Характеристика школьной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 16:05, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования: адаптация младших школьников с нарушениями речи является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой.
Цель работы – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Рассмотреть виды школьной дезадаптации и её факторы.
3. Раскрыть причины и проявления дезадаптации у детей с ОВЗ.

Содержание

Введение

Глава 1. Школьная дезадаптация детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья………………………………..
1.1. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья ……………………………………………………………………..
1.2. Виды школьной дезадаптации и её факторы…………………………
1.3 Причины и проявления дезадаптации у детей с ОВЗ ………………..
Глава 2. Педагогическая диагностика признаков адаптационных
нарушений, как основа индивидуализации обучения и коррекционно-развивающей помощи………………………………………………………
2.1. Место и задачи педагогической диагностики в многоуровневой системе изучения ребенка ………………………………………………….
2.2.Организация диагностической деятельности…………………………
2.3 Методы диагностической деятельности по предупреждению школьной дезадаптации…………………………………………………….
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

_0реферат на защиту.doc

— 370.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Схема учета результатов выполнения детьми диагностических заданий

 

№ п/п

Фамилия, имя  
воспитанника

Результаты выполнения диагностических заданий (в уровнях)

Средний балл

Заключение

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

   
                     

 

Общая оценка результатов выполнения ребенком всех диагностических заданий выражается через средний балл. Дети, набравшие средний балл от 3,1 до 4, нуждаются в коррекционной работе, требуют к себе особого внимания. Эти дети выделяются также на предмет их последующего индивидуального изучения. В графе таблицы «Заключение» напротив фамилий этих детей делается пометка «Рекомендован для индивидуального изучения». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Задание 1.

Повторение ребенком прохлопанного ритма (методическая инструментовка Н.В. Нечаевой).

Назначение задания: выявить уровень звуковой дифференциации на несловесном материале, умение устанавливать временные отношения в заданной группе звуков.

Организация работы: предлагаются последовательно 3 ритма, состоящие из 5 хлопков в любом их сочетании. Ребенок повторяет ритм после каждого прохлопывания экспериментатором.

Инструкция: "Я сейчас прохлопаю ритм, а ты его после меня повтори точно так же".

Оценка повторения ритма.

1 уровень - повторил точно все  три ритма;

2 уровень - повторил точно 2 ритма;

3 уровень - правильно повторил один  ритм; не повторил ни одного ритма.

4 уровень - не повторил ни одного  ритма правильно.

Задание 2

Последовательное называние ("чтение") цветных кружков (методическая инструментовка приема Н.В.Нечаевой).

Назначение задания: выявить готовность к обучению чтению (способность глаза следовать по упорядоченному ряду знаков и умение ребенка без ошибок этот ряд называть).

Организация работы. Для работы готовится карточка. На одной стороне ее нарисовано 4 строки цветных кружков по 10 кружков в каждой строке. На другой стороне карточки одна строка цветных кружков (образец):

Задание состоит из двух частей: 1- обучающая, 2 - основное задание.

Инструкция. Вначале разбирается образец. После того как усвоен способ называния кружков и выяснено, что ребенок знает названия предлагаемых ему цветов, можно переходить к выполнению основного задания: "Теперь так же назови все цветные кружки, нарисованные на этом листочке, называй их подряд по строчкам". Учитель рукой показывает направление "чтения" - слева направо, от первой строки к четвертой.

Оценка правильности "чтения" цветных кружочков:

1 уровень - "прочитано" без ошибок:

2 уровень - "прочитано" с 1 ошибкой;

3-4 уровень - допущено более одной  ошибка.

3 и 4 уровни выполнения задания  свидетельствуют о возможных  потенциальных трудностях ребенка  при овладении навыком чтения.

 

Приложение 5

 

Анкета для родителей будующих первоклассников

 

Уважаемые родители! 

В этом году в нашей школе среди первых классов открывается класс адаптации — класс здоровья. Учебная программа, по которой будет вестись обучение, та же, что и во всех остальных классах, но количество учащихся будет меньше: 9—12 человек. Это дети, которые в силу слабого здоровья требуют особого внимания педагога и врача. Ставится цель — помочь этим детям привыкнуть к школьным условиям и школьному режиму, обеспечить им необходимый врачебный надзор, своевременную педагогическую и медицинскую помощь. Класс будет существовать в течение всех лет начального обучения. Комплектование класса с учетом медицинских показаний будет проводиться школьными педагогическими комиссиями. Просим помочь работе комиссии и возможно более объективно ответить на следующие вопросы: 

1. Отягчающие обстоятельства в  дошкольном периоде развития  ребенка (тяжелые роды, травмы, частые заболевания)_ 

 2. Сколько раз и чем болел ваш ребенок в прошедшем году? (Укажите конкретно.)_ 

 3. Хронические заболевания, отклонения в органах зрения, слуха, дефекты речи, другие особенности. (Укажите конкретно.)_ 

 4. Признаки детской нервности (двигательная расторможенность или, напротив, заторможенность, склонность к беспокойству, волнениям, повышенная раздражительность, непереносимость шума, духоты, необоснованные страхи, беспокойный сон, слезливость). Подчеркните соответ ствующий (ие) признак (и), укажите, как часто он(они) проявляет (ют) себя_ 

5. Умеет ли ребенок быть внимательным, когда слушает чтение, смотрит  телевизор? (Подчеркните соответствующее.) 

 Да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет. 

6. Хорошо ли развита у него  рука? Умеет ли он рисовать, лепить, работать ножницами, вышивать, писать  печатными буквами, может ли рисовать  узоры? Может ли сам завязывать шнурки, застегивать пуговицы? (Подчеркните соответствующее.)  
Да; скорее да, чем нет; скорее нем, чем да; нет! 

7. Как быстро устает ребенок  в процессе работы, усидчив ли? (Подчеркните соответствующее.)  
Может работать долго (больше 30 минут), даже если не очень нравится; может долго заниматься только тем, что нравится; даже если дело нравится, заниматься долго не может, неусидчив. 

8. Владеет ли ребенок навыками  самообслуживания (может ли сам  одеваться, раздеваться, сохранять  опрятный вид)? Приучен ли убирать игрушки, вещи? (Подчеркните соответствующее.) 

 Да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет. 

9. Можно ли сказать, что он  достаточно ответствен? (Не забывает  постоянно о поручениях, старается  вовремя выполнить их.) (Подчеркните соответствующее.)  
Да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет. 

10. Умеет ли ребенок себя вести? Усвоил ли правила поведения  в общественных местах? (Подчеркните соответствующее.) 

 Да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет. 

11. Умеет ли он кататься на  лыжах, на коньках, на велосипеде? (Подчеркните соответствующее.) Можете ли вы назвать его ловким? 

 Да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет. 

Ответы родителей на вопросы следует перевести в цифровую форму: от первого к четвертому соответственно обозначать их цифрами от 4 до 1. Насторожить учителя должны дети, набравшие средний балл от 3,1 до 4 баллов. 

 

 

 

Схема учета результатов анкетирования родителей 

№ п/п

Учащиеся

(фамилия, имя) 

Ответы на вопросы

Средний бал

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 
                             

 

Анализ данных, содержащихся в схеме-характеристике класса, результатов анкетирования родителей позволяет педагогу оценить характер школьной адаптации у каждого из его учеников, взять на заметку тех, кто получил наиболее низкие обобщенные оценки. К таким детям, естественно, внимание педагога многократно усиливается. Кроме того, эти дети становятся также объектом изучения школьных специалистов (психолога, логопеда, социального и медицинского работников), школьного консилиума.

Индивидуальность ребенка, обнаружившего адаптационные трудности, должна найти отражение и в более полной его качественной характеристике. Школьным специалистам, членам школьного консилиума в этом случае будет легче вникнуть в проблемы ребенка, принять решение о виде и объеме требуемой коррекционной помощи.

12. Хочет ли идти в школу? (Подчеркните  соответствующее.) Да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет. 

 Что его больше привлекает: школьная атрибутика (форма, портфель, положение школьника), возможность учиться читать, писать? (Подчеркните соответствующее.) 

13.Считаете ли Вы его хорошо подготовленным к школьному обучению? (Подчеркните соответствующее)Да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет. 

 

 

Приложение 6

Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (с дополнениями и изменениями) 

Ст.5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования 

1. Гражданам Российской  Федерации гарантируется возможность  получения образования независимо  от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.  
 
6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов 

 

 

 

 


Информация о работе Характеристика школьной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья