Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 02:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 54.45 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Педагогическая  поддержка как деятельность.

Педагогическая поддержка  – это деятельность педагога направленная на развитие свободоспособности ребенка, она является самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка.

Предметом педагогической поддержки становится процесс  совместного  с ребенком определения собственных  интересов, целей, возможностей и путей  преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое чувство человеческого достоинства и самостоятельно достигать поставленных целей, результатов обучения, самовоспитания, общения, здорового образа жизни.

Целью педагогической поддержки выступает помощь растущему  человеку в обретении себя, в работе с самим собой.

Задачи педагогической поддержки:

- выявление и понимание  педагогом проблемы ребенка, осознание  всей ситуации его саморазвития.

- оказание помощи  ребенку в осознании им данной  ситуации и коррекции собственного  понимания.

- совместная с ребенком  рефлексия его проблем, побуждение  его к осознанию себя как  субъекта.

- создание условий  для осознания ребенком перспективы  собственного развития.

  1. Стили педагогического общения. Невербальные средства общения в работе педагога.
    1. Авторитарный.

Для авторитарного  стиля характерна жесткость управления и полный контроль. Педагог прибегает к приказному тону , делает резкие замечания, определяет общие цели работы, указывает способы выполнения задания, определяет, кто с кем будет работать и т.д. Строгий контроль свидетельствует о неверии преподавателя в позитивные возможности воспитываемых, в его глазах они характеризуются низким уровнем ответственности. Любая инициатива рассматривается как нежелательное самоволие. Воспитываемым позволено участвовать в обсуждении вопросов, касающихся только их.  Но все, же окончательное решение всегда принимает воспитатель в соответствии со своими установками.

    1. Попустительский.

Главной особенностью этого стиля является устранение самого субъекта педагогической деятельности из процесса воспитания, снятие с себя ответственности за происходящие. Этот стиль является менее предпочтительным среди всех существующих. Воспитатель стремится меньше вмешиваться в жизнедеятельность воспитываемых, практически устраняется от руководства ими.

    1. Демократический.

В этом стиле в первую очередь оцениваются  факты, а не личность. Группа принимает  активное участие в обсуждении всего  хода происходящей работы и ее организации. У воспитываемых развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление, возрастает общительность и доверительность в личных взаимоотношениях,  проявляется интерес к работе. При демократическом стиле общения воспитатель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность воспитываемых, старается занять позицию «первого среди равных», проявляет терпимость к замечаниям воспитываемых, вникает в их личные дела и проблемы. Воспитанники обсуждают проблемы и делают выбор, воспитатель формирует окончательное решение с учетом выбора воспитываемых.

 

  1. Расскажите  о том, в каком соотношении находятся понятия «педагог», «учитель», «воспитатель».

Деятельность  учителя представляет собой процесс  решения не­исчислимого множества  как типовых, так и оригинальных педаго­гических задач. Готовность к их решению на высоком уровне мас­терства определяется рядом профессионально-педагогических умений. При этом важное значение приобретает вооружение человека не столько техникой (навыками), сколько методикой выполнения дей­ствий. Учителю чаще, чем работнику иной профессии, приходится обновлять свои знания, пересматривать методы работы, овладевать новыми умениями. К числу наиболее существенных педагогических умений относят: умение выявлять уровень воспитанности учащихся; проектировать развитие личности; прогнозировать результаты обу­чения и воспитания; планировать работу по руководству учебной и внеклассной деятельностью учащихся; владеть современными педа­гогическими технологиями; отбирать, анализировать, обобщать учеб­но-воспитательный материал; активизировать самостоятельную, твор­ческую деятельность учащихся; находить лучшие формы требова­тельности и варьировать их в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и педагогической целесообразности; созда­вать на занятиях атмосферу, благоприятную процессу обучения и воспитания; устанавливать педагогически целесообразные взаимо­отношения с учащимися, малыми группами, ученическим коллек­тивом, с родителями и учителями; анализировать полученные ре­зультаты и с их учетом оптимизировать свою деятельность.

 

Воспитатель — как правило, лицо, занимающееся воспитанием детей в детских  садах и школах; в вузе воспитателя  обычно именуют куратором. Учителем, как правило, называют школьных педаго­гов. Преподаватель — занимается педагогической деятельностью в высшем образовательном учреждении. Педагог — обобщающее по­нятие учителя и преподавателя. Все они одновременно являются и воспитателями, ибо нельзя решать никакие педагогические задачи, не будучи одновременно и воспитателем. Близка к такому понима­нию и личность наставника, который оказывает помощь молодым работникам в трудовых коллективах.

Педагог - это обобщающее понятие для всех, кто ведет педагогическую работу(учитель, воспитатель). Существует также по­нятие «педагог-специалист» — он осуществляет педагогические функции в силу своих должностных обязанностей. Это социальный педагог, педагог-воспитатель, инженер-педагог, а также педагоги на производстве, предприятии, в специализированном учреждении, зани­мающиеся специальными педагогическими вопросами в трудовых организациях. Профессия педагога — одна из древнейших и слож­нейших. Как бы ни были сложны объекты физиков-ядерщиков, спе­циалистов по космосу, биогенетике и др., нет ничего сложнее чело­века, сложнее помощи ему в том, чтобы стать достойным, талантли­вым, высоконравственным человеком и профессионалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальные  и профессиональные функции воспитателя. Педагогические способности.

Социальная роль и  функции воспитателя зависят  от истории общества. В них есть нечто постоянное и общее для  разных исторических периодов и эпох.

Основные из них:

    1. Педагог выполняет роль двигателя в обществе. Воспитывая молодое поколение он способствует формированию людей, быстро схватывающих все передовые в разносторонней жизни общества. Таким образом в прогрессивном развитии общества в ускорении этого развития несомненно есть доля сил и многолетнего труда педагога.
    2. Профессиональный педагог является звеном в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим через молодое поколение. Он как эстафету передает опыт жизни исторического прошлого общества перспективному будущему.
    3. Педагог выполняет роль «аккумулятора» накапливающего в себе социальный опыт. В этой роли он выступает как хранитель и носитель общественных ценностей. Накапливая за всю жизнь эти ценности в себе, затем он передает их молодому поколению. Он является главным звеном в механизме передачи накопленного старшими ценностью опыта молодым. Цель накопить - чтобы передать.
    4. Одна и социальных ролей педагога состоит в том, что он выступает как специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных отношений, взаимоотношений и поведения людей, достигнутый к тому времени. Из общего фонда культуры он выбирает наиболее ценный и полезный материал для пользовании в воспитательно – образовательной работе с детьми. В этой функции педагог играет не толькопрогрессивную роль, но иногда и консервативную. Дело в том что педагоги старшего поколения собственные юные годы настольгически переживают как совершенные, а новые порой воспринимают как краха поэтому неприемлемые. Общественный прогресс определяется не только деятельностью педагогов, но и другими факторами и его не остановить консервативными взглядами отдельных педагогов. И все таки, большинство педагогов выбирают новое в детской среде и продвигают это новое в систему общественных отношений.
    5. Еще одна социальная функция педагога: это лицо уполномоченное обществом представлять мир молодежи перед старшим поколением. Профессиональный педагог как никто другой знает характерные физиологические и психологические черты и другие особенности детей, подростков, юношей и девушек, своеобразие и возможности их разностороннего развития на разных возрастных ступенях. Поэтому он может и имеет право со знанием дела компетентно высказывать свои суждения перед обществом о воспитании молодежи, создавать общественное мнение по злободневным проблемам практики и теории воспитания.
    6. И еще одна социальная функция педагога – формирование духовного мира молодежи в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества. Именно над этим педагог работает постоянно, формируя у подрастающего поколения знания, понятия и убеждения о правилах общежития в соответствии с принципами и нормами нравственности, права, эстетики. Воспитывая у молодежи представленные об общечеловеческих ценностях, педагог учит регулировать свое поведение в соответствии  с этими ценностями, жить по принципам доброты, милосердия и терпимости уважения и гуманности по отношению к другим.

В действительности все функции педагога проявляются  не отдельно одна от другой, а в общем  ансамбле и комплексе, отражая сложные  взаимосвязи разных сторон и явлений  жизни. Социальные функции педагога конкретизируются в профессиональных.

  1. Своеобразие педагогической профессии. Педагогический профессионализм.
  2. Профессиональные и психологические требования к личности педагога.

Требования к учителю -- это императивная система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.

Прежде всего, следует  иметь в виду, что практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая половина ее -- искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу -- наличие педагогических способностей. При таком подходе сразу же необходимо ставить вопрос -- существуют ли специальные педагогические способности? Видные знатоки педагогического труда отвечают на него утвердительно. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

Вопрос о педагогических способностях находится в стадии интенсивной разработки. Педагогические способности -- качество личности, интегрирование, выражающееся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними. Часто педагогические способности сужаются до умения выполнять конкретные действия -- красиво говорить, петь, рисовать, организовывать детей и т. п. Выделены главные группы способностей.

1. Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.

2. Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материалы, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.

3. Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

4. Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

5. Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.

6. Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

7. Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.

Научные исследования последних  лет выявили «ведущие» и «вспомогательные»  способности. К ведущим, по результатам  многочисленных опросов педагогов, относятся педагогическая зоркость (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные, остальные могут  быть отнесены к разряду сопутствующих, вспомогательных.

 

 

 

 

 

  1. Сравнительный анализ основных видов педагогической деятельности – преподавания и воспитания.
  2. Цель и задачи современного образования. Многоуровневое педагогическое образование.
  3. Факторы, стимулирующие процесс профессионального самовоспитания воспитателя.
  4. Творческий характер труда воспитателя.
  5. Педагогический такт.
  6. Основные направления модернизации образования в России.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"