Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 13:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".
[9] Образование как общественное
явление и социокультурный
Образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду.
Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.
Образование – очень сложное, многоаспектное явление и его нельзя определить однозначно. Можно выделить следующие характеристики образования:
это социокультурный феномен: его цели и задачи определяются обществом и одновременно образование выступает важным фактором развития общества; образование является составным компонентом культуры;
это открытая, гибкая и целостная системапреемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления;
это целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования.
В законе Российской Федерации "Об образовании" содержатся те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России.
Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования, к личности и обеспечивают как "внешние" социально-педагогические условия развития системы образования, так и "внутренние" собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.
К ним относятся: гуманистический
характер образования; приоритет общечеловеческих
ценностей; свободное развитие личности;
общедоступность образования; бесплатность
общего образования; всесторонняя зашита
потребителя образования. Особое значение
в управлении функционированием
и развитием школы имеют
Центральным звеном системы образования
в Российской Федерации является
обшее среднее образование, включающее
средние общеобразовательные
Главными задачами общеобразовательных
учебных заведений являются: создание
благоприятных условий для
[10] Педагогический процесс как система
Педагогический процесс
Педагогический процесс
Педагогический процесс
Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы.
Цель отражает тот конечный результат
педагогического
Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.
Содержание – это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.
Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание.
Средства как
Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.
Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур:
– педагогической;
– методической;
– психологической.
Педагогический процесс – это процесс трудовой, он осуществляется для достижения общественно значимых задач. Специфика данного процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников – педагогическое взаимодействие.
[11] Закономерности и этапы
Среди общих закономерностей
1. Закономерность динамики
2. Закономерность развития
3. Закономерность управления
4. Закономерность стимулирования.
Продуктивность
5. Закономерность единства
6. Закономерность единства
7. Закономерность
Главные этапы педагогического процесса:
– подготовительный;
– основной;
– заключительный.
На подготовительном этапе решаются следующие задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
Этап осуществления
Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов (заключительный этап).
[12] Нравственно-психологический
К личности будущего педагога предъявляется
ряд самых серьезных
Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.
Дополнительными, но относительно стабильными
требованиями, предъявляемыми к педагогу,
являются общительность, артистичность,
веселый нрав, хороший вкус и другие.
Эти качества важны, но меньше, чем
главные, перечисленные выше. Без
каждого из таких качеств в
отдельности учитель или
Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.
[13] Сущность содержания
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике содержание образования определяется как "совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы"
Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности.
Содержание образования должно строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения, учебный материал должен соответствовать современному состоянию науки, способствовать формированию жизненной позиции.
Общие принципы формирования содержания образования: гуманистичности, научности, последовательности, историзма, систематичности, достепности.
В учебных планах выделяется федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
Федеральный компонент обеспечивает
единство школьного образования
в стране и включает в себя ту
часть содержания образования, в
которой выделяются учебные курсы
общекультурного и
Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов нашей станы в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры.
Школьный компонент (обязательные
занятия по выбору, факультативные
занятия) отражает специфику конкретного
образовательного учреждения, позволяет
ему самостоятельно разрабатывать
и реализовывать
[14] Система образования в
Стандартизация образования
Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля.
В государственном стандарте
– федеральный;
– национально-региональный;
– местный, школьный.
В федеральном компоненте отражены нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры.
Национально-региональный компонент составляют нормы в области изучения родного языка, истории, географии, искусства и других учебных предметах, отражающих специфику функционирования и развития региона, населяющего его народа.
Школьный компонент отражает специфику функционирования отдельно взятого образовательного учреждения.
Сложившаяся система управления образованием
выполняет функции
Все органы управления образованием
подконтрольны Министерству общего
и профессионального
Управление государственным и муниципальным образовательным учреждением осуществляет администратор (заведующий, руководитель, директор, ректор, начальник), который нанимается, назначается или избирается на руководящую должность в соответствии с уставом образовательного учреждения.