Формирование эстетической культуры младших школьников во внеклассной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель - выявление условий осуществления эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе.
Гипотеза: система специально организованной внеклассной деятельности эстетической направленности способствует повышению уровня эстетической культуры у младших школьников. Объект исследования – эстетическое воспитание младших школьников. Предмет исследования – формы и методы формирования эстетической культуры у младших школьников во внеклассной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5
1.1 Формирование эстетической культуры как основная задача эстетического воспитания 5
1.2 Психолого–педагогические особенности младших школьников 11
1.3 Опыт работы школы по формированию эстетической культуры младших школьников 18
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ 23
2.1 Диагностика уровня развития эстетической культуры младших школьников 23
2.2 Планирование и организация формирующего эксперимента 26
2.3 Анализ результатов опытной работы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Формиров. эстетич. культ. мл. шк-ов во внекл. работе.doc

— 2.50 Мб (Скачать файл)

Все больше растет зависимость младшего школьника  не только от мнения взрослых (родителей, учителя), но и от мнения сверстников. Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхи особого рода: что его будут считать смешным, трусом, обманщиком или слабовольным.

Как отмечает А. И. Захаров, если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в младшем школьном возрасте преобладают социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми [27, с.147].

Большое значение для ребенка этого возраста имеют также особенности внешнего облика и телесная экспрессия. Он с интересом относится к своей «физиономии» и получает огромное удовольствие от сложной мимической игры. К началу школьного детства лицо ребенка приобретает коммуникативную выразительность, то есть на лице появляется специфическое выражение, соответствующее той культурной среде, к которой принадлежит ребенок.

У ребенка постепенно складывается образ своего тела и  формируется двигательный стиль. Большое  значение приобретают двигательный контроль и дифференциация действий. В условиях обучения в школе от ребенка требуется дисциплина и сознательное подавление экспрессии. Поэтому робким и застенчивым детям необходимо расширять систему взаимоотношений со сверстниками на базе любимых занятий, а активным детям - организовывать приемлемый выход их неуемной энергии, шумливости и подвижности путем вовлечения в занятия спортом, требующие повышенного расходования мышечной энергии.

Также главную  роль в самоопределении младшего школьника играет учебная деятельность. Дети стремятся к самоутверждению прежде всего в учебе. Типичным для них является соревновательный мотив: «быть лучше, чем все». Если потребность в самоутверждении не удовлетворяется, она может вылиться в капризы, в уныние, зависть или в постоянное чувство соперничества. Неуспех в учебе ведет к снижению самооценки и уровня притязаний детей. Именно в этот период дети начинают постепенно понимать, какие значения имеют слова «должен», «обязан», «совесть». У них пробуждается чувство гордости или вины в зависимости от совершенного поступка. Это способствует развитию усидчивости, самоконтроля и чувства ответственности.

Процесс осознания  себя очень сложен для ребенка  семи лет, так как это начало процесса дифференциации внешней и внутренней сторон личности ребенка, что и порождает множество переживаний. В первую очередь это связано с пониманием отличия себя от других по физическим, половым, психологическим, социокультурным признакам.

Младший школьник пытается максимально соответствовать  требованиям взрослых, ситуации, правилам, регламентирующим школьную жизнь. Неспособность соответствовать новым нормам и требованиям неизбежно заставляет его сомневаться и переживать, испытывать чувство тревоги и беспокойства. Здесь значимой является помощь учителей, родителей, психологов, направленная на поддержание позитивного самоотношения ребенка, развитие адекватной самооценки и выработку оптимальных моделей поведения в образовательном пространстве школы.

К наиболее существенным изменениям в психическом развитии ребенка на этапе младшего школьного возраста современные психологи относят: внутреннюю социальную позицию «Я - ученик», «произвольность психической деятельности», возможность рефлексии и т. д. [6, с.94].

Как показывают исследования психологов, с формированием  учебной деятельности, которая в младшем школьном является ведущей, коренным образом меняется социальная ситуация развития личности первоклассника. На основе учебной деятельности формируются и развиваются основные новообразования младшего школьного возраста. Ребенок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений первоклассника перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

В младших классах  продолжают закладываться основы нравственного  поведения и сознания. В младшем  школьном возрасте начинает оформляться  рефлексия как способность увидеть  свои возможности, перспективы и  ограничения в контексте деятельности и общения со взрослыми и сверстниками.

Рефлексия проявляется  в возможности выделять особенности  своих действий и делать их предметом  анализа. Если дошкольник в абсолютном большинстве случаев ориентируется  на свой индивидуальный опыт действия, то младший школьник начинает ориентироваться  на общекультурные образцы действия, которыми он овладевает в диалоге со взрослыми.

Стремление  младших школьников указать условия  происхождения и построения каких-либо предметов - одна из важнейших предпосылок  развития у них творческого (продуктивного) воображения. Формированию этой предпосылки помогают занятия по труду, рисованию и литературе, писал Ж. Пиаже, где наиболее ярко проявляется детское воображение [27, с.82].

У младших школьников, так же, как и у дошкольников, можно наблюдать большую вариативность  в характере детского творчества: одни дети воссоздают реальную действительность, другие - фантастические образы и ситуации. В зависимости от этого можно условно разделить детей на реалистов и фантазеров.

Дети младшего школьного возраста склонны фантазировать, отчего их нередко называют лгунишками. Одной из причин являются трудности в реальной жизни, которые толкают ребенка уйти в фантазируемый мир. Чувство тревоги и беспокойства могут быть связаны как с семейной ситуацией, так и со школой (в частности, со школьной дезадаптацией, неуспеваемостью и т. п.). Воображение при всей своей пользе для подготовки к творческой деятельности может увести ребенка от реального мира, завести в тупик, создавая навязчивые образы, которые действительно преследуют ребенка. В этом случае требуется помощь компетентного взрослого и его психологическая поддержка.

В младшем школьном возрасте происходит развитие личности ребенка, что становится залогом  возможности занять субъектную позицию  в обучении и успешно продвигаться в образовательном пространстве школы. В этом возрасте ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», и стремится утвердить себя среди взрослых и сверстников. У ребенка появляются новые ценностные ориентации, возникающие под влиянием учебной деятельности и включения в педагогическое взаимодействие.

В эмоциональной  сфере изменения идут по пути овладения  чувствами и экспрессивной стороной эмоций. Особую роль в этом возрасте играет формирование высших чувств: эстетических и социальных. Под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера или собственного действия у детей формируются моральные чувства: чувство товарищества, ответственности за класс, сочувствие горю окружающих, негодование при несправедливости.

В этот период ребенок  очень чувствителен к эмоциональным  воздействиям. Взрослый должен учитывать  тот факт, что в процессе взаимодействия целесообразно использовать только такие формы эмоциональных воздействий, которые способствуют развитию, а не блокируют его. И более того, в процессе педагогического взаимодействия учитель транслирует ребенку эталоны эмоционального поведения, модели проявления и контроля социальных чувств и эмоций (Т. Н. Щербакова, P. X. Ганиева).

Проведенный теоретический  анализ исследований развития младших  школьников показывает, что в этот период происходит значительная перестройка  психической организации личности ребенка, важные изменения происходят в познавательной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной и нравственной сферах. Это создает необходимую базу для успешной учебной деятельности.

Вывод: современное  образовательное пространство для  младшего школьника является своеобразной событийной общностью взаимодействия и взаиморазвития со сверстниками и взрослыми. Здесь он сталкивается с необходимостью самопрезентации, адаптации к требованиям других, множеством задач на утверждение своего когнитивного, социального и личностного статуса, необходимостью подтверждения психологической готовности к роли субъекта учебной деятельности.

 

1.3 Опыт  работы школы по формированию  эстетической культуры младших  школьников

 

Основную цель УО «Детская Ратомская Музыкальная школа» можно определить так: формирование в контакте с другими социальными институтами всесторонне развитой личности школьников с богатыми духовными запросами.

Задачи начального музыкально-эстетического  образования по отношению к его целям носит более частный характер и нагляднее отражают содержательную сторону обучения.

Важнейшие из них:

-формирование и развитие художественного  и музыкального вкуса, потребности  и умения разбираться в различных  видах искусства, в том числе слушать музыку избирательно;

-формирование интереса и любви  к музыкальному искусству и  знаниям о нём; 

-обучение игре на каком-либо  музыкальном инструменте (соло, в  ансамбле и оркестре) и умению  самостоятельно разбирать музыкальные  произведения;

-воспитание музыкального слуха как способности к аналитическому осмыслению музыкального материала и передача комплекса знаний о музыке как в процессе практического музицирования, так и путём специальных упражнений и изучения музыкальной грамоты и музыкальной литературы;

-воспитание исполнительских навыков  на основе художественного осмысления  музыкальных впечатлений; 

-практическое усвоение теоретических  знаний через творческую деятельность;

-выявление одарённых детей и  подростков, способных к профессиональной музыкальной деятельности, и их подготовку к поступлению в специальные музыкальные учебные заведения;

-музыкальное  просвещение родителей школьников.

При обучении в УО «Детская Ратомская Музыкальная школа» формирование эстетической культуры происходит в рамках всех дисциплин, предусмотренных учебными планами.

Осуществляя музыкально-эстетическое воспитание, педагоги школы четко определяют педагогические условия, при которых поставленная задача решается успешно. На основе изучения опыта передовых учителей музыки можно определить основные педагогические условия, способствующие успешному формированию музыкально-эстетической культуры школьников:

- целенаправленность урока  (в плане эстетического воспитания);

- четкая структура урока  в соответствии с изучаемым  материалом;

- правильный отбор художественного  материала и соответствующих  ему методов, приемов обучения;

- знание учителем специфической  особенности каждого класса, каждого  ученика (имеется в виду организованность  детского коллектива, певческие  особенности учащихся, способности их музыкального восприятия и т.д.);

- специальная направленность  работы учителя музыки на уроке,  предусматривающая формирование  музыкально-эстетической культуры;

- непрерывность  и систематичность работы учителя  в соответствии с поставленной  целью;

- создание необходимой  психологической ситуации в течение  всего урока и особенно при  знакомстве с новым произведением;

- активизация  в момент восприятия внимания, чувств и переживаний эстетического характера;

- эстетическая  образованность, психолого-педагогическая  и методическая подготовленность  самого учителя музыки, систематичность  его работы в эстетической  деятельности учащихся;

- влияние эстетических  интересов родителей на детей;

- влияние радио,  телевизионных передач на развитие  эстетических чувств и формирование  эстетических вкусов учащихся.

Одним из важных педагогических условий формирования музыкально-эстетической культуры учащихся является творческое ведение урока, которое предполагает научность изложения художественного материала, идейно-нравственную направленность, непосредственную связь искусства с жизнью, использование конкретных приемов и фактов с целью понимания сущности и содержания музыкального искусства, его выразительных средств, обеспечение учителем межпредметных связей, строгий учет практических знаний и опыта как всего класса, так и отдельных учащихся.

Учителя музыки успешно владеют профессиональными  умениями и навыками, наиважнейшими  из которых являются умения использовать свои знания для творческого решения практических задач, самостоятельной интерпретации музыкальных произведений. Учителя профессионально поют и играют на музыкальном инструменте, владеют певческим голосом, умеют интересно рассказывать о музыке, словом профессионально вводят детей в мир большого искусства.

Учителю музыки считают, что в музыкально-эстетическом воспитании большое значение имеет  атмосфера, в которой проходят занятия. Она должна быть творческой, спокойной, непринужденной, взаимодоверительной между учителем и учащимися.

Научно обоснованный процесс формирования музыкально-эстетической культуры учащихся на уроках музыки предполагает соблюдение учителем следующих принципов: единство обучения и воспитания; научность  и сознательность в обучении; связь обучения с жизнью; доступность и наглядность обучения; прочность усвоенных знаний, умений и навыков; индивидуальный подход и единство эмоционального и сознательного. Последний принцип играет в музыкальном воспитании особо важную роль. Сила воздействия музыки в ее яркой эмоциональности. Эмоциональная отзывчивость на музыку является центром музыкальности.

Информация о работе Формирование эстетической культуры младших школьников во внеклассной работе