Формирование эстетической культуры младших школьников во внеклассной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель - выявление условий осуществления эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе.
Гипотеза: система специально организованной внеклассной деятельности эстетической направленности способствует повышению уровня эстетической культуры у младших школьников. Объект исследования – эстетическое воспитание младших школьников. Предмет исследования – формы и методы формирования эстетической культуры у младших школьников во внеклассной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5
1.1 Формирование эстетической культуры как основная задача эстетического воспитания 5
1.2 Психолого–педагогические особенности младших школьников 11
1.3 Опыт работы школы по формированию эстетической культуры младших школьников 18
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ 23
2.1 Диагностика уровня развития эстетической культуры младших школьников 23
2.2 Планирование и организация формирующего эксперимента 26
2.3 Анализ результатов опытной работы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Формиров. эстетич. культ. мл. шк-ов во внекл. работе.doc

— 2.50 Мб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема формирования эстетической культуры подрастающего  поколения становится всё более  актуальной. В Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь эстетическая культура выделяется как один из базовых компонентов  культуры личности, который представляет собой высокую степень внутреннего и внешнего совершенства человека.

В психолого-педагогической литературе нет чёткого определения  структуры эстетической культуры. Однако учёные (Н.С. Витковская, Д.Н. Джола, Т.В. Качалова, А.И. Комарова, Н.Б. Крылова, А.П. Печко, А.Б. Щербо и др.), выделяя её различные компоненты, сходятся во мнении, что эстетическая культура отражает эстетический опыт личности, мотивационную сферу и эстетические оценочные представления, активность личности в художественно-эстетической деятельности и её направленность на социокультурную деятельность).

Основными задачами школы на современном этапе являются формирование духовной сферы личности обучаемых, воспитание ее нравственных и эстетических качеств с учетом общечеловеческого, конкретно - исторического и национального. Развитие этих качеств невозможно без создания эффективной системы обучения и воспитания. В этой связи актуализируется поиск новых подходов к организации обучения и воспитания в школе, в частности, реализации воспитывающей функции обучения.

В философской, психолого – педагогической литературе достаточно полно освещены различные  аспекты проблемы эстетического  воспитания. Так, имеются работы, посвященные  общим вопросам эстетического воспитания, разработке его понятийно – терминологического аппарата, определению сущности и задач (О.П. Котикова. А.И. Буров, М.С. Каган, Н.И. Киященко, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков), психологических (В.Г. Асеев, М.Н. Афасижев, Л.И. Божович, И.А. Джидарьян, В.С. Ильин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов) и педагогических (И.Ф. Гончаров, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Н.А. Кушаев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, Г.И. Петрова, С.Т. Шацкий) аспектов эстетического воспитания. Среди белорусских исследователей проблемы формирования эстетической культуры можно выделить К.В. Гавриловец, И.И. Казимирской, Т.В. Карнажицкой, О.П. Котиковой, В.Г. Кухаронок, Ю.С. Любимовой, Н.Н. Яковлевой и др.

На современном  этапе развития образования эстетическое воспитание чрезвычайно актуально, т.к. на первое место выводит следующие проблемы. Речь идет о передаче детям творческого опыта, формировании эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создании условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе внеклассной деятельности.

Проблема исследования состоит в обосновании целенаправленного  положительного влияния системы  мероприятий с использованием различных  форм и методов на эстетическое воспитание школьников.

Цель - выявление условий осуществления эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе.

Гипотеза: система специально организованной внеклассной деятельности эстетической направленности способствует повышению уровня эстетической культуры у младших школьников.

Объект  исследования – эстетическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования – формы и методы формирования эстетической культуры у младших школьников во внеклассной деятельности.

В соответствии с целью исследования определены следующие основные задачи:

1) На основе  анализа научной литературы определить состояние изученности проблемы исследования, понятийно – категориальное поле исследования.

2) Провести опытно-экспериментальную  работу по исследованию уровня  эстетической культуры младших школьников.

3) Разработать программу внеклассной деятельности, направленную на формирование эстетической культуры у младших школьников.

4) Оценить результативность  опытно-экспериментальной работы.

Методы: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, опрос, беседа, опытно-экспериментальная работа, методы математической обработки данных, иллюстрирование, описание.

База  проведения исследования: УО «Детская Ратомская Музыкальная школа».

 

 

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

1.1 Формирование эстетической культуры как основная задача эстетического воспитания

 

Под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

В словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование  в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [33, с.142]. В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Под эстетическим воспитанием Котикова О.П. подразумевает  «формирование у учащихся средствами природы и искусства и в  процессе духовного общения воспитуемого и воспитателя эстетического отношения к жизни, высшим проявлением которого выступает созидательное творчество во всех сферах жизнедеятельности» [20, с.6-7].

Эстетическая  культура личности это сложное интегративное  качество, выражающееся в способности и умении эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и искусства, прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические, а также преобразовывать природу, окружающий мир человека "по законам красоты". Она формируется в процессе взаимодействия педагога и обучающегося [30, с.6].

Эстетическая  культура – элемент культуры человечества, способствующий преобразованию высших эстетических ценностей (красоты, совершенства, гармонии, созидания, творчества, эстетического наслаждения), в субъективные потребности личности обучающегося [34, с.43].

Эстетическая  культура - это совокупность ценностей, которые существуют в обществе, способы  и средства их создания и освоения, хотя сама эстетика является наукой о  становлении чувственной культуры человека [11, с.38].

Эстетическая  культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и  поведения. Этот качественно-количественный сплав функционально связан друг с другом [4, с.28].

В целом эстетической культуре присущи следующие функции: информационно-познавательная, реализуемая в знаниях личности; ценностно-ориентационная, реализуемая в убеждениях, в направленности эстетических оценок, взглядов и вкусов; деятельно-волевая, реализуемая в эстетических способностях, определяющих социально-творческую направленность эстетической культуры; коммуникативно-регулятивная, проявляющаяся в эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности.

Понятие «эстетическая культура личности» включает в себя две составляющие: эстетическое сознание и эстетическую деятельность.

Эстетическое  сознание это одна из форм общественного  сознания, которая отражает чувственно-эмоциональное  и интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству, ее стремление к гармонии и совершенству. Структура эстетического сознания весьма сложна. Она включает в себя потребностно-мотивационный компонент, эстетическое восприятие, эстетические чувства, вкус, интерес, эстетический идеал, эстетические творческие способности.

Эстетическая  художественная деятельность это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно определить воспитание эстетической культуры как педагогический процесс взаимодействия учителя и ученика с целью развития его эстетического сознания и способностей к практической творческой деятельности по законам красоты.

Содержание воспитательной работы по формированию эстетической культуры включает формирование и развитие у учащихся эстетического идейности, эстетического интереса, эстетического восприятия и эстетического вкуса как основных компонентов эстетического сознания; формирование художественных и искусствоведческих знаний, без которых не возможны полноценное эстетическое восприятие и оценка произведений искусства; формирование эстетического отношения к природе и искусству; эстетизацию учебно-воспитательного процесса, ей предметной среды, отношений в ученическом коллективе, в семье; развитие и реализацию художественного творческого потенциала учащихся; развитие эмоциональной сферы личности учащегося художественными средствами и формирование через мир эмоций нравственных мировоззренческих позиций; освоение учащимися художественных ценностей, которые в данный момент функционируют в обществе; приобщение учащихся к мировой и отечественной художественной культуре.

Эстетическая культура определяется наличием эстетического отношения человека к жизни, высшим проявлением которого выступает созидательное творчество во всех сферах его жизнедеятельности.

Критерии сформированности эстетической культуры:

  • умение воспринимать искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных образцов;
  • умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы, базирующуюся на эстетическом восприятии;
  • наличие стремления к общению с искусством и природой;
  • наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты и нетерпимости к безобразному;
  • способность художественно-творческого самовыражения;
  • наличие эмоционально-эстетической отзывчивости на все проявления окружающего мира как средств формирования и проявления духовно-нравственного мира личности;
  • стремление к гармонии внутренней и внешней красоты;
  • эстетизация отношений с окружающими людьми;
  • умение ориентироваться в огромном мире художественного наследия;
  • знание основ народного искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению [12, с.66].

В белорусской педагогике проблема эстетического воспитания и формирования эстетической культуры получила отражение в работах  К.В. Гавриловец, И.И. Казимирской, Т.В. Карнажицкой, О.П. Котиковой, В.Г. Кухаронок, Ю.С. Любимовой, Н.Н. Яковлевой и др.

Анализ взглядов современных педагогов  на сущность и структуру эстетической культуры формирующейся личности, динамику эстетического развития в различных  возрастах позволил сделать следующие  выводы.

Во-первых, трактовка данного термина имеет множество интерпретаций, нередко противоречащих друг другу, что, в свою очередь, создает определенные трудности как для теории, так и для практики эстетического воспитания.

Во-вторых, наиболее исследованным в плане эстетического воспитания является младший школьный возраст, наименее – студенческий возраст. Численное преобладание исследований, выполненных на младшей возрастной группе, обусловлено укоренившейся в педагогической науке точкой зрения, что эстетическое развитие детей младшего школьного возраста имеет основополагающее значение для формирования основ эстетической культуры личности, а также наличием блока предметов эстетического цикла в начальной школе, что вооружает педагогов-исследователей конкретным материалом для экспериментальной работы.

В-третьих, учеными предпринимались неоднократные попытки разработать модель формирования эстетической культуры личности. Условно все модели разделены нами на три группы. К первой отнесены модели, ориентированные на воспитание эстетической культуры конкретной возрастной группы (младший школьник, подросток, старшеклассник и др.), ко второй – модели будущих специалистов (педагога, воспитателя и т.д.), к третьей – обобщенные модели эстетической культуры, разработанные безотносительно возраста и будущей профессии.

В-четвертых, очевиден этапный характер формирования эстетической культуры, связанный с возрастными периодами развития личности: в дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент будущей эстетической культуры личности; в подростковом и старшем школьном возрасте интенсивно формируются ее основы; в студенческом – она достигает зрелости.

С учетом вышеизложенного  установлено, что педагогически  целесообразная модель и методика формирования эстетической культуры личности могут  быть разработаны только с учетом конкретного возраста и образовательно-воспитательной среды, в рамках которой осуществляется процесс формирования данного качества.

В целом эстетическое воспитание представляет собой систему  педагогической деятельности, которая  своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников [16, с.117]. Данная система включает в себя: учебную деятельность учащихся, внеклассную и внешкольную работу, эстетическое воспитание в семье и соответствующее самовоспитание школьников. Внутри каждого из этих элементов используются специфические формы и методы педагогической работы.

Информация о работе Формирование эстетической культуры младших школьников во внеклассной работе