Характеристика школьной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 16:05, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования: адаптация младших школьников с нарушениями речи является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой.
Цель работы – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Рассмотреть виды школьной дезадаптации и её факторы.
3. Раскрыть причины и проявления дезадаптации у детей с ОВЗ.

Содержание

Введение

Глава 1. Школьная дезадаптация детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья………………………………..
1.1. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья ……………………………………………………………………..
1.2. Виды школьной дезадаптации и её факторы…………………………
1.3 Причины и проявления дезадаптации у детей с ОВЗ ………………..
Глава 2. Педагогическая диагностика признаков адаптационных
нарушений, как основа индивидуализации обучения и коррекционно-развивающей помощи………………………………………………………
2.1. Место и задачи педагогической диагностики в многоуровневой системе изучения ребенка ………………………………………………….
2.2.Организация диагностической деятельности…………………………
2.3 Методы диагностической деятельности по предупреждению школьной дезадаптации…………………………………………………….
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

_0реферат на защиту.doc

— 370.00 Кб (Скачать файл)

Оценка выполнения задания (оценивается лучший из выполненных узоров):

1-й уровень— узор срисован и продолжен правильно, фотографически точно. В обоих случаях соблюдена заданная закономерность в величине и расположении линий, чередовании цветов. Линии рисунка четкие, ровные;

 2-й уровень — узор срисован и продолжен с соблюдением заданной закономерности в расположении линий, чередовании цветов. Однако в рисунке нет должной четкости и точности: ширина, высота, угол наклона отрезков лишь приблизительно соответствуют заданным в образце. Рисунок можно определить как правильный, но небрежный;

 3-й уровень — при срисовывании допущены грубые искажения узора, которые повторяются и при самостоятельном его продолжении; заданная закономерность в расположении линий нарушена: пропущены отдельные элементы узора (например, сглажены или совсем снивелированы различия в высоте вершин);

 4-й уровень — выполненный рисунок лишь очень отдаленно похож на образец; ребенок уловил и отразил в нем лишь две особенности — чередование цвета и наличие угольчатых линий. Все остальные элементы конфигурации узора пропущены. Не выдерживается подчас даже строка — ползет вниз или вверх.

Задание № 2

Рисование бус (методика И.И.Аргинской). Назначение задания. Выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Организация работы. Задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку.

Для работы у каждого ребенка должно быть не менее шести разноцветных фломастеров или карандашей. Работа состоит из двух частей: первая часть (основная) — выполнение задания (рисование бус), вторая часть — проверка работы и в случае необходимости перерисовывание бус.

Инструкция к первой части. «Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусин так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторяется два раза.) Начинайте рисовать».

Инструкция ко второй части (выполнение этой части задания начинается после того, как все дети выполнили первую часть). «Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте ниже новый рисунок. Слушайте внимательно. (Условие повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом)».

Оценка выполнения задания (оценивается лучший из рисунков):

1-й уровень — задание выполнено правильно, учтены все пять условий (положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины);

 2-й уровень — при выполнении задания учтено три-четыре условия;

 3-й уровень — при выполнении задания учтено два условия;

4-й уровень — при выполнении задания учтено не более одного условия.

Задание № 3

«Заселение» дома (методика И.И.Аргинской). Назначение задания. Выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключиться с одного найденного решения на поиск другого.

Организация работы. Учитель заранее рисует на доске дом (см. рисунок) и готовит три большие карточки с изображением жильцов дома: точки, палочки и галочки. Каждому ребенку дается листок с изображением такого же дома. Для работы нужен карандаш или фломастер (ручка).

Работа над заданием состоит из трех частей: первая часть — обучающая, вторая часть — основная, третья — проверка выполненного задания и в случае необходимости исправление ошибок.

Инструкция к первой части. «Дети, на ваших листочках нарисован дом. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. В этом доме на каждом этаже живут такие жильцы: точка (показывает карточку), палочка (показывает карточку) и галочка (показывает карточку). На всех этажах эти жильцы живут в разном порядке. На самом верхнем этаже в первой комнате слева — точка (рисует в окне на доске точку), в средней комнате — палочка (рисует палочку). Подскажите мне, кто живет в последней комнате. (Дети называют галочку, и учитель рисует ее в окне). Теперь нарисуете карандашом на своем листочке, в какой комнате кто живет на шестом этаже. Теперь будем заселять жильцами пятый этаж. В первой комнате слева на пятом этаже тоже живет точка. Подумайте, как нужно поселить палочку и галочку, чтобы они жили не в том порядке, как на шестом этаже. (Дети подсказывают: «В средней комнате галочка, в последней — палочка».) Размещение жильцов рисуется на доске и на листочках».

Инструкция ко второй основной части. «Мы вместе узнали, как живут жильцы на двух этажах. Осталось еще четыре этажа. Их вы заселите сами. Послушайте внимательно, что нужно сделать: поселите на каждом из оставшихся этажей одну точку, одну палочку и одну галочку так, чтобы на всех этажах они жили в разном порядке. Не забудьте, что разный порядок должен быть на всех шести этажах». (В случае необходимости инструкция повторяется дважды.)

Оценка выполнения основной части задания (учитывается «заселение» только четырех нижних этажей):

1-й уровень — задание выполнено правильно: найдены четыре разных варианта размещения, не повторяющих «заселение» пятого и шестого этажей;

2-й уровень — найдено три-два различных варианта размещения из четырех возможных;

3-й уровень — найден один вариант размещения из четырех возможных;

4-й уровень — самостоятельных решений не найдено: повторены решения обучающего этапа или работа не выполнена (этажи остались незаселенными).

Задание № 4

Раскрашивание фигур (методика Н.Я.Чутко). Назначение задания. Выявить, как дети классифицируют наглядный матеоиал по самостоятельно найденному основанию.

 

 

Организация работы. Из набора треугольников, изображенных в прямом и перевернутом, в прямом и зеркальном положениях, выделяются и раскрашиваются разными цветами одинаковые. Работа фронтальная. Надо предварительно заготовить листочки для каждого ребенка с изображением соответствующего ряда фигур; в правом верхнем углу листочка — фамилия, имя ребенка; каждый должен иметь свой набор цветных карандашей (или фломастеров).

Инструкция. «Это задание похоже на те, которые вы много раз выполняли, рисуя и раскрашивая разные фигуры. Сейчас внимательно рассмотрите эти фигуры и найдите среди них одинаковые. Одинаковые фигуры нужно закрасить одним цветом. Сколько найдете разных групп одинаковых фигур, столько и понадобится каждому разных цветных карандашей (или фломастеров). Карандаши для раскраски фигур каждый выбирает сам. Повторяю еще раз. (Задание повторяется.) Все понятно? Выполняйте».

Оценка выполнения задания:

1-й уровень — классификация выполнена правильно; выделены три группы разных фигур (4 равнобедренных треугольника, 3 равносторонних и 3 прямоугольных).

 2-й уровень — одна ошибка (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении или неразличение одинаковых фигур в прямом и зеркальном положении);

3-й уровень — две ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении и неразличение фигур в прямом и зеркальном положении);

4-й уровень — три ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении, в прямом и зеркальном положении, а также неразличение разных фигур); бессмысленное, хаотическое раскрашивание фигур.

Задание № 5

Составление схем слов под диктовку (методика Н.В.Нечаевой). Назначение задания. Выявить готовность психофизиологических функций, обеспечивающих восприятие речи на слух, уровень развития фонематического анализа, а также способность к переводу звукового кода в другую знаковую систему, в данном случае — в кружки (перекодирование).

Организация работы. Диктант выполняется на листке в клетку в треть тетрадного листа. На нем должны поместиться фамилия ребенка и пять строк слов: УМ, СОК, ЛИСА, СОСНА, ЗВЕЗДА. Желательно, чтобы дети заранее познакомились с данным видом заданий, но с другим набором слов.

Инструкция. «Дети, несмотря на то, что вы еще не умеете писать, вы сейчас запишете несколько слов, но не буквами, а кружками: сколько букв в слове, столько вы нарисуете кружков». Далее разбирается образец: «Произнесите хором медленно слово "рак", а я под вашу диктовку запишу это слово кружками: рак = ООО. Сколько кружков получилось? Три. Проверим написанное, "прочитаем" кружки: 000 = рак. Все правильно». В случае необходимости разбор примера повторяется. Образец на листочке не рисуется.

Оценка диктанта.

При правильном выполнении задания получается следующая запись:

ОО 
ООО 
ОООО 
ООООО 
ОООООО

1-й уровень — все схемы выполнены правильно;

2-й уровень — три-четыре схемы выполнены правильно; 

3-й уровень — одна-две схемы выполнены правильно;

4-й уровень — все схемы выполнены неправильно.

Задание № 6

Чтение схем слов (методика Н.В.Нечаевой). Назначение задания. Выявить готовность психологических и психофизиологических функций, обеспечивающих чтение, — умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный ход со звуковым (перекодирование, но обратное тому, что делает ребенок при диктанте).

Организация работы. Каждый ребенок получает лист с рисунками животных и нарисованными тут же схемами слов, соответствующих названиям этих животных, но расположенными не по порядку, а в разбивку. Дети должны при помощи соединительных линий установить соответствие между названием животного и его схемой. Работа выполняется простым карандашом.

Инструкция. «Дети, сегодня вы попробуете "читать" слова, написанные не буквами, а кружками». Далее разбирается образец. Для этого на доске рисуются две схемы:

 ООО 
ОООО

Рядом с первой схемой прикрепляется картинка, изображающая, например, волка, а рядом со второй — сома. «Кто нарисован на этой картинке? Волк. Какой набор кружков подходит к этому слову? Читаем вместе первую схему: ООО = В-О-Л-К. Эта схема не подходит, здесь меньше кружков, чем нужно. Читаем вторую схему: ОООО = В-О-Л-К. Схема подходит. Соединим линией схему и картинку». Так же разбирается и чтение слова «сом». «Теперь то же самое вы сделаете на своих листочках. Возьмите в руки карандаш, тихо произнесите название нарисованного животного, найдите, какой набор кружков соответствует этому названию, и соедините линией схему и картинку.

Оценка чтения схем слов: 

1-й уровень — все связи определены правильно; 

2-й уровень — три-четыре связи определены правильно;

3-й уровень — одна-две связи определены правильно;

4-й уровень — все связи определены неправильно.

Задание № 7

Разметка (методика Г.Ф.Кумариной, Н.А.Цирулик). Назначение задания. Диагностика особенностей зрительного анализа, умений планирования и контроля в практической деятельности.

Организация работы. Путем разметки надо получить на прямоугольном листе бумаги как можно больше геометрических фигур. Заранее должны быть подготовлены листы белой бумаги размером 12 х 16 см, шаблоны из тонкого картона (прямоугольник 6x4 см), простые карандаши или цветные фломастеры для каждого ребенка.

Инструкция к первой части. «Ребята, представьте, что нам надо украсить комнату флажками вот такой формы (учитель показывает прямоугольник). Сегодня мы потренируемся в том, как надо размечать такие флажки. Перед вами листок бумаги. Нужно сделать так, чтобы флажков из него получилось как можно больше. Поэтому прежде чем обводить прямоугольники, подумайте, как вы будете это делать. Начинайте работу».

Инструкция ко второй части задания (после того как дети выполнили первую часть). «Сейчас каждый из вас внимательно посмотрит на свою разметку и сам ее оценит: так ли он сделал, как требовалось. Повторяю, что нужно было разместить на листочке как можно больше флажков. При разметке мы должны быть экономными. Если вы увидите, что можно было сделать лучше, разместить больше флажков, сделайте работу заново на оборотной стороне листка».

Оценка разметки (для оценивания учитель выбирает лучший из двух возможных вариантов):

1-й уровень — прямоугольники размещены на листе рационально: обводятся начиная от края листа, вплотную прилегают друг к другу. На листе уместилось их максимальное количество — восемь;

 2-й уровень — налицо попытка уместить как можно большее количество прямоугольников. Однако в силу того, что обводка их начинается с некоторыми отступлениями от края листа (сверху или сбоку) или между отдельными прямоугольниками оставляются зазоры, у ряда размещенных на листе фигур стороны оказываются срезанными;

3-й уровень — размещение прямоугольников на листе далеко от рационального несмотря на то, что обнаруживается стремление при их взаимном расположении соблюсти определенную систему; в целом обведено не более четырех фигур;

4-й уровень — прямоугольники размещаются на плоскости без какой-либо системы, хаотично; обведено не более трех фигур. 

Информация о работе Характеристика школьной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья