Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 13:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты по педагогике.docx

— 77.62 Кб (Скачать файл)

 

[9] Образование как общественное  явление и социокультурный феномен.

Образование – это процесс и  результат усвоения систематизированных  знаний, умений и навыков, необходимое  условие подготовки человека к жизни  и труду.

Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных  кадров для отраслей экономики.

Образование – очень сложное, многоаспектное явление и его нельзя определить однозначно. Можно выделить следующие  характеристики образования:

это социокультурный феномен: его  цели и задачи определяются обществом  и одновременно образование выступает  важным фактором развития общества; образование  является составным компонентом  культуры;

это открытая, гибкая и целостная  системапреемственных образовательных  программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов  управления;

это целенаправленный и непрерывный  процесс и результат развития личности путем научно организованного  обучения, воспитания и самообразования.

В законе Российской Федерации "Об образовании" содержатся те основные принципы и положения, на основе которых  будет строиться и стратегия  и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования  в России.

Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе  образования, к личности и обеспечивают как "внешние" социально-педагогические условия развития системы образования, так и "внутренние" собственно педагогические условия ее полноценной  жизнедеятельности.

К ним относятся: гуманистический  характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; свободное развитие личности; общедоступность образования; бесплатность общего образования; всесторонняя зашита потребителя образования. Особое значение в управлении функционированием  и развитием школы имеют сохранение единства федерального, культурного  и образовательного пространства; свобода  и плюрализм в образовании; открытость образования, демократический, государственно-общественный характер управления образованием; светский характер образования в государственно-муниципальных  образовательных учреждениях; получение  образования на родном языке; связь  образования с национальными  и региональными культурами и  традициями; преемственность образовательных  программ; вариативность образования; разграничение компетенций субъектов  системы.

Центральным звеном системы образования  в Российской Федерации является обшее среднее образование, включающее средние общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением  отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждения интернатного типа, специальные школы  для детей с отклонениями в  физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения.

Главными задачами общеобразовательных  учебных заведений являются: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического  развития личности; выработка научного мировоззрения; освоение учащимися  системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде и приемов  самостоятельной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[10] Педагогический процесс как  система

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов: цель обучения (для чего учить); содержание учебной информации (чему учить); методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить); преподаватель; учащийся.

Педагогический процесс создается  педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь следующую структуру:

Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы.

Цель отражает тот конечный результат  педагогического взаимодействия, к  которому стремятся педагог и  учащийся.

Принципы предназначены для  определения основных направлений  достижения цели.

Содержание – это часть опыта  поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.

Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых  передается и принимается содержание.

Средства как материализованные  предметные способы работы с содержанием  используются в единстве с методами.

Формы организации педагогического  процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Динамичность педагогического  процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур:

– педагогической;

– методической;

– психологической.

Педагогический процесс – это  процесс трудовой, он осуществляется для достижения общественно значимых задач. Специфика данного процесса в том, что труд воспитателей и  труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения  участников – педагогическое взаимодействие.

 

[11] Закономерности и этапы педагогического  процесса.

Среди общих закономерностей педагогического  процесса выделяются такие.

1. Закономерность динамики педагогического  процесса – величина всех последующих  изменений зависит от величины  изменений на предыдущем этапе. 

2. Закономерность развития личности  в педагогическом процессе. Темпы  и достигнутый уровень развития  личности зависят от: наследственности; воспитательной и учебной среды;  включения в учебно-воспитательную  деятельность; применяемых средств  и способов педагогического воздействия.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным  процессом. Эффективность педагогического  воздействия зависит от: интенсивности  обратных связей между воспитуемыми  и педагогами; величины, характера  и обоснованности корректирующих  воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического  процесса зависит от: действия  внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной  деятельности; интенсивности, характера  и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных  и др.) стимулов.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом  процессе. Эффективность учебно-воспитательного  процесса зависит от: интенсивности  и качества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней  (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического  процесса зависит от: качества  педагогической деятельности; качества  собственной учебно-воспитательной  деятельности воспитуемых.

7. Закономерность обусловленности  педагогического процесса. Течение  и результаты учебно-воспитательного  процесса зависят от: потребностей  общества и личности; возможностей (материально-технические, экономические  и др.) общества; условий протекания  процесса (морально-психологические,  санитарно-гигиенические, эстетические  и др.).

Главные этапы педагогического  процесса:

– подготовительный;

– основной;

– заключительный.

На подготовительном этапе решаются следующие задачи: целеполагание, диагностика  условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Этап осуществления педагогического  процесса (основной) можно рассматривать  как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные  элементы: постановка и разъяснение  целей и задач предстоящей  деятельности; взаимодействие педагогов  и учеников; использование намеченных средств и форм педагогического  процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер  стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического  процесса с другими процессами.

Завершается цикл педагогического  процесса этапом анализа достигнутых  результатов (заключительный этап).

 

[12] Нравственно-психологический образ  педагога.

К личности будущего педагога предъявляется  ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным  учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно  для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом  обучить и воспитать другую личность.

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных  знаний в той области, которой  он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей  культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.

Дополнительными, но относительно стабильными  требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем  главные, перечисленные выше. Без  каждого из таких качеств в  отдельности учитель или воспитатель  вполне может обойтись.

Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель  представляет собой уникальную и  своеобразную личность.

 

[13]  Сущность содержания образования  и его компоненты.

Одним из основных средств развития личности  и  формирования ее базовой  культуры выступает содержание образования.  В традиционной педагогике содержание образования определяется как "совокупность систематизированных знаний,  умений и  навыков,  взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития  познавательных сил и практической подготовки,  достигнутый в  результате  учебно-воспитательной  работы"

Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и  гармонично развитой личности.

Содержание образования должно строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявшиеся  в науке факты и теоретические  положения, учебный материал должен соответствовать современному состоянию  науки, способствовать формированию жизненной  позиции.

Общие принципы формирования содержания образования: гуманистичности, научности, последовательности, историзма, систематичности, достепности.

В учебных планах выделяется федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования  в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в  которой выделяются учебные курсы  общекультурного и общегосударственного значения.

Национально-региональный компонент  обеспечивает особые потребности и  интересы в области образования  народов нашей станы в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры.

Школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику конкретного  образовательного учреждения, позволяет  ему самостоятельно разрабатывать  и реализовывать образовательные  программы и учебные планы, что  в соответствии со ст. 32 Закона “Об  образовании” является исключительной прерогативой образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[14] Система образования в Российской  Федерации.

Стандартизация образования является одной из тенденций его развития. Основным нормативным документом наряду с Законом «Об образовании» является государственный образовательный  стандарт.

Образовательный стандарт – это  обязательный уровень требований к  общеобразовательной подготовке выпускников  и соответствующие этим требованиям  содержания, методы, формы, средства обучения и контроля.

В государственном стандарте общего образования выделяются три составных  компонента:

– федеральный;

– национально-региональный;

– местный, школьный.

В федеральном компоненте отражены нормативы, обеспечивающие единство педагогического  пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент  составляют нормы в области изучения родного языка, истории, географии, искусства и других учебных предметах, отражающих специфику функционирования и развития региона, населяющего  его народа.

Школьный компонент отражает специфику  функционирования отдельно взятого  образовательного учреждения.

Сложившаяся система управления образованием выполняет функции регулирования, координации и контроля на федеральном, региональном и местом уровнях.

Все органы управления образованием подконтрольны Министерству общего и профессионального образования  РФ, включая подведомственные ему  образовательные учреждения.

Управление государственным и  муниципальным образовательным  учреждением осуществляет администратор (заведующий, руководитель, директор, ректор, начальник), который нанимается, назначается  или избирается на руководящую должность  в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"