Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования основ художественно - эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.
Объектом исследования является процесс художественно - эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Состояние проблемы художественно - эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании 6
1.2 Произведения живописи как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников 9
1.3 Современный опыт ДОУ по формированию художественно- эстетического вкуса дошкольников 17
1.4 Глоссарий рассматриваемого опыта 23
Выводы по I главе 24
Глава 2 Экспериментальное исследование возможности формирования основ художественно-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста посредством живописи 26
2.1 Содержание практического опыта 26
2.2. Методика формирующего эксперимента 36
2.3 Результаты экспериментальной работы 43
2.4. Интернет-поддержка 48
Выводы по II главе 50
Заключение 52
Список использованной литературы 53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 138.21 Кб (Скачать файл)

       На наш  взгляд, интересный материал по  ознакомлению детей дошкольного  возраста с изобразительным искусством  и рекомендации для воспитателей по организации совместной деятельности воспитателей и родителей, предложены в журнале «Ребенок в детском саду». Цель: объединить усилия педагогов и родителей для формирования у детей интереса к творчеству русского художника-пейзажиста И.И. Шишкина, а также развитие художественного вкуса.

       Ребенок  может высказать свою точку  зрения по поводу своего отношения  к живописи. Задача воспитателя -  продемонстрировать родителям уважительное отношение к высказываниям детей как к собеседникам, имеющим право на собственную точку зрения, продемонстрировать свою вкусовую оценку.

       С интересом  мы изучили опыт педагогов ДОУ №1662 г. Москвы. Коллектив работает по программе эстетического воспитания «Войди в мир искусства».

       Цель: формировать  у детей основы культуры чувствования  и восприятия произведений изобразительного  искусства  и архитектуры; формировать  творческую личность, субъект воспитания, ориентирующийся на дальнейший  более самостоятельный контакт  с явлениями изобразительного  искусства. Одна из задач  -  это формировать эстетический  вкус у детей старшего дошкольного  возраста.

       Поскольку  данная программа предлагается  для работы со старшими дошкольниками  в рамках детского сада, ее  комплексность осуществляется не  только на занятиях. Дальнейшее  подкрепление и развитие она  получает непосредственно в группе  на занятиях изобразительной  и художественно-речевой деятельностью, музыкой, хореографией [9,с.18].

       В журнале  «Дошкольное воспитание» опубликована  программа для дошкольных образовательных  учреждений «Кругозор» Санкт-Петербургского  государственного университета.

       Программа  базируется на идеях Л.С. Выготского  об окружающей среде как источнике  развития, а также на современных  психолого-педагогических представлениях  о том, что полноценное развитие  личности ребенка возможно лишь  при расширении пространства  образования, прежде всего за  счет включения в него природной  и культурной среды. Перед педагогами, работающими по программе «Кругозор», стоят две основные задачи, тесно  связанные между собой:

  • Заложить основы визуальной культуры освоения окружающей материальной среды, культуры общения с объектами реального мира и мира искусства, создать условия для накопления опыта разных видов рефлексии (слово, рисунок) собственных наблюдений.
  • Дать возможность каждому ребенку самостоятельно установить разнообразные связи между объектами окружающего мира и воплощенными в них идеями, составлять из собственных наблюдений целостную картину мира.

       Программа  «Кругозор» предназначена  для  работы в подготовительной к  школе группе ДОУ и реализуется в течение одного года.

       Заведующая ДОУ №110 Центрального района, г. Санкт-Петербурга Н. Кутьина, предлагает знакомить детей с видами и жанрами искусства постепенно, по принципу от простого к сложному. Уже в младшей группе, рассматривая иллюстративный материал, связанный с русской культурой, детей учат произносить слова «портрет», «пейзаж», «натюрморт». Практика показывает, что дети усваивают их без труда.

       В старшем  возрасте детей ждут тематические  экскурсии, на которых они знакомятся  с подлинными произведениями  искусства различных видов и  жанров, в том числе с портретом [4, с.32].

       Известный врач и педагог Е.А. Аркин в статье: «Родителям о воспитании» пишет: «Основным неисчерпаемым источником эстетических впечатлений является природа во всех ее чудесных превращениях и произведениях человеческого искусства»   [1,с.29].

       Надо  дать ребенку  возможность на  прогулке, во время экскурсий  за город или пребывание в  деревне, на даче видеть природу  во всей ее красе, то пышной  и яркой, то скромной и не  менее чарующей, видеть звездное  небо, восход и заход солнца, видеть  землю в различных одеяниях: зимой  – в белоснежном покрове, летом  – в пышном и ярком наряде  полевых цветов, осенью – в  золоте листьев, весной – в  пленительных формах пробуждения  ее к новой жизни.

       Пусть  ребенок четырех-пяти лет не  в состоянии еще испытать на  себе во всей полноте обаяние  раскрывающейся перед ним красоты  природы, пусть от него ускользает  прихотливая игра света и тени  в лесу, величие бездонного неба, усеянного мерцающими звездами, нежные, быстро меняющиеся цветные  оттенки неба, освещенного его  последними лучами заката, пусть  его привлекают иногда всякие  мелочи – всюду разлитая жизнь, - весь этот аромат красоты  вдыхается ребенком и оставляет  в нем след, который если не  сейчас, то в будущем, послужит  материалом для глубоких, чистых  переживаний, и можно предположить, что это станет основой формирования эстетического вкуса.

    1. Глоссарий рассматриваемого опыта

Художественно - эстетическое развитие - постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.

Жданова Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей //Ребенок в детском саду. -  2002. -  №2. - С.62

Изобразительное искусство – это группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике. К ним относятся живопись, скульптура, графика. Принцип всестороннего и гармонического развития личности - наряду с другими качествами подразумевает воспитание трудолюбия, культуры, развитие чувства красоты.

Скатерщиков В. Об эстетическом вкусе. – М.: Знание, 2006.переиздание.

Живопись как вид изобразительного искусства отражает предметы и явления реальной жизни посредством наложения красок на поверхность холста.

Чумичева Р.М.  Дошкольникам о живописи. - М., 2005,с. 85

Пейзаж -  жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы.

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа: Программа, конспекты. – М., 2000,с. 287

Портрет – изображение  какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.

Энциклопедический словарь юного художника. - М., 1996.

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, отражающий предметы быта, цветы в букете, орудия труда, книги, посуду, снедь, т.е. все, что создано человеком и природой

Энциклопедический словарь юного художника. - М., 1996.

Выводы по I главе

Изучение психолого-педагогической литературы позволило выделить  основные подходы к определению понятия художественно - эстетического развития дошкольников, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей. Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира.

       Изучение  живописи, позволило нам сделать  вывод, что произведения искусства, заключающий в себе большие  возможности для становления личностного эмоционально-оценочного отношения к воспринимаемому произведению, возможно использовать при  формировании эстетического вкуса. Ознакомление с рядом публикаций журналов «Дошкольное воспитание», «Дошкольное  образование», «Ребенок в детском саду» позволяет сделать вывод, что в педагогической практике работники дошкольных учреждений знакомят детей с произведениями живописи.

Итак, мы можем сделать вывод: педагоги-практики разрабатывают различные подходы к формированию основ эстетического вкуса старших дошкольников. Особое внимание они уделяют живописи как средству воспитания гармоничной личности. Дошкольники знакомятся с различными жанрами живописи, для детей в ДОУ организовывают выставки произведений искусства. Дети посещают музей и могут любоваться подлинными произведениями живописи.   Мы считаем возможным в своей  экспериментальной работе использовать  все потенциальные возможности ознакомления детей с произведениями живописи для их развития художественно - эстетического вкуса.

 

 

Глава 2 Экспериментальное исследование возможности формирования основ художественно-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста посредством живописи

2.1 Содержание практического  опыта

 

Экспериментальная работа проводилась нами в МБУ лицей № 67 с/п детский сад № 172 « Русалочка», находящейся по  адресу: 445051, Тольятти, Маршала Жукова ул. 36.

Всего экспериментом было охвачено 20 детей старшей дошкольной группы. Также мы включили в эксперимент родителей этих детей. Все исследования проходили во вторую половину дня без нарушения педагогического процесса. На основе выдвинутой гипотезы констатирующий эксперимент предусматривал выявление особенностей понимания дошкольниками красоты произведений живописи (как основы формирования художественного вкуса) в ситуации мотивированного выбора: «Выбери картину, которая кажется тебе красивее других».

       При  выборе картины проявилась индивидуальность, связанная с полом, генотипом, микро- и макро средой, опытом, а также  эмоциями, вызываемыми картиной. Девочки  выбирали картины: «Царевна – Лебедь», «Аленушка».

 Мальчики – «Богатыри», «Иван-Царевич  везет царевну  на сером волке» . Мы отметили, что дети зачастую считают невозможным употребление обозначения «красивая» по отношению к картинам, изображающим какую-либо форму человеческих страданий. Но используемые художником выразительные средства (цвет, мимика, поза) понятны детям. На этой основе формируется нравственный аспект эстетического вкуса (сочувствия, сопереживания), красивые человеческие качества и свойства души.

       Констатирующий  эксперимент предусматривал решение  следующих задач:

  • Определить уровень представлений дошкольников о средствах выразительности:

а) гармонию цвета;

б) композицию построения картины;

в) определить настроение произведения.

  • Выявить степень эмоциональных проявлений на произведения живописи.
  • Определить наличие интереса у дошкольников к произведениям живописи.
  • Изучить состояние работы по формированию основ эстетического вкуса у детей старшей группы.

       Мы опирались  на показатели уровней эмоционально-личностного  отношения дошкольников к произведениям  живописи, предложенными Р.М. Чумичевой:

  1. Полнота представлений о средствах выразительности.
  2. Степень эмоциональных проявлений.
  3. Активность в деятельности

Таблица 2.1

Критерии и уровни сформированности художественно-эстетического вкуса старших дошкольников

критерии

Показатели

Уровни сформированности

Высокий

Средний

Низкий

Характер представлений о средствах выразительности

Оценить гармонию цвета

Без затруднений называют различные цветовые сочетания

относительно полно называют различные цветовые сочетания

Не называют различные цветовые сочетания

Определить настроение произведения

Может определить посредством цвета, ритма, жестов,  позы, мимики героев

Испытывает затруднения

Не может определить настроение

Определить  композицию картины

Может выделить главное в содержании произведения – цветом, ритмом, формой

Может выделить главное в содержании произведения с помощью вопросов взрослого

Перечисляет узнаваемые предметы,

Не выделяет главного

Степень эмоциональных проявлений на содержание произведения

Проявление чувств (мимические, действенные)

Испытывает радость, удивление, восторг, печаль, грусть к изображаемым героям и через раскрытие цвета, сочувствует

Не всегда внешне проявляет чувства

Не проявляет чувств и сопереживания изображенным героям

Активность в деятельности

Интерес

Испытывает интерес к произведениями живописи, задает много вопросов, оригинальных по характеру

относительный интерес к произведениям живописи

Не интересуют жанры произведения живописи

Инициативность самостоятельность

Проявляет инициативу, с удовольствием самостоятельно рассматривает альбомы с иллюстрациями, самостоятельно

Делится впечатлениями с детьми

Рассматривает иллюстрации с воспитателем и детьми, не проявляет особого желания поделиться впечатлениями

Не проявляет инициативы


 

       С целью  изучения у детей старшей группы  характера представлений о средствах  выразительности, мы задавали вопросы: «Почему ты считаешь эту картину  красивой?» 6 человек (30 %) с желанием, без затруднений отвечали на  вопрос, мотивировали содержательными  выразительно-изобразительными ее  качествами: «Красивая, потому что  много зеленого цвета, красивая  природа, небо синее с большими  облаками». Характеризовали картину  яркими, сочными красками, называя  различные оттенки цвета. 5 человек (25%) затруднялись определить цветовое сочетание в произведениях. 9 человек (45%) затруднялись оценить гармонию цвета.

Информация о работе Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста