Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 02:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 54.45 Кб (Скачать файл)

      Статистические  источники содержат интересный  материал по количественной характеристике  явлений воспитания, развития личности, вопросов образования, например, о числе школ, учащихся, выпускников  учебных заведений разных типов,  учителей, о бюджете образования,  количестве молодых специалистов, количественных показателях успеваемости  и т.п.

      Статистические  источники дают обобщенный материал, помогая выявить в обезличенном  виде общую картину и общую  тенденцию развития какого-нибудь  педагогического явления, например, уменьшения или увеличения числа  первоклассников или выпускников  школ в районе, области; развитие  сети дошкольных учреждений и  т.д. Но невозможно утверждать, что эта же количественная картина присуща любому отдельно взятому классу, школе, конкретному району и т.д. Количественные факты и количественный анализ дают основание для последующей качественной интерпретации педагогических явлений.

      Наглядно-изобразительные  педагогические источники — это  фоно-, фото-, кино- и видеоматериалы  и документы педагогического  содержания. Они дают конкретные, наглядные факты о педагогических явлениях. Их недостаток состоит в том, что они могут быть случайными, многие из них фрагментарны, а для воспроизведения изображения необходима специальная аппаратура.

      К этой  же группе источников следует  отнести схемы, диаграммы, таблицы,  чертежи, имеющие материалы педагогического  содержания.

      Вещественные  источники — это предметы и  вещи человека, которого изучают;  они могут быть изготовлены  им самим или просто он ими  пользуется; это — учебные принадлежности, вещи школьника, модели, макеты, приборы  и другие поделки, рисунки и  предметы. Вещественные источники  представляют собой дополнительный  материал: анализируя его, исследователь  может добыть ценные сведения  и факты об изучаемом человеке или педагогическом явлении, например, об увлечениях, профессиональной ориентации, художественных способностях школьника.

Народная педагогика является богатым источником. Народные традиции, обычаи, обряды, фольклор взрослых и детей, народные праздники, игры и игрушки, песни, танцы, шутки, прибаутки, считалки, дразнилки, народные приметы, поверья по разному случаю, предания и сказы на разные темы, трудовые и другие отношения в семье и обществе представляют собой кладезь народной педагогической мудрости. Все это передается от поколения к поколению, обогащается новым опытом. Обращение исследователя к народной педагогике дает ему возможность черпать материал из сокровищницы богатого опыта воспитания молодежи настоящего времени и прошлых эпох. Более подробно этот вопрос рассматривается в отдельной теме.

      Произведения  искусства также следует рассматривать  как педагогический источник. Конечно,  они в первую очередь представляют  собой художественную ценность. Но ведь они, кроме того, имеют  содержательную сторону, а содержание  можно рассматривать и с позиции  педагогики. К примеру, такие художественные  полотна, как «Устный счет»  Н.П. Богданова-Бельского, «Опять  двойка» Ф.П. Решетникова, «Прибыл  на каникулы» (его же) и т.п.  непосредственно отражают разные  случаи из жизни детей и  школьников, прямо связанные с  их учебной деятельностью. Можно  сослаться на аналогичные примеры  из других жанров искусства:  музыки, театра, балета, художественного  кино, в которых отображены события,  касающиеся явлений воспитания. И уж совершенно бесспорно,  что искусство само является  могучим средством эстетического  воспитания, воспитания гуманизма,  а следовательно, и бесценным педагогическим источником.

      Материалы  смежных наук вполне можно  причислить к педагогическим  источникам, поскольку они тоже  исследуют проблемы воспитания, хотя и со своих позиций.  В частности, невозможно разрабатывать  вопросы нравственного воспитания  в педагогическом аспекте без  знания этики, изучать развитие  детей без владения возрастной  и педагогической психологией,  народную педагогику — не зная  этнографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современная педагогическая публицистика.

 

Публицистика –  род произведений, посвященных актуальным вопросам и проблемам текущей  жизни общества.

Публицистика играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения общественного  мнения.

Формы публицистики:

- словесная: письменная  и устная

- графически изобразительная  (плакат, карикатура)

- фотографическая  и кинематографическая ( док. кино, телевидение)

- театрально-драматическая

- словесно-музыкальная

Виды публицистики:

-информационная

-аналитическая

-художественная

Педагогическая публицистика как массовое явление возникает  с развитием журналов и газет  в 19в.

Педагогическая пресса – вся совокупность газет, журналов и другой печатной продукции посвященная  целиком или частично проблемам  образования, вопросам педагогической теории и практики.

Функции педагогической публицистики:

- информационная

- формирующая

- воспитательная

- интегрирующая

-стимулирующая

-актуализирующая

- инверсионная и  др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современная педагогическая научная  и художественная литература.

В современной научной  литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения  педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению  неисчислимого множества типовых  и нестандартных задач, учитель, так же как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся  средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач.

   Художественная  литература возникла из потребности  воспроизвести жизнь в целостности  наглядных представлений, чувств  и духовных состояний, в полноте  и единстве её восприятия «внутренним»  человеком. Она утверждалась как  возможность наглядно и ощутимо  передать взаимосвязь, логику, последовательность  и закономерности действительности  через творческое и живое воссоздание  характеров, социально-исторических, общественных, национальных, духовных, религиозных  и житейских событий в разносторонности  и полноте движущихся картин. В своих классических образцах  она становилась движущимся отражением  народного сознания. Она содержала  очевидный или внешне прикровенный камертон идеала, с высоты которого возможна была верная оценка изображаемого: она передавала проницательный опыт и помогала жизненной ориентации читателя.

  1. Современная система отечественного образования: стратегия развития.

Под системой образования  следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений. В систему образования  любой страны обычно входят учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: а) дошкольное образование, б) общее  среднее образование, в) внешкольное  обучение и воспитание, г) профессионально-техническое  образование, д) среднее специальное образование, е) высшее образование, г) подготовку научных и научно-педагогических кадров, з)последипломное образование, и) повышение квалификации или переподготовку кадров. На развитие системы образования влияет: уровень развития общественного производства и совершенствование его научно технических основ, обуславливающих все возрастающие требования общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей и к соответствующему развитию образовательно-воспитательных учреждений. В более развитых в техническом отношении странах быстрее расширяется сеть школ, раньше создаются типы учебных заведений. Государственная политика в области образования влияет на развитие различных типов образовательно-воспитательных учреждений и их работы. Иногда именно политикой определяется существование различных типов общеобразовательной школы, одни из которых предназначены для массового обучения, другие для обслуживания элиты общества.

Стратегическая цель государственной политики в области  образования – повышение доступности  качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих  задач: модернизация институтов образования  как инструментов социального развития, формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных  услуг с участием потребителей, участие  в международных сопоставительных исследованиях, обеспечение инновационного характера базового образования  в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

  1. Спектр педагогических профессий. Педагогические учебные заведения.

В настоящее время  в сфере образования наблюдается  достаточно устойчивая тенденция к  внутрипрофессиональной дифференциации. Как следствие данного процесса значительно расширяется спектр педагогических профессий, появляются новые педагогические специальности - "вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией" [22, с. 20]. В рамках педагогической специальности возникают педагогические специализации как определенный вид деятельности.

 

Основанием разделения педагогических специальностей являются:

 

а) различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства (например, математика, язык, физика, биология и т. п.);

 

б) возрастные периоды  развития личности (дошкольный, младший  школьный и т. п.);

 

в) особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушения  слуха, зрения и т. п.).

 

Преподаватели педагогических учебных заведений должны обладать квалификацией, которая позволяет  им вести преподавание своих предметов  на уровне, сравнимом с уровнем  высшего учебного заведения. Преподаватели  педагогических дисциплин должны иметь  опыт преподавания в школе и, по мере возможности, периодически обновлять  этот опыт путем педагогической практики в школе.

 

Следует поощрять исследования и экспериментирование в области  педагогических дисциплин, создавая для  преподавателей и студентов в  педагогических учебных заведениях благоприятные условия для исследовательской  работы и обеспечивая эти учебные  заведения необходимыми средствами и оборудованием. Преподаватели, готовящие  учителей, должны быть в курсе результатов  исследований в области своей  науки и стремиться делать их достоянием студентов.

 

Как учащиеся, так и  преподаватели должны иметь возможность  высказывать свое мнение относительно положений, регулирующих жизнь, работу и дисциплину в педагогическом учебном  заведении.

 

Педагогические учебные  заведения должны вносить свой вклад  в развитие образования, распространяя  в школах результаты исследований и  новое в методике преподавания, а  также используя в своей работе опыт школ и учителей.

 

Педагогические учебные  заведения, каждое в отдельности, совместно  или же в сотрудничестве с другими  высшими учебными заведениями или  с соответствующими органами народного образования, должны удостоверять удовлетворительное завершение студентами курса подготовки.

 

Органы народного  образования в сотрудничестве с  педагогическими учебными заведениями  должны принимать меры, необходимые  для того, чтобы обеспечивать выпускникам  учебных заведений работу, соответствующую  их квалификации, личным пожеланиям и  семейному положению.

 

  1. Карьера педагога.

Карьера  –  продвижение  в какой–либо сфере деятельности; достижение известности; род занятий, деятельности. Вершина в профессиональном развитии не обязательно занятие  высокопоставленных должностей (директор, зам. директора, руководитель народного  образования и др.) Прежде всего  это освоение вершин мастерства. Например В.А. Сухомлинский и А.С. Макаренко более известны как выдающиеся педагоги, чем руководители образовательных учреждений. Поэтому будем исходить из того что карьера педагога это путь не по должностям, а по ступеням педагогического мастерства.

Различают 2 ветви педагогической карьеры вертикальная и горизонтальная.

Вертикальная –  это служебный рост, который ограничен. Директор, зам.директора – наивысшие ступени возможные в образовательном учреждении. Конечно, возможно продвижение в органы управления образования, но таких высот достигают немногие.

Горизонтальная –  рост профессионального мастерства, то, что невозможно отнять у человека. Именно рост в горизонтальной педагогической карьере важен для педагога, поскольку он является менеджером, а педагогический менеджмент – это искусство управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся. Учитель как менеджер ориентирован на профессиональный рост, а не на служебную карьеру, так как он учится. Карьера – это знание, умение, желание профессионального роста. Педагог должен учиться, так как профессиональный рост, создание карьеры – это не что иное, как процесс накопления знаний, которыми он просто постоянно пользуется. Так же педагог должен уметь выбирать цели учебно-воспитательной работы и дисциплинировать себя, добиваться поставленных целей.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"