Характеристика школьной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 16:05, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования: адаптация младших школьников с нарушениями речи является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой.
Цель работы – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Рассмотреть виды школьной дезадаптации и её факторы.
3. Раскрыть причины и проявления дезадаптации у детей с ОВЗ.

Содержание

Введение

Глава 1. Школьная дезадаптация детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья………………………………..
1.1. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья ……………………………………………………………………..
1.2. Виды школьной дезадаптации и её факторы…………………………
1.3 Причины и проявления дезадаптации у детей с ОВЗ ………………..
Глава 2. Педагогическая диагностика признаков адаптационных
нарушений, как основа индивидуализации обучения и коррекционно-развивающей помощи………………………………………………………
2.1. Место и задачи педагогической диагностики в многоуровневой системе изучения ребенка ………………………………………………….
2.2.Организация диагностической деятельности…………………………
2.3 Методы диагностической деятельности по предупреждению школьной дезадаптации…………………………………………………….
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

_0реферат на защиту.doc

— 370.00 Кб (Скачать файл)

В беседе с воспитателем детского сада учителя должно интересовать прежде всего такие моменты, как-то: был ли ребенок активным, подвижным, жизнерадостным, любил ли участвовать в творческих играх, в каких именно и на каких ролях, проявлял ли фантазию, инициативу, сообразительность; в кокой мере его действия были последовательны и целенаправленны, каковы были любимые занятия. Исключительно важно выяснить, как ребенок вел себя на учебных занятиях, насколько был дисциплинирован, мог ли слушать указания воспитателя, как реагировал на оценку. Следует так же выяснить, с какими трудностями сталкивался воспитатель в своей работе с данным ребенком.

Беседу как метод изучения ребенка могут использовать и члены школьного консилиума. Здесь важно обратить внимание на то, чтобы беседа проходила естественно, непринужденно, неформально, ни в коем случае не походила на экзамен. Беседа с ребенком прежде всего должна установить контакт с ним. Учителю важно понять, есть ли у ребенка психологический настрой на школу, желание учится. Беседа должна содействовать выявлению кругозора будущего школьника, способности ориентироваться во времени и пространстве, раскрыть владение языковыми средствами. Навыками связной речи.

В процессе беседы выявляется подготовленность ребенка к школе - знание букв, умение читать, представление о составе числа, о форме предметов, величине.

 

Вывод по второй главе.

Данная глава раскрывает нам суть педагогической диагностики признаков адаптационных нарушений как основу индивидуализации обучения и коррекционно-развивающей помощи. Авторы определяют какого же место педагогической диагностики и какие стоят задачи в многоуровневой системе изучения ребенка.

Исследование недостатков в здоровье детей риска и причин их обусловивших позволило изучить разработанные методы диагностической деятельности по предупреждению школьной дезадаптации, а так же познакомиться с программой и организацией этой деятельности.

Предложенные пути решения проблемы позволили определить роль учителя, как главную роль по предупреждению школьной дезадаптации ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Главной позицией, которая нашла свое отражение в данной работе, является убеждение в том, что пограничные нарушения развития, характеризующие детей риска, надлежит рассматривать не с позиции болезни, а с позиции здоровья. А так же убеждение в том, что решающими факторами в устранении этих нарушений, предупреждении адаптационных трудностей детей являются оздоровление и обогащение за счет потенциала коррекционно-развивающей деятельности самой школьной среды и педагогов, способных такую среду сознательно выстраивать.

Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Ему постоянно приходится работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ситуации успеха на уроке для ребёнка, во время перемены, в общении с одноклассниками.

Стиль педагогической деятельности - далеко не единственный фактор, определяющий дезадаптацию школьников, но очевидно, что он существенно влияет на психоэмоциональное состояние школьников, которое в свою очередь определяет уровень их адаптации к учебному процессу. Совместные усилия педагога, родителей, врачей, специалистов, психолога способны снизить риск возникновения у ребёнка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Исследование показало, что главным выходом проблемы дезадаптации детей с овз является:

- проведение ранней, качественной диагностики актуального уровня развития каждого ребенка (в дошкольном детстве);

- момент поступления в школу должен соответствовать не паспортному возрасту, а психофизиологическому;

- диагностика при поступлении ребенка в школу должна учитывать не столько уровень умений и знаний, сколько особенности здоровья, психики, темперамента, потенциальные возможности каждого ребенка.

 

Таким образом изучив литературу по теме предупреждения школьной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья мы пришли к выводу, что проблема актуальна.

Авторы пришли к мнению, что педагогика нуждается в поиске новых технологий работы, учитывающих особенности состояния здоровья детей. Таким образом, необходима организация обмена опытом и обозначения сложностей в рамках данной проблемы, выработка взаимопонимания, единого видения проблемы, единой позиции и согласованности действий медицинских и образовательных учреждений. Именно в этом акценте заключается главный смысл концепции профилактики школьной дезадаптации, на реализацию которой и призвана работать коррекционная педагогика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Основная литература:

1) Источник: «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования" / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2) Ульянова Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении.  //²Начальная школа² - 2012.

3) Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2009.

4) Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Изд-во МГУ,

2007.

5) Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии

 М.: Просвещение, 2009.

6) 7. Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю., Суворинова Н.Ю. Диагностика и 

лечение синдрома дефицита внимания у детей // Журн. Неврологии и

психиатрии им. С.С. Корсакова. 2010. №1.

7) Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 2012.

8) Кумарина Г. Ф. , Вайнер М.Э., Вьюнкова Ю.Н., Дементьева И.Ф., Кумарина Г.Ф., Мисаренко Г. Г., Степанова O.A., Чутко Н.Я. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие — M.: Издательский центр «Академия», 2008.

 

Дополнительная литература:

9) Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М. Дрофа :2005.

10) Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. /под ред. Лебединского В.В., Никольской О.С.-  М.: Просвещение, 2004

11) Диагностика школьной дезадаптации./ под ред. С.А. Беличева, И.А. Коробейникова. Научно-методическое пособие для  школьных психологов. М.: Редакционно-издательский  центр ²Социальное здоровье России², 2003

12) Введение в психодиагностику: Учебное пособие для студ. сред. пед. уч. заведений./ М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др. /под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой - М.: Изд. центр  «Академия», 2000.

13) Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. - М.: ВЛАДОС, 2005г.

14)Анастази А. Психологическое тестирование. - М.: Педагогика, 1989.

15) Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое  обследование младших школьников: проблемы умственного развития, общения, личностные. // . ²Дефектология² № 2, 2001

16) Менчинская Н.А. Проблемы учения  и умственного развития школьника. – М. Дрофа :2005.

17) Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Успенская Т.Ю. Клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации: её основные причины и подходы к диагностике // Неврологический журнал. 1998

18)Елодимова И.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М., 1991.

19)  Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников / Педиатрия, 1983, № 5.

20) Диагностика школьной дезадаптации. М.: “Социальное здоровье России”, 1995.

21) Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

22) Гончаров Н.Н. Педагогическая  система К.Д. Ушинского. - М., 1974 г.

 

 

 

 

Приложение 1

Словарь понятий

1. Школьная дезадаптация - это нарушение приспособления  личности школьника к условиям  обучения в школе, которое выступает  как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. (20, с.8)

2. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. (3, с.6)

3.Коррекционно-развивающее образование — это способ адресной педагогической помощи тем детям, которые в силу слабого здоровья или определенных дисгармоний в развитии требуют особого внимания педагогов и школьных специалистов; что создание для таких детей особых, наиболее благоприятных для них условий. (8, с.115)

4. Педагогическая диагностика – определение характера и объема способностей учащихся, затруднений, испытываемых ими в учебе, отклонений в поведении. Пед. диагностика проводится на основе данных об освоении учениками школьных программ; наблюдений за их обучением, деятельностью; изучения её результатов.(22, с.14)

5. ММД – минимальные мозговые дисфуекции.(4,с.11)

6. Дисфункция -  dis- приставка, обозначающая затруднение, нарушение, расстройство.

7. СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивность.(4.с,11)

8. Социально-педагогическая ситуация – это совокупность условий, обстоятельств, определяющаяся вовлеченными в нее людьми, местом действия, сущностью деятельности, объективно нарушающей жизнедеятельность человека.(8,с.9) 
 

9. Педагогический процесс – развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.

10. Гиперакти́вность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как психическое расстройство. Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями.

11. Экстенсивный -  связанный с количественным, а не с качественным развитием (противоп.: интенсивный). (8, с.10)

12. Диагностика - общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе (по определению И.П. Подласого). Само понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом в рамках одного научного проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Диагностические задания, используемые на этапе фронтального изучения детей для выявления предпосылок адаптационных нарушений 

Задание № 1

Срисовывание с доски и самостоятельное продолжение узора.  Назначение задания.Комплексная диагностика психофизиологических и интеллектуальных функций, сформированное™ предпосылок учебной деятельности.  
Выполнение этого задания позволяет получить представление о развитии чрезвычайно важных для предстоящей учебной деятельности способностей и функций ребенка.

 Прежде всего оно выявляет  развитие функций, необходимых для овладения письмом: как развиты у ребенка мелкие мышцы руки, какова кинестетическая чувствительность; насколько он способен к тонкому зрительному анализу; может ли удержать зрительный образ, воспринятый с доски, и перенести его на рабочий лист; достаточен ли для этого достигнутый уровень координации в системе «глаз — рука».

Рисование узора выявляет в определенной мере и умственное развитие ребенка — его способность к анализу, сравнению, обобщению (в данном случае — взаимного расположения и чередования отрезков и цветов, составляющих узор), к осознанию закономерностей (что обнаруживается при выполнении второй части задания — самостоятельном продолжении узора). Обнаруживается и уровень развития таких необходимых для ученика качеств, как способность организовать внимание, подчинить его выполнению задания, удержать поставленную цель, выстроить в соответствии с ней свои действия, критически оценить полученный результат. 

Организация работы. Узор-образец выполняется заранее на доске, разлинованной в клетку.

Узор выполняется как двухцветный. Детям раздают чистые листки в крупную клетку. Перед каждым ребенком лежит набор цветных карандашей (или фломастеров), не менее шести.

Работа состоит из трех частей: I-я часть - срисовывание узора, 2-я часть - самостоятельное продолжение узора, 3-я часть — проверка и вторичное выполнение работы с целью исправления замеченных ошибок. По мере окончания работы детьми листочки собираются.

 Инструкция. «Ребята! Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы должны будете нарисовать на своих листочках узор, точно такой же, как на доске. Рассмотрите узор внимательно — расположение линий по клеточкам, их цвет должны быть у вас такие же, как на доске. Подчеркиваю еще раз, что на ваших листочках узор должен быть точно такой же, как на доске. Это первое, что вы должны сделать. После того как узор перерисуете, вы продолжите его самостоятельно до конца строки. Это вторая часть вашей работы. Когда закончите, проверьте по доске, все ли вы правильно сделали. Если увидите у себя ошибку, исправлять не надо. Переделайте всю работу, нарисуйте новый узор пониже. Все поняли задание? Спросите сейчас, если что-то непонятно. Дальше будете работать самостоятельно».

Информация о работе Характеристика школьной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья