Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования основ художественно - эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.
Объектом исследования является процесс художественно - эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Состояние проблемы художественно - эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании 6
1.2 Произведения живописи как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников 9
1.3 Современный опыт ДОУ по формированию художественно- эстетического вкуса дошкольников 17
1.4 Глоссарий рассматриваемого опыта 23
Выводы по I главе 24
Глава 2 Экспериментальное исследование возможности формирования основ художественно-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста посредством живописи 26
2.1 Содержание практического опыта 26
2.2. Методика формирующего эксперимента 36
2.3 Результаты экспериментальной работы 43
2.4. Интернет-поддержка 48
Выводы по II главе 50
Заключение 52
Список использованной литературы 53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 138.21 Кб (Скачать файл)

 

Приложение

Конспекты занятий по изобразительной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

Беседа: « О чем и как говорит живопись». Старшая группа.

Программное содержание: закрепить у детей представление о том, что

такое живопись, об особенностях ее жанров и средств выразительности, вызывать эмоциональный отклик на настроение живописных полотен, сопереживание ему, желание высказаться по поводу увиденного и переживаемого.

Материалы: репродукции натюрмортов, пейзажей, портретов.

Ход занятия.

-Дети, сегодня мы с  вами поговорим о живописи. А  как вы думаете, почему она  так называется.

Да картины написаны так, словно перед нами живой мир. Под кистью художника оживают деревья, цветы, люди. В этих картинах художник остановил время, в них запечатлена его память о том, что он видел. Но краски в руках художника могут рассказать не только о том, что он видел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость, печаль, тревогу или спокойствие. Краски могут создавать настроение. Работая над картиной, художник оставляет в ней частичку своей души, своего сердца. Но картины открывают свои тайны не всем, а только тем, кто внимательно смотрит

( перед детьми вывешиваются репродукции пейзажей)

Про что художники рассказали нам в этих картинах?

Да, про красоту нашей родной земли, природу. Картины, где изображена природа- называются ПЕЙЗАЖ. Если видишь: на картине Нарисована река,

Или ель и белый иней, Или сад и облака,

Или снежная равнина, Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется «ПЕЙЗАЖ».

-Свое настроение художник  передает с помощью красок, а  мы смотрим на эти картины  и стараемся понять, какое настроение  было у художника, когда он  писал эту картину.

Сейчас мы рассмотрим другую группу картин.(перед детьми вывешиваются репродукции натюрмортов)

О чем эти картины?

Да, здесь нарисованы разные овощи, фрукты, цветы, книги и т.д. Мы уже знаем как называются эти картины. Это НАТЮРМОРТЫ.

Если видишь на картине Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

 Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу,

или торт,

Или все предметы сразу-

Знай, что это НАТЮРМОРТ.

-Давайте найдем натюрморты  веселые и праздничные?

-А теперь грустные  и спокойные?

А что хотели рассказать нам художники этими натюрмортами?

-Да, они рассказали нам  красками, как прекрасен наш мир, о людях, которые вырастили эти  фрукты, создали эти предметы.

(перед детьми  вывешиваются репродукции портретов)

Что вы видите на этих картинах?

-На этих картинах изображены  люди: это человек один или  группа людей, это и взрослые  и дети; иногда мы даже можем  увидеть, кто они по профессии: врачи, музыканты, художники- и это  называется ПОРТРЕТ.

И здесь художники изображают не только их лица, позу, одежду, но и их настроение: грустное или радостное, доброе или сердитое. Посмотрите на портреты. Какое настроение у этих людей?

-Какие портреты вам  больше всего понравились, почему? Если видишь, что с картины  Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька- твой сосед, Обязательно картина

Называется «ПОРТРЕТ».

-Пейзаж, натюрморт, портрет- это жанры в живописи.

Дидактическая игра «Разложи картины по группам»

-Я сейчас все картины, которые мы смотрели соберу вместе, а вы должны их разложить на три группы: отдельно положить пейзажи, отдельно- натюрморты, отдельно- портреты.

Рассматривание репродукции Большая вода»

картины И.И. Левитана «Весна

Программное содержание учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее основной замысел, показать детям пробуждение природы весной, своеобразную ее красоту выраженную в живописи, развивать речь детей при описании природы, формировать эстетический вкус.

Материалы: репродукция

ход занятий.

– Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною ...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди.

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди.

 И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

«Весна»! читаем в каждом взоре;

И тот как празднику ей рад,

Чья жизнь лишь тяжкий труд и горе

Но резвых деток звонкий смех.

 И беззащитных птичек  пенье.

Мне говорят, кто больше всех.

Природы любит обновление.

– О каком времени года это стихотворение? Устав от тяжкой зимней одежды, от хмурого низкого зимнего неба и длинных ночей, мы с нетерпением ждем весны .Ее первые шаги робки, капель сменяет морозец, ясное небо затягивают серые дождевые облака. Но пройдет совсем немного времени, и земля сбросит белое покрывало, потекут веселые ручейки, яркое солнце обласкает природу, оживут после долгого сна животные и растения.

– А какие вы знаете пословицы и поговорки о весне?

(Зима весну пугает  да все равно тает. Апрельские  ручьи землю будят. Увидал скворца  знать весна у крыльца. Апрель  красен почками, а май листочками. Грач на горе, весна на дворе).

А сейчас мы посмотрим как художник И.И. Левитан в своем произведении рассказал о весне. Картину он назвал «Весна. Большая вода». По каким признакам вы видите что это весна? Что в картине самое яркое и сразу бросается в глаза?

Кто знает, как называется явление природы, которое изобразил художник?

Это явление называется половодье, разлив.

Полая вода – это значит большая вода, когда реки освобождаются ото льда и выходят из своих берегов.

А кто скажет, почему вода, кажется голубого цвета?

Да в ней отражается небо. А вы заметили, что деревья отражаются в воде, она гладкая прозрачная.

Глядя на это произведение можем ли мы сказать, в какой день художник рисовал картину: в солнечный или ненастный А как вы узнали что день ясный?

Какие цвета использовал художник?

Посмотрите еще раз внимательно на картину и скажите какими красками, пользовался художник. рисуя эту картину? Да, акварель это прозрачная краска.

Какое настроение передано в картине?

К какому виду живописи Вы ее отнесете?

Да, это пейзаж. В картине показана ранняя весна, разлив талой воды: оживает природа и художник запечатлел этот миг. Кажется все застыло, замерло . Это последняя картина художника. Он написал ее когда был тяжело болен, и радости в душе уже не было.

Как бы Вы назвали эту картину?

 

 

 

 

 «Краски вечерних  пейзажей».

Рассматривание картины И.И.Левитана «Летний вечер», С.Ю Жуковского «Пейзаж.Лес».

Программное содержание: предоставить детям возможность удивиться и порадоваться необыкновенному звучанию вечерних пейзажей, вызвать эмоциональное сопереживание настроению картины. Развивать у детей цветовое видение, способность чувствовать и соотносить цвет с настроением. Обогащать речь детей эстетическими терминами.

Материалы: репродукции картин

ход занятия.

( Открывается картина  И.И.Левитана «Летний вечер. Околица.», дается время для рассматривания.)

-Скажите, какое время  суток изображено на этой картине? -Как вы думаете, о чем же  эта картина?

художника Исаака Ильича Левитана восхитил ясный летний вечер, на окраине русской деревушки. На картине изображена деревенская околица- окраина деревни. За забором – неширокое поле, вдоль которого тянется лиственный лес. Он золотится в лучах восходящего солнца. В центре картины- дорога. Широкая на переднем плане, она, убегая в сторону леса, становится все уже. Весь передний план картины уходит в густую вечернюю тень, которая приглушила яркие краски, превратив их в тончайшие переходы серовато-серебристых, зеленовато-блеклых, зеленовато-молочных тонов.

От этого еще ярче, еще звонче сияют краски леса, преображенного золотом заката.

А дальше таинственный лес с яркими красноватыми отблесками и глубокими темно-зелеными тенями. Лучи заката особенно пронзительно сверкают, вспыхивая на деревянных столбах и воротах изгороди. Покой и тишина разлиты в мирно засыпающей природе. Мы словно слышим хрустальную музыку упоительно тихого летнего вечера. Люблю я этот час,

Когда со всех сторон

Ко мне идут густые тени,

И веет свежестью, и воздух напоен Дыханьем дремлющих растений.

И.Никитин

Засверкал огонь зарницы, На гнезде умолкли птицы, Тишина леса объемлет,

Не качаясь поле дремлет.

А.Фет

-А вот еще одна картина  о летнем вечере. Ее написал  художник Станислав Юлианович  Жуковский. Называется она «Пейзаж. Лес».

(открывается картина)

-Как вы думаете, какой  закат наблюдал художник и  где? Догорает день, зарею Ярко  пышут небеса,

А вдали туманной мглою Одеваются леса.

С.Дрожжин

-Бесконечная стеная леса, и, повторяя ее изгибы, уходит  вдаль насыпь с колеей и  железной дорогой. Последние лучи  солнца окрасили все в красновато-лиловые, теплые коричневые оттенки. Только  кое-где выделяется еще прозрачными  пятнами светлая зелень листвы  березок и сверкают их бело- розовые стволы, ветви. Вдалеке лес  превращается в сплошную массу, создавая ощущение бескрайности, бесконечности. Правая сторона картины  погружена в коричневатую тень. Небо пылает лилово-сиреневыми  тонами, и легкие вечерние облачка  светятся оранжево-желтоватыми красками. Краски яркие, нарядные, создают  настроение светлой печали.

-Посмотрите еще раз  на эти картины и скажите, цвета  природы зависят от того какое  время суток?

-Да, вечерний свет, вечерняя  заря все окрашивает в розоватые, красноватые, лиловые, фиолетовые или  коричневые тона.

 

 

 

 


Информация о работе Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста