Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 13:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты по педагогике.docx

— 77.62 Кб (Скачать файл)

На практикуме руководитель лишь вводит в курс, определяет цели. Остальные  участники, пользуясь доказательной  базой, сами раскрывают и доказывают цель.

 

[23] Особенности организации диспутов, конференций, факультативных занятий.

Главными признаками групповой (звеньевой) формы организации учебной работы учащихся являются:

– класс на данном уроке делится  на группы для решения конкретных учебных задач;

– каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

– задания в группе выполняются  таким способом, который позволяет  учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

Дискуссионные методы (диспут, дискуссия) создают условия для высказывания собственных взглядов и убеждений, сопоставления их с позициями  оппонентов, отстаивания своей мысли.

Диспут - свободный обмен мнениями, коллективное обсуждение вопросов, которые  волнуют его участников.

Тематика диспутов должна побуждать  учеников к глубоким раздумьям, поиску собственных решений обсуждаемой  проблемы.

Теоретические факультативные занятия  проводят в форме лекций, семинарских  занятий, научно-теоретических конференций.

 

Практические факультативные занятия  проводят для формирования поисковых  привычек и умений в процессе решения  технических задач. Структура практических факультативов предусматривает  постановку задач, обоснование их актуальности, практического значения; решение  задач и конкретизацию результатов  работы; обсуждение результатов, подведение итогов занятия.

 

 

 

 [24] Современные средства оценивания и диагностики результатов обучения.

Ранжирование - расположение собранных  данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных  показателей), определение места  в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости  от числа пропущенных занятий  и т. п.).

Шкалирование - присвоение баллов или  других цифровых показателей исследуемым  характеристикам. Этим достигается  большая определенность.

ЭКЗАМЕН (в вузе) — проверка знаний студентов, выявление их навыков  и умений применения знаний при решении  профессиональных задач. Экзамен — наиболее распространённая оценка знаний человека. Отличительной чертой экзаменов является то, что они проводятся редко, между экзаменационными сессиями не бывает меньше двух месяцев.

Зачет - Проверочное собеседование  преподавателя со студентом, выясняющее степень познаний студента в каком-н. предмете (спец.)

 

[25] Понятие и сущность метода, приемов организации и управления педагогическим процессом.

Педагогический процесс - направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования  и воспитания в условиях педагогической системы.

Самые главные характеристики педагогического  процесса, как их понимает современная  наука, - это целостность, системность, цикличность и технологичность.

Педагогическая технология - проектирование, разработку процессов обучения, шире педагогических процессов, назначенных  для решения заданных дидактических (педагогических) задач. По мнению В.П.Беспалько, задачу образуют компоненты педагогической системы: цель, содержание, состояние  ученика, а технологию - процессы, формы, учитель.

Одной из основных функций организации  и управления является планирование. Планирование предполагает четкую постановку целей и разработку и реализацию плана действий, направленных на достижение этих целей

Важнейшими методами планирования являются балансовый и нормативный  метод. Основным методом координации  и увязки плановых заданий и показателей  является балансовый метод. Сущность этого  метода состоит в обеспечении  пропорциональности между потребностями  и ресурсами при помощи системы  балансов.

Сущность нормативного метода состоит  в обосновании плановых заданий  и показателей нормами и нормативами.

 

[26] Классификация методов обучения.

Метод обучения - способ упорядоченной  взаимосвязанной деятельности преподавателя  и обучаемых, направленной на решение  задач образования (Ю.К.Бабанский).

Метод обучения - система целенаправленных действий учителя, организующих учебную  деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения (И.Я.Лернер).

Строго научной классификации  методов обучения в дидактике  нет, поскольку наука пока не может  найти одного основания для выделения  всех методов.

      Поэтому есть несколько  классификаций по различным основаниям. Вот наиболее разработанные из  них. 

       По характеру  познавательной деятельности (И.Я.  Лернер, М.Н. Скаткин)

      - объяснительно-наглядный  (репродуктивный)

      - проблемное изложение 

      - частично-поисковый  (эвристический) 

      - исследовательский 

В этой классификации (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) методы делятся по уровню творческой, активной, исследовательской учебной  деятельности. На одном полюсе находится  метод репродуктивный, на другом - метод  исследовательский. Слово, образ, действие (из предыдущей классификации) выступают  здесь как средство обучения, материальная основа. Любой метод - лекцию, демонстрацию, лабораторную работу - можно построить  традиционно и проблемно.

      Объяснительно-иллюстративный  метод состоит в том, что  учитель сообщает знания, а ученик  воспринимает, осознает, запоминает. Ему  соответствует репродуктивный метод,  который состоит в том, что  учитель организует формирование  умений на основе знания, а  ученик воспроизводит, повторяет,  отрабатывает умения.

      Проблемное изложение  заключается в том, что учитель  ставит проблему, показывает путь  ее решения, а ученик усваивает  логику решения. Частично-поисковый  метод включает учеников в  решение проблемы, поставленной  учителем, на отдельных этапах. Исследовательский  метод предполагает, что ученики  под руководством учителя решают  проблемы, организуют эксперимент  и используют другие средства  учебного поиска. Подробнее об  этом, а также достоинства и  недостатки этих методов см. текст  "Проблемное обучение".

       По дидактической  цели 

      - методы изучения  новых знаний 

      - методы закрепления  знаний 

      - методы контроля.

       По месту в  структуре деятельности 

      Ю.К.Бабанский предложил  классифицировать методы, исходя  из структуры деятельности. В  ней выделены элементы организации,  регулирования, контроля. Соответственно, по мнению Ю.Бабанского, должны  быть три группы методов по  их месту в структуре обучения:

      1. методы организации  и осуществления учебной деятельности,

      2. методы ее стимулирования  и мотивации, 

      3. методы контроля  и самоконтроля за учебной  деятельностью. 

 

[27] Виды и средства обучения.

Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который  использован учителем и учащимися  для усвоения новых знаний.

Виды обучения различаются по характеру  обучающей и учебной деятельности, по построению содержания, методам  и средствам обучения. В дидактике  сложились сообщающее (объяснительно-иллюстративное), проблемное, программированное обучение.

Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные  возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также  к независимости в повседневной жизни.

Проблемное обучение. Суть проблемного  обучения состоит в том, что преподаватель  не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.

Программированное обучение. Основная цель программированного обучения – улучшение управления учебным процессом. Учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка степени усвоения. Доза усвоена - переходят к следующей. Это и есть "шаг" обучения: предъявление, усвоение, проверка.

Модульное обучение представляет собой  метод, при котором содержание учебного материала и организация его  изучения заключаются в модули. Модуль – это логически завершенная  часть учебного материала, обязательно  сопровождаемая контролем знаний и  умений учащихся. В модуле четко  определены цели обучения, задачи и  уровни изучения данного модуля, названы  навыки и умения, которыми должен овладеть обучаемый. Число модулей зависит  как от особенностей самого предмета, так и от желаемой частоты контроля обучения. Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля.

 

[28] Воспитание как часть педагогического  процесса.

Обучение - один из элементов педагогического  процесса. Вторым важнейшим элементом  выступает воспитание. Оба эти  процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка.

 Воспитание способствует социализации  ребенка в реальном мире и  представляет собой один из  путей ее осуществления. Это  ключевой, основной элемент социализации, так как именно воспитание  дает возможность ребенку быстрее  освоить комплекс наиболее значимых  для общества ценностей и норм.

 Процесс социализации может  быть стихийным или целенаправленным.

Воспитание - процесс целенаправленного  влияния, целью которого выступает  усвоение ребенком необходимого для  жизни в обществе социального  опыта и формирования принимаемой  обществом системы ценностей.

Конечно, учитель, организуя воспитание, создает определенные рамки, в которых  деятельность учащихся приветствуется им и поддерживается; тем самым  тормозится развитие тех сторон индивидуальности ученика, которые имеют негативную направленность. Иными словами, учитель  в ходе процесса воспитания целенаправленно  развивает социально-ориентированные  элементы индивидуальности ребенка.

Цель воспитания – это те заранее  определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений  к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся  достигнуть в процессе воспитательной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[29] Методы и средства педагогического  воздействия на личность.

Для должного функционирования педагогического  процесса нужно, как минимум, пять групп  методов воздействия на личность:

  1. Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств.;
  2. упражнения и приучения - Упражнение - это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. приучение - это упражнение с целью выработки хороших привычек.;
  3. обучение - Методы обучения подразделяют по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические.;
  4. стимулирование - Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.; Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. Поощрение - это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются. Наказание - один из самых старейших методов воспитания.Н аказание - это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности - чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств.
  5. контроль и оценка.

 

[30]Мастерство педагогического  общения.

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися  в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися  и управление общением в детском  коллективе.

Известный психолог В. А. Кан-Калик  выделял следующие стили педагогического  общения:

1. Общение на основе высоких  профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической  деятельности в целом. О таких  говорят: "За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!" Причем в высшей школе интерес  в общении стимулируется еще  и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

2. Общение на основе дружеского  расположения. Оно предполагает  увлеченность общим делом. Педагог  выполняет роль наставника, старшего  товарища, участника совместной  учебной деятельности. Однако при  этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых  педагогов, не желающих попасть  в конфликтные ситуации.

3. Общение-дистанция относится  к самым распространенным типам  педагогического общения. В этом  случае во взаимоотношениях постоянно  прослеживается дистанция во  всех сферах, в обучении, со ссылкой  на авторитет и профессионализм,  в воспитании со ссылкой на  жизненный опыт и возраст. Такой  стиль формирует отношения учитель-ученики.  Но это не означает, что ученики  должны воспринимать учителя  как сверстника.

4. Общение-устрашение - негативная  форма общения, антигуманная, вскрывающая  педагогическую несостоятельность  прибегающего к нему преподавателя. 

5. Общение-заигрывание, характерное  для молодых преподавателей, стремящихся  к популярности. Такое общение  обеспечивает лишь ложный,. дешевый  авторитет. 

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание  стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический  и попустительский (А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский, А.П. Ершова, В.В. Шпалинский, М.Ю. Кондратьев и др.).

  При авторитарном стиле характерная   тенденция  на  жесткое  управление  и всеобъемлющий контроль выражается  в том, что преподаватель значительно   чаще своих  коллег  прибегает   к  приказному  тону,  делает   резкие   замечания. Главной  особенностью попустительского  стиля  руководства  по  сути  дела

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"