Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования основ художественно - эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.
Объектом исследования является процесс художественно - эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Состояние проблемы художественно - эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании 6
1.2 Произведения живописи как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников 9
1.3 Современный опыт ДОУ по формированию художественно- эстетического вкуса дошкольников 17
1.4 Глоссарий рассматриваемого опыта 23
Выводы по I главе 24
Глава 2 Экспериментальное исследование возможности формирования основ художественно-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста посредством живописи 26
2.1 Содержание практического опыта 26
2.2. Методика формирующего эксперимента 36
2.3 Результаты экспериментальной работы 43
2.4. Интернет-поддержка 48
Выводы по II главе 50
Заключение 52
Список использованной литературы 53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 138.21 Кб (Скачать файл)

Определяя настроение произведения, 5 человек (25%) отмечали, что по цвету можно чувствовать радость или грусть. Похожий пейзаж наблюдали, когда выезжали в лес. Арина Б.: «Погода была солнечная, мы отдыхали и веселились». 7 человек (35%) определяли настроение картины по одному признаку. Миша А.: «Если есть солнце, то и настроение радостное». 8 человек (40%) не могли определить настроение произведения.

Определить композицию построения картины смогли лишь 4 человека (20%).   Лиза Ш: «На переднем плане мы видим …». 3 человека (15%) выделяли главное в содержании произведения с помощью вопросов воспитателя. 13 детей (65%) затруднялись отвечать на вышеуказанный вопрос, пожимали плечами,  опускали взгляд вниз. Некоторые знакомые предметы перечисляли односложным предложением: «Это небо», «Здесь дерево». Цвет отсутствует. Не выделяли главного в произведении. Характер представлений о средствах выразительности у старших дошкольников мы зафиксировали на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1- Представления дошкольников о средствах выразительности в произведении живописи в %

       Диагностика  выявления уровня эмоциональных  проявлений детей позволила получить  следующие данные: 4 детей (20 %)  рассказывали  о картине живо, их речь яркая, они имеют достаточный словарный  запас. Дети разводили руками, жестикулировали, мимика менялась ежеминутно, возникали  эмоциональные состояния (радость, удивление, восторг). Лицо меняется  при рассматривании иллюстрации  «Аленушка», они сводят брови, улыбка  исчезает с лица, сочувствуют, грустят.

       3 детей (15 %) недостаточно испытывают сопереживания, не видят в произведении восторга, рассматривают спокойно, тихо, не  хотят делиться впечатлениями.

      13 детей (65 %) не проявляли никаких чувств, отказались беседовать: «Не хочу», «Не знаю».

       На основе  ответов детей была определена  степень эмоциональных проявлений  у опрошенных нами старших  дошкольников. Результаты графически представлены в  рисунке 2.2.

Рисунок 2.2- Эмоциональные проявления дошкольников в %

       Таким  образом, можно констатировать факт, что у большей части детей  старшей группы уровень эмоциональных  проявлений находится на низком  уровне.

       С целью  определения активности в деятельности  детей мы выделили следующие  показатели:

- интерес;

- инициативность, самостоятельность  и речевое общение.

       Эмоции  усиливаются в момент речевого  общения по поводу произведений  искусства. М.И. Лисина  подтверждает мысль о зависимости развития эмоций  у ребенка от характера его деятельности.

       Общение  – это своеобразный вид деятельности  и под влиянием произведений  искусства оно становится наиболее  ярким показателем восприятия прекрасного.

       Для  выявления интереса детей к  произведениям живописи в групповую  комнату внесли альбом с иллюстрациями  и портретами художников, повесили  на стену картины местных художников-любителей.

       В процессе  наблюдения мы фиксировали степень  проявления интереса: чем больше  вопросов возникает у детей  в  процессе восприятия произведения  живописи, тем выше возрастает  их интерес к этому вида  искусства, тем выше проявляется  их эстетическая, нравственная, познавательная, социальная активность.

       Мы убедились  в том, что почти все испытуемые  обратили внимание на появление  картин, все по очереди подходили  рассматривать, но заинтересовались 7 детей (35 %), без затруднения определяли  жанры произведений, задавали оригинальные вопросы :

Егор Д.

- Кто нарисовал эти  картины?

Даша К.

- Мне нравятся эти картины. Вот эта самая красивая, в ней  деревья нарисованы как настоящие, и ярко светит солнце.

       Так  дети между собой обменивались  мнениями, при этом большинство  высказываний связывали с красотой  сочетания красок. Продолжительность  устойчивого внимания и рассуждений  детей составляла более 5 минут. Этих  детей мы отнесли к высокому  уровню.

       Средний  уровень – дети задавали не  более 3 вопросов, свое внимание фиксировали  не более 3 минут.

       Интерес  к жанрам живописи у детей относительный, мимика и жесты эмоционально не окрашены. К этому уровню мы отнесли 8 детей (40 %).

       Низкий  уровень. Дети не проявляли интереса  к произведениям живописи. Больше  минуты не задерживались около  картин и не задавали вопросов  – 3 детей (15 %).

       Для  выявления инициативности и самостоятельности  детей и речевого общения мы  вели продолжительные наблюдения. Затем заносили данные в протокол.

       При  анализе работ мы обращали  внимание на следующие моменты:

  1. Сколько времени  ребенок затратил на рассматривание иллюстраций?
  2. Проявил ли желание узнать автора картины и ее название?
  3. Обращался ли с вопросами к взрослым по поводу произведения?

       6 детей (30 %) проявляли инициативу в самостоятельной  деятельности, из всех предложенных  занятий выбрали альбом с иллюстрациями и с удовольствием рассматривали в течение 6-8 минут, привлекая друга или подругу: «Саша, иди, посмотри! Красиво нарисовано. Медведи играют в догонялки».

Алена Е.

- Девочки, смотрите, платье  пышное, как у принцессы, только  короны не хватает.

       Из 30 % только 10 % детей спросили, кто нарисовал  эту понравившуюся картину.

       В течение  нескольких дней у детей было  желание взять в руки альбом  и рассматривать.

       Ко второй  группе мы отнесли  8 детей (40 %), которые подошли к воспитателю.  Она предложила вместе с ней  рассмотреть иллюстрации, разложить  портреты художников в файлы. Дети старательно помогали раскладывать, рассматривали, слушали, как воспитатель  рассказывает о картине, но,  к  сожалению, не задавали вопросов и не делились своими впечатлениями, но могли ответить на отдельные вопросы.

       К третьей  группе мы отнесли детей, которые  не проявляли инициативы взять  альбом в руки и рассмотреть  репродукции.

Никита Р.

На вопрос: «Почему ты хочешь посмотреть, что там?», -  ответил: «Да я не знаю, там картинки всякие, не хочу смотреть, я играю».

Емиль В.

- Не хотим смотреть, потом  посмотрим.

       Таких  детей было 6 человек (30 %).

       Результаты  работы по определению уровня  активности в деятельности графически представлены в рисунке 2. 3.

Рисунок  2.3- Определение уровня активности детей в %

      Таким образом, можно сделать вывод: что большинство  детей интересуются произведениями  живописи и с желанием  идут  на контакт с искусством, но  недостаточно проявляют инициативу  и самостоятельность.

       Для  определения уровня сформированности  эстетического вкуса дошкольников  мы проанализировали результаты  констатирующего эксперимента и  графически представили их на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4- Уровень развития эстетического вкуса у старших дошкольников в %

Результат констатирующего эксперимента обозначен в таблице 2.2 и в рисунке 2.4.

Таблица 2.2 

 Уровень сформированности художественно-эстетического вкуса старших дошкольников в начале эксперимента

Высокий уровень   (25 %)

Средний уровень (25 %)

Низкий уровень (50 %)

Аветисян Давид

Букреева Арина

Ахметов Марк

Афанасьев Миша

Ефимова Даша

Бурлеева Алиса

Егорова Алена

Ефремов Никита

Валидов Эмиль

Магомедова Карима

Караблина Даша

Вишняков Вова

Мезенцева Вероника

Шнайдер Лиза

Дровнин Егор

   

Копейкина Маша

   

Мамыкин Кирилл

   

Матвеев Артем

   

Нурдин Данил

   

Ракша Никита


       Одна  из задач констатирующего эксперимента  предусматривала проведение анкетирования  родителей детей  старшей дошкольной группы.

       Таким  образом, мы пытались выяснить отношение  родителей к изучаемой проблеме, которое во многом определяет состояние исследуемой нами проблемы.

       Родителям  было предложено ответить на  вопросы:

  1. Что такое эстетический вкус?
  2. С какого возраста можно его формировать у детей и каким образом?
  3. Кто может формировать эстетический вкус детей?

       Анализ  ответов на первый вопрос показал, что большинство респондентов (40 %) ответили, что «эстетический вкус  – это что-то индивидуальное. Дети должны видеть красоту  и каждый по-своему». 60% родителей  затруднились ответить на вопрос.

       На второй  вопрос: «С какого возраста можно  формировать эстетический вкус  и каким образом?»

       50 % родителей  считают эстетический  вкус нужно  формировать с раннего возраста, когда ребенок начинает говорить, надо часто с ним гулять, чтобы  он видел красоту природы во  всех сезонах.

       30 % считают, что вкус развивается тогда, когда  ребенок видит и различает  красивые вещи, родители должны  предлагать на выбор тот или  иной предмет для ребенка, и  наверняка, считают они, будет развиваться  вкус.

       20 % родителей  утверждают, что должна быть связь  с искусством, музыкой, чтением художественной  литературы, танцами. Перечисляли музеи, выставки, но никто не связал возможность формирования вкуса при ознакомлении с живописью.

       На третий  вопрос, кто должен заниматься  с детьми и формировать эстетический  вкус?

       20 % родителей  ответили, что все взрослые должны  воспитывать эстетический вкус, кому не безразлично будущее  детей.

       20 % считают, что это долг родителей воспитывать  человека.

       60 % родителей  считают, что вкус развивается  сам собой, его не надо формировать, чтобы не получилось.

       Таким  образом, проанализировав ответы  родителей мы сделали  вывод: родители  правильно оценивают необходимость  формирования эстетического вкуса  ребенка, но вместе с тем недооценивают  то, что восприятие ребенком произведений  искусства оказывает сильное  воздействие на формирование  его личности, на сознание, поведение, эмоциональную сферу, формирование  эстетического видения действительности и вкуса.

       Вместе  с тем, данные констатирующего  этапа эксперимента позволили  сделать неутешительные выводы  о недостаточном уровне сформированности  эстетического вкуса дошкольников. 

2.2. Методика формирующего  эксперимента

      

 На этапе формирующего  эксперимента нами решались следующие  задачи:

  1. Организовать с детьми художественные наблюдения в природе и быту с установкой на возможность передачи красоты в живописи.
  2. Знакомить детей с живописью через искусствоведческий рассказ, беседу, дидактические игры на занятиях и вне.
  3. Развивать художественные ассоциации, способность сопоставлять произведения живописи с аналогичными явлениями из жизни.
  4. Активизировать желание общаться по поводу красоты в беседе, играх.
  5. Организовать работу с родителями по данной проблеме.

       В соответствии  с поставленными задачами, мы  определили несколько направлений  формирующего эксперимента:

I направление предусматривало проведение серии занятий, игр по ознакомлению детей с живописью.

II   направление – осуществление работы с родителями по проблеме формирования у детей старшего возраста эстетического вкуса посредством живописи.

       Эти  направления осуществлялись во  взаимодействии.

       Первое  направление формирующего эксперимента  предусматривало работу с детьми  на прогулке, занятиях, играх и  в свободное время. Все специально  подобранные приемы были нацелены  на реализацию основ эстетического вкуса у старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями живописи.

       Мы полагали, что для решения поставленных  задач необходимо было систематическое  общение  детей с живописью.  Иллюстрации с произведениями  живописи помещались в групповой комнате у «Полочки красоты», использовались на занятиях.

      Было проведено 9 занятий, которые разрабатывались  с учетом рекомендаций  Н.А. Курочкиной, Р.М. Чумичевой [10, с.45]. Темы занятий следующие:

  1. О чем рассказывает пейзажная картина (рассматривание картин).
  2. О чем нам может рассказать линия горизонта в пейзажной картине (рассматривание картин).
  3. Сравнивание картин «Зима» И.И. Шишкина, «Сказка инея и восходящего солнца», «Февральская лазурь» И.Э. Грабаря.
  4. «Подбери на своей палитре краски, которые художник использовал в картине» (игра).
  5. «Найди картину по палитре» (игра).
  6. Рассматривание репродукций картин А.А. Пластова «Первый снег»,  И.Э. Грабаря  «Февральская лазурь» и К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
  7. «Составь пейзаж из пазлов» (игра).
  8. «Придумай пейзаж».
  9. «Волшебный круг».

Информация о работе Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста