Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 02:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 54.45 Кб (Скачать файл)

                                                         Педагогика

 

 

  1. Сущностные  характеристики понятия «педагогическая  деятельность».

. Педагог – общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности. По социальному статусу педагогов подразделяют на два вида: а) профессионалы, т.е. лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку; б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в иных областях.

Можно ли называть педагогической деятельность человека, который обучает  и воспитывает других, не занимаясь  ею профессионально? Очевидно, да, поскольку  потребность быть учителем, воспитателем может возникнуть у любого взрослого  человека на определенной стадии его  личностного и профессионального  развития. Учителем для каждого из нас может стать любой человек, взаимодействие с которым оставило глубокий след в нашей душе, жизни, научило нас чему-либо, побудило к изменению и личностному росту. Однако, педагогическая деятельность не всегда есть там, где возникает взаимодействие между двумя людьми, ведущее к изменению и развитию одного из них, так как зачастую такое взаимодействие происходит стихийно в ходе общения и другой деятельности, и осознается лишь тем, на кого оно повлияло, да и то с течением времени. Педагогическая деятельность основывается на целенаправленном, специально организованном педагогическом взаимодействии, целью которого является создание условий для развития обучающегося и воспитывающегося.

Для обозначения вида профессиональной деятельности, основным содержанием  которой является воспитание, обучение, образование и развитие учащихся и воспитанников, существует более  точное название – профессионально-педагогическая деятельность. Под понятием «педагогическая деятельность» мы будем иметь в виду в дальнейшем именно данный вид деятельности.

Для того, чтобы понять природу и специфику педагогической деятельности, выделить ее особенности, попробуем сравнить ее с любой другой, например, производственной.

Деятельность - специфически человеческая форма активности, направленная на преобразование человеком окружающего мира и самого себя. В зависимости от направленности деятельности на производство материальных или духовных ценностей выделяют два ее вида: материальную и духовную. Различия данных видов деятельности проявляются и в их структуре. Если деятельность рассматривать не как процесс, а как некую субстанцию, можно выделить в любой их них общие структурные компоненты: субъект, объект (предмет), средства, продукт (результат).

Отличие педагогической деятельности от любой производственной заключается  в ее духовном характере, что определяет своеобразие всех ее компонентов. В центре любой деятельности «субъект» тот, кто совершает эту деятельность, и «объект» - то, на что эта деятельность направлена, а также «продукт» - как трансформированный, измененный объект (предмет) деятельности. Специфика педагогической деятельности связана прежде всего с особенностями «объекта» и «продукта» данной деятельности. В отличие от любой другой деятельности «объект» педагогической весьма условно может быть назван таковым, так как это процесс формирования и развития личности, практически неподдающейся «обработке», изменениям без опоры на ее индивидуальность, ее особенности, без включения механизмов саморазвития, самоизменения, самообразования. Таким образом, педагог имеет дело с высшей ценностью - личностью ученика, который является субъектом своей собственной деятельности по саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению: без обращения к ее внутренним силам, потенциям, потребностям педагогический процесс не может быть эффективным.

Особое значение приобретает  с этой точки зрения педагогическая позиция, установки педагога, в основе которых должно лежать отношение  к личности ученика как к самоценности, к активному деятелю, ориентация на построение «субъект-субъектных» отношений: отношений сотрудничества и совместной творческой деятельности в процессе обучения. В таких условиях «объектом», на который направлена совместная деятельность учителя и ученика становится не столько сама личность обучающегося, сколько процесс ее развития и совершенствования: усвоения необходимых для этого знаний и способов деятельности, а также развития задатков и способностей, духовно-нравственного становления. Таким образом, сущность педагогической деятельности заключается в объектно-субъектном преобразовании личности. С этой точки зрения справедливо утверждение В.А.Сластенина и А.И.Мищенко о том, что истинным объектом педагогической деятельности является не сам ученик, вырванный из педагогического процесса, а именно «педагогический процесс, представляющий собой систему взаимосвязанных учебно-воспитательных задач, в решении которых воспитанник принимает непосредственное участие и функционирует как один из главных компонентов».

Перевод ученика в  субъектную позицию становится возможным  в педагогическом процессе, если учитель  выступает в нем прежде всего как организатор, менеджер. Своеобразие педагогической деятельности, по мнению Ю.Н.Кулюткина, заключается в том, что она является преимущественно управленческой деятельностью, «метадеятельностью», как бы подстраивающейся над деятельность учащихся. Если профессионалам в другой сфере деятельности достаточно квалифицированно выполнять свою собственную деятельность, то педагог призван прежде всего не сообщать знания, а организовывать учебную и внеучебную  деятельность учащихся.

Сложный, неоднозначный характер педагогической деятельности связан именно с тем, что учитель имеет дело с развивающейся личностью, которая обладает своей собственной индивидуальностью, причем в школьном классе обычно представлен широкий спектр юных личностей. К этому добавляются факторы неординарных, постоянно меняющихся условий профессиональной деятельности, многообразия педагогических задач, которые он призван решать. Ему  необходимо быть готовым к длительному, долговременному и непрерывному характеру данной деятельности, отдаленности, а зачастую и непредсказуемости ее результатов.

 

  1. Педагогическая  деятельность в структуре жизнедеятельности  человека.

 

Педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.).

Существуют уровни педагогической деятельности: профессиональный ( педагог  с дипломом) и непрофессиональный: ими могут быть родители, братья сестры, бабушки, дедушки, соседи. Существуют компоненты педагогической деятельности: субъект (того, кто ее осуществляет), объект (того для кого она специально организована, на кого направлена), цели ( к чему она стремиться, идеальный предполагаемый результат деятельности), функций ( какие при этом функции или виды деятельности выполняются), средств ( при помощи каких методов и технологий достигается ее цель).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Гуманистическая природа педагогической деятельности.

Отношение к детству  является одной из важных характеристик  педагогической деятельности, которое  проявляется в понимании человеком, избравшим профессию педагога, сущности и ценности детства, сущности отношений  взрослого и ребенка. Гуманитарная деятельность есть педагогическая деятельность, способствующая не только обучению, но и развитию ребенка. Ценностные характеристики педагогической деятельности неразрывно связаны с гуманитарностью сознания педагога, с его гуманитарной культурой. Только на основе этих характеристик  возможно развитие умения осознавать и анализировать свою педагогическую деятельность, свой педагогический опыт.

Гуманистически ориентированный  воспитатель обладает позитивным отношением к ребенку, воспринимает его таким, каков он есть, при этом понимает необходимость коррекции определенных качеств с учетом общего положительного отношения к личности ребенка, способствует становлению чувства собственного достоинства, стремится обеспечить всеми необходимыми условиями для  развития ребенка.

Профессионально действующий  педагог уважает личность ребенка  и справедлив по отношению к нему.

(Цитата Ш.А.Амонашвили)

На сегодняшний  день гуманитарная культура педагога приобретает особую ценность. Она  проявляется в осознании педагогом  глубокой духовной ценности становления  человека, процессов воспитания и  обучения,  в способности задавать самому себе вопросы и самостоятельно на них отвечать.

Педагогическая действительность динамична по своей сути, она ставит перед педагогом все новые  и новые задачи, требующие творческой активности самого субъекта педагогической деятельности. Эта творческая активность соединяет в себе универсальные  свойства и уникальные черты, обусловленные  тем, что в педагогической деятельности конкретный педагог испытывает свое состояние души, заданные действительностью  вопросы решает как свои вопросы, как свои проблемы.

Живая педагогическая деятельность намного богаче концептуальных схем и моделей. Именно поэтому в  педагогической деятельности воспитатель  должен быть способен к гуманитарному  пониманию отдельного факта или  события и всей педагогической деятельности в целом.

 

  1. Профессионально-педагогическая культура воспитателя.

Профессиональная  подготовка педагога не заканчивается  в стенах учебного заведения, а продолжается на протяжении всей его профессиональной деятельности. Непрерывность образования  определяется тем, что педагог должен развивать в себе творческие способности, для совершенствования своего педагогического  опыта.

Профессионально-педагогическая культура воспитателя ДОУ определяется уровнем его профессиональной подготовки, его стремлением к самосовершенствованию  и саморазвитию в условиях профессиональной среды.

В настоящее время  востребован не просто воспитатель, а воспитатель-психолог, воспитатель-технолог, воспитатель-исследователь. Эти качества специалиста после окончания учебного заведения можно развить только в творческих условиях, только в образовательном учреждении и в образовательном процессе. Но только при условии, если педагог  активно участвует в научной и творческой деятельности.

 

  1. Источники педагогических идей.

 

 Письменные источники — это те, в которых педагогические факты зафиксированы в письменном виде (печатные и рукописные материалы): учебники и учебные пособия, педагогические монографии, методические рекомендации и разработки, труды классиков педагогики; руководящие документы органов образования: приказы, инструкции, уставы, циркуляры, положения; руководящие документы государственных органов и общественных организаций по вопросам образования и воспитания (например, об организации летнего отдыха детей, о базовых предприятиях трудового обучения школьников и т.п.); у четно-отчетная школьная и внешкольная документация: учебные планы, программы, планы и отчеты работы школы, классных руководителей, методических объединений, протоколы заседаний советов школ, педагогических советов, родительского комитета, отчеты о работе разных подразделений школы, акты инспекторских проверок, служебная переписка и др.; материалы педагогических чтений разного уровня; классные журналы, дневники учащихся и учителей; программы праздников, фестивалей, олимпиад, спартакиад, КВН, школьных вечеров и т.д.

  Изустные источники  не закреплены ни письменно,  ни графически, ни символически. Это все то, что устно воспринимается в данный момент: лекции, доклады, речи, консультации, беседы, инструкции, содержание конференций, совещаний, семинаров, диспутов, «круглых столов», трансляции фонозаписи по проблемам воспитания. Их особенность в том, что содержание информации воспринимается чаще всего на слух и закрепляется только в памяти. В результате сохраняется не вся полезная и нужная информация, к тому же кое-что воспроизводится искаженно, а повторное обращение к содержанию данного вида источника затруднено или даже невозможно.

Практика как педагогический источник — массовый, постоянно  обновляющийся и потому неисчерпаемый  источник. А.С. Макаренко образно  выразился, имея в виду эту сторону  педагогических фактов, что воспитание происходит на каждом квадратном метре  земли и ежеминутно. Это вечно  живой, непрерывно возобновляемый родник педагогических фактов. Практика, с  одной стороны, питает источниковую базу педагогической теории, с другой— является критерием для оценки этой теории. В педагогической практике сочетается утилитарное с теоретическим, конкретное с абстрактным. Одной из особенностей практики в использовании ее исследователем нужно признать то, что для анализа он неизбежно берет только часть, фрагмент живой практики, причем не всегда удачный, а иногда и нетипичный.

      Чтобы использовать  педагогическую практику и опыт  как источник, факты практики  необходимо зафиксировать: письменно,  графически, с помощью электронно-технических  средств и т.п. Затем предстоит  их расшифровка для последующего  анализа.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"