Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 16:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Дошкольной педагогике"

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по дошк.педагогике.docx

— 236.02 Кб (Скачать файл)

5) Сохранение и передача детям  культурных ценностей человечества  и своего народа, народных традиций  семейного воспитания.

6) Систематическое просвещение  и обучение родителей, которое  должно содействовать:

- защите детей на всех возрастных  ступенях, особенно при переходе  их от детства к взрослой  жизни, на основе Конвенции  о правах ребенка (1989 г.), Международной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей (1990 г.). Закона Республики Беларусь "О правах ребенка" (1993 г.);

- выработке и развитию у детей  и молодежи общечеловеческих  ценностей и моделей поведения,  общественной ответственности, обеспечению  равных прав, запрету дискриминации  и националистических проявлений;

-пониманию и использованию гуманных  методов и средств родительского воспитания, благодаря которым воспитательные функции распределяются между родителями и которые приводят к значительному улучшению образованности, воспитанности детей, укреплению их здоровья, подготовке к общественной и семейной жизни.

В Принятой ООН Конвенции "О правах ребенка" (ст. 18) подчеркивается особая ответственность родителей за настоящее и будущее своих детей и отмечается необходимость оказания им всесторонней помощи со стороны государства в деле семейного воспитания, в том числе и через развитие сети детских учреждений.

Налаживание равноправных, партнерских  отношений между семьей и детским  садом требует не только специальной  подготовки воспитателей к проведению работы с семьей, но и создания специальных программ воспитания и обучения дошкольников. В 1991-1993 г. сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Национального института образования подготовлены "Программа семейного воспитания детей раннего возраста" (для родителей); программа воспитания и обучения дошкольников "Гибкий режим в детском саду" для воспитателей.

В национальной программе воспитания и обучения в детском саду "Пралеска" одним из основных принципов является принцип взаимодействия семейного  и общественного воспитания, предусматривающий  приоритет семьи в воспитании, установлении партнерсхих отношений, сотрудничества, сотворчества с семьей. Одним из новых в программе  разделов является "Сотрудничество с семьей". В нем размещены  основные позиции "Пралески" по вопросам взаимодействия с родителями воспитанников. Программа ориентирует детский сад на организацию работы по семейному образцу. Воспитатель изучает и использует лучший опыт и традиции семейного воспитания. Педагоги, в свою очередь, делятся гуманистическими приемами воздействия на ребенка, помогают молодым, а также неблагополучным семьям, осуществляют просветительскую работу.

В педагогической литературе по проблемам  взаимодействия семейного и общественного  воспитания определяются три вида связей между семьей и школой (детским  садом), что содействует повышению  эффективности воспитания детей.

1 вид-связи, которые направлены  на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на подрастающее поколение через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Связи такого рода определены как компенсаторные. Сущность связей «того вида - "детский сад - семья".

2 вид - характеризует включение  родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Они также носят компенсаторный характер. Сущность связей этого вида - "семья-детский сад".

3 вид - связи координационные.  Они возникает тогда, когда  родители и педагоги становятся  партнерами и вместе реализуют  свои возможности в воспитании  детей.

Реально проявляется новая ориентация на работу с детьми, их родителями по основным направлениям:

1) работа с постоянным контингентом  детей и их родителями;

2) работа с детыки и родителями, которые пользуются частичными  услугами детского сада с гибким  режимом (например, по подготовке детей к поступлению в школу, обучению плаванию и др.);

3) оказание помощи по воспитанию  и обучению детей на дому (гувернантки,  специалисты-дефектологи, музыкальные  работники);

4) учет деформации семьи и  ее воспитательных функций в  результате аварии на Чернобыльской АЭС;

5) учет специфики функционирования, жизнедеятельности, семейного уклада, традиций, обычаев, нравов городских и сельских семей. .

Работа детского сада с семьей была и остается одним из сложных аспектов педагогической деятельности в дошкольном учреждении. Это связано со следующими причинами (выделены В.П. Дубровой):

- низкий уровень социально-психологической  культуры родителей и воспитателей;

непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства  и его значения для формирования личности в целом;

несформированность у родителей " педагогической рефлексии" (В.Л.Зверева), т.е. неумение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины педагогических ошибок, низкой эффективности применяемых методов, а также осуществлять выбор методов воздействия на детей, адекватных его особенностям в конкретной ситуации;

- непонимание воспитателем того, что в выборе содержания, форм  и методов работы детского  сада с семьей не дошкольное  учреждение, а семья, родители выступают социальными заказчиками;

-консервативность родительской позиции опеки детей дошкольного возраста;

- недостаточная информированность  родителей об особенностях жизни и деятельности детой в детском саду, а воспитателей -об условиях семейного воспитания;

-формальное отношение воспитателей к работе с родителями вследствие недооценки роли семьи; отсутствие у воспитателей коммуникативных навыков, необходимых для установления с родителями положительного взаимодействия.

Все это препятствует гуманизации  взаимоотношений родителей и  воспитателей. Преодолеть это возможно, создав, как отмечает В.А.Петровский, "доверительный деловой контакт".

При организации  взаимосвязи детского сада и семьи воспитателю необходимо руководствоваться следующими принципами:

I.-Единство в пониманий целей и задач, средств и методов воспитания детей дошкольного возраста.

2. Реализация в совместной деятельности комплексного подхода к воспитанию.

3. Отношение к ребенку как  формирующейся личности - члену семейного  и детского коллектива.

4. Взаимное доверие и уважение  в отношениях между педагогами и родителями.

В семье имеются благоприятные  условия для формирования личности ребенка, что обусловливается следующими факторами:

I) глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспитания, основанным на родственных чувствах;

2) постоянством и длительностью  воспитательных возможностей, воздействий  родителей на детей п самых разнообразных жизненных ситуациях;

3) большими возможностями для  активного включения детей в  бытовую, хозяйственную, воспитательную и другие виды деятельности.

специфические отличия семейногв воспитания от общественного

                        СЕМЬЯ

            ДЕТСКИЙ САД

1.Отношения  между родителями и детьми  основаны но взаимных родственных связях и привязанностях выражающихся в глубокой любви и эмоциональной, насыщенности.

2.Многоролевая структура семейного  коллектива, обусловливающая многогранность, постоянство и длительность его воспитательного влияния.

3. Непосредственное взаимодействие  ребенка и взрослого. Наличие  условий для различных социальных  контактов и возможность усваивать различные социальные роли.

4. Наличие естественных условий  для включения детей в самые  разнообразные внутрисемейные отношения. Многообразие видов деятельности, в которые включается ребенок.

5. Процесс воспитания всегда  индивидуализирован, так как ребенок  единственный или их двое.

6. Подвижный режим дня.

7. Процесс воспитания более естественен. Ребенку менее заметны преднамеренные воспитательные воздействия и он активнее и инициативнее проявляет себя как субъект самостоятельной деятельности.

8. Стихийный характер воспитания  и обучения ребенка, использование  отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания.

9. Отсутствие программы воспитания, а иногда и представлений о  воспитания ребенка-дошкольника.

1. Деловая (а иногда и функциональная) форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность

2. Наличие нескольких воспитателей, сменяющих друг друга, с различными формами личностного поведения и методами воздействия на детей.

3. Общение с детьми одного  возраста.

4. Целенаправленный характер воспитания и обучения, основанный на использовании программ воспитания дошкольников и научно-методических пособий.

5. Ребенок равноправный член  детского коллектива, где у всех  детей группы имеются одинаковые  права и обязанности, правила  и требования для всех единые.

б.Достаточная жесткость режима.

7. Деятельность детей находится под контролем воспитателя к ограничена условиями или рамками методики обучения дошкольников.

8. Воспитание основано на понимании  ведущего вида деятельности в  психическом развитии дошкольника  и использовании методов, адекватных его возрастным психологическим особенностям.

9. Создана целесообразная научно-обоснованная  развивающая среда.


 

 

 

63-64 Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ  – педагогическая готовность их как  воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в процессе семейного и общественного воспитания детей.

МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ - совокупность способов воспитательных взаимодействий родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, организацию самостоятельной жизнедеятельности, полноценное психофизическое, духовное, нравственное развитие.

Идеи и положения о педагогической культуре, целях и задачах обучения и воспитания родителей, их роли в  решении семейных и социальных проблем общества, которые связаны с воспитанием детей, находят большое место в работах зарубежных и отечественных ученых (А.Адлер, Р.Дрейкурс, Б.Скинер.Т.Харис. СЕ.Ковалев. П.Ф.Лесгафт, А.С.Макаренко, В.А.СухомлинскиЙ, Т.А.Маркова, Л.В.Зягик, В.В.Чечет и др.)

Практика семейного воспитания показывает, что большинство родителей  является педагогически и психологически беспомощными как в налаживании  семейных отношений, так и в воспитании детей. В.В.Чечет считает, что педагогическая культура и воспитание родителей  в конечном итоге поможет им: преодолеть неуверенность в своих силах  и возможностях в качестве воспитателя; нормализовать спою личную жизнь; улучшить воспитание детей через гуманизацию их жизнедеятельности; снизить и предупредить отрицательные явления непосредственно в семье.

Изучение положения психолого-педагогического  просвещения и обучения родителей  показало, что оно осуществляется в основном через:

1. обучение основам воспитания  детей дошкольного возраста непосредственно в яслях и детских садах;

2. обучение основам воспитания  детей школьного возраста в  лекториях и университетах педагогических  знаний;

3. подготовка к материнству и  отцовству в детских и женских  консультациях, в специальных  лекториях;

4. общее ознакомление взрослого  населения с основами семейного  воспитания посредством радио,  телевидения, печати.

Воспитание родителей необходимо, с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания ребенка, с другой стороны, для здоровья самого общества.

В исследовании проблемы обучения родителей  в литературе выделяются несколько  аспектов: определение целей и  значения воспитания родителей; разработка содержания работы по воспитанию родителей; определение форм и видов связей детского сада и семьи; создание моделей воспитания родителей; этапы взаимодействия детского сада и семьи применительно к разрешению отдельных проблем семейного воспитания дошкольника.

Все формы работы с родителями подразделяются

на коллективные (родительские собрания, встречи с родителями, вечера вопросов и ответов, заседания "круглого стола", занятия тренингового характера, выставки совместных работ родителей и детей, дни открытых дверей, школы для родителей, родительские конференции),

индивидуальные (индивидуальные беседы и консультации, посещение на дому, приобщение родителе!! к жизни детского сада),

наглядно-информационные (выставки детских работ, реклама книг, статей из газет и журналов по проблемам семейного воспитания, книги семейного опыта).

Задачи :в работе с родителями

1. Ознакомление с материальными  условиями жизни семьи, ее психологическим  климатом, особенностями поведения  ребенка в семье.

2. Определение уровня педагогической  культуры родителей.

3. Выявление трудностей, испытываемых  родителями.

4. Изучение положительного опыта  семейного воспитания с целью  его распространения.

5. Осуществление коллективного,  дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

Можно выделить следующие методы изучения семьи: беседа, наблюдение, решение педагогических ситуаций, изучение рисунков ребенка, посещение воспитателем семьи, анкетирование и др.).

Педагоги, научные работники отмечают, что ведущими показателями готовности родителей к воспитанию детей является наличие у них положительного отношения к воспитанию детей, определенного объема конкретных психолого-педагогических знаний, владение в достаточной мере практическими навыками и умениями педагогической деятельности, знание основных принципов и методов воспитания.

В отечественных и зарубежных исследованиях  отсутствует единая классификация методов воспитания детей в семье. Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, И.И.Рыданова и другие к основным методам относят две их группы:

 I) методы организации поведения и деятельности (упражнение, тренировка, приучение, показ образца, напоминание, контроль, стимулирование к самоконтролю, требование) и

2) методы формирования сознания (слово родителей, личный пример); в самостоятельную группу выделяются  дополнительные методы (поощрение, наказание, соревнование).

Л.Ф.Островская с учетом воздействия на детей дошкольного возраста определяет методы нравственного воспитания, которые обеспечивают формирование у них практического опыта общественного поведения (упражнение, пример, показ, наблюдение) и методы, которые направлены на формирование у детей нравственных представлений, оценок (беседа, чтение художественной литературы).

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"