско-правового  содержания образования, интерактивные  методы и современные формы организации  учебно-воспитательного процесса, школьное самоуправление.

Основными принципами Концепции являются:

  • принцип непрерывности означает организацию гражданско-правового образования на всех уровнях социально-культурной деятельности личности;
  • принцип демократизма учитывает интересы всех участников образовательного процесса, введение партнерских отношений вместо административно-командных, поощрение и поддержка самостоятельности и самоуправления;
  • принцип гуманизма признает возможности человека и его способности к совершенствованию духовно-нравственных качеств личности, соблюдению норм гуманистической морали;
  • принцип патриотизма означает необходимость сохранения культурно-исторических традиций народов и воспитания любви к Родине;
  • принцип конкурентоспособности способствует самоактуализации, саморазвитию и самореализации личности в обществе, навыкам социального партнерства;
  • принцип толерантности включает признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, классовых, религиозных, этнических и иных особенностей;
  • принцип индивидуализации предусматривает внутреннюю самоорганизацию для успешной адаптации, социализации личности;
  • принцип вариативности учитывает способность личности к своевременным изменениям внешней среды;
  • принцип социальной зрелости рассматривается как готовность личности к жизненному и профессиональному самоопределению и становлению;
  • принцип социально-правовой интериоризации предполагает знание человеком своих прав и обязанностей, умение их активно отстаивать и защищать, понимание взаимной ответственности личности, общества и государства.

 

[38]Воспитательные технологии.

Воспитательная технология – это  одно из средств воспитания , деятельность людей. Методы, способы, техники, приемы, средства, формы – соседи и родственники технологии. Технология направлена на решение конкретных педагогических задач и состоит их последовательности, из системы педагогических приемов  и техник. Технология всегда имеет  результат. Например: незапланированные  изменения отношения школьников к учителю в процессе осуществления  педдействия; изменения в отношениях ребят друг к другу, факты вежливости, организованности, дисциплинированности, т.е. меняются качества поведения и  черты личности воспитанников.

В отечественной педагогической науке  основы теории воспитания заложил К. Д. Ушинский в конце XIX в. (см.: Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии; О  народности и общественном воспитании).

  В 20-30-е гг. XX в. стройную  теорию воспитания разработал  А. С. Макаренко (см.: Макаренко  А. С. Цель воспитания; Воспитание  в семье и школе; Лекции о  воспитании детей; Методика воспитательной  работы).

В элементы воспитательной технологии Макаренко входили: тон и стиль  общения (мажор), традиции как признак  долговременности коллектива, большая  роль актива, воспитательные требования, трудовое производственное воспитание.

Технология гуманного коллективного  воспитания В.А.Сухомлинского.

Главная цель: нравственно – воспитанный  мыслитель, любящий Родину и свободу.

Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек.

Подцели: воспитание гуманистических  отношений, чувства красоты. Человечности, сострадания, уважения к родителям.

 

[39] Технология работы классного  руководителя (куратора, тьютора).

Классный руководитель, учитель, выполняющий  функции ответственного организатора классного ученического коллектива в общеобразовательных школах. Основная задача классного руководителя (общая  с задачами родителей) – создать  условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и  их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

Тьютор — (tutor, помощник в самообразовании) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных  программ учащихся и студентов и  сопровождает процесс индивидуального  образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Кура́тор (от лат. curator) — тот, кто  наблюдает за ходом определённой работы или иным процессом.

В современном мире слово куратор  используется во многих областях деятельности: говорят о кураторе академической  группы (он же тьютор).

 

[40] Подростковая среда и субкультура.

«Субкультура – это особая форма  организации людей (чаще всего молодежи)- автономное целостное образование  внутри общей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами»

По специфике поведения членов группы выделяют:

- просоциальные – группы, которые  не несут угрозу обществу, несут  позитив и помогают;

- асоциальные – несут критику  каким-либо устоям общества, но  это противостояние не носит  крайнего характера;

- антисоциальные – не только  подвергают критике общественные  порядки и устои, но и стремятся  их сокрушить.

Также предлагается следующая типология  субкультур:

1. «Романтико-эскапистские субкультуры  – ориентированы на уход от  реальной жизни, построение собственных  философских систем (хиппи, толкиенисты,  индианисты, байкеры, готы).

2. Анархо-нигилистические группы  – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим  явлениям жизни (анархисты, панки).

3. Развлекательно-гедонистические  – ориентированны на обеспечение  досуга («золотая молодежь», рейверы,  сноубордисты, рэпперы).

Криминальная субкультура –  ориентирована на противостояние закону и правопорядку (скинхеды, банды, гопники, люберы)».

 

[41]Межнациональное общение и  молодежная среда.

Молодежная среда в силу своих  социальных характеристик и остроты  восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой  наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного  потенциала.

создание условий для снижения агрессии, напряженности, экстремистской активности в среде молодежи;

создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;

создание условий для повышения  жизненных шансов подростков и молодежи, оказавшихся в сложной жизненной  ситуации;

развитие конструктивной социальной активности подростков и молодежи;

развитие позитивных молодежных субкультур, общественных объединений, движений, групп;

создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи.

Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимых  каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных  отношений.

      Содержание политической  культуры школьника, будущего  полноправного гражданина страны  составляет следующее: знание  политики, политической системы  страны, органов управления государством, лояльное отношение к политической  организации общества, умение участвовать  в политической жизни страны. Все это является для некоторой  общей системой задач формирования  политической культуры учащихся  и определяет содержание и  средства такой работы.

 

 

 

 

 

 

[42] Формы и организация дополнительного  образования молодежи.

Вспомогательные формы организации  учебной работы (условное определение, так как некоторые из этих форм перешли в разряд нестандартных  уроков) – разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную  деятельность учащихся. К ним относятся: кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная  работа учащихся и др.

К числу основных и стабильных видов  внешкольных занятий относится  домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная  часть процесса обучения. Главная  ее цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить  индивидуальные склонности, дарования  и способности учащихся. Домашняя работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов  и потребностей школьников, уровня их развития. Внеурочная учебная деятельность опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу учащихся.

Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются большим разнообразием  как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени  обучения и т. д. Они играют благоприятную  роль в развитии интересов и склонностей  учащихся, способствуют развитию положительного отношения к обучению. Кружки способствуют укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению  качества обучения.

Традиционно к вспомогательным  формам учебной работы относятся  экскурсии.

Учебными планами предусматривается  организация всевозможных факультативов  и курсов по выбору. Они разрабатываются  с учетом пожеланий и интересов  школьников, их родителей. Учитываются  конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями.

Консультации дают возможность  учителю обнаружить пробелы в  знаниях учащихся, обратить их внимание на вопросы, требующие серьезного изучения. Правильно организованная консультация воспитывает у учащихся самоконтроль, критическое отношение к своим  знаниям, помогает правильно установить уровень обученности.

 

[43] Повышение квалификации и  аттестация работников образования.

Аттестация учителей – изучение педагогов с целью установления соответствия занимаемой должности  и присвоения одной из квалификационных категорий.

В соответствии с планами повышения  квалификации учителей один раз в  пять лет они проходят специальное  обучение в институтах повышения  квалификации и переподготовки работников образования или на специальных  факультативах педагогических образовательных  учреждений.

Основной целью аттестации является стимулирование деятельности педагогических работников. Основным средством стимулирования выступает дифференциация оплаты труда  учителя. Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному  заявлению педагога с указанием  квалификационной категории, на которую  он претендует. Но иногда аттестация может  проводиться по инициативе администрации, совета школы или педагогического  совета для определения уровня педагогической квалификации учителя и его соответствия занимаемой должности.

Три вида комиссий:

главная аттестационная комиссия (на уровне области)

районная, городская комиссии

аттестационная комиссия образовательного учреждения

Основное решение, принимаемое  аттестационной комиссией, — это  присвоение квалификационной категории.

Действующим положением установлены  квалификационные категории:

• высшая — ее может присвоить  главная аттестационная комиссия

• первая — присваивается районной (окружной, муниципальной) или городской  комиссией;

• вторая — присваивается аттестационной комиссией образовательного учреждения

 

[44] Коррекционная педагогика в  системе отраслей педагогической  науки.

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность  образования для всех, в плане  приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с  особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится  развить методологию, направленную на детей и признающую, что все  дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное  образование старается разработать  подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для  удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и  обучение станут более эффективными в результате изменений, которые  внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Восемь принципов инклюзивного образования:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Каждый человек способен чувствовать  и думать;

Каждый человек имеет право  на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Все люди нуждаются друг в друге;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Все люди нуждаются в поддержке  и дружбе ровесников;

Для всех обучающихся достижение прогресса  скорее может быть в том, что они  могут делать, чем в том, что  не могут;

Разнообразие усиливает все  стороны жизни человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"